Автор: Дорохова Татьяна Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 78"
Населённый пункт: г.Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: Три составляющие в воспитании детей: семья, школа, общество.
Раздел: начальное образование
Три составляющие в воспитании детей: семья, школа, общество.
“Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей”.
А.С. Макаренко
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей.
Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако
характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни
общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском
обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения.
Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию отца и мужа,
превращая женщину в его собственность. Главной целью семьи в этих
условиях становится накопление богатства, жажда наживы, которая
порождает соперничество между членами семьи и не создает необходимых
условий для правильного воспитания детей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им
лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом
помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,
развитии их способностей, формировании ценностных жизненных
ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные
ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют
специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в
установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно
найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют
содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители
откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к
объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.
Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой
информации.
Вечера вопросов и ответов.
Диспут, дискуссия.
Встречи родительской общественности с администрацией школы,
учителями.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия.
Родительский актив.
Родительский клуб.
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На
нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его
подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя.
Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика
собраний может быть разнообразной: "Мы -одна семья", "О доброте и
милосердии", "Учимся общению","Психологический климат в коллективе" и
др.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из
интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она
позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует
формированию умения всесторонне анализировать факты и явления,
опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое
мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по
предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного
обсуждения возможно составление программ действий, перспективных
планов совместной работы. Индивидуальная работа, групповые формы
взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является
деятельность родительского комитета. Родительский актив - это опора
педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи.
Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации
классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов
специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение
вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий -
добровольность и взаимная заинтересованность.
I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Это семьи,
где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в
соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка.
II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в
воспитании. Семьи, где родители контролируют образовательную и
воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется
недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной
досуговой деятельности).
III тип – внешне благополучные семьи. Семьи, где между родителями
нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается
работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не
контролируется родителями.
IV тип – конфликтные семьи. Семьи, находящиеся в стадии развода,
родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет
нормальных взаимоотношений между членами семьи.
V тип – неблагополучные семьи. Семьи, где отсутствуют четкие
ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило,
имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).
Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры
родителей возможно при условии положительно направленного
взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает
равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии
личности ребенка.
Организация совместной деятельности родителей и детей
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний,
творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и
творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных
газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут
помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке
результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая
собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-
эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного
чтения” и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и
озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки;
ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и
др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей,
просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы,
КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних
клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп,
сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение
получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День
бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;
игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья,
конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс “Мужчины на
поверке” (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная
деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях
и т.п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения
характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей,
утверждением родителей как субъектов целостного образовательного
процесса совместно с педагогами и детьми.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в
общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое
целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в
том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей,
родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью
семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных
проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую
деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного
процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие
проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя
интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких
результатов.
Сегодняшние дети дадут завтра жизнь новому поколению людей.
Какие люди будут населять Землю: разрушители себя и планеты или
созидатели? Это во многом зависит от каждого из тех, кто окажется рядом с
подростком в роли воспитателя. Надо, чтобы в этой роли выступал прочный
союз родителей и учителей, их взаимопонимание.
В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого
родителя следующие строки:
Ничего не нужно. Только Терпение. И скромность. Мир в сердце.
Тишина. Немного понимания, внимания к “Другому”… Нужна любовь.
Спросите у своей совести. Должно быть, в Вас остались нервозность,
плохое настроение, злость. Ребенок не ошибается, он возвращает Вам
ваше изображение.
. Ф. Лебойе