Напоминание

Метод проектов как эффективный путь самореализации учащихся и педагога


Автор: Штульберг Татьяна Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Поиск"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как эффективный путь самореализации учащихся и педагога
Раздел: дополнительное образование





Назад




Метод проектов как эффективный путь самореализации учащихся и

педагога

Автор Штульберг Т.А., методист

Быстро меняющиеся условия жизни и труда предъявляют совершенно новые

требования к уровню образованности, к личности выпускника.

Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно

мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать

пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Будущий

профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на

протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать

возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения,

адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать

проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и

уметь быстро из них выходить. Успех в современном мире во многом

определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:

определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь

необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить,

удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования,

проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что

большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте —

люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в дополнительном

образовании есть все возможности для развития проектного мышления с

помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в

общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось

представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть

работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного

выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с

исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно

серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или

дипломной работы. Проектная работа, как правило, имеет личностно

значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая

проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет

время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные.

Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в

условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в

условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического

подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности,

отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая

своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода

влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.

Как показывает опыт проектной деятельности в дополнительном

образовании, интерес к такой в значительной степени самостоятельной

работе появляется в основном у школьников среднего звена. Подростки

обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы,

владеют навыками использования компьютера для поиска информации и

оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми

волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не

утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения

значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет

удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические

особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового

кризиса. Если школа не предложит подростку способов реализации его

чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением,

уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким

образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка

почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и

самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Если в

ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для

оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс

учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом,

проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к

фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по

сравнению с собственным авторским замыслом. Если подросток не получает

приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она

реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и

с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность

удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках

определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.

Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный

опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное

творческое видение процесса и результата работы, создать проектный

продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие,

«шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное

произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.)

Самым

важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей

работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности,

хорошим опытом является работа над учебным проектом. Учебные проекты

готовятся и защищаются в рамках образовательных предметов, их тематика

привязана к темам, изучаемым в ходе учебных модулей или программ. Роль

педагога здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся

выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе

осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору

будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот

проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем

возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, учащийся

увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы,

которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо

заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить

себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно

приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в

помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма

проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно

предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект —

прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная

работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты

проекта. Сой опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5–

7-м классах, к 8-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы

перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая

учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего

учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или

с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо

ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и

работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и

социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в

полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со

своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Одной из особенностей работы над персональным проектом является

самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись

назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка

собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с

информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их

и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к

сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым

людям.

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и

оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций.

Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в

вузе. Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты

проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и

3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию

своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об

оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов,

видео - или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо

также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие

вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более

убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята,

защищая свои проекты. Конечно, на первых порах во всем этом большую

помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне

самостоятельно справляются со всеми проблемами. Вот уже несколько лет я

наблюдаю, что проектная деятельность может научить детей умению:

• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и

разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время,

распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по

значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в

т.ч. людей, как источник информации;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было

заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции

(опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других

социальных навыков;

• решению профориентационных задач.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из

немногих видов творческой работы, позволяющей преобразовать

теоретические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт

учащихся.Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут

возникнуть определенные проблемы:

Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает

проблема перегрузки учащихся.

Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием,

энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем

информации, которую нужно найти, проанализировать,

систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над

проектом.

Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у

учащихся среднего звена.

Самая большая проблема для педагога – не превратиться в ментора,

диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив

детям самый минимум.

Возрастает нагрузка на педагога.

Как же их разрешить? Предложу такой вариант:

Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на

учащихся; проекты проводить не часто.

Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением

работы.

Предоставить учащимся возможность работать максимально

самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Принято считать, что только в вузе студенты начинают заниматься научной

работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных

остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные

исследования надо обучать уже в школьном возрасте. Для развития навыков

исследовательской деятельности необходимо предложить учащимся простые

исследования, которые вполне доступны для выполнения учащимися. В

условиях современной жизни нам необходимо научить детей

взаимодействию, освоению опыта творческой работы, доведению

задуманного до логического конца. Этой цели служит метод проектирования

— один из интерактивных методов обучения, позволяющих максимально

увеличить активность учащихся в усвоении учебного материала, дающий

возможность организовать неформальное сотрудничество «педагог —

учащийся», представляет практически неограниченную возможность для

творчества и саморазвития личности учащихся.

Впервые понятие «проект» ввел американский ученый Уильям Виллпатрик,

хотя практически эта деятельность присутствовала изначально. Выполняя

проект, решается практическая, исследовательская задача. Основными

достоинствами метода проектов, которые я взяла на вооружение, является

следующие тезисы:

«Изучай не книги, а жизнь»

Ставь перед учащимся ясную цель его работы.

Давай ученику интересное дело, результаты которого он может

предвидеть.

Учи ребёнка пользоваться книгой при любом деле.

Не превращай технические навыки в письме, счете и чтении в

самоцель.

Цель проекта — получение информации на основе наблюдения,

исследовательской и практической деятельности детей и подростков.

Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых

проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они

нацелены на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Этапы проекта могут выполняться индивидуально и группой. Сроки

различны. Как правило, проекты носят интегративный характер, объектами

исследований, наблюдение становятся природные объекты, экологические и

социальные. Проект направлен на решение практической задачи, разработка

проекта предполагает создание некого продукта.

В современной педагогике исследовательская деятельность и проектная не

разделяют, их рассматривают часто как синонимичные понятия.

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника

проектной деятельности:

- позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и

компетентного;

- развивать у каждого позитивный образ себя и других;

- развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять

детей на развитие такого необходимого социального навыка, как

коммуникабельность и умение сотрудничать.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения

искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать исследовательские умения (выявления проблем, сбор

информации из литературы и др.), наблюдение, умение строить гипотезы,

обобщать, развивать аналитическое мышление.

Проектная деятельность нравится учащимся, об этом свидетельствуют их

отзывы на одной из конференций, и анкетирований, проводимых в

учреждении дополнительного образования:

«Я могу больше общаться со своими товарищами»

«Я увидела многих одноклассников совсем с другой стороны. Никогда не

думала, что у моих друзей такие таланты»

«Мы многое узнаем друг о друге, учимся уважать мнение других»

«Приходится много думать, читать, ходить в библиотеку, иногда даже ночь

не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других.

Это интересно!»

«Мне нравится, что другие слушают, о чем я говорю, и уважают мою точку

зрения. В обычной жизни это бывает нечасто»

Педагоги, и я в том числе отметила возросший интерес учащихся к

предмету, углубление знаний по предмету, приобретение опыта

сотрудничества и общения с людьми.

Таким образом, метод проектов – это и эффективный путь самореализации

учащихся и педагога, возможность сотрудничества на равных, когда вместо

традиционной цепочки «педагог — ученик» рождается новая «исследователь

— исследователь» — а это, на мой взгляд, важный показатель развития,

которое возможно лишь в условиях такой деятельности, которая

организована «не как обмен вещами…, не в форме разделения труда, а в

форме сознательно организованного сотрудничества».



В раздел образования