Напоминание

Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации


Автор: Тимергалина Эльмира Илдусовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ пос. Круглое Поле"
Населённый пункт: Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие навыков сотрудничества у младших школьников

в общеобразовательной организации

Оглавление

Введение.......................................................................................................................

Глава 1. Теоретические основы развития навыков сотрудничества

младших школьников в общеобразовательной организации

1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе.........

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

..................................................................................................................................

1.3. Формы и методы развития навыков сотрудничества младших школьников

в общеобразовательной организации...................................................................

Заключение...............................................................................................................

Список использованной литературы..................................................................

Приложение..............................................................................................................

Введение

Актуальностьтемы определяется тем, что учебное сотрудничество

соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому

личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающая запросам

социума, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с

тем, современные исследователи педагоги и психологи утверждают, что

сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии,

обучении и воспитании младших школьников.

В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества -

воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими

людьми. И так как такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в

процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится

периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности

(ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством

учителя развивается навык учебного сотрудничества.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе

утвердилсядеятельностный

подход

к

обучению,

основополагающими

положениями которого являются направленность на развитие личности

обучающегося,

как функционального субъекта учебной деятельности и

всесторонняя подготовка школьника к непрерывному процессу образования,

саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Большая

часть

исследователейА.И.Божович,

А.А.Люблинская,

В.Я.Ляудис, М.С.Соловейчик, Г.А.Цукерман,Д.Б.Эльконин и др. склоняются к

тому, что от особенностей сотрудничества учителя и младших школьников

зависит характер учебных мотивов и эффективность дальнейшего обучения. И

эта зависимость оказывает серьёзное влияние на детей.Поэтому в современной

научной

литературе

и

нормативных

документах

наряду

с

базисными

технологиями

(проблемная,

проектная,

исследовательская,

уровневой

дифференциации,

педагогические

ситуации),

выделяют

технологию

сотрудничества. Исследование проблемы учебного сотрудничества имеет не

только первостепенное теоретическое, но практическое значение. Особую

значимость эта проблема приобрела в связи с повышением требований,

предполагающих высокий уровень организации социальных взаимодействий

ребенка сосверстниками и взрослыми, с повышением требований к учебно-

воспитательному процессу в современной начальной школе. Решение этой

проблемы во многом связано с индивидуальным подходом к каждому ребенку

на основе его глубокого психолого-педагогического изучения.

Исследования последних лет (Г.И.Вергелес, М.В.Крулехт, О.В.Солнцеваи

др.)

свидетельствуют

о

том,

что

интенсивность

развития

ребёнка

в

деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой

деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в увлекательную

для

себя

деятельность,

тем

лучше

результат.

Важнейшим

средством

достижения этой цели обучения младших школьников в школе, по нашему

мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении младших

школьников.

В связи с этим особенно важным нам представляется изучение

особенностей

проявления

сотрудничества

как

особой

формы

учебного

взаимодействия детей друг с другом и с учителем, при котором максимально

раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен

информацией,

появляется

положительная

реакция

на

«непохожесть»

участников взаимодействия.

Использование

модели

обучения,

в

основу

которой

положена

деятельность

ученика,

сделало

проблему

педагогического

сотрудничества

учителя и учащихся, младших школьников друг с другом особенно актуальной.

Противоречие:

между

необходимостью

развития

навыков

сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации и

недостаточностью

сведений

об

этом

процессе

в

научно-методической

литературе.

Проблема:

каково содержание развития навыков сотрудничества у

младших школьников в общеобразовательной организации?

Тема исследования: «Развитие навыков сотрудничества у младших

школьников в общеобразовательной организации».

Ограничение исследования: младший школьный возраст – это период

онтогенеза от 6-7 лет до 10 лет. На протяжении этого периода у младших

школьников можно развивать навыки сотрудничества, но в одной работе

охватить и исследовать весь этот возрастной период не представляется

возможным. В связи с этим в своей выпускной квалификационной работе мы

будем рассматривать развитие навыков сотрудничества со сверстниками

у

третьеклассников.

Объект исследования: процесс сотрудничества младших школьников со

сверстниками в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования:содержание развития навыков сотрудничества

со сверстниками у третьеклассников в общеобразовательнойорганизации.

Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических

данных

разработать комплекс форм и методов по развитию навыков

сотрудничества у младших школьников.

Гипотеза

исследования:вероятно,

содержание

развития

навыков

сотрудничества

у

третьеклассников

вобщеобразовательной

организации

должно включать задание цель которого ставить и решать следующие

коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со

взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих

действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в

монологической и диалогической формах речи.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были

определены задачи исследования:

1.

Проанализировать

понятие

«сотрудничество»

представленное

в

психолого-педагогической литературе.

2.

Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного

возраста.

3.

Проанализировать

опыт

работы

учителей

начальных

классов

МАОУ «СОШ № 24»

по развитию навыков сотрудничества у младших

школьников.

4.

Частично апробировать

комплекс форм и методов по развитию

навыков сотрудничества у младших школьников.

В

опытно-поисковой

работе

применялись

следующие

методы

исследования:

теоретические

анализ,

синтез,

обобщение,

классифицирование; эмпирические - анкетирование, беседа, анализ результатов

работ учащихся, применение специальных заданий, предназначенных для

определения общего уровня развития.

База исследования –Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным

изучением отдельных предметов» Асбестовского городского округа.

Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в

себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и

приложения.

Глава 1. Теоретические основы развития навыков сотрудничества

младших школьников в общеобразовательной организации

1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе

На сегодняшний день вся система обучения в том числе, находится под

воздействием идей, которые были сформулированы в трудахпсихологов-

теоретиков

общей

и

педагогической

психологии

(В.В.

Давыдов,

Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили и др.) и

выдающихся

практиков

современной

школы

(А.С.

Макаренко,

А.В.

Сухомлинский и др.). Они утверждают, что сотрудничество,является одним из

определяющих основ современного обучения.

Проблема развития отношений сотрудничества в процессе какой-либо

деятельности субъектов становится приоритетной для целого ряда отраслей

психолого-педагогического направления. Особенно значимой эта проблема

становится

сегодня,

в

свете

новых

федеральных

государственных

образовательных стандартов (ФГОС). В новых стандартах начального общего

образования при изложении требований к результатам обучения выделяется:

-

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях (устанавливать и поддерживать необходимые

контакты с людьми, учиться просить о помощи);

-

умение не создавать конфликтови находить выходы из спорных

ситуаций;

- умениеставить и решать разнообразные коммуникативные задачи;

- действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия;

- умение полно и ясно выражать свои мысли, задавать вопросы, владение

монологической и диалогической формами речи».

«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей

деятельности

детей

и

взрослых,

скрепленной

взаимопониманием,

проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и

результатов этой деятельности...

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и

направления педагогом познавательных интересов учащихся» [25, 16-17].

В общеметодологическом плане сотрудничать – действовать вместе,

принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество

(синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови).

Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех

одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей

остальных» (М.И.Дьяченко) [20].

В современной гуманистически ориентированной педагогике слово

“сотрудничество” обозначает одно из основных понятий. Приставка “со”,

которая по утверждению отечественного философа К.К.Платонова “выделяет

наличие обобщения при взаимодействии того, к чему она “приставлена”.

Значит

сотрудничество

этовзаимодействие

людей

в

трудовой

деятельности, то есть их совместная деятельность. Значимость сотрудничества

заключается в том, что все партнеры по взаимодействию активно способствуют

достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной

деятельности, содействуют друг другу.

Анализ трудов А.Л.Журавлева, И.М.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича, А.В.

Мудрика, Л.И.Уманского, Г.А.Цукермана, Н.И.Шевандрина и др. психологов

позволил выявить следующие признаки сотрудничества:

- пространственное и временное присутствие;

- единство целей и общей мотивации;

-

целенаправленная организация деятельности и управление ей;

-

разделение

процесса

деятельности

между

участниками

и

согласованность индивидуальных операций для получения конечного продукта;

- получение единого конечного результата совместной деятельности;

-

наличие

позитивных

межличностных

отношений

в

процессе

деятельности.

Проблема

учебного сотрудничества

(кооперативных,

коллективных,

групповых

форм

работы)

активно

и

всесторонне

разрабатывается

и

исследуетсяпсихологами (Л.И.Айдарова, А.И.Донцов, В.Дойз, Й.Ломпшер,

В.Я.Ляудис,

Х.Й.Лийметс,

Г.Г.Кравцов,

Т.А.Матис,

А.К.Маркова,

В.П.Панюшкин, А.В.Петровский, В.В.Рубцов,

А.А.Тюков, Д.И.Фельдштейн,

Г.А.Цукерман, С.Г.Якобсон, и др.).

Исследователи используют такие наименования, как «совместная учебная

деятельность»,

«групповая

работа»,

«совместно-распределенная

учебная

деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное

сотрудничество» и др. для обозначения учебной работы учащихся, основанной

на

непосредственном

сотрудничестве

школьников.

В

наше

время

в

отечественной педагогической психологии часто употребляется термин

«учебное

сотрудничество»,

как

наиболее

емкий,

деятельностно-

ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий,

в том числе многостороннее взаимодействие внутри группы школьников и

взаимодействие учителя с группой.

Педагогическая сутьсотрудничества может быть интерпретирована на

основе одного из психологических законов, описанных С.Л.Рубинштейном.

Этот закон выделяет связь деятельности и развития личности. Взаимодействие

является

одним

из

главныхметодик

активизации

саморазвития

и

само

актуализациидетей. В совместной деятельности способности и возможности

партнеров по взаимодействию реализуются наиболее ёмко и активнее.

Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития [15,

4-6].

Сотрудничество, однозначно, трактуется как одно из высших типов

взаимоотношений между людьми. Ш.А. Амонашвили в своих первых работах

уже исследовал сотрудничество и способность детей сотрудничать. Он отмечал,

0

необходимость учета само ценности ребенка, его личностных качеств,

внедрение сотрудничества и творчества в механизм продуктивно-творческой

объединения социально-личностного обучения. Он взял за основу определение

сотрудничества как «гармонического взаимодействия».

Учебное

сотрудничество

в

учебном

процессе

представляет

собой

разветвленную сеть взаимодействий по следующим линиям:

1) преподаватель — учащийся (учащиеся);

2) учащийся — учащийся в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) обще групповоесотрудничествоучащихся во всем учебном коллективе,

например, в языковой группе, в целой группе;

4) преподаватель — педагогический коллектив.

5) преподаватель – родители школьников (в соответствии со стандартами

нового поколения)

Г.А.Цукерман добавляет еще одну важную генетически производную от

всех других выше перечисленных видов сотрудничества — сотрудничество

учащегося «с самим собой».

Построение учебного сотрудничества со взрослым требует построения

определенных ситуаций, которые заставляют действовать продуктивно и

мотивируют на поиск новых методов действия и сотрудничества. Г.А.Цукерман

указывает на то, что «учебное сотрудничество со взрослым предполагает

способность

школьника различать ситуации,

требующие применения и

создания готовых образцов и не подражательныхситуаций, с помощью которых

ребенок может доопределить условия новой задачи самостоятельно».

С. В.Зайцев указывает на то, что «подлинное сотрудничество появляется

лишь в том случае, когда педагог и ребенок отмечают в ситуации их действия

общий

для

обоих

предмет,

когда

их

сотрудничество

является

одно

предметным».

«Ситуация обучения, - говорит С. В.Зайцев, - как межличностное

сотрудничество взрослого и ребенка выражается в том, что взрослый и ребенок

1

не просто участвуют в этой ситуации, но и определенным образом проявляют к

ней свое личностное отношение».

«Совместная учебная деятельность, - пишет Ляудис – это некоторая

общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит

ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию

единого

смыслового

поля

у

всех

участников

обучения»

В.Я.Ляудис

рассматривает обучение на основе учебного сотрудничества как совокупность

трех основных аспектов.

1.

Это сотрудничество в процессе совместной деятельностимладшего

школьника с учителем и иными воспитанниками. В процессе учебной

деятельности появляются и развиваются не только познавательные учебные

действия, но и система коммуникаций преподавателя с ребенком, которая

обуславливает,

как

характер

мотивации

учебной

деятельности,

так

и

эффективность развития познавательных действий учащихся.

2.

Деятельность, предполагающая не только усвоение знаний, но и

выстраивание системы отношений, форм учебного общения и сотрудничества.

Немаловажноезначение в развитии познавательных действий, мотивов учения и

самой личности учащегося в целом играет такой тип учебных взаимодействий,

при

котором

активизируется

собственная

продуктивная

деятельность

школьников. В данном случае разрешено говорить о продуктивном учебном

содействии. Оно характеризуется, тем, что ситуация учебного сотрудничества

школьника с преподавателем и другими детьми обеспечивает реализацию всего

изобилия межличностных отношений по мере усвоения учениками нового

предметного содержания.

3.

Общение в учебной деятельности и сотрудничествопредлагается в

качестве ведущего, побуждающего мотива учения на всех этапах обучения в

школе. Взаимодействие и появляющиеся на его основе межличностные связи

между«учителем-учеником»

и

«учеником-учеником»

являются

типичным

средством достижения полного результата даже в том случае, покамладший

школьник

еще

не

владеет

системой

познавательных

действий,

адекватных

2

структуре

формирующейся

деятельности.

Потому

в

условиях

учебного

сотрудничества с преподавателем не ограниченного конкретной задачей

немедленного освоения определенных способов действия составляющих

операторный

уровень

организации

деятельности,

активность

младшего

школьника

направляется

в

русло

совместного

достижения

результата,

соответствующего социальному смыслу деятельности.

В.Я.Ляудис заявляет, что ведущим видом учебного сотрудничества

должен стать тот вид, который будет максимально развивать личность. Такое

взаимодействие предполагает наиболее высокий уровень активности, как

преподавателя, так и воспитанника, обилие разнообразия их отношений,

взаимосвязей, создаваемых процессом достижения целей совместной учебной

деятельности, а это возможно только при учебном сотрудничестве.

В.Я.Ляудис

проводился

опытный

эксперимент

по

переделке

традиционного подхода обучения письму. А изменения в организационном

обучении

произошли,прежде

всего,в

системе

учебного

взаимодействия

школьников с преподавателем. Перестройка всех трех компонентов учебной

ситуации привела к изменению, как характера усвоения письменной речи, так и

результатов письменных высказываний. Этими компонентами являются такие,

как организация модели усваиваемой деятельности (выделение действий

ведущего уровня ее организации, обеспечивающих смыслообразование и

целеполагание),

учебные

взаимодействия

(от

репродуктивного

к

продуктивному),

процесс

регуляции

усвоения

действий

(сочетание

алгоритмических и эвристических процедур).

Сотрудничество

предоставляет

огромный

потенциал

в

воспитании

младшего

школьника.

Широковостребована

в

отечественной

педагогике

проблема воспитания коллективистических и нравственных взаимоотношений

в совместной учебной деятельности детей. Именно в годы советской власти

впервые в нашей стране был провозглашен принцип коллективизма в обучении

и воспитании (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий и др.).

3

Во время исследования проблемы воспитания ученического коллектива,

такие ученые, как В.А.Сухомлинский, Т.Е.Конникова, М.Д.Костина пришли к

выводу, что воспитательное воздействие учебной деятельности зависит от

метода организации совместной деятельности воспитанников на уроке. [14, 15]

В

современных

школах

в

наше

время

существует

очень

многоразнообразных систем обучения. Однако не каждая из них подразумевает

сотрудничество и взаимодействие преподавателя с воспитанниками.

В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин утверждают, что все формы школьных

взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только

отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». При этом

обычное, нормальное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а

в малых детских группах, оказывающихся для ребенка одновременно и

группами эмоциональной поддержки.

В

отличие

от

отношений

«взрослый

-

ребенок»

отношение

со

сверстниками – это, прежде всего, отношения равенства. Общение со

сверстниками дает детям то, чего никак не может дать им неравноправное

общение со взрослыми, а именно критичность к мнениям, словам и поступкам

других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть

позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а

главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и

защищать ее.

Сотрудничество является действенным средством формирования учебной

деятельности.

Требования

нашей

современной

жизни,

обусловлены

увеличением

значимости

человеческого

фактора,

новым

уровнем

взаимоотношений

в

трудовых

и

ученических

коллективах;

включение

коммуникативных

универсальных

учебных

действий (УУД),

а так

же

сотрудничества в систему требований к качеству знаний выпускников

начальной школы.

4

При педагогически грамотной организации совместной деятельности

младших школьников на уроках задействуются разные сферы личности

ребёнка, что ведёт к его более гармоничному развитию.

Сущность

понятия

«сотрудничество

в

образовательном

процессе»

рассматривается с различных позиций. Можно отметить большой объем работ,

посвященных

сотрудничеству

как

взаимодействию

между

педагогом

и

школьником и как совместной деятельности учителя и учащихся.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного

возраста

Гуманизация учебно-воспитательного процесса в современной школе

подразумевает глубокое проникновение в область социальных контактов

ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Так жеона подразумевает разработку

оптимальных

моделей

контактов

ребёнка

с

одноклассниками

и

преподавателями,

способствующих

реализации

потенциала

психического

развития каждого младшего школьника. Поэтому исследование трудностей

учебного сотрудничества имеет не только основное теоретическое, но и острое

практическое значение. Особую остроту данная проблема приобрела в связи с

внедрением стандартов нового поколения и увеличением требований, к учебно-

воспитательному процессу в современной начальной школе предполагающих

высокий

уровень

организации

социальных

взаимодействий

ребёнка

со

сверстниками и взрослыми. Так же решение этого вопроса во многом связано с

обеспечением

индивидуального

подхода

непосредственно

к

каждому

воспитаннику

на

основеизучения

его

личностных

качеств,

глубокого

психолого-педагогического исследования.

Считается,

что

многочисленные

познания,

накопленные

в

ходе

теоретических и научно-методических исследований, в значительной степени

характеризуют взаимоотношение младших школьников со сверстниками и

взрослыми изолированно. Это не может не затруднять создание единой

5

картины социализации ребёнка. На наш взгляд принципиально важной и

малоизученной,

является

вопрос

взаимодействия

и

взаимовлияния

вышеуказанных сфер общения между собой. К тому же, исследование этого

вопроса непосредственно связано с проблемой управления оптимальной

системой взаимодействия младшего школьника с окружающими людьми,

организацией развивающей общественной среды.

В традиционном обучении на базе имеющихся типовых программ и с

помощью

традиционных

репродуктивно-иллюстративных

методов

использование

учебного

взаимодействия

детей

ставится

под

сомнение.

Младшие школьники, у которых социальная и познавательная свобода в

учебной ситуации значительно скованная, с трудом вступают даже в

ситуативные учебные контакты, не могут выстроить отношения детского

сотрудничества на инновационной основе, даже при позитивной организации

учебной

деятельности.

Их

развитию

препятствуют

существующие

или

возникающие у младших школьников отрицательные эмоции, соперничество

друг с другом на негативной основе, из-за этого появляются мотивы избегания

взаимодействия.

Единственной сферой детской жизни, в которую не допущено общение и

сотрудничество со сверстниками, остается учебная деятельность младших

школьников. Их рассаживают за удобные парты, запрещают разговаривать друг

с другом, взаимопомощь на уроке называют нехорошим словом «подсказка и

списывание». Выходит, что в учении - в их главном деле - они лишаются

взаимодействия со сверстниками - этого существенного фактора нормального

развития.

Ученики

на

уроке

не

общаются,

не

взаимодействуют

непосредственно - учитель всегда выступает посредником между детьми.

Отношение «ученик - учитель» реально существует, а совместная учебная

работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за

советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без участия

6

учителя встречаются достаточно редко. Младшие школьники учатся рядом, но

не вместе, не сотрудничают друг с другом.

Взаимодействие через сотрудничество – это единственный способ

освоения, присвоения культуры, заявляет в своих трудах М. Соловейчик.

Ребёнку

в

первый

раз

в

его

жизни

предлагается

овладеть

систематическими научными знаниями. Поэтому, младший школьник должен

быть включён в незнакомые для него новые формы учебного сотрудничества.

Многие

ученыеД.Б.

Эльконин,

А.И.

Божович,

В.Я.

Ляудис,

А.А.Люблинская и др. пишут о том, что от особенностей построения

сотрудничества преподавателя и

младших школьников зависит характер

учебных мотивов и эффективность их обучения. И данная зависимость

оказывает серьёзное влияние на воспитанника начальной школы.

Младший школьный возраст еще называют вершиной детства. Младшие

школьники сохраняют много детских качеств: наивность, легкомыслие, взгляд

на взрослого снизу вверх. У них начинает появляться другая логика мышления,

они уже утрачивают детскую непосредственность в поведении. Учение для них

– становится весьмазначимой деятельностью. В школе они получают не только

новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Значительно

меняются интересы, ценности младших учеников, весь уклад их жизни. В этот

период происходит дальнейшее психофизиологическое и физическое развитие

младших

школьников,

обеспечивающее

возможность

систематического

обучения в школе.

В младшем школьном возрасте происходит усвоение моральных норм и

правил

поведения,

формируется

фундамент

нравственного

поведения,

начинает складываться общественная направленность личности. Характер

младших школьников отличается некоторыми особенностями от наиболее

старших

учеников.

Прежде

всего,

младшие

ученики

импульсивны

по

случайным поводам – склонны немедленно действовать под влиянием

непосредственных побуждений, импульсов, не подумав и не взвесив всех

обстоятельств, причин и тем более последствий. Причина таких реакций

7

потребность в активной внешней разрядке при возрастной беспомощности

волевой регуляции поведения.

В младшем школьном возрасте учебной деятельности соответствует

учебная форма сотрудничества. Центральным новообразованием учебной

деятельности является рефлексия как умение отделять знакомое от не

знакомого,

связываемое

с

освоением

ребенком

системы

понятий

и

теоретическим мышлением. Самым важным новообразованием учебной формы

сотрудничества является «умение учиться», т.е. способность учить самого себя,

быть субъектом обучения.

Психологи

утверждают,

что

дошкольник

характеризуется

ситуативностью в общении со взрослым и сверстниками, его поведение

детерминировано

той

или

иной

обстановкой,

он

непосредственный

и

импульсивный. Тогда как младший школьник

учится управлять собой, он

становится надситуативным в своих поступках и обращает внимание на

способы решения задач, а не на конкретное достижение цели. Дошкольник

думает, и действует, манипулируя, младший школьник начинает сначала

думать, а потом действовать, т.е. их отличает теоретическое отношение к

задаче.

У младшего школьника изменяется точка зрения в общении и появляется

произвольность действий. Воспитанник, произвольно действуя, понимает цель

собственного действия и соотносит ее со средствами учебной деятельности.

Психологи выделяют следующие этапы становления позиции школьника:

- создание позитивного отношения к школе при отсутствии ориентации

на содержательные моменты школьно-учебной реальности. Школа завлекает

детей

своими

внешними

аксессуарами;

возникает

ориентация

на

содержательные моменты школьной действительности, в первую очередь

младший школьник выделяет общественные нюансы реальности;

-

возникновение своей позиции школьника, в которой сочетаются

социальная направленность и ориентация на учебные элементы школьной

жизни.

8

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной

ситуации

развития

ребенка.

Он

делается«общественным»

субъектом

и

приобретает социально значимые обязанности, исполняя которые, школьник

получает общественную оценку. На протяжении младшего ученического

возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими

людьми. К концу периода начальной школывсе большее значение для

младшего школьника начинает приобретать мнение сверстников, детское

сообщество занимает первое место, тем самым авторитет взрослого постепенно

утрачивается.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится

учебная, которая указывает на важнейшие изменения, происходящие в

развитии психики воспитанников. На данном возрастном этапе складываются

психологические

новообразования,

характеризующие

наиболее

важные

достижения

в

развитии

младших

школьников

и

являющиеся

основой,

обеспечивающей развитие на следующем возрастном этапе.

В первый год обучения младших школьников нужно: выявить степень их

готовности к школьному обучению и

личные индивидуальные особенности

деятельности,

общения,

поведения,

психических

процессов,

которые

необходимо будет учесть в ходе обучения. В первый год обучения нужно

стараться попытаться восполнить возможные пробелы и усиливать желание

обучаться, это содействует профилактике школьной дезадаптации; необходимо

спланировать

процесс

обучения

младшего

школьника

с

учетом

его

индивидуальных

возможностей.

Решение

этих

задач

требует

глубокой

проработки

психологических

особенностей

современных

школьников,

приходящих в школу с различным уровнем знаний и умений, представляющим

совокупность

психологических

новообразований

предшествующего

возрастного этапа – дошкольного детства.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития

ребёнка. Формирование высших психических функций и личности в целом

9

осуществляется в рамках ведущей на данном этапе учебной деятельности,

которая сменяет игровую деятельность, выступающую как ведущую в

дошкольном возрасте (Д.Б.Эльконин и Л.С.Выготский). Началом перестройки

всех психических процессов и функций является включение ребёнка в учебную

деятельность.

С первых дней обучения в школе возникает противоречие между уровнем

развития и постоянно растущими требованиями, предъявляемыми к личности

ребёнка. Это противоречие

и является движущей силой развития

младшего

школьника.

По

мере

возрастания

требований

увеличивается

степень

психического развития. У младших школьников создается верное отношение к

учению. Они не знают, для чего необходимо учиться, но вскоре понимают, что

учение – труд, требующий от них волевых усилий, интеллектуальной

энергичности, мобилизации внимания, самоограничений.

Вначале у младшего школьника формируется интерес к самому процессу

учебной деятельности без осознания её смысла, лишь позже возникает интерес

к

результатам

собственного

учебного

труда

и

развивается

интерес

к

приобретению

знаний

и

к

содержанию

учебной

деятельности.

Эта

благоприятная почва для развития у младшего школьника мотивов учения

высокого

социального

устройства,

которые

связанны

с

действительно

серьезным отношением к учебным занятиям. Переживание школьниками

ощущения удовлетворения от собственных достижений ведет к развитию

интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. Это

чувство подкрепляется одобрением, похвалой учителя, подчёркивающего

любой, даже самый маленький успех младшего школьника.

Согласно В.В.Давыдову, В.И.Слободчикову и Г.А.Цукерман и др., на

ряду

с

формированием

учебной

деятельности

у

младшего

школьника

происходит активное улучшение функций мозга – развивается аналитико-

систематическая

функция

коры;

процесс

торможения

становится

более

сильным, хотя по-прежнему доминирует процесс возбуждения, и младшие

школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [18, 70].

0

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие

ощущения и восприятия у младших учеников, которые помогают познавать

окружающий мир. У младших школьников присутствует острое и свежее

восприятие, своего рода созерцательная любознательность [19, 152].

Внимание в младшем школьном возрасте еще является непроизвольным,

возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале

младшего

школьного

возраста

ограничены.

Произвольность

внимания

младшего школьника требует определенной мотивации, т.е. перспективы

получить

отличную

отметку,

заслужить

похвалу

учителя,

лучше

всех

справиться с заданием и т. д. При этом всё новое, неожиданное, яркое,

интересное само собой привлекает внимание школьников, без всяких усилий с

их стороны [25, 200].

М.А. Данилов утверждает, что у младшего школьника развивается

память: увеличивается роль и объем словесно-логического, смыслового

запоминания и развивается возможность преднамеренно управлять своей

памятью и управлять её проявления. Младшие ученики лучше, быстрее

запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события,

лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения; наглядно-

образная память становится более развитой, чем словесно-логическая,

Младшие школьники расположены к механическому запоминанию без

осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [19, 518].

Под воздействием процесса обучения происходит градационный переход

от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление

начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений,

что даёт вероятность делать первые обобщения, выводы, строить элементарные

умозаключения, проводить первые аналогии, что способствует постепенному

формированию элементарных научных понятий у воспитанника.

В

младшем

школьном

возрасте

формируется

также

и

другое

принципиальное новообразование, в основе которого

лежат нравственные

мотивы, формирующиеся в этом возрасте — произвольное поведение,

1

влияющее на воспитанника. Ребенок становится самостоятельным, выбирает

сам, как ему поступать в определенных ситуациях.

С формированием у младших школьников произвольного поведения

тесно связаны и такие новообразования, как планирование итогов действия и

рефлексия, благодаря которым ребенок: способен оценить свой поступок с

точки зрения его результатов и тем самым поменять свое поведение,

скорректировать

его

соответствующим

образом.

Появляется

смысло-

ориентировочная база в поступках; способность одолеть в себе свои желания,

если результат их исполнения не будет, соответствовать определенным нормам

или не приведет к поставленной цели.

Еще в младшем школьном возрасте ребенок еще не обладает навыками

преодоления

трудностей

и

препятствий,

долговременной

борьбы

за

намеченную цель, поэтому он может опустить руки при не успешности,

утратить веру в свои силы и возможности. Часто наблюдается капризность,

упрямство. Обычная причина их – упущения домашнего воспитания. Ребёнок

привык к тому, что все его желания и запросы удовлетворялись, ему ни в чём

не отказывали, а школе этого не происходит.

Для развития коллективных отношений младший школьный возраст

представляетсясамым

благоприятным.

Не

всегда

ученик

самостоятельно

сможет или захочет идти к реализации цели, а работая в группе, он видит

активность участников данной группы, он берет пример с наиболее активных

ребят, у него просыпается желание действовать вместе. За несколько лет

ребенок младшего школьного возраста накапливает принципиальный для

своего дальнейшего развития опыт групповой деятельности – деятельности в

коллективе

и

для

коллектива.

Участие

детей

в

общественных

делах

способствует воспитанию коллективизма, конкретноименно здесь младший

школьник приобретает основной опыт групповой общественной деятельности.

Итак, младший школьный возраст - наиболее серьезный этап школьного

детства.

В

этом

возрасте

возникают

такие

новообразования:

учебная

деятельность, которая является ведущим видом деятельности на

2

представленном возрастном этапе и произвольность внимания, которая

способствует достижению успехов в обучении. В рамках учебной деятельности

складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее

важные достижения в развитии младших школьников и являющиеся основой,

обеспечивающей

развитие

на

следующем

возрастном

этапе:

развитие

ощущения,

внимания,

памяти,

восприятия,

мышления,

воображения,

функциональное совершенствование мозга. Младший школьный возраст

является

благоприятным

для

развития

коллективных

отношений,

сотрудничества.

Сотрудничество

младших

школьников

в

учебной

деятельности повышает учебную мотивацию учащихся, способствует развитию

«субъект – субъектных» отношений между участниками этой деятельности, при

умелом руководстве преподавателя.

1.3. Формы и методы развития навыков сотрудничества

младших школьников в общеобразовательной

организации

Совместная

деятельность

деятельность,

которая

реализуется

несколькими людьми “вместе”. Совместная деятельность, как целостная

система, меняет структуру личных деятельностей за счёт их обоюдного

дополнения

и

высококачественного

обогащения.

Идеальным

типом

взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество.

Выделяются два подхода к организации учебного сотрудничества.

Согласно первому подходу, отношения преподавателя и младшего школьника

строятся как отношения субъекта и объекта, при которых преподаватель,

организуя взаимодействие, выступает функциональной

стороной, а младший

школьник

-

пассивной

стороной

образовательного

процесса,

объектом

педагогических действий учителя.

Согласно

второму

подходу,

взаимодействие

преподавателя

и

воспитанников осуществляется как субъект - субъектное, где участники

3

образовательного процесса активно сотрудничают в поиске нужных знаний и

методов

действий.

Идеальным

типом

взаимодействия

в

совместной

деятельности является сотрудничество.

Школьное развитие ребенка как личности и субъекта деятельности

обязательно предполагает:

- развитие интеллекта,

- развитие эмоциональной сферы,

- развитие стрессоустойчивости,

- развитие уверенности в себе и самопринятие,

- развитие позитивного отношения к миру и принятия других,

- развитие самостоятельности, автономности,

- развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Сюда же относится и развитие мотивации учения как важнейшего

элемента мотивации саморазвития (А.А.Реан и Я.Л.Коломинский) [41, 32].

Учебное

сотрудничество

учащихся

призвано

решить

эти

задачи

следующими путями:

1)

обеспечить каждому ребенку ту эмоциональную помощь, которая

необходима младшему школьнику, а в особенностимладшему школьнику для

того, чтобы пробовать рисковать: предпринимать что-то новое, высказывать

свои мысли о чем-то безызвестном;

2)

сотрудничество с ровесниками является тем источником мотивации,

которая нужна большому количеству младших воспитанников для того, чтобы

подключиться к учебному процессу и не выпадать из него. (Психологами

установлено, что, для трети детей общение и человеческие отношения уже к

восьми годам становятся той ведущей личной ценностью, неимение которой

делается для них пресным, безвкусным любое дело, в том числе обучение.);

3)

учебное

общество

является

огромным

ресурсом

обучения:

подтверждено, что конкретно общение и сотрудничество с ровесниками (а не

действия под управлением взрослого) – это та область деятельности, в которой

4

наиболее

успешно

усваиваются

полузнакомые

действия,

и

становятся

понятными не до конца понятные мысли;

4)

общественные навыки, социально-психологические компетенции,

коммуникация неизбежно становятся таким же принципиальным содержанием

обучения,

как

умения

и

навыки

чтения,

письма,

счета

и

остальные

традиционные

составляющие

содержания

начального

обучения.

При

организации сотрудничества с

ровесниками социальные навыки органично

используются на каждом уроке, не выделяются в особый учебный предмет, и не

требуют отдельных уроков;

5) сотрудничество в группе себе подобных является источником развития

децентрации - неповторимой способности воспринимать точку зрения другого

и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной, так и в

эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н.Цукерман) [50].

Не считая задач обучения и развития сотрудничество предоставляет

большие возможности в решении задач воспитания младшего школьника.

В

исследованияхЗ.И.Васильевой,

А.В.Киричука,

Т.Е.Конниковой

установлено, что общая учебная деятельность оказывает воспитательное

воздействие не сама по себе, а через те связи, которые возникают в ее процессе,

через ту позицию, которую занимает

младший школьник в учебной работе.

Эти отношения должны стать объектом внимания преподавателя.

Сотрудничество позволитрешить задачи воспитания, если учитель будет

целенаправленно создавать, моделировать отношения в группе, привлекая к

этому самих ребят, стимулировать действительно нравственные переживания

обоюдного

участия,

заинтересованности

в

успехе

одноклассников,

ответственности за процесс и итог работы на уроке.

Сотрудничество определяется, как принцип совместной развивающей

деятельности школьников, скрепленной взаимопониманием, проникновением в

духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой

деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся, основанный на

5

идеяхдемократизации и гуманизации, выделяется как «ключевой» в педагогике

сотрудничества.

Следующие принципы лежат в основе гуманно - личностного подхода:

личность

является

целью образования

в

школе,

что

определяет

личностную направленность учебно - воспитательного процесса;

• гуманизация и демократизация учебного процесса;

• новая интерпретация индивидуального подхода;

• формирование у детей положительной "Я Концепции".

Важность технологии сотрудничества заключается и в том, что она

позволяет

решить

проблему

преемственности

в

работе

школы

путём

реализации развивающего обучения.

Основными принципами реализации методов сотрудничества являются:

1.

Технология сотрудничества используется на знакомом программном

материале, когда младшие школьники знакомы со способами решения

поставленных задач.

2.

Обучение предполагает развивающий характер, преподаватель не даёт

готовых образцов действия и определений, а стимулирует и подталкивает к

поиску решения поставленной проблемы.

3.

Результативным

приемом

является

проблемная

ситуация,

побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного

сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов

преподавателя и воспитанников, определяется цель,

последовательность

действия и способы решения задачи, а после её достижения подводится итог,

т.е. проводится рефлексия.

5.

Чтобы

облегчить

развитие

навыков

самоконтроля

младшим

школьникампредлагаются специальные средства регуляции и саморегуляции

нормативного поведения.

Главной целью этой работы является развитие умений сотрудничества у

детей младшего школьного возраста в непосредственно-образовательной

6

деятельности развивающего цикла. При данном подходе особое значение

приобретает проблема взаимодействия детей с ровесниками. Достижение этой

цели происходит путем решения следующих задач:

1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре и малой группе.

2.

Развивать способность к применению элементов символизации для

выражения своих действий.

3.

Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по

результатам деятельности.

Учебное сотрудничество применяемое на уроке выполняет две функции,

связанные с решением поставленных задач (учебных, познавательных) и

оказанием поддержки членам группы в процессе совместной работы. Если обе

функции реализуются в равной степени, без ущерба для какой-то из них,

взаимодействие станет результативным и эффективным с точки зрения

развития коммуникативных умений. В связи с этим очень важно учить ребенка

вступать в учебное сотрудничество начиная с младшего школьного возраста и

умело организовывать данную форму работы детей на уроке.

Форма организации обучения - это конструкция этапа процесса обучения,

которая подразумевает упорядочивание, налаживание, приведение в систему

взаимодействия

учителя

с

учащимися

при

работе

над

определенным

содержанием учебного материала (И.М.Чередов).

Изучение практической литературы позволило определить основные

формы и методы работы, используемые учителями в организации учебной

деятельности. Сегодня в школах учителя используют фронтальные, групповые

и индивидуальные формы работы с младшими школьниками.

Проанализируем, во время какой формы работы преподавателя и

учеников на уроке развиваются навыки сотрудничества.

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся

всего класса над единым заданием при сотрудничестве детей друг с другом под

непосредственным управлениемпреподавателя. Фронтальная организация

7

работы младших школьников удобна для учителя. Она не требует увеличения

затрат времени при подготовке к уроку и позволяет вести всех учащихся в

одном темпе к единой цели. Непосредственно общаясь с воспитанниками,

преподаватель имеет возможность активно руководить их учением. Учитель

дает школьникам образец рассуждений, при помощи вопросов активизирует их,

контролирует, оценивает их работу.

Недостатком

здесь

является

то,

что

младшим

школьникам

при

фронтальной работе остается только исполнять указания учителя, что мешает

развитию самостоятельности и энергичностидетей в учении. Кроме того, в

массовой школе организовать сотрудничество всех учащихся класса на уроке

очень тяжело. Обычно взаимодействием друг с другом и с учителем охвачена

лишь малая группа воспитанников. Как правило, это сильные учащиеся, но и

они не реализуют полностью своих возможностей, так как, организуя

фронтальную работу, учитель ориентируется на среднего ученика.При этом

возможности

в

организации

сотрудничества

младших

школьников

во

фронтальной работе есть, но только при проведении на уроках учебных

дискуссий.

Дискуссия - это публичный спор, направленный на выяснение и

сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения

спорного вопроса.

Дискуссия позволяет отыскать свой взгляд на мир, вдохновляет к

внутреннему

разговору

с

самим

собой

в

форме

внутренней

речи:

размышлению, спору с внутренним собеседником.

Учебная

дискуссия

одна

из

важных

форм

образовательной

деятельности, которая:

-стимулирует предприимчивостьшкольников;

-развивает рефлексивное мышление;

-формирует коммуникативную и дискуссионную культуру.

Беря во вниманиетрудности, при проектировании урока с использованием

дискуссии, следует:

8

- отчетливо сформулировать поручение для учеников;

-записать вывод, к которому обязаны прийти школьники в процессе

обсуждения;

- продумать высказывания, поддерживающие дискуссию.

Таким образом, дискуссии формируют у младших школьников умение

обосновывать своюточку зрения, правильно критиковатьмнение других (в том

числе учителя), а также умение достигать соглашение, принимать точку зрения

другого человека, продуктивно содействовать ему.

Индивидуальные

формы

организации

учебной

деятельности

учащихсяпредполагают работу над единым или различными заданиями вне

контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е.

это самостоятельная деятельность школьника. Работать индивидуально –

означает действовать вполне самостоятельно. При этом школьникдумает и

действует

наиболее

активно,

что

приводит

к

наиболее

прочному

и

осмысленному формированию универсальных учебных действий.

Индивидуальная форма обучения необходима, но злоупотребление ею на

уроках ведет к увеличению тревожности младших школьников, а также к их

разъединению, развитию эгоистических проявлений у детей.

В

последние

годы

двадцатого

века

проблема

сотрудничества

разрабатывалась педагогами-психологами в двух направлениях: реализация

коллективной

(Ю.К.Бабанский,

Х.Й.Лийметс,

М.Н.Скаткин

и

др.)

или

коллективно-взаимообязывающей деятельности (Б.Т.Лихачев) и организация

групповой или индивидуально-парной работы (К.Н.Волков, В.К.Дьяченко,

Г.А.Цукерман и др.). Обращение педагогов и психологов к групповой работе

учащихся

для

развития

навыков

сотрудничества

было

обусловлено

стремлением исключить недостатки «педагогики воздействий» и «построить

учебный процесс так, чтобы на некоторых его этапах дети контактировали не

только непосредственно с учителем, но и друг с другом, чтобы педагогическое

воздействие оказалось не прямым, а косвенным…» [15].

9

Методы

сотрудничества

включают

в

себя

несколько

видов

взаимодействия: парная работа, групповая и коллективно распределительная

деятельность. Рассмотрим их подробней.

Коллективно-распределительная

деятельность

осуществляется

через

групповую и парную работу, так как в процессе взаимодействия между

школьниками происходит распределение ролей при решении учебной задачи.

Такая совместная деятельность стимулирует развитие творческой личности и

формирует ребенка вообще. Она решает несколько задач (по Д.Джонсону):

-

понимание каждым младшим школьником того, что он не сможет

достичь успеха один, а только совместно с ребятами;

-

развитие коммуникативных навыков, умения помогать друг другу в

реализации задач как учебных, так и жизненных;

-

воспитание

ответственности

за

личный

вклад

в

коллективный

результат;

-

формирование навыков самооценки и взаимооценки при подведении

итога результатов работы всего коллектива и своего собственного (рефлексия).

Организация коллективно-распределенной деятельности проходит в

несколько этапов, которые педагогам необходимо соблюдать. Г.А. Цукерман и

Н.К.

Поливанова

на

свои

уроки

рекомендуют

приглашать

родителей

школьников,

которые

будут

работать

вместе

с

детьми

и

помогать

преподавателю в организации и усвоении норм сотрудничества. Авторы

определили этапы организации работы в группах:

1)

Совместная деятельность-игра. Младшие школьники согласовывают

свои действия уже не по заданным ролям, а по предметному содержанию и

смыслу этой деятельности.

2)

Игра взрослого с детьми. Преподаватель показывает детям образцы

взаимодействия на правах равного партнёра.

0

3) Непосредственное обучение младших школьников взаимодействию в

достижении общего результата. Преподаватель подсказывает им, направляет,

помогает совместными усилиями справиться с предложенной задачей.

4) Введение в коллективную игру «управляющего». Также можно ввести

двух «управляющих». Введение в игру двух «управляющих» с взаимно

противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они

должны были учиться удерживать общую задачу, сохраняя при этом

соревновательные отношения.

5) Игра, в которой школьник одновременно исполняет две роли с взаимно

противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение

видеть позиции разных сторон, то есть внутри группы должны рассматриваться

ошибочные версии с целью коррекции для предупреждения ошибок. Члены

группы внутри и группы должны задавать друг другу ловушки-вопросы.[7,108]

Сотрудничество школьников друг с другом является основой для

организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Как подчеркивают Г.А.Цукерман и др., «групповая работа основана на

сотрудничестве». Сотрудничество предполагает, прежде всего, совместную

работу учащихся — в парах или группах, со сверстниками, старшеклассниками

или младшими школьниками. [36, 39]

При грамотном руководстве и управлении преподавателем эти формы

позволяют реализовать основные условия сотрудничества: осознание общей

цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и

контроль.

Групповая форма характеризуется общением учителя с группой младших

школьников более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой,

так и с учителем с целью решения образовательных задач.

Групповым способом обучения формируется новая среда жизни и

деятельности учащихся. Групповая форма:

1

-

позволяет реализовать успешность продвижения каждого ученика в

процессе

обучения

со

скоростью,

определяемой

его

индивидуальными

способностями, без перехода на индивидуальное обучение;

-

формирует потребность и умение активно находить, воспринимать и

передавать информацию;

-

обеспечивает

высокую

интенсивность

обучения;

повышает

интеллектуальный уровень и культуру, развивает навыки социального и

делового общения и т.д.

Младших

школьников

необходимо

приучать

к

самостоятельности

суждений, развивать у них умения правильно спорить, отстаивать свое мнение,

задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи

доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной

инициативы

воспитанника

является

деятельность

в

группе

совместно

работающих детей. Условие возникновения первых познавательных вопросов к

учителю – это спор между детьми, предлагающими свои различные способы

решения общей задачи, но чтобы детский спор был содержательным, не

превращался в склоку и взаимообвинения собеседники должны уметь

следующее:

- формулировать свою точку зрения;

-

слушать и выяснять точки зрения своих партнеров;

-

видеть или обнаруживать разницу точек зрения;

-

пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не

переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений [26,100].

По В.Д. Дьяченко, организационная структура групповых способов

обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные

формы: групповую; парную; индивидуальную.

Для групповой и межгрупповой работы необходимо временно разделить

класс на группы для совместного решения отдельных задач. Школьникам

предлагается обсудить задачу, наметить способы ее решения, реализовать их на

практике и представить найденный совместно результат. Эта форма работы

2

обеспечивает учет индивидуальных особенностей воспитанников, открывает

широкие возможности для кооперирования, для коллективной познавательной

деятельности.

Основными особенностями организации групповой работы младших

школьников на уроке является:

- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;

-

поручение каждой группе определенного задания (либо одинаковое,

либо дифференцированное) и выполнение его сообща под непосредственным

руководством лидера группы или учителя;

- выполнение задания таким способом,

который позволит учитывать и

оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- непостоянный состав группы, он подбирается с учетом того, чтобы с

максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные

возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера

предстоящей работы (сильные, слабые, смешенный состав группы).

Групповая форма организации учебной деятельности предусматривает

выполнение одинаковых или дифференцированных заданий небольшими

группами учащихся (2 - 6) человек при их сотрудничестве внутри групп и при

опосредованном руководстве учителя. Групповая форма обучения - это некое

среднее звено, диалектически объединяющее в себе особенности фронтальной

и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая позаимствовала

возможности

общения,

от

индивидуальной

-

все

плюсы

детской

самостоятельности.

Г.А.Цукерман называет групповую работу

областью

“детской полусамостоятельности”, где помощь взрослого уже не нужна и даже

вредна,

так

как

препятствует

становлению

рефлексии,

а

полностью

самостоятельно ребенок действовать еще не может. Здесь необходима помощь

сверстников. Достоинствами этой формы является то, что каждая группа

работает в своем темпе, младшие школьники активны, чувствуют себя

комфортно

в

ситуации

взаимопомощи

и

отсутствия

непосредственного

контроля учителя. Но при организации групповой работы нужно помнить, что

3

ученикив группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный

материал, избрать самый эффективный путь его изучения.

Групповая

форма

обучения

есть

способ

организации

совместной

деятельности школьников в малых группах при опосредованном руководстве и

в сотрудничестве с учителем. Цель групповой работы, отличающая ее от других

общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:

- наличии непосредственного взаимодействия между учениками;

-

опосредованном руководстве деятельностью школьника со стороны

учителя, строящемся по принципу: «учитель - группа сотрудничающих между

собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым ребенком в

отдельности, а с группой: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает

работу группы в целом. Внутри же группы по отношению к каждому ученику

все эти функции выполняют сами учащиеся.

Эти особенности групповой работы дают дополнительный эффект в

развитии, воспитании и обучении младших школьников. Вместе с тем, этот

эффект может быть достигнут только в том случае, когда в группах существуют

отношения сотрудничества.

Разновидностью групповой формы является парная работа, так как она

сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учеников в парах,

роль учителя - опосредованное руководство через инструктажи, памятки.

Парную работу учителя начальных классов применяют на уроках

всехдисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных

самостоятельных работ. Такая работа достаточно полезна: она повышает

внимание учеников, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя

его самостоятельно и проверяя работу товарища, что способствует прочности

усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. Но область

применения парной работы на уроке в начальных классах гораздо шире: при

закреплении,

повторении

материала,

на

этапе

актуализации

знаний,

необходимых для изучения нового.

4

Парно - коллективная форма предусматривает, что школьник на уроке

работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним

одноклассником, он находит другого, который тоже закончил работу, и

организует новую пару для дальнейшей работы. Такая форма известна под

названием работы в парах сменного состава.

Единая групповая работа иначе называется звеньевой и является

организацией учебной деятельности относительно постоянных малых групп

учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают над одним и тем же

заданием.

Дифференцированно-групповая работа считается особой разновидностью

групповой формы обучения. Особенности ее заключаются в том, что группы

работают над поручениями, разными по степени сложности. Поэтому группы

создаются иначе, чем в предыдущих случаях. В одну группу подбираются

школьники с равными учебными возможностями. При этом численность групп

не рекомендуется увеличивать. Это могут быть одна - две группы детей с

низкими учебными возможностями, две - три - со средними и одна - две - с

высокими.

Групповые виды работы делают урок более увлекательным, живым,

развивают у воспитанников сознательное отношение к учебному труду,

активизируют

мыслительную

активность,

предоставляют

вероятность

неоднократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно

контролировать знания, умения и навыки у учеников всего класса при

минимальной затрате времени учителя.

Таким образом, большим потенциалом в организации сотрудничества

всех субъектов учебной деятельности обладает групповая работа, но есть такие

возможности и при фронтальной форме работы (дискуссия). Индивидуальная

же форма организации обучения не перспективна в данном направлении. В

настоящей практике обучения при персональной работе сотрудничество может

появляться толькоограниченно: между учителем и конкретным школьником,

5

если учитель непосредственно обучает этого школьника: занимается с ним

дополнительно, помогает в ходе самостоятельной работы на уроке.

Исходя из теоретического анализа, мы можем сделать вывод, о том, что в

рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования,

характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших

школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на

следующем возрастном этапе.

Младший

школьный

возраст

самый

благоприятный

возраст

для

формирования групповых видов деятельности, деятельности сотрудничества.

Сотрудничество – совместная работа младших школьников, помогающая детям

быстрее и лучше усвоить учебный материал.

Учебное сотрудничество незаменимо в обучении младшего школьника.

Оно является важным звеном в цепи действий, ведущих к становлению

воспитанника как субъекта учебной деятельности, т.е. ученика, который хочет

учиться, знает чему учиться, и умеет учиться. Эта цель, достижимая лишь за

пределами начальной школы, но она может быть не достигнута и к концу

обучения в школе, если не вести специальную работу.

Сотрудничество учащихся младшего школьного возраста с учителем и

особенно друг с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта

учебной

деятельности,

так

как

способствует

развитию

важнейших

психическихновообразований: самоконтроля, самооценки, внутреннего плана

действий, делает ученика активным и заинтересованным в учении, создает

субъект – субъектные отношения в деятельности учащихся.

Организация сотрудничества младших школьников друг с другом - одна

из важнейших задач учителя. Наиболее активно такое сотрудничество

осуществляется

в

различных

видах

групповой

работы,

так

как

они

предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную

автономность ученика по отношению к учителю.

Все это в совокупности поможет правильно организовать деятельность

сотрудничества,

а

значит,

и

активизировать

учебную деятельность

детей.

6

Заключение

Анализ

педагогической

теории

позволил

выделить

следующие

закономерности:

1.

Сотрудничество - феномен, незаменимый в обучении младшего

школьника. Оно является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к

становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

Субъект учебной деятельности - это школьник, который хочет учиться,

знает чему учиться и умеет учиться.

Учебное

сотрудничество

является

важнейшим

звеном

в

цепи

действий,ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

2.

Рассмотрев возрастные особенности младших школьников, пришли к

выводу, младший школьный возраст самый благоприятный возраст для

формирования

коллективных

видов

деятельности

и

развития

навыков

сотрудничества.

3.

Организация сотрудничества младших школьников друг с другом

наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.

4.

Мы считаем, что главным в обучении является не обеспечение

возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным

правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным

типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая

сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в

настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного

сотрудничества учителя и учащихся.

Наиболее активно такое сотрудничество реализуется в различных видах

парной работы и в малых группах,

так

как

они

предполагают

непосредственное взаимодействие

7

учащихся и относительную автономность младшего школьника по отношению

к преподавателю.

Выдвинутая

нами гипотеза: вероятно, содержание развития навыков

сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации

должно включать задание цель которого ставить и решать следующие

коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со

взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих

действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в

монологической и диалогической формах речи, была доказана в результате

опытно-поисковой

работы

во

время

эмпирического

наблюдения

за

деятельностью двух третьих классов, за формами и методами работы учителей,

а так же в результате диагностических исследований и сравнения этих

результатов.

Для того чтобы сотрудничество младших школьников способствовало

эффективномурешению

педагогических

задач,

необходимо

соблюдать

определенные

требования:

активно

использовать

в

обучении

младших

школьников приемы делового сотрудничества; развивать у них положительное

отношение к совместной деятельности на уроках; формировать группы с

учетом

учебных возможностей и психологических особенностей детей;

мотивировать каждого школьника на активную работу в группе; учитывать

особенности

содержания

учебного

материала

и

степень

его

усвоения

воспитанниками. Именно этот процесс способствует активному присвоению

этих функций каждому из детей и приближает их к самостоятельным формам

учения, овладение которыми может характеризовать школьника как субъекта

учебной деятельности.

Сотрудничество младших школьников с преподавателем и особенно друг

с другом приближает каждого ребенка к состоянию субъекта учебной

деятельности, так как развивает важнейшие психические новообразования:

самоконтроль, самооценку, планирование своих действий, делает ученика

8

активным и

заинтересованным

в

учении,

создает

субъект

субъектные

отношения в деятельности школьников.

Список использованной литературы

1.

Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном

процессе/

Психологические

исследования

социального

развития

личности: сб. науч. работ. М. 1991. С. 58 - 72.

2.

Асеев

В.Г.

Мотивационная

регуляция

нравственного

поведения

личности.Социально-психологические и нравственные аспекты изучения

личности / Сб.научн. трудов. отв ред. Шорохова Е.В., Левкович В.П. М.,

1988. С.36-42.

3.

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.

А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская. М.:

Просвещение, 2011. 152 с.

4.

Бабанский

Ю.К.

Оптимизация

учебно-воспитательного

процесса.

Методические основыМ.,1982. 193 с.

5.

Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками

мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. №2. С.148.

6.

Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика СПб.:

Изд-во «Речь», 2000. 440 с.

7.

Бордовская Н. В. Педагогика: учебник. СПб.: Питер, 2004. 304с.

8.

Бухвалов

В.А.

Развитие

учащихся

в

процессе

творчества

и

сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.

9.

Венецкая А.Б. Возможности групповой работы при формировании

культуры общения на уроках в начальной школе. // Начальная школа

плюс до и после.2009. №1. С. 86-89.

10.Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников.М.:

Владос-Пресс, 2007. 159 с.

9

11.Вергелес

Г.

И.

Дидактические

основы

формирования

учебной

деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л.,

1989. 331с.

12.Вергелес Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему

учиться. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, Союз: 2000. 160с.

13.Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной

деятельности. Псков, 2000. 96 с.

14.Виноградова

М.Д.,

Первин

И.Б.

Коллективная

познавательная

деятельность и воспитание школьников. М.,1977. 230 с.

15.Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах./

Педагогическая психология: хрестоматия/ сотавит.: В.Н.Карандышев,

Н.В.Носова, О.Н.Щепелина. СПб: Питер 2006. 412с.

16.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление

и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.

17.Гражданцева

В.А.

Педагогика

сотрудничества

как

условие

развития

личности / Начальная школа. 2008. №6. С.19-20.

18.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как

субъект учебной деятельности // Вопросы психологии 1993. № 3-4.

19.Данилов М.А., Компов Б.П. ДидактикаМ.: Изд-во АПН РСФСР, 2007.

518с.

20.Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Джонсон Д.,

Джонсон

Р.,

Джонсон-Холубек

Э.;

пер.

с

англ.

З.

С.

Замчук.

Экономическая школаСПб.: Экономическая школа, 2001. 255 с.

21.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее

развитие. М.,1989. 192с.

22.Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий

//Начальная школа 1990. №1. С 45.

23.Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших

школьников // Начальная школа. 2011. №5. С.50-57.

0

1



В раздел образования