Автор: Валиуллина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Поиск"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Народный танец как средство сохранения и развития культурных традиций"
Раздел: дополнительное образование
«Народный танец как средство сохранения и развития
культурных традиций»
Автор: Валиуллина Марина Петровна
В
современных
условиях
активной
пропаганды
новых
форм
танцевального искусства, популярных среди детей и молодежи танцевальных
стилей и направлений, происходит снижение подлинного интереса к
народным хореографическим и сценическим традициям. Народный танец
является одним из важных условий формирования разносторонне развитой
личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному
самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего
народа, к формированию обычаев, традиций – непременное условие на
занятиях народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный
фундамент танцевальной культуры учащегося, как части его общей духовной
культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей
воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.
Создание
условий
для
успешного
функционирования
«PRO-танец:
современное
прошлое:
сохранение
и
развитие
традиций
народа»
с
применением
современных
педагогических
технологий
будет
способствовать более успешной социализации обучающихся, всестороннему
раскрытию их творческих способностей в сфере народного искусства. Данная
практика
ориентирована на решение главной проблемы - воспитание
духовных ценностей учащихся и изучение достижений национальной
культуры, освоение которых в многонациональном государстве во многом
способствует
сохранению
мира
и
единства,
межнационального
взаимопонимания и взаимодействия.
Сохранение
и
совершенствование
народной
культуры
-
залог
социально-экономической и политической стабильности. В современных
условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не
раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической
самобытности, сохранить свою национальную культуру, часть богатства
духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не
растворится в среде других.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и
государством в целом. В настоящее время отмечается снижение не только
хореографической, языковой культуры, но и культуры поведения в целом.
Проблема непонимания людьми друг друга, особенно остра в контексте
социальных противоречий. Создание практики «PRO-танец: современное
прошлое: сохранение и развитие традиций народа» в условиях творческого
объединения
«Калейдоскоп»
способствует
формированию
духовно-
нравственной личности учащихся, развивает народное творчество, прививает
любовь к народной культуре, к истории и краю, в котором мы живем. По
словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Н.В.Комаровой, «Сохранение и развитие традиций народа, и народного танца
в том числе, является важнейшим связующим звеном между прошлыми и
будущими поколениями. В связи с этим особенно важным является передача
этого исторического опыта подрастающему поколению, то есть приобщение
детей к культурным традициям своего народа. Наиболее целесообразным
способом
сохранения
и
передачи
традиций
является
естественное,
добровольное желание и интерес детей в приобретении этих знаний».
Поэтому, детский хореографический ансамбль «Калейдоскоп», являясь
естественной средой для творческого самовыражения, представляет собой
важный инструмент сохранения и развития традиций народного танца. Как
показывают исследования (анкетирования, опросы), устойчивые традиции
национальной
культуры,
будучи
одним
из
стабилизирующих
фактов
общественной
жизни,
способны,
помочь
человеку
адаптироваться
к
стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая
жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народный
танец
является ярким выражением художественно-исторической памяти
нации, важным фактором социальной значимости. Усиливается значение
народного танца и народной культуры в наши дни и для собственно
хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств,
но и как своеобразного источника «живой воды». Знакомство с богатством
танцевального творчества народов, проживающих в ХМАО-Югре и сейчас
служит
действенным
средством
идейно-эстетического
воспитания
подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального
фольклора, органичное включение их в современную хореографическую
культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для
всех педагогов, работающих в этой сфере. Нужно заметить, что в настоящее
время в городе Нефтеюганске существует не так много танцевальных
студий и коллективов, которые активно поддерживают народную культуру и
способствуют сохранению традиций и обычаев. Современная
молодежь
чаще увлекается и «модными, трендовыми» направлениями в танце.
Поэтому, в последнее время, я применяю на занятиях
некий синтез
народных танцев с современными направлениями, что создает неповторимые
и удивительные произведения. При этом, культура народного танца не
ассимилирует и не растворяется в потоке современной жизни.
Опыт моей педагогической и хореографической работы позволяет
совершенствовать методики преподавания и находить индивидуальные
педагогические решения, с помощью которых будет расти профессиональное
мастерство и улучшаться техника исполнителя народно-сценического танца.
Поэтому, связь методики с теорией и практикой является необходимым
процессом в развитии хореографического образования. Следование главным
принципам народно-сценического танца – доступности и целесообразности в
выборе основных элементов различных видов танца; познанию и пониманию
связи народного танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным
искусством; творческому восприятию народных танцев и современных
танцевальных композиций; изучению основ народно-сценического танца,
которые предусматривают развитие у учащихся пластики тела, координации
движений, музыкальности, выразительности – способствует гармоническому
и физическому развитию учащихся.