Напоминание

Наглядные методы при проведении практических занятий дисциплин "Анатомия и физиология человека" и "Основы патологии"


Авторы: Людмила Владимировна Скопцова, Ирина Олеговна Грядина
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Наглядные методы при проведении практических занятий дисциплин "Анатомия и физиология человека" и "Основы патологии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Наглядные методы при проведении практических занятий дисциплин

«Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии»

Преподаватели Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК»

Скопцова Л.В

Грядина И.О.

Особенностью

фармацевтического

образования

является

необходимость

запоминания студентами больших объемов учебной информации. Поскольку в процессе

обучения теоретическое изложение новых знаний всегда идет впереди практики, то

наиболее серьезную проблему для студентов фармацевтического колледжа составляет

«потеря информации» по ходу обучения. Эта проблема так же отягощается в случае

отсутствия понимания студентами важности усваиваемой учебной информации для

будущей

профессиональной

деятельности

и

осмысленности

предлагаемых

преподавателем способов осуществления деятельности. Решить данное проблему для

преподавателя может помочь наглядный метод обучения.

Наглядные методы обучения — это способы целенаправленной совместной

деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач

наглядными средствами [2].

Данные методы связаны с принципом наглядности учебного материала для

восприятия обучающимся. Принцип наглядности, утверждающий, что эффективность

обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и

переработке учебного материала, определяет характер процесса обучения [2].

Как показывает теоретический анализ литературы, в дидактике в зависимости от

формы выделяют три основных вида наглядности. К их числу относятся: визуальная

(зрительная) наглядность, аудиальная (слуховая) наглядность, кинестетическая (связанная

с движениями пальцев рук) наглядность.

К визуальной наглядности относятся таблицы, схемы, рисунки, картины, карты,

фоторепродукции; к аудиальной наглядности – аудиозаписи голосов людей, животных,

птиц, звуков природы; к кинестетической наглядности – макеты, муляжи, учебные

приборы, коллекции инструментов, материалов и т.д.

По способам демонстрации наглядность дифференцируют на: а) настенную

наглядность (плакаты, картины, карты); б) раздаточный дидактический материал

(карточки с заданиями, инструкции, рабочие тетради, атласы, альбомы); в) записи на

доске; г) экранные (аудиовизуальные) средства [2].

Наглядные методы обучения используют для различных дидактических целей в

процессе обучения: [1]

1) Для изучения нового материала

2) Для закрепления усвоенного материала

3) Для проверки знаний и умений

При объяснении нового материала, используют наглядные пособия и презентации,

с помощью которых можно конкретизировать и обобщить знания. В таком случае пособия

и презентации являются иллюстрацией словесных объяснений. При закреплении и

проверки

знаний,

использование

наглядных

пособий

организуется

так,

чтобы

обучающийся сам мог объяснить материал, опираясь на макет, таблицу, фотографию

объекта и т.д. [1]

Наглядные методы при проведении практических занятий по дисциплине

«Анатомия и физиология человека» занимают особое положение. С их помощью

достигаются две цели – закрепление и проверка усвоенного материала. Например, работая

с муляжом скелета, студенты демонстрируют знания в топографии костей и их

соединениях, а также выходят на уровень понимания и применения знаний в будущем.

Рассказывая строение сердца по муляжу в малых группах, студенты лучше запоминают

его строение, положение в организме и физиологию.

На практических занятиях по основам патологии, метод иллюстрации представлял

собой показ студентам фотографий с различными видами травм, так как они не могут

быть изучены в реальном виде.

Метод демонстрации заключался в ознакомлении студентов с парентеральными

способами введения лекарственных средств, проведении СЛР. Данный метод обучения

предполагал использование как визуальной, так и кинестетической наглядности. Этот

метод

способствует

формированию

и

совершенствованию

профессиональных

практических умений.

Видеометод состоял в применении мультимедийных средств (электронных

образовательных ресурсов) преподнесения студентам информации о различных видах

неотложных состояниях. Данный метод обладает более богатыми дидактическими

возможностями по сравнению с методами иллюстрации и демонстрации. Применение

мультимедиа-презентаций, а также видеороликов (например, по проведению СЛР),

сочетающих цвет, форму, звук, позволяло воспринимать учебный материал разными

органами чувств, а не только глазами, что способствовало наглядно-образному раскрытию

темы реанимация.

Знания, полученные при работе с муляжами органов и систем органов, актуальны

не только для прохождения промежуточной аттестации, но и понимания дисциплины

«Основы патологии» и применимы при оказании первой помощи и консультации

населения при выполнении трудовых обязанностей.

Список использованных источников

1.

Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для

вузов / Е. В. Григорьева. – Москва : Владос, 2008. – 253 с.

2.

Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для

студ.высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. — М. : Издательский центр «Академия»,

2009. — 192 с.



В раздел образования