Авторы: Людмила Владимировна Скопцова, Ирина Олеговна Грядина
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: Фармацевтический филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Наглядные методы при проведении практических занятий дисциплин "Анатомия и физиология человека" и "Основы патологии"
Раздел: среднее профессиональное
Наглядные методы при проведении практических занятий дисциплин
«Анатомия и физиология человека» и «Основы патологии»
Преподаватели Фармацевтического филиала ГБПОУ «СОМК»
Скопцова Л.В
Грядина И.О.
Особенностью
фармацевтического
образования
является
необходимость
запоминания студентами больших объемов учебной информации. Поскольку в процессе
обучения теоретическое изложение новых знаний всегда идет впереди практики, то
наиболее серьезную проблему для студентов фармацевтического колледжа составляет
«потеря информации» по ходу обучения. Эта проблема так же отягощается в случае
отсутствия понимания студентами важности усваиваемой учебной информации для
будущей
профессиональной
деятельности
и
осмысленности
предлагаемых
преподавателем способов осуществления деятельности. Решить данное проблему для
преподавателя может помочь наглядный метод обучения.
Наглядные методы обучения — это способы целенаправленной совместной
деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач
наглядными средствами [2].
Данные методы связаны с принципом наглядности учебного материала для
восприятия обучающимся. Принцип наглядности, утверждающий, что эффективность
обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и
переработке учебного материала, определяет характер процесса обучения [2].
Как показывает теоретический анализ литературы, в дидактике в зависимости от
формы выделяют три основных вида наглядности. К их числу относятся: визуальная
(зрительная) наглядность, аудиальная (слуховая) наглядность, кинестетическая (связанная
с движениями пальцев рук) наглядность.
К визуальной наглядности относятся таблицы, схемы, рисунки, картины, карты,
фоторепродукции; к аудиальной наглядности – аудиозаписи голосов людей, животных,
птиц, звуков природы; к кинестетической наглядности – макеты, муляжи, учебные
приборы, коллекции инструментов, материалов и т.д.
По способам демонстрации наглядность дифференцируют на: а) настенную
наглядность (плакаты, картины, карты); б) раздаточный дидактический материал
(карточки с заданиями, инструкции, рабочие тетради, атласы, альбомы); в) записи на
доске; г) экранные (аудиовизуальные) средства [2].
Наглядные методы обучения используют для различных дидактических целей в
процессе обучения: [1]
1) Для изучения нового материала
2) Для закрепления усвоенного материала
3) Для проверки знаний и умений
При объяснении нового материала, используют наглядные пособия и презентации,
с помощью которых можно конкретизировать и обобщить знания. В таком случае пособия
и презентации являются иллюстрацией словесных объяснений. При закреплении и
проверки
знаний,
использование
наглядных
пособий
организуется
так,
чтобы
обучающийся сам мог объяснить материал, опираясь на макет, таблицу, фотографию
объекта и т.д. [1]
Наглядные методы при проведении практических занятий по дисциплине
«Анатомия и физиология человека» занимают особое положение. С их помощью
достигаются две цели – закрепление и проверка усвоенного материала. Например, работая
с муляжом скелета, студенты демонстрируют знания в топографии костей и их
соединениях, а также выходят на уровень понимания и применения знаний в будущем.
Рассказывая строение сердца по муляжу в малых группах, студенты лучше запоминают
его строение, положение в организме и физиологию.
На практических занятиях по основам патологии, метод иллюстрации представлял
собой показ студентам фотографий с различными видами травм, так как они не могут
быть изучены в реальном виде.
Метод демонстрации заключался в ознакомлении студентов с парентеральными
способами введения лекарственных средств, проведении СЛР. Данный метод обучения
предполагал использование как визуальной, так и кинестетической наглядности. Этот
метод
способствует
формированию
и
совершенствованию
профессиональных
практических умений.
Видеометод состоял в применении мультимедийных средств (электронных
образовательных ресурсов) преподнесения студентам информации о различных видах
неотложных состояниях. Данный метод обладает более богатыми дидактическими
возможностями по сравнению с методами иллюстрации и демонстрации. Применение
мультимедиа-презентаций, а также видеороликов (например, по проведению СЛР),
сочетающих цвет, форму, звук, позволяло воспринимать учебный материал разными
органами чувств, а не только глазами, что способствовало наглядно-образному раскрытию
темы реанимация.
Знания, полученные при работе с муляжами органов и систем органов, актуальны
не только для прохождения промежуточной аттестации, но и понимания дисциплины
«Основы патологии» и применимы при оказании первой помощи и консультации
населения при выполнении трудовых обязанностей.
Список использованных источников
1.
Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для
вузов / Е. В. Григорьева. – Москва : Владос, 2008. – 253 с.
2.
Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для
студ.высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. — М. : Издательский центр «Академия»,
2009. — 192 с.