Напоминание

"Народный танец как средство сохранения и развития культурных традиций"


Автор: Валиуллина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Поиск"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Народный танец как средство сохранения и развития культурных традиций"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Народный танец как средство сохранения и развития

культурных традиций»

Автор: Валиуллина Марина Петровна

В

современных

условиях

активной

пропаганды

новых

форм

танцевального искусства, популярных среди детей и молодежи танцевальных

стилей и направлений, происходит снижение подлинного интереса к

народным хореографическим и сценическим традициям. Народный танец

является одним из важных условий формирования разносторонне развитой

личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному

самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего

народа, к формированию обычаев, традиций – непременное условие на

занятиях народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный

фундамент танцевальной культуры учащегося, как части его общей духовной

культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей

воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Создание

условий

для

успешного

функционирования

«PRO-танец:

современное

прошлое:

сохранение

и

развитие

традиций

народа»

с

применением

современных

педагогических

технологий

будет

способствовать более успешной социализации обучающихся, всестороннему

раскрытию их творческих способностей в сфере народного искусства. Данная

практика

ориентирована на решение главной проблемы - воспитание

духовных ценностей учащихся и изучение достижений национальной

культуры, освоение которых в многонациональном государстве во многом

способствует

сохранению

мира

и

единства,

межнационального

взаимопонимания и взаимодействия.

Сохранение

и

совершенствование

народной

культуры

-

залог

социально-экономической и политической стабильности. В современных

условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не

раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической

самобытности, сохранить свою национальную культуру, часть богатства

духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не

растворится в среде других.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из

ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и

государством в целом. В настоящее время отмечается снижение не только

хореографической, языковой культуры, но и культуры поведения в целом.

Проблема непонимания людьми друг друга, особенно остра в контексте

социальных противоречий. Создание практики «PRO-танец: современное

прошлое: сохранение и развитие традиций народа» в условиях творческого

объединения

«Калейдоскоп»

способствует

формированию

духовно-

нравственной личности учащихся, развивает народное творчество, прививает

любовь к народной культуре, к истории и краю, в котором мы живем. По

словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Н.В.Комаровой, «Сохранение и развитие традиций народа, и народного танца

в том числе, является важнейшим связующим звеном между прошлыми и

будущими поколениями. В связи с этим особенно важным является передача

этого исторического опыта подрастающему поколению, то есть приобщение

детей к культурным традициям своего народа. Наиболее целесообразным

способом

сохранения

и

передачи

традиций

является

естественное,

добровольное желание и интерес детей в приобретении этих знаний».

Поэтому, детский хореографический ансамбль «Калейдоскоп», являясь

естественной средой для творческого самовыражения, представляет собой

важный инструмент сохранения и развития традиций народного танца. Как

показывают исследования (анкетирования, опросы), устойчивые традиции

национальной

культуры,

будучи

одним

из

стабилизирующих

фактов

общественной

жизни,

способны,

помочь

человеку

адаптироваться

к

стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая

жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народный

танец

является ярким выражением художественно-исторической памяти

нации, важным фактором социальной значимости. Усиливается значение

народного танца и народной культуры в наши дни и для собственно

хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств,

но и как своеобразного источника «живой воды». Знакомство с богатством

танцевального творчества народов, проживающих в ХМАО-Югре и сейчас

служит

действенным

средством

идейно-эстетического

воспитания

подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального

фольклора, органичное включение их в современную хореографическую

культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для

всех педагогов, работающих в этой сфере. Нужно заметить, что в настоящее

время в городе Нефтеюганске существует не так много танцевальных

студий и коллективов, которые активно поддерживают народную культуру и

способствуют сохранению традиций и обычаев. Современная

молодежь

чаще увлекается и «модными, трендовыми» направлениями в танце.

Поэтому, в последнее время, я применяю на занятиях

некий синтез

народных танцев с современными направлениями, что создает неповторимые

и удивительные произведения. При этом, культура народного танца не

ассимилирует и не растворяется в потоке современной жизни.

Опыт моей педагогической и хореографической работы позволяет

совершенствовать методики преподавания и находить индивидуальные

педагогические решения, с помощью которых будет расти профессиональное

мастерство и улучшаться техника исполнителя народно-сценического танца.

Поэтому, связь методики с теорией и практикой является необходимым

процессом в развитии хореографического образования. Следование главным

принципам народно-сценического танца – доступности и целесообразности в

выборе основных элементов различных видов танца; познанию и пониманию

связи народного танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным

искусством; творческому восприятию народных танцев и современных

танцевальных композиций; изучению основ народно-сценического танца,

которые предусматривают развитие у учащихся пластики тела, координации

движений, музыкальности, выразительности – способствует гармоническому

и физическому развитию учащихся.



В раздел образования