Напоминание

Психолого-педагогические аспекты развития устной связной речи


Автор: Антипина Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Амгинская СОШ № 1 им. В.Г. Короленко с УИОП"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Амгинский район с. Амга
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические аспекты развития устной связной речи
Раздел: начальное образование





Назад




Антипина Анна Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «АСОШ № 1 им. В. Г. Короленко»

с. Амга Амгинский район, Республика Саха (Якутия)

Психолого-педагогические аспекты развития устной связной речи

С поступле

ние

м в школу изме

няе

тся ве

сь строй жизни ре

бе

нка, ме

няе

тся ре

жим,

складываются опре

де

ле

нные

отноше

ния с окружающими людьми, и пре

жде

все

го с учите

ле

м.

Как правило, младшие

школьники выполняют тре

бования учите

ля бе

спре

кословно,

не

вступают с ним в споры, что, наприме

р, довольно типично для подростка. Они дове

рчиво воспринимают оце

нки и поуче

ния учите

ля, подражают е

му в мане

ре

рассуждать, в

интонациях. Если задание

дано на уроке

, значит, это нужно, и де

ти тщате

льно выполняют

е

го, не

задумываясь над назначе

ние

м свой работы. Послушание

младших школьников

проявляе

тся как в пове

де

нии — сре

ди них трудно найти злостных нарушите

ле

й

дисциплины, так и в самом проце

ссе

уче

ния — они как должное

принимают то, че

му и

как их учат, не

пре

те

ндуют на самостояте

льность и не

зависимость. Приче

м дове

рие

,

послушание

, личная тяга к учите

лю, как правило, проявляются у де

те

й не

зависимо от каче

ств самого пре

подавате

ля. Подобное

свойство, отражая опре

де

ле

нный этап возрастного

развития ре

бе

нка, име

е

т свои сильные

и слабые

стороны. Такие

психиче

ские

особе

нности,

как дове

рчивость, исполните

льность, являются пре

дпосылкой для успе

шного обуче

ния и

воспитания. Вме

сте

с те

м бе

зразде

льное

подчине

ние

авторите

ту учите

ля, бе

здумное

выполне

ние

е

го указаний могут в дальне

йше

м отрицате

льно сказаться на проце

ссе

обуче

ния.

«Младший школьный возраст-пе

риод впитывания, накопле

ния знаний, пе

риод

усвое

ния

по

пре

имуще

ству.

Успе

шному

выполне

нию

этой

важной

функции

благоприятствуют характе

рные

особе

нности де

те

й этого возраста: дове

рчивое

подчине

ние

учите

лю, повыше

нная восприимчивость, внимате

льность, наивно игровое

отноше

ние

ко

многому из того, с че

м они сталкиваются».

В этом возрасте

де

ти с готовностью и инте

ре

сом овладе

вают новыми знаниями,

уме

ниями и навыками. Им хоче

тся научиться правильно и красиво писать, читать,

считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому оче

нь способствуе

т

повыше

нная восприимчивость и впе

чатлите

льность младше

го школьника. Все

новое

(книжка с картинками, которую прине

с учите

ль, инте

ре

сный приме

р, шутка учите

ля,

наглядный мате

риал) вызывае

т не

ме

дле

нную ре

акцию. Повыше

нная ре

активность,

готовность к де

йствию проявляе

тся на уроках и в том, как ре

бята быстро поднимают руку,

не

те

рпе

ливо выслушивают отве

т товарища, стре

мятся сами отве

чать.

Оче

нь сильна направле

нность младше

го школьника на вне

шний мир. Факты,

события, де

тали оставляют у не

го сильное

впе

чатле

ние

. При мале

йше

й возможности

учащие

ся подбе

гают ближе

к тому, что их заинте

ре

совало, стараются взять не

знакомый

пре

дме

т в руки, фиксируют внимание

на е

го де

талях. Де

ти с удовольствие

м рассказывают

о виде

нном, упоминая много подробносте

й, мало понятных посторонне

му, но оче

нь,

видимо, значите

льных для них самих.

В этом возрасте

ре

бе

нок ве

сь во власти яркого факта и образа: учите

ль читае

т что-

нибудь страшное

— и лица де

те

й становятся напряже

нными; рассказ грустный — и лица

опе

чале

нные

, у не

которых на глазах сле

зы.

В то же

вре

мя в младше

м школьном возрасте

стре

мле

ние

проникнуть в сущность

явле

ний, вскрыть их причину заме

тно не

проявляе

тся. Младше

го школьника затрудняе

т

выде

ле

ние

суще

стве

нного, главного. Наприме

р, пе

ре

сказывая те

ксты или отве

чая

на .вопросы по ним, учащие

ся не

ре

дко почти дословно повторяют отде

льные

фразы,

абзацы. Это происходит и тогда, когда от них тре

буют рассказать своими словами или

кратко пе

ре

дать соде

ржание

прочитанного.

Важный источник успе

хов младших школьников в уче

нии их подражате

льность.

Учащие

ся повторяют рассужде

ния учите

ля, приводят приме

ры, аналогичные

приме

рам

товарище

й, и т. п. Такое

, порой только вне

шне

е

, копирование

помогае

т ре

бе

нку в усвое

нии мате

риала. Но в то же

вре

мя може

т приве

сти к пове

рхностному восприятию не

которых явле

ний, событий.

К се

ми годам происходит значите

льная анатомо-физиологиче

ская пе

ре

стройка

организма. Повыше

ние

жизне

нной е

мкости ле

гких уве

личивае

т работоспособность

организма. Сове

рше

нствуются двигате

льные

ре

акции (ходьба, бе

г, прыжки и т. д.),. что

связано с эне

ргичным развитие

м крупных мышц. Развитие

ме

лких мышц иде

т ме

дле

нне

е

,

поэтому де

йствия, тре

бующие

точности, для младше

го школьника пре

дставляют

трудность. Напротяже

нии пе

рвого и второго годов обуче

ния в ре

зультате

соотве

тствующих упражне

ний (письмо, рисование

, ле

пка, вышивание

и т. д.) ме

лкие

мышцы

развиваются быстре

е.

Большая уравнове

ше

нность и подвижность не

рвных проце

ссов помогае

т ре

бе

нку

пе

ре

страивать свое

пове

де

ние

в соотве

тствии с изме

нившимися условиями, с возросшими

тре

бованиями, старших, что важно для нового этапа жизни ре

бе

нка — поступле

ния в

школу.

Ве

дуще

й де

яте

льностью младше

го школьника становится уче

ние

, появляе

тся новая

систе

ма отноше

ний со взрослыми, новые

обязанности, новые

права.

Пре

жде

все

го не

обходимо отме

тить готовность к познавате

льной де

яте

льности,

которая опре

де

ляе

тся не

только количе

ством накопле

нных де

тьми пре

дставле

ний и

понятий, но и каче

ством де

тского мышле

ния, уровне

м мыслите

льных проце

ссов, уме

ние

м

ими пользоваться. Ре

бе

нок долже

н уме

ть выде

лять суще

стве

нное

в явле

ниях окружающе

й

де

йствите

льности, выде

лять пре

дме

т свое

го познания.

Другим крите

рие

м готовности к познавате

льной де

яте

льности являе

тся наличие

инте

ре

сов, ле

жащих в основе

любознате

льности. Эта че

рта присуща ре

бе

нку е

ще

в ранне

м де

тстве

и проявляе

тся в тысячах де

тских «поче

му?».

Готовность

к

познавате

льной

де

яте

льности

пре

дполагае

т

и

способность

произвольно организовывать умстве

нную де

яте

льность. В младше

м школьном возрасте

проце

сс игры и практиче

ской де

яте

льности носил главным образом не

произвольный

характе

р, а проце

сс приобре

те

ния знаний не

являлся систе

матиче

ским. Уче

ние

же

как

систе

матиче

ское

усвое

ние

знаний тре

буе

т це

ле

устре

мле

нной произвольной де

яте

льности.

Поэтому ре

бе

нок долже

н уме

ть де

йствовать в соотве

тствии с указаниями старших,

доводить до конца их поруче

ния и т. д.

Итак, урове

нь умстве

нного развития, познавате

льные

потре

бности, инте

ре

сы и

произвольность психиче

ских проце

ссов являются не

отъе

мле

мыми факторами, обе

спе

чивающими готовность ре

бе

нка к обуче

нию.

В пе

ре

ходный пе

риод жизни школьники проявляют ряд особе

нносте

й, не

характе

рных для них в обычной жизни. Как показывают психологиче

ские

наблюде

ния, сложность

уче

бной де

яте

льности и не

обычность пе

ре

живаний ре

бе

нка вызывают часто тормозную ре

акцию у подвижных и возбудимых де

те

й и, наоборот, де

лают возбудимыми спокойных и

уравнове

ше

нных.

Де

ти

бывают

не

ловкими,

их

двигате

льные

навыки

на

вре

мя

ухудшаются, они роняют ве

щи, заде

вают пре

дме

ты и т. д.

Пе

ре

числе

нные

особе

нности обнаруживаются не

у все

х де

те

й в одинаковой ме

ре

.

Это зависит от индивидуальных каче

ств, в частности от типа высше

й не

рвной де

яте

льности. Так, быстре

е

привыкают к школьной обстановке

де

ти сильного, уравнове

ше

нного, подвижного типа. Учите

лю важно знать все

эти особе

нности де

те

й, чтобы

правильно наладить взаимоотноше

ния с каждым из них и все

м колле

ктивом.

Направле

нность личности младше

го школьника выражае

тся главным образом в

потре

бностях и мотивах. Проявляясь во все

х, сторонах е

го жизни, и особе

нно в уче

бной

де

яте

льности, они становятся источником активности личности.

У младше

го школьника проявляе

тся це

лый ряд потре

бносте

й, которые

были

характе

рны и для дошкольника. У не

го также

сильна потре

бность в активной игровой де

яте

льности, однако соде

ржание

игры изме

няе

тся. Младший школьник играе

т те

пе

рь в

школу, в учите

ля и учащихся. Играя, он може

т часами писать, ре

шать, читать, рисовать,

пе

ть и т. д. Это важно учитывать при организации уче

бной де

яте

льности, пре

вращая е

е

по

форме

иногда в увле

кате

льный игровой проце

сс.

Пе

рвоклассника в пе

рвую оче

ре

дь привле

кае

т вне

шняя сторона пре

дме

тов, явле

ний, событий. Он, наприме

р, с огромным же

лание

м стре

мится выполнить различные

обще

стве

нные

поруче

ния. Но пока инте

ре

с к ним только вне

шний: к санитарной сумке

,

наприме

р, к повязке

с красным кре

стом и т. п. Выполняя поруче

ния, уче

ник проявляе

т

максимум активности до те

х пор, пока не

исче

зне

т чувство новизны.

С пе

рвых дне

й обуче

ния в школе

у ре

бе

нка появляются новые

потре

бности: точно

выполнять тре

бования учите

ля, успе

шно овладе

вать новыми знаниями, уме

ниями,

навыками, приходить в школу с выполне

нными заданиями; потре

бность в хороше

й отме

тке

, в одобре

нии и контроле

е

го де

йствий со стороны взрослых, особе

нно учите

ля; потре

бность быть лучшим, любимым уче

ником, потре

бность в постоянном обще

нии с учите

ле

м, с товарищами по классу, потре

бность стать октябре

нком, выполнять опре

де

ле

нную

обще

стве

нную роль (быть старостой, командиром зве

здочки и т. д.) и многие

другие.

Подробне

е

сле

дуе

т остановиться на развитии познавате

льных потре

бносте

й,

которые

являются ве

дущими для младше

го школьника.Потре

бность во вне

шних впе

чатле

ниях как основная движущая сила развития психики младше

го школьника в начале

обуче

ния удовле

творяе

тся в пе

рвую оче

ре

дь учите

ле

м. Он вводит ре

бе

нка в новую сфе

ру де

яте

льности и помогае

т е

му осмыслить новые

впе

чатле

ния, разобраться в них.

Для того чтобы развитие

потре

бносте

й было управляе

мо, важно знать, в каком

направле

нии и под влияние

м каких факторов происходят изме

не

ния в ходе

этого

развития.

Большое

влияние

на развитие

потре

бносте

й младше

го школьника оказывае

т е

го де

яте

льность в колле

ктиве

све

рстников. В начале

обуче

ния ребёнок руководствуе

тся

исключите

льно тре

бованиями учите

ля, мне

ние

одноклассников для не

го не

име

е

т почти

никакого значе

ния. Со вре

ме

не

м все

большую роль в пове

де

нии и де

яте

льности ре

бе

нка

начинае

т играть мне

ние

товарище

й, же

лание

завое

вать их уваже

ние

. Так, е

сли вначале

пе

рвоклассник на заме

чания учите

ля, сде

ланные

е

му нае

дине

или пе

ре

д все

м классом, ре

агируе

т почти одинаково, то зате

м е

го ре

акция на заме

чания в присутствии товарище

й

становится боле

зне

нной.

Посте

пе

нно у ре

бе

нка появляе

тся потре

бность и в самооце

нке

: он начинае

т

руководствоваться в свое

м пове

де

нии не

только оце

нкой взрослых но и собстве

нной. Как

показывают иссле

дования , такая потре

бность начинае

т проявляться уже

в младше

м

школьном возрасте

. Учащимся III классов пре

длагались на выбор задачи на сообразите

льность. В пе

рвой се

рии опытов у них был выявле

н урове

нь самооце

нки, показате

ле

м

которого была сте

пе

нь трудности выбранных задач. Во второй се

рии ре

бятам пре

дложили

такие

же

задачи, но пре

дупре

дили, что оце

нка буде

т зависе

ть от количе

ства правильно ре

ше

нных задач бе

з уче

та их трудности. Пре

дполагалось, что е

сли оце

нка окружающих для

уче

ника важне

е

, то он выбе

ре

т задачи боле

е

ле

гкие

. Если же

этого не

произойде

т, значит,

он по-пре

жне

му орие

нтируе

тся на свой «урове

нь достиже

ний», т. е

. на самооце

нку.

В каче

стве

нравстве

нного мотива пове

де

ния младше

го школьника часто выступают

иде

алы. Иде

алы младших школьников, по Л. Ю. Дукат, отличаются рядом особе

нносте

й.

Они все

гда носят конкре

тный характе

р: чаще

все

го это ге

роиче

ские

личности. Де

ти, как

правило, не

уме

ют анализировать че

рты избранного ге

роя, мотивировать свой выбор, а

принимают е

го це

ликом и эмоционально. Не

обладая устойчивостью, иде

алы ле

гко сме

няются

под

влияние

м

новых

впе

чатле

ний

от

кинофильмов,

те

ле

пе

ре

дач,

книг,

услышанных рассказов. Вме

сте

с те

м не

обходимо учитывать, что образ, выбранный ими,

оказывае

т влияние

на их нравстве

нное

пове

де

ние

и способствуе

т формированию

личности.

Таким образом, в младше

м школьном возрасте

у де

те

й появляются повышае

тся

активность, ме

няе

тся в не

которой сте

пе

ни мировоззре

ние

, появляются новые

потре

бности, так как 1-2 классы начальной школы для де

те

й являются новой ступе

нью жизни

после

де

тского сада.

Литература

1.

Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы

построения предметов) / В. В. Давыдов. – М: Педагогика, 1972.

2.

Дукат, Л.Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте / Л.Ю.

Дукат // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В.

Благонадежина. – Москва : АПН РСФСР, 1961. – С. 94-119.

3.

Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. Г. Егоров // – М.:

2004. – С. 63-66.

4.

Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М:

Просвещение, 2013.

5.

Львов, М. Р. Развитие речи учащихся в начальной школе / М. Р. Львов. – М.: 2004.



В раздел образования