Напоминание

"Поирай со мной в слова"


Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Поирай со мной в слова"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Поиграй со мной в слова».

Задумайтесь на минутку, что произошло на земле, если бы все слова, которые

только существуют, мгновенно исчезли? Поэкспериментируйте: попробуйте

в течении хотя бы одного дня удержите свои уши от слушания, будьте

последовательны и воздержитесь от написания слов, ну и наконец,

наберитесь терпения и во что бы то ни стало, проживите день без единой

мысли. Что из этого выйдет? По-видимому, ничего не выйдет, потому как

жить без слов не возможно. Жить без слов все равно, что пытаться

рассмотреть красивый закат, не имея глаз, все равно, что пытаться обонять

аромат цветов, не имея обоняния,- жить без слов не возможно!

Только вдумайтесь, сколь необыкновенным, чудесным даром мы обладаем!

Слово, будь оно написанным, сказанным или незаметно скользнувшим средь

просторов мысли, постоянно и всюду находится снами.

В деятельности человека практически нет областей , где не употреблялась

бы речь. Она нужна везде, хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем

детям приходится учиться, от качества речи зависит и успешность его

обучения. Поэтому главной и основной задачей воспитателей и конечно вас

родители по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно владеют

развернутой фразовой речью, имеют достаточный словарный запас, владеют

навыками словообразования. Но не всегда эти процессы протекают

благополучно.

У наших детей в логопедической группе нарушены все стороны речевого

развития ( фонетика, лексика, грамматика). Первой и основной нашей с вами

задачей будет уточнение, пополнение и активизация словаря. Овладение

словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка,

структуры речи. Её характерные особенности дети принимают от лиц, с

которыми находятся в речевом общении. Но в настоящее время, потребность

речевого общения удовлетворяется недостаточно. Наши дети живут в мире

«говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а родители отстраняются

от живого речевого общения. Поэтому низкий уровень речевого развития -

это массовое явление. Разговорная речь детей бедна и малословна. Они не

хотят доказывать свою точку зрения, рассказывать, отвечать на вопросы,

вернее не умеют.

- Скажите, а в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Ведь игра для

детей это сама жизнь. Это доступная форма деятельности, и средство

познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, стимулирует

мышление, будет фантазию. Невозможно переоценить роль дидактических

игр и упражнений в развитии речи детей. Тем более, что такие игры не

требуют специального места и время проведения дополнительного

оборудования, а дети играют в них с большим удовольствием. Даже

транспорт – отличное место для развивающих игр в слова.

Игра «Слова противоположности»

Например. Вы говорите (длинная дорога) - ребенок (короткая); (маленькая

машина)- (большая машина) т. п.

Это упражнение поможет малышу освоить понятия «синоним» и « антоним»

Игра «Кто что делает?»(водитель- управляет машиной; пешеход- переходит

улицу; регулировщик- регулирует движение).

«Добавь слово» (машина - едет, тормозит, мчится, поворачивает,

останавливается). «Кто или что может совершать эти движения?» ( идет -

человек, собака, дождь, время; летит - птица, муха, бабочка, самолет и т. п.) -

эти игры помогут активизировать глагольный словарь детей, развивать

внимание, память.

Игра « Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом» ( желтым бывает

- солнце, цыпленок, одуванчик, шарик, репа; зеленым бывает - огурец, трава,

ёлка, листья, кузнечик)

Игра «Что бывает круглым, колючим, холодным, легким, высоким?» -

расширяет словарь детей за счет прилагательных.

Игра « Один - много»( машина -машины; дерево – деревья; город – города)

упражнение на закрепление различных способов образования форм

множественного числа имен существительных.

В обогащении речи ребенка существительными, глаголами,

прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся

него в запасе слов можно использовать мяч.

Игра « Скажи ласково»( мячик маленький поймай, да словечко называй)

стол-столик, вода- водичка, рука-ручка .

Игра « Что в природе происходит, человек легко находит» (солнце -что

делает ?, ветер – что делает?,птицы – что делают?)

Игры можно проводить не только с мячом, но и с картинками, предметами

«Я начну, а ты продолжи», «Я знаю, что ты любишь», «Комплименты».

Загадывайте детям загадки, проговаривайте вместе с детьми скороговорки,

чистоговорки, пословицы они вводят ребенка в богатый образный мир

родного языка и не только обогащают, но и фонетически улучшают речь

ребенка. Обогащение словарного запаса, в свою очередь способствуют

лучшему запоминанию стихов, сказок, рассказов, самостоятельному

придумыванию загадок, небылиц. Ребенок начнет интересоваться

содержанием речи, его внимание привлекает форма, в которой выражено это

содержание. Дети начнут «играть» словами, придумывать новые, создавать

по образцу тех, с которыми уже знакомы. Вам же взрослым нужно только им

помочь в этом. А вы должны быть не только любящими и заботливыми

родителями, но и грамотными помощниками для своих детей. Ваша речь

должна быть культурной, грамотной, ей должна быть присуща четкость,

выразительность, точность.

Желаем Вам Успеха!



В раздел образования