Напоминание

"Реализация принципа личностно-ориентированного подхода при подготовке итогового сочинения по литературе".


Автор: Бабурян Наталия Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Реализация принципа личностно-ориентированного подхода при подготовке итогового сочинения по литературе".
Раздел: полное образование





Назад




Отчет по теме самообразования

Подготовила Бабурян Н.В.,

учитель русского языка и литературы

Представление опыта на РМК 28.02.2020 г.

Тема:

«Реализация принципа личностно-ориентированного подхода при подготовке

итогового сочинения по литературе».

Актуальность

Актуальная для современной школы проблема - подготовка старшеклассников к

итоговому сочинению по литературе, которая является результатом систематической

планомерной работы учителя и учащихся, осуществляемой на протяжении всех лет

обучения в школе. Для успешного написания сочинения педагогам необходимо понять и

усвоить основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет

успешной. В статье уделено внимание аспектам методической работы учителя при

формировании умения писать сочинение, определены эффективные формы, методы и

приемы работы при подготовке к допускному сочинению.

Личностно - ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во

главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса

учения.

Позиция педагога в личностно - ориентированном образовании:

*оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога

видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально

стимулировать его развитие;

*отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к

личности,

способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному

желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

*опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого

ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Основная цель ЛО обучения - создать формулу успеха.

Выделяются следующие признаки личностно - ориентированного подхода:

1.

Учет потребностей каждого ученика.

2.

Диагностическая основа обучения (что ученик уже знает по подготовительным

темам).

3.

Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить).

4.

Сотрудничество и сотворчество.

5.

Создание ситуаций выбора.

6.

Учет физиологии и забота о здоровье учащегося.

7.

Приспособление методик к учебным возможностям ученика (с разными

группами по-разному).

8.

Стимулирование развития и саморазвития.

Итоговое сочинение носит надпредметный характер, но в то же время является

литературоцентричным, т.к. требует построения аргументации с опорой на литературный

материал. Опора на литературный материал подразумевает не только ссылку на

литературное произведение, но и осмысление его в ракурсе темы.

Подготовка к ИС в средней школе.

1.Развернутые ответы на вопросы (материал из Банка тем ИС):

Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», 2017-18 год;

Какого человека можно назвать великодушным?

А.И. Куприн «Чудесный доктор», отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

(Петя Ростов), 2018-19 год;

Какова роль искусства в жизни человека?

Паустовский «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками», 2018-19 год;

Устарело ли понятие «честь семьи»?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», 2016-17 год;

Почему гордые люди часто бываю несчастными (М. Горький «Легенда о Ларре»)

2019-20 год.

2. Использование опорных клише.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о…

Автор описывает…

Поэт показывает…

Писатель размышляет о…

Писатель обращает наше внимание…

Писатель заостряет наше внимание на …

Он акцентирует внимание читателя на…

Этот поступок героя говорит о ...

Мы видим, что герой поступил так потому...

Автор показывает, к каким последствиям привело...

Методические рекомендации.

2

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового

сочинения (изложения) 2019-2020 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ;

1.

Методические

рекомендации

по

подготовке

к

итоговому

сочинению

(изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году;

2.

А.Г. Нарушевич, И.С. Нарушевич ЕГЭ. Русский язык. Литература. Итоговое

сочинение в 11 классе. Учебно-метод. Пособие Легион, 2019;

3.

Н.В.

Беляева

Итоговое

сочинение:

подготовка

и

контроль.

Москва.

«Просвещение», 2016;

4.

О.И.Щербакова Виды сочинений 10-11 класс.

Пособие для учителей

общеобразовательных орган. Серия «Учимся с «Просвещением». «Просвещение» —

учителю», 2017;

5.

Подготовка

и

проведение

итогового

сочинения

по

литературе.

Метод.

рекомендации для образоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015;

6.

Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.

организаций / [С. И. Красовская, М.И. Шутан, Е.А. Певак и др.]. — М. : с «Просвещение»;

7.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Допуск к ЕГЭ. Итоговое сочинение по

литературе. М, Интеллект-Экспресс, 2018;

8.

Материалы руководителя районного МО.

Требования к ИС.

Требование №1. «Объем итогового сочинения».

Рекомендуемое количество слов:

не менее 250, лучше от 350.

Требование №2. «Самостоятельность написания ИС»

Критерии оценивания

Критерий 1. Соответствие теме.

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий 3. Композиция и логика рассуждения.

Критерий 4. Качество письменной речи.

Критерий 5. Грамотность

Типичные ошибки по критериям. Критерий 1. Соответствие теме

1.Подмена темы тематическим направлением;

2.Невнимание к ракурсу постановки проблемы, неумение внимательно читать и

понимать формулировку темы, вычленять в ней констатирующую и вопросительную

часть;

3

3.Недостаточно чёткое понимание терминов или нравственно – психологических

понятий в формулировке темы;

4. Постепенный уход от темы;

5.Неумение дать краткий, ясный ответ на вопрос темы.

Методическая работа. Личностно-ориентированный подход.

Рекомендации.

1. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде

всего следует определить, какая из них кажется тебе наиболее конкретной, близкой и

понятной.

2. Постарайтесь понять эту тему. Необходимо разобраться в ее формулировке. Тем

более, что правильное понимание темы сочинения, глубина и полнота ее раскрытия

является первым критерием оценивания сочинения.

3. Выделите в теме

ключевые слова,

в которых заключен главный смысл.

Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые понятия,

обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.

4.

Поставьте вопрос к теме

или сформулируйте тему в виде вопроса и

постарайтесь конкретно и чётко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит

тезис, который нужно доказать.

Выбираем тему:

Критерии: интересная и понятная

Читаем

Принимаем или отклоняем

Выделяем опорное слово словосочетание

Намечаем возможные пути раскрытия темы

Типичные

ошибки

по

критериям.

Критерий

2.

Аргументация.

Привлечение

литературного материала

1.

Отсутствуют (есть только примеры);

2.

Не имеют непосредственного отношения к тезису;

3.

Недостаточны для подтверждения тезиса;

4.

Являются ложными, так как искажают содержание произведения;

5.

Сводятся к пересказу произведения.

Методическая работа. Рекомендации.

Подберите аргументы

для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения.

Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные

аргументы. При этом не обязательно брать три, достаточно двух или даже одного.

4

Постарайтесь вспомнить и привести в качестве аргументов произведения, принадлежащие

одной эпохе или периоду (желательно, но не обязательно) и анализировать их в

хронологическом порядке.

Подбираем литературу

Точно указывайте фамилию и инициалы автора

Название произведения приводите полностью

В скобочках отмечайте имена героев, фрагменты сюжета, цитаты из лирических

текстов.

Методическая работа. Личностно-ориентированный подход.

Пример языковых маркеров-клише

Произведение (рассказ, повесть, роман) название, автор подтверждает мысль о том,

что…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к произведению (название, автор).

Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....

Обратимся к роману… (автор, название).

Далее вспоминаю нужные эпизоды, моменты, поведение героев. Пересказываю,

оцениваю.

Автор не случайно обращает наше внимание на…

Эти события автор описывает, чтобы……

Строгих требований к композиции сочинения нет, главное – должна быть логика.

Типичная ошибка – несоразмерность частей (например, долгое вступление). Также ученик

должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

(вступление и заключение должны составлять 1\3 всего сочинения); объём

аргументов должен быть приблизительно одинаковым.

Общая структура итогового сочинения

Пишем сочинение

Вступление. Важно! Вступление + заключение = 1/3 объема сочинения

Основная цель вступления – привязать сочинение к теме, раскрыть идею.

Основная часть. Важно! Помните: количество аргументов = количество абзацев в

основной части. Прописывайте связки между аргументами – это делает ваш текст

логичным и целостным.

Заключение: закрытое, открытое.

Как правильно выбрать тему

5

Методическая работа. Личностно-ориентированный подход.

«Скорая помощь»

1. Индивидальная, парная, групповая работа. Консультации;

2. Работа с художественной литературой. «Банк произведений по направлениям»:

Цитаты, Аргументы;

3. Зачетные работы на знание лексики по направлениям;

4. Написание сочинений в соответствии с требованиями.

Результат (протокол от 04.12. 2019).

Класс

Количеств

о учащихся

Соответствие

теме

Аргументация.

Привлечение ЛМ

Композиция

и

логика

рассужде-

ния

Качество

речи

Грамот-

ность

6

11 а

20

19-100%

19 - 100%

8 - 45%

19 - 100%

14 -75%

11 б

24

24-100%

24 - 100%

22 - 92%

24 - 100%

22- 92%

Вывод:

Проведенную работу на основе личностно-ориентированного подхода по подготовке

к ИС считаю эффективной: 100% учащихся получили «зачет» 4 декабря.

7



В раздел образования