Авторы: Валиева Оксана Владимировна, Шаяхметова Гульсирень Минебаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №185 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Населённый пункт: республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Куклы -Времена года"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическое пособие «Куклы «Времена года»
Цель: Знакомство детей с цикличностью наступления времен года, учить
различать и называть времена года, называть основные признаки каждого
сезона.
Пособие может применяться на занятиях по развитию речи,
театрализованной деятельности, изо деятельности, в совместной работе с
детьми.
В соответствии с темой времени года используется соответствующий
наглядный материал. Привлекательный, необычный вид «Куклы –
времена года» подталкивает детей к повторению слов и словосочетаний,
желанию слушать воспитателя. Хорошо использовать пособие на
занятиях по сенсорному развитию и в индивидуальной работе с детьми.
С помощью этого дидактического пособия можно обучать детей
новому материалу в увлекательной форме, а так же закреплять
полученные знания, обогащать эмоциональный мир ребёнка
Пояснительная записка. В пособие входят
4 куклы – 4 времени года
и картотека игр и заданий по закреплению знаний на эту тему, подборка
стихов и иллюстративного материала. Для кукол были использованы
куклы Барби, для которых изготовлены соответствующие наряды из
фоамирана , фетра с использованием декоративных листочков ,цветочков
и декоративных бусин:
Зима – белый наряд, шубка из белого фетра, отделанная белыми
жемчужными бусинами, на шее платок вышитая из бело жемчуга
Весна - платье из бело- голубого фетра, цветочки из фетра, по подолу
рассыпаны цветочки мать и мачеха, верху платья голубая накидка,
символизирующая воду. Волосы распущены в которых тоже запутались
нежные первоцветы и голубые пряди волос. На шее и на руке кристально
голубые бусы - как льдинки.
Лето – сочно–зеленый сарафан, по подолу которого раскинулись
разные цветы и божьи коровки, бабочки. На голове шляпа с широкими
полями от знойного солнца, украшенная полевыми цветами. На руках
букет цветов, сделанная из фоомирана( пористая резина) и фетра.
Осень – наряд в желто-оранжевом цвете из фетра. На голове венок из
разноцветных листьев. На платье –фартучек из осенних листьев, в руках
овощи ( тыковка), волосы ярко оранжевого цвета
Значение наряда кукол объяснялось детям, связывая с приметами
времени года. Это очень помогает детям запомнить сезоны.
Одну и ту же игру с куклами можно проводить в разные сезоны. Способ
организации детей может быть разный: как групповой, так и подгрупповой,
и индивидуальный.
Приведу примеры некоторых игр и заданий которые можно
использовать. Каждый воспитатель может сам дополнить пособие нужным
материалом.
Варианты использования кукол:
1 вариант. Задания:
- для Весны и Лета разделить цветы;
- для Зимы и Лета разделить птиц;
-для Лета, Весны, Осени и Зимы разделить картинки с изображением
труда людей в деревне;
- для Лета и Зимы разделить картинки с изображением детских забав;
- прочитать стихи о каждом времени года
- для каждого сезона разделить верхнюю одежду
2 вариант. Дидактические игры
"Когда это бывает?"
Задачи: углубить знания о временах года, о разнообразии сезонных
явлений в природе и занятий людей.
Дети стоят в кругу. Воспитатель вносит куклу. Она приходит с каким то
атрибутом (Зима – снежинка, Лето - бабочка (цветок) Весна –подснежник,
Осень – веточка с желтыми листьями, и просит назвать все признаки этого
времени года. Ребенок берет атрибут, называет, что бывает в это время
года и передает этот атрибут другому, тот добавляет новое определение и
передает дальше. Можно играть как в свободное время и во время занятий .
Когда это бывает?
Задачи: закреплять знания детей о временах года, развивать внимание,
выдержку, связную речь
Дети сидят за столом. На столе вращающая стрелка. У воспитателя
несколько картинок с изображениями разных времен года, для каждого
времени года 2-3 картинки (пейзаж, зимние забавы, труд людей, сезонная
одежда и другие.). Воспитатель раздает всем по картинке. Картинки лежат
перевернутой стороной к играющему, воспитатель вращает стрелку по
кругу. Тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и
рассказывает о ее содержании, называет время года и относит
соответствующей кукле и следующий участник дальше продолжает игру.
3 вариант.
Кукла может появляться на занятии по разным видам деятельности.
Например, Осень приносит овощи или фрукты в корзинке и угощает ребят,
Зима приносит диск с записью зимних песен, Лето приносит
экологическую настольную игру по закреплению правил поведения в
природе, Весна приносит карточки с изображение перелетных птиц.