Автор: Корбмахер Лилия Константиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №22
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ
КОМПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Корбмахер Лилия Константиновна
Преподаватель МБУДО ДШИ № 22,
РФ, г. Новосибирск
Композиция имеет прочную взаимосвязь с остальными учебными
дисциплинами в детской школе искусств, но её также можно назвать и базовой
с
точки
зрения
принадлежности
в
создании
художественного
образа,
формирования и воплощения композиционного замыла в произведении.
Выявление
качества
освоения
учебного
материала,
т.е.
реальное
оценивание
результатов
обучения,
позволяет
корректировать
учебную
программу с учетом имеющихся возможностей учащихся. Учебный процесс
строится
таким
образом,
чтобы
повышать
уровень
образовательных
потребностей личности.
Итак,
наблюдение
за
деятельностью
учащихся
над
творческими
заданиями показало, что частой композиционной ошибкой в рисунке является
неправильно
выбранный
формат
и
масштаб
изображения.
Ученики
сосредотачивают внимание на изображении конкретного объекта, забывая о его
окружении или наоборот, изображают объекты слишком маленькими из-за чего
они теряются в композиции. Процесс выбора формата и масштаба – это один из
первых наиважнейших этапов поискового процесса будущей композиции.
Выбирая неправильный формат композиции, на листе образуется пустое
ненужное пространство или не вмещаются элементы задуманной композиции.
Распространенной
ошибкой
является
и
неумение
построения
композиционного
единства,
выделение
в
ней
главного
и
обобщение
второстепенного. Часто учащиеся не могут выделить центр композиции, не
способны разобраться с планами, что приводит к дробности в изображении.
В ходе анализа типичных ошибок, также был сделан вывод, что учащиеся
неправильно ведут работу над композицией, не видят рисунок в целом. Это
может быть связанно с еще недостаточно развитым уровнем целостного
восприятия картины.
Необходимо, чтобы обучение композиции строилось на логической связи
одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований.
Также, параллельно с предметом «композиция» требуется взаимосвязь и с
другими учебными предметами, такие как рисунок, живопись и история
искусства.
Работа
над
самой
композицией
должна
быть
систематической,
способствовать развитию композиционного мышления учащихся и приводить к
изменениям в мыслительной деятельности. Именно структурная взаимосвязь
теоретического материала с выполнением практического задания позволяет
учащимся комплексно усваивать материал.
Прежде чем перейти непосредственно к практическим занятиям, крайне
важно ознакомиться и с теоретическими основами данного предмета.
Преподаватель объясняет про значение последовательности ведения
этапов работы над композицией, важность использования разнообразных
материалов и техник на этапе композиционного поиска. Каждый этап развития
замысла, который фиксируется в набросках или эскизах, предназначен для
решения определенной композиционной и образной задачи, поэтому иногда
требуется и применение разнообразных изобразительных средств.
Рассматривая репродукции, преподаватель совместно с учащимися,
анализируют работы художников, при этом обращают пристальное внимание
на композиционное решение, замысел художника, значение ритма и контрастов
в композиции.
Теоретические
знания
учащиеся
должны
закрепить
выполнением
практического задания по теме. В качестве примера одного из такого задания
предлагается творческое упражнение, которое направлено на формирование
понимания у учащихся термина «композиция», а именно, составление,
соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо
идеей. Перед выполнением упражнения необходимо объяснить учащимся
возможности расположения предметов композиции в заданном формате,
научить компоновать на листе, познакомить учащихся с жанром натюрморт и
материалами, которыми выполняется станковая композиция.
Практическое
задание
для
учащихся:
«Натюрморт
в
технике
аппликация».
Учащимся
необходимо
собрать
натюрморт
из
отдельно
нарисованных
предметов
в
единую
композицию,
которая
гармонично
вписывается в заданный формат.
Для выполнения данного задания учащимся понадобятся материалы: 2 листа
формата
А3,
гуашевые
краски,
синтетические
кисти
разного
размера,
пластиковая
палитра,
баночка
для
воды,
ножницы,
клей-карандаш.
Данное упражнение требует строгой методической последовательности:
1. Необходимо изобразить предметы будущего натюрморта, гармонично
сочетающиеся между собой по стилистике и цвету;
2.
Вырезать
и
композиционно
разместить
элементы.
Для
этого
понадобится чистый лист формата А3. Размещение элементов композиции –
самая важная часть данного упражнения. На стадии композиционного
размещения элементов на формате листа происходит поиск возможных
вариантов размещения (горизонтально, вертикально). Композиционный поиск
длится до тех пор, пока не создастся целостный образ натюрморта на
изобразительной
плоскости;
3. После того, как все части композиции закомпонованы в заданном
формате максимально гармонично – учащийся точно и аккуратно приклеивает
все части композиции на лист (Рисунок 1).
Общая
продолжительность
выполнения
данного
задания
–
6
академических часов.
Рисунок 1. Последовательность выполнения практического задания
«Натюрморт в технике аппликация» (выполнил учащийся ДШИ №22)
Список литературы:
1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Изд-во «Искусство», 1977. - 524с.
2. Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. - М.:
Просвещение, 1989. 207 с.
3.
Шорохов,
Е.
В.
Методика
преподавания
композиции
на
уроках
изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - Москва: Просвещение,
1977. - 112 с.