Автор: Дмитриева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№413 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
В.Н. Дмитриева
МБДОУ «Детский сад № 413 г.Челябинска»
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов.
Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль
взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к
стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми
формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути
самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».
Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее
компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент
открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.
Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает
принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути
поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место
специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.
Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности
взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:
1. Пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта
между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.
Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от
самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто – то
сразу откликается. Кто – то позже, главное – добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он
знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала,
продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения,
интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.
Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей
интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:
- постановка и решение педагогических задач;
- постановка практической задачи перед детьми.
Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В
совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает
возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»,
«ребенок – персонаж», «взрослый – ребенок – персонаж» и пр. А также в зависимости от этапа освоения знаний:
- приобретение – информация;
- упражнение – закрепление;
- обобщение – систематизация;
- самостоятельное использование;
Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.
Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.
1
1. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо
распределены.
Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог – участник совместной деятельности не
только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж,
который действует через письмо, посылку и т.д.
2. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий,
составом и уровнем квалификации участников.
Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и
содержания, возможностей детей.
Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:
- Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга
(может участвовать вся группа)
- Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа
делится на малые группы)
- Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.
В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек)
или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания,
возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.
Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на
основе дидактического материала.
Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя»
разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.
1. Возникновение межличностных отношений.
Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового
взаимодействия между участниками совместной деятельности:
- Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
- Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
- Если вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
- «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
- Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).
- Чаще называйте имя собеседника.
- Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.
Планирование совместной деятельности
Опираясь на перечисленные выше характеристики, определим структуру совместной деятельности:
1 часть.
Постановка воспитателем (в старшем возрасте, возможно и детьми) задачи и принятие ее всеми участниками.
2 часть.
Анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, выбор способа решения, решение задачи.
3 часть.
Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
В практике планирования совместной деятельности закрепилось название «сценарий совместной деятельности», так как в
сценарии отражено описание действующих лиц, временное пространство, но сценарий – это творческое проявление действующих лиц.
2
В планировании можно использовать следующие ключевые фразы: педагогические, задачи; практическая задача для детей;
процесс совместной деятельности для детей, который включает игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, задачу;
решение задачи, обсуждение результатов, оценку совместной работы.
Совместная образовательная деятельность может быть в следующих формах:
- Целевая прогулка
- Наблюдение
- Обследование
- Экспериментирование
- Творческая деятельность.
Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. В недрах совместной
деятельности набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания, и созревают навыки сотрудничества.
Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями соразвития и
сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада.
Использованная литература
1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов, А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Скоролупова, О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.:
издательство «Скрипторий 2003», 2014.
3