Автор: Тихонова Наталья Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Сосновское
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Применение инновационных музыкально-игровых технологий в развитии чувства ритма у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Колокольчик»
р.п. Сосновское
Нижегородская область
Мастер-класс
для педагогов ДОУ на тему:
«Применение инновационных музыкально – игровых технологий в
развитии чувства ритма у дошкольников»
Подготовила: Тихонова Наталья Георгиевна,
музыкальный руководитель
2021г.
Цель
мастер-класса: Знакомство
педагогов
с
опытом
использования современных технологий развития у детей чувства
ритма.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей
дошкольного
возраста.
•
Раскрыть
содержание
игр
и
упражнений
по
развитию
ритмического
чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития
ритмического
чувства
у
детей
дошкольного
возраста.
Используемый материал: ритмические формулы-карточки, нотки
разного цвета, палочки, детские музыкальные инструменты, макеты
цветов,
проектор,
экран
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной
компетенции
педагогов
ДОУ
по
использованию
различных
приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного
возраста.
Структура
мастер-класса:
1.
Теоретическая
часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у
детей
дошкольного
возраста»
2.
Практическая
часть
–
занятие
с
педагогами
с
показом
эффективных
приемов
развития
чувства
ритма.
3.
Рефлексия
–
итог
мастер-класса.
Ход мастер-класса:
Муз. рук.
Добрый день, мои друзья! Я предлагаю вам сейчас
оставить все печали и невзгоды за порогом и окунуться в
волшебный мир музыки. Говорят, что любое дело необходимо
начинать с хорошего настроения! Вы со мной согласны?
Поэтому наш мастер-класс на тему: «
Применение инновационных
музыкально – игровые технологий в развитии чувства ритма у
дошкольников» я предлагаю вам провести в игровой форме. И
отправиться в путешествие на самолете в страну музыкальных
ритмов . Сегодня вы – прекрасные стюардессы! Я – командир
лайнера, и всем желаю приятного путешествия !Внимание! Мы
взлетаем!
Музыка фоновая(на ее фоне продолжается беседа)
А как вы думаете, что такое чувство ритма?(ответы)
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку,
чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма
и точно его воспроизводить . Из всех музыкальных способностей
чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что
развить его невозможно, так оно является врожденным. Но
современные исследования и практическая деятельность педагогов-
музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как
можно раньше.
В своей практике я использую самые разнообразные технологии,
формы и методы работы, на самых интересных и, на мой взгляд,
эффективных мы сегодня с вами остановимся.
И так, мы приземляемся на первый остров.
1-й
Остров под названием «Игровые ритмы»
Муз.рук: Предлагаю вашему вниманию видео – ролик, чтобы
увидеть, как проявляется ритмическое чувство у дошкольников .
На экране. (Видео – ролик- 39 секунд)
Муз. рук:
Чтобы достичь такого результата, нужно освоить
способы
применения
«ритмических
формул»,
которые
разработаны в программе «Ладушки» авторами Новоскольцевой
И.А. и Каплуновой И.М. Приглашаю выйти ко мне участников с
красными нотками.(выходят)
Внимание, на экран! Вы видите следы ног- это короткие звуки-
притопы «ти» и ладошки.-длинные звуки-хлопки( «та»-та). По -
ритмическому рисунку
выполняем
упражнение под музыку
(проговаривают).Выполняем танцевальные движения – «Синие
нотки» – хлопки, «красные нотки»
- притопы! Замечательно!
Меняемся местами.
Муз. рук.- Молодцы! Вы великолепно справились с заданием!
Муз. рук.- А теперь мы с вами организуем Оркестр - игру на
музыкальных инструментах! Возьмите, пожалуйста на ваш выбор
инструменты (педагоги выбирают муз. инструменты – барабан,
ложки, колокольчики, бубен). Внимание на экран:
На экране (презентация - отрезок к оркестру)
Муз. рук.- Перед началом игры, проговорим с вами ритмическую
формулу. Схема изображена кружочками, большой кружок-это
длинный
звук,
маленький
кружок-
это
короткий
звук.
(проговариваем вслух с
хлопками)
В оркестре играют те
инструменты, которые изображены на экране
Муз.рук.- А сейчас, звучит Оркестр. Будем все внимательными!
Оркестр «Танцевальное настроение»
Муз. рук.- Спасибо!
Обращаю ваше внимание, что в таких музыкальных играх у детей
вырабатывается скорость реакции, внимание, чувство ритма,
развивается координация движений. Думаю, вы сможете такие
упражнения применять в своей работе с детьми. Мы покидаем
наш
первый
остров
и
отправляемся
на
следующий,
Музыка взлета самолета.
2 – ой Остров:
«Свободное моделирование»
Муз. рук. На этом острове под «Свободное моделирование»
предлагаю вам игры на развитие чувства ритма с использованием
нетрадиционных инструментов. (барабаны» - баночки……) Здесь
нам будут помогать ребята. Внимание на экран!
На экране демонстрируется 1 часть упражнения-дети
А теперь попробуем выполнить это упражнение мы с вами.
Муз. рук.
Думаю, вам всем понравилось!
Продолжаем наше
путешествие, и пока мы добираемся
до следующего острова,
предлагаю вам познакомиться с очень интересной игрой на
импровизацию.
( Музыкальная игра «Ку чи чи»( на шарах)
(совместить с видео))
Мы с вами импровизируем ритм игрой на барабанах.
3 остров.»Хоровое пение рук»
Муз.рук-Ну вот , мы и приземлились! Слышите? (звучит музыка
вальса)
Участник:
Такую мелодию хочется не только слушать, но и
танцевать .
Муз. рук. Согласна с вами. Не случайно, мы прилетели на этот
прекрасный остров, где мы с вами вместе с помощью рук и
атрибутов исполним весенний вальс по технологии «Хор рук». С
прекрасными цветами, которые лежат а столе. Разрешите мне быть
вашим дирижером.
«Хор рук» (Весенний вальс» Поля де Сенневилля)
Муз. рук. Вот и подходит к концу наше путешествие в мир
музыкальных ритмов.
Рефлексия .
Коллеги, хороших результатов можно добиться только совместно,
поэтому я надеюсь наш мастер-класс поможет нам в дальнейшей
работе.
У вас лежат нотки , каждый из вас положив на нотный стан свою
нотку , продолжит фразу:
«Мне понравилось…»,
«Я буду это использовать ….»,
«Мне хотелось бы узнать еще……»
Спасибо всем за внимание. На память о нашей встрече я вам
подготовила буклеты.
(Раздача буклетов с играми)