Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Дмитриева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№413 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.Н. Дмитриева

МБДОУ «Детский сад № 413 г.Челябинска»

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов.

Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль

взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к

стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми

формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути

самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее

компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент

открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает

принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути

поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место

специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности

взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:

1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта

между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от

самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто – то

сразу откликается. Кто – то позже, главное – добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он

знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала,

продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения,

интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей

интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

- постановка и решение педагогических задач;

- постановка практической задачи перед детьми.

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В

совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает

возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»,

«ребенок – персонаж», «взрослый – ребенок – персонаж» и пр. А также в зависимости от этапа освоения знаний:

- приобретение – информация;

- упражнение – закрепление;

- обобщение – систематизация;

- самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

1

1. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо

распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог – участник совместной деятельности не

только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж,

который действует через письмо, посылку и т.д.

2. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий,

составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и

содержания, возможностей детей.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

- Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга

(может участвовать вся группа)

- Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа

делится на малые группы)

- Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек)

или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания,

возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на

основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя»

разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.

1. Возникновение межличностных отношений.

Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности:

- Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.

- Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.

- Если вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.

- «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.

- Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).

- Чаще называйте имя собеседника.

- Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.

Планирование совместной деятельности

Опираясь на перечисленные выше характеристики, определим структуру совместной деятельности:

1 часть.

Постановка воспитателем (в старшем возрасте, возможно и детьми) задачи и принятие ее всеми участниками.

2 часть.

Анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, выбор способа решения, решение задачи.

3 часть.

Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

В практике планирования совместной деятельности закрепилось название «сценарий совместной деятельности», так как в

сценарии отражено описание действующих лиц, временное пространство, но сценарий – это творческое проявление действующих лиц.

2

В планировании можно использовать следующие ключевые фразы: педагогические, задачи; практическая задача для детей;

процесс совместной деятельности для детей, который включает игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, задачу;

решение задачи, обсуждение результатов, оценку совместной работы.

Совместная образовательная деятельность может быть в следующих формах:

- Целевая прогулка

- Наблюдение

- Обследование

- Экспериментирование

- Творческая деятельность.

Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. В недрах совместной

деятельности набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания, и созревают навыки сотрудничества.

Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями соразвития и

сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада.

Использованная литература

1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.

2. Асмолов, А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.

3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.

4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.

5. Скоролупова, О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.:

издательство «Скрипторий 2003», 2014.

3



В раздел образования