Авторы: Феденчук Елена Викторовна, Кузьмина Маргарита Александровна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Проект "Дорогою Добра"
Тема: Организация сотрудничества детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Проект «Дорогою Добра»: организация сотрудничества детского сада и
семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста
МБДОУ «Детский сад № 38» г. Сыктывкара
1
(Республика Коми)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает,
что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное
развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей…».
Инновационный
сценарий
модернизации
образования,
представленный
в
нормативных документах, таких как Стратегия развития и воспитания Российской
Федерации
на
период
до
2025
года,
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
опирается
на
заинтересованность всего общества, в первую очередь родителей, в развитии
потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности. Самые
дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие. Семья занимает
центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании
мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного
облика малыша. На любви, на опыте, традициях, личном примере из детства
родных и близких строится воспитание детей. И какую бы сторону развития
ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении
его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема
возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той
огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и
формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
МБДОУ «Детский сад №38» реализует программу «Социокультурные
истоки»
2
(автор Кузьмин И.А.). Основная позиция программы – заложить
формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить
1
Детский сад – республиканская опорно-методическая площадка по духовно-нравственному
воспитанию детей дошкольного возраста, республиканская стажировочная площадка.
2
И.А. Кузьмин. Программа «Социокультурные истоки». - Издательский дом «ИСТОКИ», МОСКВА.
– 2012. – 320
С. (
Программа особое внимание уделяет системе работы по духовно-нравственному
воспитанию
всех
участников
образовательного
процесса
(педагогов-детей-родителей)
в
дошкольном образовании. Программа реализуется через учебно-методический комплекс: книги
для развития детей с 3-7 лет. Материалы позволяют заложить основы ценностных ориентиров
Ребенка, Семьи и Педагога и осуществлять преемственность со школьным образованием и
семейным воспитанием)
1
ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным
ценностям России, принятым в обществе.
Учитывая существующие особенности развития семьи, как социального
института, дошкольному образовательному учреждению приходится в непростых
условиях организовывать деятельность по взаимодействию с родителями
воспитанников. Основная масса родителей еще не осознала свою новую позицию
партнера детского сада, у родителей недостаточно высокий уровень психолого-
педагогической культуры; большинство из родителей стремится «откупиться»
подарками от личного общения с ребенком.
В настоящее время присутствует позиция неудовлетворенности характером
организации взаимоотношений ДОУ и семьи, как со стороны родителей, так и со
стороны воспитателей. В качестве причин, мешающих взаимодействию ДОУ и
семьи, родители приводят низкую компетентность воспитателей, отсутствие
доступных для родителей форм взаимодействия, несвоевременное реагирование
на родительские запросы. На современном этапе, очевидно, что у родителей
существует потребность, прежде всего, в информированности; новых формах
коммуникаций, в развитии диалоговых форм общения.
Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, представляет
собой
мобильную
систему,
которая
должна
реагировать
на
изменения
социального заказа, на образовательные потребности и воспитательные запросы
родителей. В зависимости от этого должны меняться формы и направления
работы детского сада с семьей. Педагоги ищут новые формы сотрудничества с
родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.
Наиболее важный вопрос, на который предстоит ответить воспитателю: с кем из
социальных партнеров ему легче будет взаимодействовать? Либо это будет
каждая семья в отдельности, либо целесообразно выбрать в качестве партнера
всю родительскую общественность, либо необходимо выбрать гибкую модель
создания временных творческих групп из числа родителей? и т.д.
Решающим условием обновления системы сотрудничества детского сада с
семьей является совершенно новый тип общения детского сада с родителями.
Сегодня - основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -
установление
доверительных
отношений
между
детьми,
родителями
и
воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности в
развитии собственной воспитательной компетентности.
2
Одним из методов, который может помочь привлечь родителей к активному
участию в образовательном процессе по воспитанию и развитию собственных
детей, является метод проектов. Так зародился проект «Дорогою добра». Цель
проекта: Формирование единых подходов в детском саду и семье к духовно-
нравственным и социокультурным ценностям.
Результатом
проекта
мы
видим укрепление
детско-родительских
отношений, которое проявляется в:
повышении доли участия родителей и повышении качества взаимодействия
с детьми, другими членами семьи, с родителями детей других группа в процессе
проведения разнообразных мероприятий
уменьшении количества нестандартных ситуаций (непослушание, конфликт
между родителями и детьми, раздражение родителей), терпимости родителей по
отношению к своему ребенку и другим семьям;
приобщении родителей к педагогическому творчеству, пробуждении в
каждом родителе желания развить свой воспитательный талант;
повышении заинтересованность родителей в познании своих детей, в
желании каждого родителя повернуться лицом к своему ребенку;
оценке
родителей
самих
себя,
уверенности
в
своей
родительской
компетентности
в снижении тревоги, недоверия, настороженности по отношению к
воспитателю, появлении уверенности в хорошем отношении воспитателя к их
ребенку.
Таким образом, проект ориентирован на формирование личности родителя,
ребенка, позволит максимально реализовать творческие возможности родителей
в настоящей и будущей семейной деятельности в воспитании и развитии детей.
Для вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ
намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с
семьей; ознакомление педагогов с новыми формами работы с современными
родителями.
2. Повышение у родителей уровня культуры воспитания детей через
разработку и реализацию проектов.
3. Совместная работа с социальными институтами через совместные
мероприятия, разработку и реализацию проектов, программ, а также изучение
3
опыта образовательных учреждений, реализующих программу «Социокультурные
истоки».
Уже активно взаимодействует образовательное учреждение с различными
социальными институтами, например, учреждениями культуры, спорта, где
образовательное
учреждение
выступает
заказчиком
мероприятий
и
их
содержания. Так, например, с национальной детской библиотекой Республики
Коми им. С.Я. Маршака совместно проводятся увлекательные, познавательные
мероприятия для детей и родителей в форме путешествий (по сказкам, былинам,
загадкам), познание истории, обзор детской литературы для педагогов и
родителей и многое другое. Для детского сада традицией является проведение
фестиваля «Зимняя поэзия» совместно с библиотекой, активными участниками
которого являются родители. Такое сотрудничество с библиотекой позволит
развить у подрастающего поколения интерес к книге, к чтению.
Детский
сад
заключил
договор
с
«Отделом
истории»
ГБУ
РК
«Национальный музей Республики Коми» по проведению выездных экскурсий на
базе дошкольного учреждения и экскурсий на базе музея. В рамках данного
сотрудничества разработана программа «Город, в котором я живу». Воспитанники
старшего дошкольного возраста, желающие родители знакомятся с историей,
достопримечательностями
города
Сыктывкара,
также
познают
историю
«рождение Христа», празднование праздника «Рождество».
Проект «Дорогою добра» включает три этапа.
1 этап - подготовительный (сентябрь – октябрь 2017г.) – был направлен
на создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по укреплению и
возрождению семейных традиций.
На данном этапе в ДОУ велась работа над выявлением и согласованием
потребностного образовательного запроса родителей в рамках реализации
программы «Социокультурные истоки». Родители выдвигали такие запросы как:
участие в мастерских, проведение конкурсов, оформление наглядных материалов
по работе с детьми, (одним из которых является создание газеты «новости
группы»), проведение обучающих лекториев по вопросам реализации содержания
программы «Социокультурные истоки», расширение дополнительных услуг на
бесплатной основе.
Важно не только сообщить родителю о том, как ДОУ воспитывает,
развивает ребенка, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. В каждой семье, которая
хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те
4
условия, которые исключительно важны для духовно-нравственного воспитания
дошкольников. Поэтому семейные традиции и домашние «привычки» важны для
детей гораздо более, чем для взрослых. Педагогами была использована такая
форма, как интервью с родителями на тему «Роль семейных традиций в
воспитании детей». Родителям были заданы следующие вопросы: 1. Как вы
считаете, должны ли быть в семье традиции? 2. К каким традициям вы
приобщаете своего ребёнка? 3. Какие семейные традиции способствуют
укреплению вашей семьи? 4. Кто должен быть организатором семейных
традиций? 5. Как происходит приобщение ребёнка к традициям вашей семьи?
Ответы родителей были самыми разнообразными. Большинство родителей
считают,
что
семейные
традиции
необычайно
важны:
с
регулярно
повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира;
сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные
отношения между родителями и детьми.
В детском саду были разработаны и продолжают разрабатываться
видеоролики по взаимодействию с родителями и детьми: «Путешествие по
книгам», «Дорогою добра», буклеты «Мудрые советы». Данные продукты
размещаются на сайте детского сада, применяются педагогами при совместных
встречах с родителями, также принимают участие в конкурсах.
На втором этапе – основном (ноябрь 2017г.- апрель 2018г.) педагоги
вместе с родителями обсуждают вопросы, как родители могут помочь детскому
саду в воспитании их детей, и как детский сад может помочь семье в вопросах
воспитания детей, основанных на семейных традициях.
Вместе с родителями обсуждается реализация таких воспитательных
функций как: развитие интересов и потребностей ребенка; поддержка открытости
во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; выработка образа
жизни семьи, формирование семейных традиций; понимание и принятие
индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной
личности.
На
данном
этапе
реализации
проекта
используется
семейное
проектирование,
т.е. сама семья вместе с ребенком определяет тематику
проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением,
передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки и презентует проект.
Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает возможность
5
помочь выработать модель образа жизни своей семьи через формирование
семейных традиций.
Деятельность
родителей
позволяет
показать
детям
их
творческий
потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки. Такое общение вводит
ребенка в мир взрослых правил и способов интеллектуальной и практической
работы. Тут и ведение диалога, и обсуждение проблем, сотрудничество,
взаимоуважение и поиск решений, осознание необходимости идти на взаимные
уступки для реализации идеи или общей задачи.
В результате совместной работы педагога с родителями, как активных
участников реализации образовательного процесса, позволит возродить, укрепить
семейные традиции. Кроме того, семейные традиции помогут детям увидеть в
родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно
вместе проводить время, что способствует гармоничному развитию ребенка.
В процессе семейного проектирования были созданы и реализованы
следующие проекты:
1.Проекты «Портфолио выходного дня»
(семейное проектирование,
посвященное
стимулированию
оздоровительных
и
социокультурных
практик
семейных
путешествий):
«Путешествие
на
Красную
гору»,
«Спортивная
база
Динамо»,
«Экскурсии
в
Православный
Храм»,
Посещение тематических выставок детской литературы библиотеки им.
С.Я. Маршака; Посещение Национального музея Республики Коми и др.
Найти нравственную основу для воспитания и развития дошкольников
можно в первую очередь в народных истоках (богатство национальной
культуры, укладе жизни народа, его истории, и многое другое). Семья
всегда была и остается необходимой средой для сохранения и передачи
ребенку социальных и культурных ценностей. Поэтому по данному
направлению мы опираемся на
традиции и обычаи семьи. Родители
предлагают педагогам провести вместе с детьми выходные в форме
путешествий. Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие
родители вместе с педагогами составляют сценарий отдыха - это
различные игры (в том числе и коми народные игры), закличики, проводят
соревнования, конкурсы, катание (на санках, лыжах, коньках, летом на
велосипедах, роликах, самокатах и т.п.). Путешествия носят не только,
спортивно – досуговый, но и познавательный характер. Как правило каждая
семья является активным участником, родители объединяются в микро
6
группы для проведения игр, конкурсов, или же по передаче какой либо
познавательной информации и т.п. Также педагоги вместе с родителями и
детьми посещают Храм Вознесения Господне (начиная со 2 младшей
группы – в ДОУ таких групп – 1, которая
следует такой традиции).
Посещение Храма основано на добровольном желании самих родителей.
Такие мероприятия организуются исходя от событий и праздников (но не
чаще 1 раза в месяц). Следует отметить, что принимают активное участие
и специалисты ДОУ, в частности воспитатель по физической культуре,
музыкальный руководитель, которые оказывают помощь родителям. По
итогам семьи воспитанников оформляют «Портфолио выходного дня» и все
продукты объединяются в интересную информационную газету.
2. Проекты «Живи родник традиций». Педагоги завсегда учитывают
пожелания родителей, прислушиваются к их советам, родители между собой
обсуждают какие-то вопросы, делятся опытом. По сути каждый родитель носитель
интересных идей. Таким образом, такие разные и непохожие люди должны
объединиться
вокруг чего-либо, значимого для каждого. Этим значимым,
объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать детский сад.
Для этого мы используем традиции в группе и в детском саду. Традиции это
передача опыта от поколения к поколению, поэтому зародился такой проект в
ДОУ. Каждая традиция решает определенные образовательные, воспитательные
задачи и соответствует возрастным особенностям детей. Педагоги вместе с
родителями определяют исходя от заинтересовавшей темы «Чему будет
посвящен проект?». «Какие традиции будут родители транслировать и передавать
другим родителям?». Это проекты могут быть посвящены игре, чтению, отдыху,
мастерству, хобби и т.д. Например, «Как празднуется День рождения дома у
ребенка?», «Подарки своими руками (елочке, близким людям и т.п.)», «Семейное
чтение», «Как мы играем? (поздравляем, гуляем)» и др. В основном в таких
проектах участвуют небольшое количество семей, поэтому на совместных
встречах семьи презентуют друг другу свои идеи. Родители привлекают бабушек,
дедушек. Так, например, бабушки принимают участие в чтении сказок детям в
группе. Дедушки вместе с детьми и родителями мастерят поделки или играют в
шашки, шахматы.
Родителями детей младшего дошкольного возраста были разработаны и
реализуются проекты: «В гостях у сказки». Малыши только на эмоциональной
ноте воспринимают окружающий мир (колыбельные, потешки, прибаутки…)
7
Именно с них и начинается воспитание сказкой. С детьми нужно обыграть
предмет или объект, показать характер героя. Путешествие по реченьке сказок
(или же мостику сказок) ребенок встречается с героями (герои сказок «Теремок»,
«Колобок», «Репка»..). Педагог не просто знакомит со сказкой, но играет в эту
сказку. Познакомившись со сказкой педагог с родителями и детьми «идут в гости
к героям сказки», где они играют, поют, рисуют, лепят. Так проект раскрывает все
шаги взаимодействия педагога с родителями и детьми по работе со сказкой.
Проект «Мы милашки - куклы Неваляшки». Родители мало играют с детьми. Мало
имеют представлений о значении игры в развитии детей. Куклы неваляшки всем
нам известные и забавные детские игрушки уходят в прошлое. Казалось бы, их
незамысловатое устройство, заставляет детей радоваться. А ведь устроена она
очень и очень просто. Так почему же она никогда не падает? Ответ прост.
Маленьким детям очень нравиться играть с этой забавной игрушкой. Её можно
сколько угодно покачивать, толкать, наклонять, но неваляшка ни за что не упадет.
Вот такое интересное свойство.
Так у педагогов работающих на группе раннего,
младшего возраста возник проект. Куклы-неваляшки в группе самые различные (в
образе кукол, собачки, кошки, мишки, зайки, клоуна..). Такие куклы создают
радостный игровой сюжет. В процессе игры зарождаются разные виды
деятельности. Педагог показывает родителям как можно поиграть с неваляшкой
Ванька Встанька. Как можно изготовить друзей неваляшкам. Педагог вместе с
родителями, детьми поют, танцуют, куклам лепят угощение, конструируют, катают
их и т.п. Дили – дон, дили – дон. Какой чудный перезвон. Слышен он со всех
сторон.
Мы милашки, куклы Неваляшки. Куклы Неваляшки. Яркие рубашки!
Игрушка помогает детям познавать окружающий мир, предметный мир. Знакомит
с одеждой, музыкальными игрушками, потешками, книжками и т.д. Родители
включаются активно в деятельность и вместе с педагогом готовят интересные
пособия (сенсорные коробки, сенсорные домики, шумовые игрушки своими руками
и многое другое). Этот проект реализуется в течение года. Результат проекта
активная совместная деятельность педагога с родителями в воспитании и
развитии детей.
Проект «Играем вместе с мамой». Такой проект зародился в группе
младшего возраста. Игра это радость, эмоции, через игру ребенок развивается и
воспитывается. О том, что играют мало с детьми уже было обозначено выше.
Поэтому педагог вместе с родителями и детьми играет в ласковые игры, игры –
потешки, игры с музыкой, песнями, игры с рисованием, настольными играми.
8
Родители знакомятся с разновидностями игр. Участвуют в игре драматизация,
театрализованных играх. В рамках проекта организуются конкурсы для родителей
«Игра для детей руками родителей». Проект реализуется также в течение года);
Проект
«В гостях у сказки».
Кому из нас в детстве мама не читала сказки? А
пробовали ли вы эту сказку создать своими руками? Проект «В гостях у сказки»
направлен на то, чтобы родители помогли детям развивать способность
удивляться и познавать, умение находить и решать. Должна быть нацеленность
на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Чтобы
сказки прочно вошли в детский быт детей, оказывая позитивное влияние на
развитие творческих способностей детей, умение общаться, ценить, уважать.
Продукт проектной деятельности: деревня сказок и фоторепортаж о протекании
проекта.
Родителями детей среднего дошкольного возраста были разработаны
и реализуются проекты:
«Рождественская игрушка». В целях развития
творческой фантазии и приобретение родителями опыта совместного творчества
с детьми, укрепления традиций празднования Рождества было предложено детям
и родителям создать елочные украшения своими руками. Родители сами
организуют мастерские по изготовлению игрушек. Мастера-умельцы, из числа
родителей, приглашают желающих (детей, родителей) в свои мастерские. Дети
их привечают добрым словом, пожеланиями, восхваляют их мастерство.
Игрушками дети наряжают елку. Проект «Мамины руки золотые» педагоги
реализуют к Дню матери. К празднику педагоги открывают творческий салон
«Нежность». Мамы приносят готовые творческие работы и показывают свое
мастерство по определенной технике (вышивание бисером, тестопластика,
изготовление фетровых игрушек, поделок, изготовление кукол и т.п.). Все проекты
педагоги разрабатывают совместно с родителями.
Родителями детей старшей группы были разработаны и реализуются
проекты: «Вся семья вместе – так и душа на месте»; «Читаем всей семьей»
данные проекты направлены на освоение социокультурных категорий. Проекты
позволяют
присоединить
всех
участников
образовательного
процесса
к
отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт отношений
между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.
Через освоение категории «Родной очаг» дети выходят на понимание ценностей
дружной семьи, где каждый находит радость и утешение, где все стараются как
можно чаще быть вместе, где родные люди всегда являются надеждой и опорой
9
друг для друга. Дети узнают об устройстве традиционно русской православной
семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Создаются книжные мастерские,
горницы, модели домов, коллажи, оформляются фотовыставки, альбомы,
родители принимают активное участи в чтении художественных произведений и
др. «Богатыри Земли русской» - проект раскрывает детям истоки героических
подвигов
воинов-богатырей,
подводит
к
пониманию
того,
что
защитники
Отечества были, есть и будут во все времена. Ребенок воспринимает категорию
Вера как верность родной стране, родной земле; послушание и доверие опыту
родителей,
старших,
доверие
позитивному
социокультурному
опыту
предшествующих поколений.
Педагог вместе с родителями и детьми
окунаются в мир
былин о воинах защитниках, обсуждают содержание проекта. Родители делятся
на микрогруппы и каждая такая группа собирает информацию о богатырях.
Совместные посещения библиотеки им. С.Я. Маршака, чтение былин, просмотры
мультфильмов, изготовление поделок, рисование и т.д. итогом проекта является
создание
киноленты,
кинохроники,
оформление
выставки
о
богатырях
и
совместное мероприятие с родителями и детьми. Педагог обращается ко всем:
«Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на пир, а на беседу
добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад да согласие и велась наша беседа
речью плавною». В процессе этой деятельности каждая микрогруппа из числа
родителей и детей презентуют своих богатырей.
«Богатыри и красавицы Земли русской» это продолжение проекта
«Богатыри Земли русской». Богатыри и воины – защитники земли русской – это
люди веры и правды, чести и долга. Они как солнце. Нужны во все времена. Люди
благодарны им за их ратный труд, за их высокое предназначение – жизнь отдать
за Веру и Отечество! Оказывается наряду с богатырями – мужчинами, выходили
на защиту семьи и красавицы, это женщины - жены, матери которые тоже были
очень храбры, сильны, умны и смекалисты. Чем они прославились? Родители и
дети вместе создают и презентуют творческие, познавательные продукты о
женщинах богатырях. Итогом этой деятельности является прославление женщины
как мамы, хранительницы семейного очага.
Родителями детей подготовительной группы были разработаны и
реализуются проекты: «Величание матери». Этот проект посвящен мамам. В
процессе проекта педагоги, родители окунаются в мир добра и тепла, улыбок,
радости. Вместе с мамами, папами, бабушками собирают информацию, традиции
семьи, составляют поэтическую композицию «возвращение в детство» (домашние
10
заготовки любимых детских стихов). В подарок мамам готовят с папами,
дедушками- слайд – шоу «Моей маме посвящается...» (отсканированные
семейные фотографии мам, бабушек, прабабушек, смонтированные в режиме
презентации). Собирают дорожки ласковых слов, пожелания матерей детям,
одаривание и прославление статусов и добродетелей материнства (дарение
детьми матерям фруктов с приговорами, величаниями), водят хороводы. Проект
«Предание деревянной игрушки» направлен на освоение социокультурной
категории "светлые дела земные, благие " по книге из учебно методического
комплекса
программы
«социокультурные
истоки»
-
«Светлый
образ».
Возникновение деревянной игрушки. Как она появилась? Так через игрушку дети
знакомятся с образом «Сергей Радонежский». Проект раскрывает организацию
творческой мастерской в группе с приглашением
заслуженного мастера,
заслуженного учителя России по изготовлению деревянных изделий Агеева Л.Д.
Педагог в образе мастерицы приглашает детей в путешествие, где они знакомятся
с преданием деревянной игрушки, посещают мастерскую (она оформлена в
музыкальном зале), дети становятся подмастерьями по изготовлению игрушки. В
этой мастерской дети познают все таинства работы с деревом, инструментами
специальными,
техникой,
закаливают
свою
выдержку,
терпение,
волю.
Полученные деревянные изделия (игрушки) дети расписывают уже в мастерской у
мастерицы. Опять же воспитанники ведут исследовательскую деятельность:
«Какая краска подойдет для дерева?», «Все ли краски яркие, прочные, не
пачкающие одежду и руки?». Итог проекта это фото презентация путешествия и
организация ярмарки с закличками, такими как:
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Музыкальным
руководителем
и
воспитателем
по
физической
культуре детского сада для родителей конкретных возрастных групп были
разработаны проекты: «Праздник дома для детей». Данный проект разработан
для средней группы. Родители довольно охотно принимают участие в праздниках,
такое
творческое
взаимодействие,
развивает
в
них
желание
и
умение
неформально общаться, создавать совместные художественные образы. В
основном это драматизация сказок, в роли персонажей. Детский праздник – один
из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям и их
11
родителям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства,
благородные
порывы,
воспитывают
умение
жить
в
коллективе,
духовно
обогащают ум и сердце. В ходе общения с родителями было выявлено, что в
основном праздники организуются дома обычно: подарки, угощение; посещение
развлекательных организаций и небольшой процент родителей приглашают
аниматоров. Проблема родителей на современном этапе заключается в нехватке
времени,
это
не
компетентность
родителей
в
организации,
не
знание
особенностей развития детей и другое. Поэтому зародился такой проект.
Содержание проекта включает: обсуждение, пояснение родителям особенностей
развития детей (в частности в художественно-эстетическом направлении);
ведется практическая помощь, практическая консультация, показ специалистом
разных прием, методов, элементов (драматизация сказок, этюды, хороводы,
ведение диалога, даже игра на музыкальных инструментах «валдайские
колокольчики», «металлофоны»,
треугольники и др.). Важно организовать
обратную связь, поэтому родители сами показывают то, что уже приобрели от
совместных встреч и свои умения отражают именно в организации проведения
праздников с детьми. Итогом проекта будет являться зарождение традиций
проводить праздники дома для детей.
«Традиции в ДОУ и семье по укреплению здоровья детей». Этот проект
долгосрочный. Проект разработан совместно с родителями.
В каждой семье есть
семейные традиции: праздники, развлечения, труд на даче, катание на
снегоходах, купание в бассейне и др. Мы решили узнать, имеются ли традиции в
семьях детей воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья
детей.
Пришли к общему мнению о важности проведения совместных
мероприятий по активизации двигательной активности детей. Проведение
«зарницы», «катание на лыжах», «спортивные игры» и много другое представлено
в этом проекте.
Одной из активных форм взаимодействия с семьями воспитанников
является «Семейный клуб». Работа семейного клуба организуется в каждой
возрастной группе по результатам опроса родителей (анкетирование, беседа,
интервью) и рекомендациям педагога-психолога детского сада. Семейный клуб
может
посещать
любой
родитель
по
желанию.
Форма
сотрудничества
обсуждается с педагогами группы, так как именно они являются организаторами и
кураторами, а родители выступают в позиции инициаторов и активных участников.
На заседании семейного клуба учитываются актуальные потребности семей,
12
передача опыта в воспитании детей, направления совместной деятельности
педагога, родителей по привитию детям уклада семейных традиций.
Изначально педагоги каждой группы разрабатывали план «Традиции
группы». Данный план раскрывал, какие интересные события, праздники
проводятся в группе (например, «Именины», «День Банта», «Поможем книжке»,
«День Рождение книжки», «Юморина», «Утро настроения», «Музей» и т.п.).
Безусловно данные традиции в группе играют большую роль в укреплении
дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Эти
традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями,
совершенствуются и приумножаются.
В то же время родители на таких мероприятиях были мало задействованы
или же не принимали участия вообще. Поэтому необходимо было внести новые
идеи и подходы по реализации традиций в группе с участием родителей. А чтобы
заинтересовать родителей - было предложено изучить семейные традиции. В
каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют
открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога,
пиццы. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Не откроем
большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых -
его родителей. Таким образом, на семейном клубе обсуждают с родителями
содержание
традиций,
и,
опираясь
на
полученные
результаты
в
ходе
анкетирования родителей (это традиции семьи, это интересы, потребности
родителей, их увлечения), создают общий план совместной работы с родителями
группы на год (таблица). Такой подход позволяет раскрывать достижения всех
семей в различных видах совместной детско-родительской деятельности:
художественной, литературной, познавательной, музыкальной, двигательной.
План работы семейного клуба
(старший дошкольный возраст)
План, который родители назвали «Радостные встречи».
Месяц
Тема
Детско-родительское Мероприятие
Октябрь
«Наши традиции
в семье или
полезные
привычки»
создание интерактивных газет «Наши традиции
в семье»
Ноябрь
«День Благодарения» совместное развлечение
(ход сценария придумывают родители вместе с
музыкальным руководителем, педагогами)
Декабрь
«Чем нас радует
мастерская «Игрушка новогодняя»
13
Зима»
«Встреча Нового года» - совместный праздник
(ход сценария придумывают родители вместе с
музыкальным руководителем, педагогами)
Январь
кулинарная
мастерская
«Рождественские
угощения», поздравления родным и близким
Совместные катания, игры
февраль
Снежная мастерская – постройка сказочных
снежных героев (проект)
«Зимняя поэзия» – совместное участие в
конкурсе чтецов.
Традиции общения с книгой. Экскурсии - в
библиотеку, в театр
Март
«Хоровод Весны»
Мастерская «Пасхальные зайчики».
Встреча с мастером по дереву «Ароматные
стружки». Мастер знакомит с изготовлением
деревянных игрушек, с инструментами. Дети в
роли подмастерья осваивают простые приемы
по работе с деревом.
Апрель
Встреча Пасхи
май
Акция
«День
Победы»
-
поздравления
ветеранам (совместно организованные встречи
с ветеранами, участие в акции «Бессмертный
полк»)
Июнь
«Остров Детства» – совместный праздник (ход
сценария придумывают родители вместе с
музыкальным руководителем, педагогами)
Август -
сентябрь
Изготовление игровых маркеров для группы –
мастерские (проект)
Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей,
психологических особенностей детей данного возраста и остротой обсуждаемой
проблемы. Благодаря «Семейному клубу» устанавливается тесная связь «семья -
детский сад», педагог поддерживает готовность родителей к обмену опытом по
вопросам социально-личностного развития детей. Такая активная совместная
14
работа педагогов и родителей позволяет повысить долю участия родителей в
совместном воспитании детей, повернуть родителей лицом к детям, поддержать
интересы детей, их инициативы.
На заключительном этапе реализации проекта «Дорогою Добра»
детский сад будет презентовать свои результаты, итоги взаимодействия с
родителями на фестивале «Мы вместе» который будет проходить в апреле 2018г.
родителям, приглашенным гостям, педагогам. И выстроит маршрут дальнейшей
работы с семьями воспитанников на основе различных форм распространения
накопленного опыта семейного воспитания родителям других групп детского сада.
15