Напоминание

Методическая деятельность как важнейший фактор повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС


Автор: Садыкова Гузель Альбертовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Центр детского творчества "Созвездие"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Методическая деятельность как важнейший фактор повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект проведения РМО для старших воспитателей.

«Методическая деятельность, как важный фактор повышения

качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС».

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность

по

обобщению,

распространению

педагогического

опыта.

В

книге

«Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М.,

1992) дается определение:

Методическая работа представляет собой целостную, основанную на

достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений

педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий,

направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства

каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого

потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на

достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития

конкретных детей.

В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования основных направлений развития

детей

(физическое,

познавательно-речевое,

социально-личностное,

художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов,

способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с

учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая

комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных

дошкольнику.

В

должностные

обязанности

таких

специалистов

(музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физической

культуре,

учителя-дефектологи

и

др.)

включены

методические

функции

по

отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав

методической службы ДОУ.

Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее

комплекс

условий,

развивающих

профессиональную

компетентность

педагогов

в

реализации

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования на уровне современных требований.

Цель методической службы:

·

создавать

в

образовательном

учреждении

организационно-

педагогические

условия

для

выполнения

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования;

· осуществлять непрерывное образование педагогов;

· развивать их творческий потенциал.

Основные задачи методической службы:

· оказывать методическую поддержку участникам педагогического

процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации

педагогических кадров;

· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой

педагогический опыт;

· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией

об

основных

направлениях

развития

дошкольного

образования,

современных требованиях к организации педагогического процесса,

учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и

развития детей;

· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-

методического оснащения основной общеобразовательной программы

дошкольного образования;

· проводить педагогический мониторинг.

Методическая

служба

осуществляет

взаимодействие

с

психологической, медицинской службами, другими подразделениями,

органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с

муниципальной методической службой.

В педагогической практике сложилась целая система методических

служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная)

методические службы и методическая служба учреждения образования

(школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении

методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель

заведующего по воспитательной и методической работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой

образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован

творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт

показывает,

что

большинству

педагогов,

особенно

начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных

коллег,

руководителей,

старших

воспитателей

ДОУ,

со

стороны

профессионального методического сообщества. В настоящее время эта

потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную

систему

образования.

Педагогам

стали

необходимы

специальная

дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы

грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс,

учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и

возможностей детей.

(Выступление «Организация наставничества в ДОУ»)

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с

кадрами. Важно напомнить, что в настоящее время нужно говорить о

системе методической работы, модернизации ее задач, содержании. И

здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему мы относим выстраивание системы методической работы

в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является

формирование

индивидуальной,

авторской,

высокоэффективной

системы

педагогической

деятельности

воспитателя.

Поэтому

методическая работа в детском саду должна быть нацелена на

обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой

деятельности,

развитие

педагогической

техники

исполнительского

искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада,

методическая

работа

решает

задачи

формирования

коллектива

единомышленников. Она направлена на выработку педагогического

кредо,

традиций

коллектива,

на

организацию

диагностики

и

самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса,

на

выявление,

обобщение

и

распространение

передового

педагогического

опыта.

В

настоящее

время

важно

приобщение

коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей

системе непрерывного образования,

что предполагает творческое

осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений

науки

и

передовой

практики.

В

каждом

детском

саду

дифференцированно

строится

система

повышения

квалификации

педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа

достигнутых

результатов

ДОУ:

результатов

учебно-воспитательного

процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов,

зрелости

и

сплоченности

педагогического

коллектива,

конкретных

интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя

всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической

работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее

содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном

учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество

может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее

общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно

считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая

оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за

отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность

методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей

происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую

работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов

этими видами деятельности.

Третий

критерий

стимулирующей

роли

методической

работы

заключается

в

том,

что

в

коллективе

наблюдается

улучшение

психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в

их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической

работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно

проведенных мероприятий.

Методический

кабинет

«визитная

карточка»

методиста,

сосредотачивает в себе все направления методической деятельности,

объединяет

усилия

педагогов,

служит

тем

профессиональным

пространством, без которого невозможна совместная работа. Несет на себе

координационную функцию и поддерживает благоприятный климат в

коллективе, систематизирует накопленный педагогическим коллективом

опыт.

(Выступление педагога «Методический кабинет»)



В раздел образования