Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями развития в условиях лекотеки


Авторы: Сугатова Светлана Васильевна, Хайдарова Элла Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №48 "Дельфинёнок"
Населённый пункт: Димитровград
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями развития в условиях лекотеки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Дельфинёнок» города Димитровграда Ульяновской области»

Направление : Развитие дошкольного образования

Тема: «Обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих

детей дошкольного возраста с нарушениями развития в условиях лекотеки»

Авторы:

Сугатова Светлана Васильевна, заведующий

Хайдарова Элла Петровна, заместитель заведующего по УВР

Пояснительная записка.

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

(ст.64)

в

качестве

приоритетных

задач

современного

дошкольного

образования предусматривает создание системы образовательных услуг, обеспечивающей

раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья,

социального положения. Право родителей (законных представителей)

на получение

методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи в

дошкольных образовательных организациях, если в них созданы соответствующие

консультационные центры.

В настоящее время существует достаточно большая группа детей первых лет жизни

с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями,

которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие

тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к

социальной

дезадаптации.

Такие

дети

нуждаются

в

особом

индивидуально-

ориентированном

подходе,

включающем

поддержку

их

личностного

развития,

формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-

детского взаимодействия. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной

психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для

разработки данной методической разработки, которая предназначена для использования

специалистами

лекотеки,

реализующими

психолого-педагогическое

сопровождение

семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

При

создании

методических

рекомендаций

лекотеки

мы

опирались

на

теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский,

А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой

признается ведущая роль обучения в развитии ребенка; общение с близким взрослым, а

через него и общекультурными общественными достижениями рассматривается как

основное условие умственного и эмоционального развития ребенка; источником

формирования самостоятельного предметного действия считается совместное, а потом

совместно-разделенное со взрослым действие и т.д.

Мы также использовали идеи современной западной гуманистической психологии

(А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других. Огромные,

по сравнению с отечественными, достижения современной практической западной

психологии, прежде всего их опыта раннего вмешательства позволили нам использовать

их разнообразные практические методы работы с ребенком дошкольного возраста.

Анализ научно-методической литературы по теме педагогическая поддержка семейного

воспитания позволил нам определить цель, общие подходы, принципы и содержание

работы лекотеки в условиях ДОО.

В лекотеке работают специалисты разного профиля -

психолог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,

воспитатель, объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку,

испытывающему трудности коммуникации,

адаптации в изменяющихся условиях

обучения и воспитания. Специалисты ДОУ, работающие в лекотеке, прошли курсы

повышения квалификации на базе «Института коррекционной педагогики Российской

академии образования» в г.Самаре по теме «Оказание ранней помощи семьям детей с

ОВЗ»

Цель методической разработки:

1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка и психологическая

поддержка семьи ребенка с нарушением развития.

Задачи:

1.

Психолого-педагогическое

обследование

детей

и

родительско-детского

взаимодействия.

2. Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка.

3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими

нарушения в развитии.

4. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.

5. Подбор оптимальных способов обучения ребенка.

6. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий согласно

индивидуальному плану.

7. Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных

учреждениях.

8. Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении

психологических проблем.

Принцип работы в лекотеке:

1.Семейно-ориентированная помощь

2. Индивидуализация оказании помощи

3.Признание и принятие культурных различий семей (национальность)

4.Интеграция ребенка в среду сверстников

5. Взаимодействие ведомств, организаций и групп специалистов

Формы работы в лекотеке: консультирование, индивидуальные занятия с ребенком

в присутствии родителей и подгрупповые занятия. Деятельность лекотеки основана на

игровых методах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность консультирования и

занятий от 1 часа до 1 часа 30 минут.

Первые 3 занятия в игровой форме, чтобы вызвать желание у ребенка идти заниматься

Индивидуальные занятия

с ребенком проходят в присутствии

родителей. Для

формирования у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, и

ознакомления с

методами и приемами, которые в дальнейшем можно применить,

занимаясь с ребенком в домашних условиях.

Используются и групповые формы работы с семьей и ребенком. Важными условиями

которой, являются:

1. небольшая наполняемость (от 2 детей со сложными нарушениями до 6 детей и их

родителей)

2.работа специалиста вместе с родителями и детьми

Согласно тематическому планированию проводятся совместные праздники детей и

родителей направленные на создание непринужденной положительной атмосферы,

развитие творческой деятельности детей.

Условия реализации.

Детский сад предоставляет каждому воспитаннику равные стартовые возможности для

развития индивидуальных качеств, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием

здоровья. В работе лекотеки задействованы кабинеты, музыкальный и физкультурный зал

ДОО.

Кабинет дефектолога

Кабинет разделен на две зоны:

учебная - обеспечивает место проведения

индивидуальных и подгрупповых занятий . Двигательная - обеспечивает соблюдение

режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное

пространство для проведения малоподвижных игр.

Кабинет логопеда

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой

лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в

зависимости от времени года). Это позволяет создать комфортные условия не только

для занятий , но и для общения детей с педагогом и родителями.

Кабинет педагога-психолога

Пространство кабинета оформлено в морском стиле с размещением дидактических

пособий на стене. В кабинете отведено место для зоны песочной терапии .Игровое

пространство включает в себя «уголок мелкой моторики», «творческий уголок»,

«уголок звуков», «уголок цвета», игрушки для развития эмоций.

Сенсорная комната предоставляет детям возможность находиться в комфортной

обстановке, наполненной разными стимулами, для воздействия на все органы чувств.

Здесь проводиться педагогом-психологом индивидуальная и подгрупповая

коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. Ребенок находиться в волшебном

мире цвета, звука и ощущения. Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Зимний сад на базе нашего ДОУ решает многие значимые для дошкольного детства

задачи экологического образования, а для детей с ОВЗ помогает в активизации

познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сферы деятельности ребенка.

Заходя в зимний сад, малыши, даже в холодный период года, оказываются словно на

солнечной полянке, среди множества цветущих растений, в такой обстановке хочется

радоваться жизни и иметь положительный настрой – как раз в этом и состоит

эстетическая и психологическая значимость зимнего сада.

Результат.

Так как дети и семьи, получающие помощь по данной программе могут иметь разные по

природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то постановка целей в

ежегодном индивидуальном плане, а значит и результаты сугубо индивидуальны для

каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение

краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка

и семьи на данном этапе. Оптимальный срок для контроля достижения краткосрочных

целей – 4 месяца.

Содержательный раздел.

Содержание

программы

лекотеки

включает

два

раздела:

«Учимся,

играя!».

«Взаимодействие с семьей»

Раздел 1. «Учимся, играя!» Содержание раздела разработано согласно тематическому

планированию. Особенностью этого раздела является определение содержания и форм,

обеспечивающих участие родителей в образовательной деятельности специалистов с

детьми.

Основным

видом

детской

деятельности

в

лекотеке

является

игра,

рассматриваемая как деятельность, приносящая ребенку удовольствие и создающая

условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Первая

неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая

неделя

Пятая

неделя

Октябрь

Знакомство.

Наблюдение

за детьми

Наблюдение.

Обследование.

Веселимся с

мячиком

Поиграем с

божьей

коровкой

Листик,

листик,

листопад

Ноябрь

Забавный

петрушка

Веселые

мышата

Игрушки

Кошка и

котята

Веселый

щенок

Декабрь

Оранжевое

настроение

(развлечение)

Колобок

румяный бок

Что такое

Новый год?

Новый год

(развлечение)

Январь

Каникулы

Каникулы

Обследование

Наблюдения

игровые

сеансы

«зимние

забавы»

Обследование

Игровые

сеансы

«Зима»

Зайка -

шалунишка

Февраль

Прогулка со

снеговиком

Разноцветные

мыльные

Музыканты

Детский сад.

пузыри

Март

Мамин день

(Развлечение)

Угощение для

медведя

Магазин

продуктов

Весна.

Прилёт птиц

Весна.

Изменения

в природе.

Апрель

У ежика в

гостях

Солнышко,

выходи!

Обследование.

Наблюдении

«кто живет в

море»

Итоговое

мероприятие

«Мы вместе!»

Встреча1. «Давайте познакомимся»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, знакомство детей

друг с другом, взрослыми, педагогами; Развитие зрительного и тактильного восприятия,

речи и воображения.

Материал: большой мяч красного цвета, мячи разного цвета диаметром 5–7 см (по

количеству детей), корзина для мячей.

Педагог-психолог

Игра на знакомство «Дружный мяч»

Мяч катится к ребенку, ребенок берет мяч и вместе со взрослым называет имя ребёнка.

Рассматривание мяча ( определить его величину, цвет и форму), помогает неговорящим

детям показать имитационные движения ( «большой» – разводит руки широко в стороны,

«круглый» – чертит в воздухе круг руками)

- Мяч большой, круглый, красный, он умеет кататься. Взрослый катит мяч вперед.

- А ещё мяч умеет прыгать(показывает). Давайте мы тоже попрыгаем как веселый звонкий

мяч.

Динамическая пауза «Мячики»

Педагог-психолог показывает много маленьких разноцветных мячей.

Мы будем катать мяч друг другу. К кому он прикатится, тот скажет громко свое имя. А

мы все повторим названное имя, прохлопав его в ладоши по слогам.

Педагог-психолог показывает образец ответа ( Ми-ша, По- ли-на).

Музыкальный руководитель

1. Музыкальное приветствие "Здравствуйте, ладошки"

2."Ходим - бегаем" Тиличеевой.

4. Игра в прятки с киской

5. Пальчиковая игра с киской

6. Танец с киской "Чок да чок»

7.Артикуляционное упражнение "Покажи как киска лакает молочко"

8. Дыхательная гимнастика "Подуй на молочко для киски"

9. Игра в колокольчики "С колокольчиком гуляем динь- динь дон"

10. Танец "Солнышко и дождик"

Встреча 2. «Веселимся с мячиком»

Цель;

Развитие

чувства

ритма,

координации движений.

Развитие ориентации

в

пространстве. Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения

других детей, предметов. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и

воображения.

Материал и оборудование: большой мяч красного цвета, мячи разного цвета диаметром 5–

7 см (по количеству детей), корзина для мячей, игрушка – Мишка, матерчатый мешочек,

маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине), лист с

изображением мяча (для каждого ребенка), цветная краска.

Воспитатель:

1. Инсценировка стихотворения «Мой весёлый звонкий мяч»;

2. Игра «Кто дальше»;

3. Рисование пальчиками; Во время рисования пальцами необходимо использовать специ-

альные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не

впитывалась в кожу и легко смывалась.

4. Игра « Кто спрятался?» показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся

маленький мячик и кубик.- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти

его, не заглядывая в мешочек. Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска-

зывают, как они отличили его от кубика.

Инструктор по физической культуре

Подвижные игры с использованием кубиков.

Встреча3. «Поиграем с божьей коровкой»

Цель: Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их

темп. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций. Развитие речи,

воображения, творческих способностей.

Воспитатель:

Дети рассматривают божью коровку. Педагог предлагает определить цвет, форму и

величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.

2. Дидактическая игра «Парные игрушки»

На столе стоят парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие

машинки, матрешки и т.п.) говорит:

- Ребята, божья коровка хочет играть только с маленькими игрушками. Давайте поможем

ей взять только маленькие игрушки.

3.Лепка «Божья коровка» техника пластилинография.

Музыкальный руководитель:

1.Музыкальное приветствие "Здравствуйте, ладошки".

2. Песенка "Божья коровка - черная головка"

3. Шумовая игра с музыкальными горошинками на короткие и длинные звуки

4. Артикуляционная гимнастика "Солнышко пригрело и б.коровка улыбнулась, солнышко

спряталось и б.коровка заплакала"

5Дыхательная гимнастика «Согреем божью коровку».

6. Танец с листочками

Встреча 4. «Листик, листик, листопад»

Цель: Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций.

Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Учитель-логопед:

1. Рассматривание картины «Осень», беседа по картине.

2. Путешествие по осеннему лесу: физминутка «Паровоз»;

3. Игра «Соберем листочки»(сравнение по цвету, форме, величине)

Воспитатель

Рисование «Листики» (по трафарету)

Встреча 5. «Забавный петрушка»

Цель: Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с

правилами игры, закрепление пространственных представлений («верх», «низ»), развитие

общей и мелкой моторики.

Педагог-психолог

1.Педагог-психолог надевает куклу-рукавичку «Петрушка». Знакомство с Петрушкой,

рассматривание куклы

2. Дидактическая игра «Карусели с Петрушкой»

- Петрушка приглашает всех на карусели! Получите билеты: девочки – красные, мальчики

— синие.«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают красные прищепки, а

мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка»

обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»

3 Физминутка «Карусели»

Воспитатель

1Рисование «Одежда для петрушки»

2. Пальчиковая игра «Я веселый друг петрушка»

Музыкальный руководитель:

1. Игра на погремушках с петрушкой.

2. Танец с Петрушкой "Погуляем"

3. Артикуляционное упражнение "Покажи как Петрушка злится и как радуется"

Инструктор по физической культуре

1. Дыхательная гимнастика "Вертушка". Петрушка принес разноцветную вертушку. с ней

нужно поиграть и подуть на нее.

2. Игра с Петрушкой "Проползи через туннель"

Встреча 5. «Веселые мышата»

Цель: Развивать слуховое

внимание. Учить детей ориентироваться в пространстве,

выполнять словесную инструкцию. Развивать зрительное восприятие. Развивать общую и

мелкую моторику.

Учитель-дефектолог:

1.Рассматривание мышки-игрушки

2.Пальчиковая гимнастика «Мыши на крыше»;

3. Дидактическая игра « Найди мышке норку» (цвет, форма, величина)

Воспитатель

1.Аппликация «Бантики на хвостик»;

Встреча 6. «Игрушки»

Цель: создать положительный эмоциональный фон, формировать способность различать

цвет, форму, размер; отработать умение согласовывать свои действия с движениями

других детей.

Педагог-психолог

1.Игра «Едем на паровозике»

2. Игра «Плюшевый мишка все знает про малышек».

3Дидактическая игра «Покажи маленькую игрушку»

Педагог – психолог обращает внимание детей на другие игрушки в магазине.

- Посмотрите, какие красивые пирамидки. Одни пирамидки большие, а другие маленькие.

Вот это большая пирамидка ( показывает большую пирамидку), а это – маленькая

( показывает детям маленькую пирамидку).

Музыкальный руководитель

1. Песня "Веселый мяч"

2.Игра с массажными мячиками

3.Артикуляционное упражнение Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

Шли-шли, к «Мишкиной берлоге» подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает

медведь, ему хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

4.Дыхательная гимнастика «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты

вверх и держат мяч. вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при

этом произнеся долгое «у-х-х».

5. Построим дом для игрушек

6. Танец с куколкой

7. Музыкальная игра "Мишка косолапый"

8. Оркестр кубиков

Встреча 7. «Кошка и котята»

Цель: Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость).Развитие слухового

восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки.Развитие моторики, координации

движений, ориентации в собственном теле. Развитие пространственных представлений,

развитие внимания, речи и воображения.

Учитель-дефектолог

1. Рассматривание картины «Кошка с котятами», беседа по картине.

2.Игра «Дом для мамы Кошки» (фланелеграф, геометрические фигуры)

3.Динамическая пауза «Хлоп и шлёп»

Воспитатель

1. Рисование «Котенок» (техника тычок)

2. Дыхательная гимнастика «Котенок и бабочка»

3. Подвижная игра «Кот Васька»

Встреча 8. «Веселый щенок»

Цель: способствовать произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела,

обучать приемам регуляции и саморегуляции, активизация зрительного восприятия,

развитие зрительно-моторной координации.

Педагог-психолог

Знакомство с сенсорной комнатой. Упражнение «Пузырьки».

Педагог-психолог обращает внимание детей на грустного щенка, который встречает их

при входе. Он забыл, какого цвета у него все пузырьки, за которыми он любит наблюдать.

Педагог обращает внимание ребёнка на трубу с пузырьками и движущиеся в ней

разноцветные пузыри. Дети следят взглядом снизу вверх за водными пузырями.

Затем педагог-психолог предлагает ребёнку поймать пузыри пальчиком. Ребёнок следит

за движущимися пузырями с помощью пальца. Затем педагог обращает внимание на цвет ,

который может меняться, и предлагает поймать пузырьки только красного ( жёлтого

цвета) цвета.

Упражнение «Хлопни-топни».

Педагог-психолог

предлагает

со

щенком

поиграть.

Дети

выполняют

следующее

упражнение: когда загорится красный цвет – все хлопают в ладоши, а если загорится

жёлтый – топают.

Релаксация «Щенок»

-Щенок наигрался и хочет отдохнуть. «Возьмите каждый по платочку и держите его

двумя пальцами за уголок, можно не очень крепко. Представьте, что ваш платок – это

щенок, с которым вы идете на прогулку. Держите свою руку так, чтобы платочек уголком

касался пола. Начинайте двигаться под музыку и смотрите, идет ли ваша собачка рядом с

вами и радуется щеночек…

Теперь остановитесь и поставьте ноги пошире. Это мостик. Пусть собачка пробежит по

мостику.

Вблизи других собачек ведите его осторожно. На полу лежат три обруча. Представьте, что

это большая лужа. Осторожно, не намочите ему лапки. А теперь представьте, что ваш

щенок очень устал, он много бегал и хочет прямо здесь немножко поспать. Бережно

опустите платочек на пол, посмотрите, как щенок укладывается на полу, чтобы

вздремнуть…»

2 раздел «Взаимодействие с родителями»

В разделе «Взаимодействие с семьей» предусматривается освоение ребенком различных

позиций взаимодействия с близкими. Для родителей предполагается усвоение ими

навыков позитивного диалога, поддержания и развитие темы общения, поддержки

инициативы ребенка, оказания необходимой и достаточной помощи ребенку, развитие

понимания потребностей и возможностей ребенка, его сигналов, формирование способов

ассертивного взаимодействия в семье, освоение невербальных техник модуляции аффекта

ребенка, введения ограничений.

Тематика консультаций для родителей по инициативе специалистов:

Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.

Консультант учитель-логопед

Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать.

Консультант учитель-дефектолог

Развитие речи детей через игровые упражнения. Консультант учитель-логопед

Знакомство с окружающим миром. Консультант педагог-психолог

Игровая деятельность детей с ОВЗ и роль родителей в её организации. Консультант

воспитатель.

Влияние музыки на развитие ребенка с особенностями в развитии. Консультант

музыкальный руководитель.

Список литературы,

1.Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом (сравнительный анализ) с 132, в кн.

«Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования, М.,

1996.

2.Декер-Фойгт.Г. «Введение в музыкотерапию» 2003

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», 2000

4.«Игровая семейная психотерапия», под редакцией Ч.Шефера, 2001

5.Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. Сб., 1999

6.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения, М. «БУК-МАСТЕР»,

1993,

7.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997

8.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ.- М.: Институт

практической психологии, 1998

9.Мустакас К., «Игровая терапия», серия «Психотерапия на практике», издательство

«Речь», Санкт-Петербург, 2000.

10.Павлова Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления. М., 2000

11.Пронина

Н.Н.

Психологическая

поддержка

семьи,

воспитывающей

ребенка

с

проблемами развития, 68-72, «Особый ребенок», выпуск 1, М. « Теревинф», 1998

12. «Психология аномального развития ребенка», под редакцией В.В. Лебединского, М.К.

Бардышевской, том 1, том 2, учебник, 2002

13.Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996

14.М.Питерси, Р. Трилор и др. Маленькие ступеньки / Программа ранней помощи детям с

отклонениями в развитии. / Университет Маккуэри, Сидней, 1998.

15.Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М. «Школьная пресса», 2000

16.Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных

расстройств у детей М. «Принт», 2000 – 65 с.

17.Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья» (1 том), 2002

18.Финни Н.Р. Ребенок церебральным параличом, М., Таревинф, 2001



В раздел образования