Напоминание

Организация сотрудничества детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Авторы: Феденчук Елена Викторовна, Кузьмина Маргарита Александровна
Должность: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №38 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Проект "Дорогою Добра"
Тема: Организация сотрудничества детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Дорогою Добра»: организация сотрудничества детского сада и

семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания

детей дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад № 38» г. Сыктывкара

1

(Республика Коми)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает,

что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное

развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей…».

Инновационный

сценарий

модернизации

образования,

представленный

в

нормативных документах, таких как Стратегия развития и воспитания Российской

Федерации

на

период

до

2025

года,

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

опирается

на

заинтересованность всего общества, в первую очередь родителей, в развитии

потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности. Самые

дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие. Семья занимает

центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании

мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного

облика малыша. На любви, на опыте, традициях, личном примере из детства

родных и близких строится воспитание детей. И какую бы сторону развития

ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении

его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема

возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той

огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и

формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

МБДОУ «Детский сад №38» реализует программу «Социокультурные

истоки»

2

(автор Кузьмин И.А.). Основная позиция программы – заложить

формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить

1

Детский сад – республиканская опорно-методическая площадка по духовно-нравственному

воспитанию детей дошкольного возраста, республиканская стажировочная площадка.

2

И.А. Кузьмин. Программа «Социокультурные истоки». - Издательский дом «ИСТОКИ», МОСКВА.

– 2012. – 320

С. (

Программа особое внимание уделяет системе работы по духовно-нравственному

воспитанию

всех

участников

образовательного

процесса

(педагогов-детей-родителей)

в

дошкольном образовании. Программа реализуется через учебно-методический комплекс: книги

для развития детей с 3-7 лет. Материалы позволяют заложить основы ценностных ориентиров

Ребенка, Семьи и Педагога и осуществлять преемственность со школьным образованием и

семейным воспитанием)

1

ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным

ценностям России, принятым в обществе.

Учитывая существующие особенности развития семьи, как социального

института, дошкольному образовательному учреждению приходится в непростых

условиях организовывать деятельность по взаимодействию с родителями

воспитанников. Основная масса родителей еще не осознала свою новую позицию

партнера детского сада, у родителей недостаточно высокий уровень психолого-

педагогической культуры; большинство из родителей стремится «откупиться»

подарками от личного общения с ребенком.

В настоящее время присутствует позиция неудовлетворенности характером

организации взаимоотношений ДОУ и семьи, как со стороны родителей, так и со

стороны воспитателей. В качестве причин, мешающих взаимодействию ДОУ и

семьи, родители приводят низкую компетентность воспитателей, отсутствие

доступных для родителей форм взаимодействия, несвоевременное реагирование

на родительские запросы. На современном этапе, очевидно, что у родителей

существует потребность, прежде всего, в информированности; новых формах

коммуникаций, в развитии диалоговых форм общения.

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, представляет

собой

мобильную

систему,

которая

должна

реагировать

на

изменения

социального заказа, на образовательные потребности и воспитательные запросы

родителей. В зависимости от этого должны меняться формы и направления

работы детского сада с семьей. Педагоги ищут новые формы сотрудничества с

родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

Наиболее важный вопрос, на который предстоит ответить воспитателю: с кем из

социальных партнеров ему легче будет взаимодействовать? Либо это будет

каждая семья в отдельности, либо целесообразно выбрать в качестве партнера

всю родительскую общественность, либо необходимо выбрать гибкую модель

создания временных творческих групп из числа родителей? и т.д.

Решающим условием обновления системы сотрудничества детского сада с

семьей является совершенно новый тип общения детского сада с родителями.

Сегодня - основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -

установление

доверительных

отношений

между

детьми,

родителями

и

воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности в

развитии собственной воспитательной компетентности.

2

Одним из методов, который может помочь привлечь родителей к активному

участию в образовательном процессе по воспитанию и развитию собственных

детей, является метод проектов. Так зародился проект «Дорогою добра». Цель

проекта: Формирование единых подходов в детском саду и семье к духовно-

нравственным и социокультурным ценностям.

Результатом

проекта

мы

видим укрепление

детско-родительских

отношений, которое проявляется в:

повышении доли участия родителей и повышении качества взаимодействия

с детьми, другими членами семьи, с родителями детей других группа в процессе

проведения разнообразных мероприятий

уменьшении количества нестандартных ситуаций (непослушание, конфликт

между родителями и детьми, раздражение родителей), терпимости родителей по

отношению к своему ребенку и другим семьям;

приобщении родителей к педагогическому творчеству, пробуждении в

каждом родителе желания развить свой воспитательный талант;

повышении заинтересованность родителей в познании своих детей, в

желании каждого родителя повернуться лицом к своему ребенку;

оценке

родителей

самих

себя,

уверенности

в

своей

родительской

компетентности

в снижении тревоги, недоверия, настороженности по отношению к

воспитателю, появлении уверенности в хорошем отношении воспитателя к их

ребенку.

Таким образом, проект ориентирован на формирование личности родителя,

ребенка, позволит максимально реализовать творческие возможности родителей

в настоящей и будущей семейной деятельности в воспитании и развитии детей.

Для вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ

намечена работа в трех направлениях:

1. Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с

семьей; ознакомление педагогов с новыми формами работы с современными

родителями.

2. Повышение у родителей уровня культуры воспитания детей через

разработку и реализацию проектов.

3. Совместная работа с социальными институтами через совместные

мероприятия, разработку и реализацию проектов, программ, а также изучение

3

опыта образовательных учреждений, реализующих программу «Социокультурные

истоки».

Уже активно взаимодействует образовательное учреждение с различными

социальными институтами, например, учреждениями культуры, спорта, где

образовательное

учреждение

выступает

заказчиком

мероприятий

и

их

содержания. Так, например, с национальной детской библиотекой Республики

Коми им. С.Я. Маршака совместно проводятся увлекательные, познавательные

мероприятия для детей и родителей в форме путешествий (по сказкам, былинам,

загадкам), познание истории, обзор детской литературы для педагогов и

родителей и многое другое. Для детского сада традицией является проведение

фестиваля «Зимняя поэзия» совместно с библиотекой, активными участниками

которого являются родители. Такое сотрудничество с библиотекой позволит

развить у подрастающего поколения интерес к книге, к чтению.

Детский

сад

заключил

договор

с

«Отделом

истории»

ГБУ

РК

«Национальный музей Республики Коми» по проведению выездных экскурсий на

базе дошкольного учреждения и экскурсий на базе музея. В рамках данного

сотрудничества разработана программа «Город, в котором я живу». Воспитанники

старшего дошкольного возраста, желающие родители знакомятся с историей,

достопримечательностями

города

Сыктывкара,

также

познают

историю

«рождение Христа», празднование праздника «Рождество».

Проект «Дорогою добра» включает три этапа.

1 этап - подготовительный (сентябрь – октябрь 2017г.) – был направлен

на создание условий для совместной работы ДОУ и семьи по укреплению и

возрождению семейных традиций.

На данном этапе в ДОУ велась работа над выявлением и согласованием

потребностного образовательного запроса родителей в рамках реализации

программы «Социокультурные истоки». Родители выдвигали такие запросы как:

участие в мастерских, проведение конкурсов, оформление наглядных материалов

по работе с детьми, (одним из которых является создание газеты «новости

группы»), проведение обучающих лекториев по вопросам реализации содержания

программы «Социокультурные истоки», расширение дополнительных услуг на

бесплатной основе.

Важно не только сообщить родителю о том, как ДОУ воспитывает,

развивает ребенка, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. В каждой семье, которая

хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те

4

условия, которые исключительно важны для духовно-нравственного воспитания

дошкольников. Поэтому семейные традиции и домашние «привычки» важны для

детей гораздо более, чем для взрослых. Педагогами была использована такая

форма, как интервью с родителями на тему «Роль семейных традиций в

воспитании детей». Родителям были заданы следующие вопросы: 1. Как вы

считаете, должны ли быть в семье традиции? 2. К каким традициям вы

приобщаете своего ребёнка? 3. Какие семейные традиции способствуют

укреплению вашей семьи? 4. Кто должен быть организатором семейных

традиций? 5. Как происходит приобщение ребёнка к традициям вашей семьи?

Ответы родителей были самыми разнообразными. Большинство родителей

считают,

что

семейные

традиции

необычайно

важны:

с

регулярно

повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира;

сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные

отношения между родителями и детьми.

В детском саду были разработаны и продолжают разрабатываться

видеоролики по взаимодействию с родителями и детьми: «Путешествие по

книгам», «Дорогою добра», буклеты «Мудрые советы». Данные продукты

размещаются на сайте детского сада, применяются педагогами при совместных

встречах с родителями, также принимают участие в конкурсах.

На втором этапеосновном (ноябрь 2017г.- апрель 2018г.) педагоги

вместе с родителями обсуждают вопросы, как родители могут помочь детскому

саду в воспитании их детей, и как детский сад может помочь семье в вопросах

воспитания детей, основанных на семейных традициях.

Вместе с родителями обсуждается реализация таких воспитательных

функций как: развитие интересов и потребностей ребенка; поддержка открытости

во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; выработка образа

жизни семьи, формирование семейных традиций; понимание и принятие

индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной

личности.

На

данном

этапе

реализации

проекта

используется

семейное

проектирование,

т.е. сама семья вместе с ребенком определяет тематику

проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением,

передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки и презентует проект.

Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает возможность

5

помочь выработать модель образа жизни своей семьи через формирование

семейных традиций.

Деятельность

родителей

позволяет

показать

детям

их

творческий

потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки. Такое общение вводит

ребенка в мир взрослых правил и способов интеллектуальной и практической

работы. Тут и ведение диалога, и обсуждение проблем, сотрудничество,

взаимоуважение и поиск решений, осознание необходимости идти на взаимные

уступки для реализации идеи или общей задачи.

В результате совместной работы педагога с родителями, как активных

участников реализации образовательного процесса, позволит возродить, укрепить

семейные традиции. Кроме того, семейные традиции помогут детям увидеть в

родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно

вместе проводить время, что способствует гармоничному развитию ребенка.

В процессе семейного проектирования были созданы и реализованы

следующие проекты:

1.Проекты «Портфолио выходного дня»

(семейное проектирование,

посвященное

стимулированию

оздоровительных

и

социокультурных

практик

семейных

путешествий):

«Путешествие

на

Красную

гору»,

«Спортивная

база

Динамо»,

«Экскурсии

в

Православный

Храм»,

Посещение тематических выставок детской литературы библиотеки им.

С.Я. Маршака; Посещение Национального музея Республики Коми и др.

Найти нравственную основу для воспитания и развития дошкольников

можно в первую очередь в народных истоках (богатство национальной

культуры, укладе жизни народа, его истории, и многое другое). Семья

всегда была и остается необходимой средой для сохранения и передачи

ребенку социальных и культурных ценностей. Поэтому по данному

направлению мы опираемся на

традиции и обычаи семьи. Родители

предлагают педагогам провести вместе с детьми выходные в форме

путешествий. Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие

родители вместе с педагогами составляют сценарий отдыха - это

различные игры (в том числе и коми народные игры), закличики, проводят

соревнования, конкурсы, катание (на санках, лыжах, коньках, летом на

велосипедах, роликах, самокатах и т.п.). Путешествия носят не только,

спортивно – досуговый, но и познавательный характер. Как правило каждая

семья является активным участником, родители объединяются в микро

6

группы для проведения игр, конкурсов, или же по передаче какой либо

познавательной информации и т.п. Также педагоги вместе с родителями и

детьми посещают Храм Вознесения Господне (начиная со 2 младшей

группы – в ДОУ таких групп – 1, которая

следует такой традиции).

Посещение Храма основано на добровольном желании самих родителей.

Такие мероприятия организуются исходя от событий и праздников (но не

чаще 1 раза в месяц). Следует отметить, что принимают активное участие

и специалисты ДОУ, в частности воспитатель по физической культуре,

музыкальный руководитель, которые оказывают помощь родителям. По

итогам семьи воспитанников оформляют «Портфолио выходного дня» и все

продукты объединяются в интересную информационную газету.

2. Проекты «Живи родник традиций». Педагоги завсегда учитывают

пожелания родителей, прислушиваются к их советам, родители между собой

обсуждают какие-то вопросы, делятся опытом. По сути каждый родитель носитель

интересных идей. Таким образом, такие разные и непохожие люди должны

объединиться

вокруг чего-либо, значимого для каждого. Этим значимым,

объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать детский сад.

Для этого мы используем традиции в группе и в детском саду. Традиции это

передача опыта от поколения к поколению, поэтому зародился такой проект в

ДОУ. Каждая традиция решает определенные образовательные, воспитательные

задачи и соответствует возрастным особенностям детей. Педагоги вместе с

родителями определяют исходя от заинтересовавшей темы «Чему будет

посвящен проект?». «Какие традиции будут родители транслировать и передавать

другим родителям?». Это проекты могут быть посвящены игре, чтению, отдыху,

мастерству, хобби и т.д. Например, «Как празднуется День рождения дома у

ребенка?», «Подарки своими руками (елочке, близким людям и т.п.)», «Семейное

чтение», «Как мы играем? (поздравляем, гуляем)» и др. В основном в таких

проектах участвуют небольшое количество семей, поэтому на совместных

встречах семьи презентуют друг другу свои идеи. Родители привлекают бабушек,

дедушек. Так, например, бабушки принимают участие в чтении сказок детям в

группе. Дедушки вместе с детьми и родителями мастерят поделки или играют в

шашки, шахматы.

Родителями детей младшего дошкольного возраста были разработаны и

реализуются проекты: «В гостях у сказки». Малыши только на эмоциональной

ноте воспринимают окружающий мир (колыбельные, потешки, прибаутки…)

7

Именно с них и начинается воспитание сказкой. С детьми нужно обыграть

предмет или объект, показать характер героя. Путешествие по реченьке сказок

(или же мостику сказок) ребенок встречается с героями (герои сказок «Теремок»,

«Колобок», «Репка»..). Педагог не просто знакомит со сказкой, но играет в эту

сказку. Познакомившись со сказкой педагог с родителями и детьми «идут в гости

к героям сказки», где они играют, поют, рисуют, лепят. Так проект раскрывает все

шаги взаимодействия педагога с родителями и детьми по работе со сказкой.

Проект «Мы милашки - куклы Неваляшки». Родители мало играют с детьми. Мало

имеют представлений о значении игры в развитии детей. Куклы неваляшки всем

нам известные и забавные детские игрушки уходят в прошлое. Казалось бы, их

незамысловатое устройство, заставляет детей радоваться. А ведь устроена она

очень и очень просто. Так почему же она никогда не падает? Ответ прост.

Маленьким детям очень нравиться играть с этой забавной игрушкой. Её можно

сколько угодно покачивать, толкать, наклонять, но неваляшка ни за что не упадет.

Вот такое интересное свойство.

Так у педагогов работающих на группе раннего,

младшего возраста возник проект. Куклы-неваляшки в группе самые различные (в

образе кукол, собачки, кошки, мишки, зайки, клоуна..). Такие куклы создают

радостный игровой сюжет. В процессе игры зарождаются разные виды

деятельности. Педагог показывает родителям как можно поиграть с неваляшкой

Ванька Встанька. Как можно изготовить друзей неваляшкам. Педагог вместе с

родителями, детьми поют, танцуют, куклам лепят угощение, конструируют, катают

их и т.п. Дили – дон, дили – дон. Какой чудный перезвон. Слышен он со всех

сторон.

Мы милашки, куклы Неваляшки. Куклы Неваляшки. Яркие рубашки!

Игрушка помогает детям познавать окружающий мир, предметный мир. Знакомит

с одеждой, музыкальными игрушками, потешками, книжками и т.д. Родители

включаются активно в деятельность и вместе с педагогом готовят интересные

пособия (сенсорные коробки, сенсорные домики, шумовые игрушки своими руками

и многое другое). Этот проект реализуется в течение года. Результат проекта

активная совместная деятельность педагога с родителями в воспитании и

развитии детей.

Проект «Играем вместе с мамой». Такой проект зародился в группе

младшего возраста. Игра это радость, эмоции, через игру ребенок развивается и

воспитывается. О том, что играют мало с детьми уже было обозначено выше.

Поэтому педагог вместе с родителями и детьми играет в ласковые игры, игры –

потешки, игры с музыкой, песнями, игры с рисованием, настольными играми.

8

Родители знакомятся с разновидностями игр. Участвуют в игре драматизация,

театрализованных играх. В рамках проекта организуются конкурсы для родителей

«Игра для детей руками родителей». Проект реализуется также в течение года);

Проект

«В гостях у сказки».

Кому из нас в детстве мама не читала сказки? А

пробовали ли вы эту сказку создать своими руками? Проект «В гостях у сказки»

направлен на то, чтобы родители помогли детям развивать способность

удивляться и познавать, умение находить и решать. Должна быть нацеленность

на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Чтобы

сказки прочно вошли в детский быт детей, оказывая позитивное влияние на

развитие творческих способностей детей, умение общаться, ценить, уважать.

Продукт проектной деятельности: деревня сказок и фоторепортаж о протекании

проекта.

Родителями детей среднего дошкольного возраста были разработаны

и реализуются проекты:

«Рождественская игрушка». В целях развития

творческой фантазии и приобретение родителями опыта совместного творчества

с детьми, укрепления традиций празднования Рождества было предложено детям

и родителям создать елочные украшения своими руками. Родители сами

организуют мастерские по изготовлению игрушек. Мастера-умельцы, из числа

родителей, приглашают желающих (детей, родителей) в свои мастерские. Дети

их привечают добрым словом, пожеланиями, восхваляют их мастерство.

Игрушками дети наряжают елку. Проект «Мамины руки золотые» педагоги

реализуют к Дню матери. К празднику педагоги открывают творческий салон

«Нежность». Мамы приносят готовые творческие работы и показывают свое

мастерство по определенной технике (вышивание бисером, тестопластика,

изготовление фетровых игрушек, поделок, изготовление кукол и т.п.). Все проекты

педагоги разрабатывают совместно с родителями.

Родителями детей старшей группы были разработаны и реализуются

проекты: «Вся семья вместе – так и душа на месте»; «Читаем всей семьей»

данные проекты направлены на освоение социокультурных категорий. Проекты

позволяют

присоединить

всех

участников

образовательного

процесса

к

отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт отношений

между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

Через освоение категории «Родной очаг» дети выходят на понимание ценностей

дружной семьи, где каждый находит радость и утешение, где все стараются как

можно чаще быть вместе, где родные люди всегда являются надеждой и опорой

9

друг для друга. Дети узнают об устройстве традиционно русской православной

семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Создаются книжные мастерские,

горницы, модели домов, коллажи, оформляются фотовыставки, альбомы,

родители принимают активное участи в чтении художественных произведений и

др. «Богатыри Земли русской» - проект раскрывает детям истоки героических

подвигов

воинов-богатырей,

подводит

к

пониманию

того,

что

защитники

Отечества были, есть и будут во все времена. Ребенок воспринимает категорию

Вера как верность родной стране, родной земле; послушание и доверие опыту

родителей,

старших,

доверие

позитивному

социокультурному

опыту

предшествующих поколений.

Педагог вместе с родителями и детьми

окунаются в мир

былин о воинах защитниках, обсуждают содержание проекта. Родители делятся

на микрогруппы и каждая такая группа собирает информацию о богатырях.

Совместные посещения библиотеки им. С.Я. Маршака, чтение былин, просмотры

мультфильмов, изготовление поделок, рисование и т.д. итогом проекта является

создание

киноленты,

кинохроники,

оформление

выставки

о

богатырях

и

совместное мероприятие с родителями и детьми. Педагог обращается ко всем:

«Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на пир, а на беседу

добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад да согласие и велась наша беседа

речью плавною». В процессе этой деятельности каждая микрогруппа из числа

родителей и детей презентуют своих богатырей.

«Богатыри и красавицы Земли русской» это продолжение проекта

«Богатыри Земли русской». Богатыри и воины – защитники земли русской – это

люди веры и правды, чести и долга. Они как солнце. Нужны во все времена. Люди

благодарны им за их ратный труд, за их высокое предназначение – жизнь отдать

за Веру и Отечество! Оказывается наряду с богатырями – мужчинами, выходили

на защиту семьи и красавицы, это женщины - жены, матери которые тоже были

очень храбры, сильны, умны и смекалисты. Чем они прославились? Родители и

дети вместе создают и презентуют творческие, познавательные продукты о

женщинах богатырях. Итогом этой деятельности является прославление женщины

как мамы, хранительницы семейного очага.

Родителями детей подготовительной группы были разработаны и

реализуются проекты: «Величание матери». Этот проект посвящен мамам. В

процессе проекта педагоги, родители окунаются в мир добра и тепла, улыбок,

радости. Вместе с мамами, папами, бабушками собирают информацию, традиции

семьи, составляют поэтическую композицию «возвращение в детство» (домашние

10

заготовки любимых детских стихов). В подарок мамам готовят с папами,

дедушками- слайд – шоу «Моей маме посвящается...» (отсканированные

семейные фотографии мам, бабушек, прабабушек, смонтированные в режиме

презентации). Собирают дорожки ласковых слов, пожелания матерей детям,

одаривание и прославление статусов и добродетелей материнства (дарение

детьми матерям фруктов с приговорами, величаниями), водят хороводы. Проект

«Предание деревянной игрушки» направлен на освоение социокультурной

категории "светлые дела земные, благие " по книге из учебно методического

комплекса

программы

«социокультурные

истоки»

-

«Светлый

образ».

Возникновение деревянной игрушки. Как она появилась? Так через игрушку дети

знакомятся с образом «Сергей Радонежский». Проект раскрывает организацию

творческой мастерской в группе с приглашением

заслуженного мастера,

заслуженного учителя России по изготовлению деревянных изделий Агеева Л.Д.

Педагог в образе мастерицы приглашает детей в путешествие, где они знакомятся

с преданием деревянной игрушки, посещают мастерскую (она оформлена в

музыкальном зале), дети становятся подмастерьями по изготовлению игрушки. В

этой мастерской дети познают все таинства работы с деревом, инструментами

специальными,

техникой,

закаливают

свою

выдержку,

терпение,

волю.

Полученные деревянные изделия (игрушки) дети расписывают уже в мастерской у

мастерицы. Опять же воспитанники ведут исследовательскую деятельность:

«Какая краска подойдет для дерева?», «Все ли краски яркие, прочные, не

пачкающие одежду и руки?». Итог проекта это фото презентация путешествия и

организация ярмарки с закличками, такими как:

Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват!

Музыкальным

руководителем

и

воспитателем

по

физической

культуре детского сада для родителей конкретных возрастных групп были

разработаны проекты: «Праздник дома для детей». Данный проект разработан

для средней группы. Родители довольно охотно принимают участие в праздниках,

такое

творческое

взаимодействие,

развивает

в

них

желание

и

умение

неформально общаться, создавать совместные художественные образы. В

основном это драматизация сказок, в роли персонажей. Детский праздник – один

из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям и их

11

родителям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства,

благородные

порывы,

воспитывают

умение

жить

в

коллективе,

духовно

обогащают ум и сердце. В ходе общения с родителями было выявлено, что в

основном праздники организуются дома обычно: подарки, угощение; посещение

развлекательных организаций и небольшой процент родителей приглашают

аниматоров. Проблема родителей на современном этапе заключается в нехватке

времени,

это

не

компетентность

родителей

в

организации,

не

знание

особенностей развития детей и другое. Поэтому зародился такой проект.

Содержание проекта включает: обсуждение, пояснение родителям особенностей

развития детей (в частности в художественно-эстетическом направлении);

ведется практическая помощь, практическая консультация, показ специалистом

разных прием, методов, элементов (драматизация сказок, этюды, хороводы,

ведение диалога, даже игра на музыкальных инструментах «валдайские

колокольчики», «металлофоны»,

треугольники и др.). Важно организовать

обратную связь, поэтому родители сами показывают то, что уже приобрели от

совместных встреч и свои умения отражают именно в организации проведения

праздников с детьми. Итогом проекта будет являться зарождение традиций

проводить праздники дома для детей.

«Традиции в ДОУ и семье по укреплению здоровья детей». Этот проект

долгосрочный. Проект разработан совместно с родителями.

В каждой семье есть

семейные традиции: праздники, развлечения, труд на даче, катание на

снегоходах, купание в бассейне и др. Мы решили узнать, имеются ли традиции в

семьях детей воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья

детей.

Пришли к общему мнению о важности проведения совместных

мероприятий по активизации двигательной активности детей. Проведение

«зарницы», «катание на лыжах», «спортивные игры» и много другое представлено

в этом проекте.

Одной из активных форм взаимодействия с семьями воспитанников

является «Семейный клуб». Работа семейного клуба организуется в каждой

возрастной группе по результатам опроса родителей (анкетирование, беседа,

интервью) и рекомендациям педагога-психолога детского сада. Семейный клуб

может

посещать

любой

родитель

по

желанию.

Форма

сотрудничества

обсуждается с педагогами группы, так как именно они являются организаторами и

кураторами, а родители выступают в позиции инициаторов и активных участников.

На заседании семейного клуба учитываются актуальные потребности семей,

12

передача опыта в воспитании детей, направления совместной деятельности

педагога, родителей по привитию детям уклада семейных традиций.

Изначально педагоги каждой группы разрабатывали план «Традиции

группы». Данный план раскрывал, какие интересные события, праздники

проводятся в группе (например, «Именины», «День Банта», «Поможем книжке»,

«День Рождение книжки», «Юморина», «Утро настроения», «Музей» и т.п.).

Безусловно данные традиции в группе играют большую роль в укреплении

дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Эти

традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями,

совершенствуются и приумножаются.

В то же время родители на таких мероприятиях были мало задействованы

или же не принимали участия вообще. Поэтому необходимо было внести новые

идеи и подходы по реализации традиций в группе с участием родителей. А чтобы

заинтересовать родителей - было предложено изучить семейные традиции. В

каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют

открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога,

пиццы. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Не откроем

большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых -

его родителей. Таким образом, на семейном клубе обсуждают с родителями

содержание

традиций,

и,

опираясь

на

полученные

результаты

в

ходе

анкетирования родителей (это традиции семьи, это интересы, потребности

родителей, их увлечения), создают общий план совместной работы с родителями

группы на год (таблица). Такой подход позволяет раскрывать достижения всех

семей в различных видах совместной детско-родительской деятельности:

художественной, литературной, познавательной, музыкальной, двигательной.

План работы семейного клуба

(старший дошкольный возраст)

План, который родители назвали «Радостные встречи».

Месяц

Тема

Детско-родительское Мероприятие

Октябрь

«Наши традиции

в семье или

полезные

привычки»

создание интерактивных газет «Наши традиции

в семье»

Ноябрь

«День Благодарения» совместное развлечение

(ход сценария придумывают родители вместе с

музыкальным руководителем, педагогами)

Декабрь

«Чем нас радует

мастерская «Игрушка новогодняя»

13

Зима»

«Встреча Нового года» - совместный праздник

(ход сценария придумывают родители вместе с

музыкальным руководителем, педагогами)

Январь

кулинарная

мастерская

«Рождественские

угощения», поздравления родным и близким

Совместные катания, игры

февраль

Снежная мастерская – постройка сказочных

снежных героев (проект)

«Зимняя поэзия» – совместное участие в

конкурсе чтецов.

Традиции общения с книгой. Экскурсии - в

библиотеку, в театр

Март

«Хоровод Весны»

Мастерская «Пасхальные зайчики».

Встреча с мастером по дереву «Ароматные

стружки». Мастер знакомит с изготовлением

деревянных игрушек, с инструментами. Дети в

роли подмастерья осваивают простые приемы

по работе с деревом.

Апрель

Встреча Пасхи

май

Акция

«День

Победы»

-

поздравления

ветеранам (совместно организованные встречи

с ветеранами, участие в акции «Бессмертный

полк»)

Июнь

«Остров Детства» – совместный праздник (ход

сценария придумывают родители вместе с

музыкальным руководителем, педагогами)

Август -

сентябрь

Изготовление игровых маркеров для группы –

мастерские (проект)

Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей,

психологических особенностей детей данного возраста и остротой обсуждаемой

проблемы. Благодаря «Семейному клубу» устанавливается тесная связь «семья -

детский сад», педагог поддерживает готовность родителей к обмену опытом по

вопросам социально-личностного развития детей. Такая активная совместная

14

работа педагогов и родителей позволяет повысить долю участия родителей в

совместном воспитании детей, повернуть родителей лицом к детям, поддержать

интересы детей, их инициативы.

На заключительном этапе реализации проекта «Дорогою Добра»

детский сад будет презентовать свои результаты, итоги взаимодействия с

родителями на фестивале «Мы вместе» который будет проходить в апреле 2018г.

родителям, приглашенным гостям, педагогам. И выстроит маршрут дальнейшей

работы с семьями воспитанников на основе различных форм распространения

накопленного опыта семейного воспитания родителям других групп детского сада.

15



В раздел образования