Напоминание

"Логоневроз у детей дошкольного возраста"


Автор: Илтубаева Данута Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЛУКОМОРЬЕ"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Логоневроз у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логоневроз у детей.

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и

зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем

можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания,

на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет

некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их

полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение

термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно

распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти

нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого

процесса схожа с икотой.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой

аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до

подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно

связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на

возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как

мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Органические причины.

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

генетическая предрасположенность;

травмы во время родов;

нарушения внутриутробного развития;

инфекции, которые перенесла мать во время беременности;

болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;

частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими

отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к

судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью

лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Приобретенные причины.

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться.

Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к

внешним факторам. К таковым врачи относят:

сильные и частые ссоры;

изменения в жизни (например, начало посещения детсада);

неблагоприятную атмосферу в семье;

резкий испуг;

чрезмерные интеллектуальные нагрузки;

эмоциональные потрясения;

неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают

усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно

если

к

родному

языку

подключают

еще

и

изучение

иностранного.

Поэтому

при

любых

интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать

на эмоциональных детей.

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет

никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не

«зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша.

Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;

запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;

перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);

вовсе отказывается говорить, резко замолкает;

становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без

последствий решится проблема.

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут

спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит

обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы,

мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием

успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Роли специалистов:

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к

логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться

правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания

— оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запинки на согласных). А

затем выберет оптимальную методику.

Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей

фразы.

Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.

Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата.

Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно

связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому

рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более

эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально

расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.

Расслабляться и отдыхать.

Контролировать свои эмоции.

Преодолевать свои страхи.

Контактировать со сверстниками.

Выражать себя в творчестве, общении.

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это

может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи

с последующей ее коррекцией.

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна

исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него

придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и

образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют

ухудшение.

Режим:

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения

чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Сон:

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство

жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации:

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к

нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям,

что именно так нужно делать.

Похвала:

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в

которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с

баловством.

Обстановка:

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и

предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения

шумных компаний или мест.

Досуг:

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное

перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение:

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных

мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его

адаптации в окружающем мире.

Активность:

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии

мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать

нормой.

Ограничения:

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские

эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил).

Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых:

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как

родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается

ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно

подражают ему:

Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.

Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.

Избегайте сложных, непонятных малышу слов.

Различные «страшные» темы разговоров — табу.

Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь.

Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность

некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем

говорил.

Заключение.

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс

Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это

сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого

необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:

Эмоциональное спокойствие.

Правильное построение речи.

Организация быта ребенка.

Продуманный режим дня.

Регулярные занятия с логопедом и психологом.

Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.



В раздел образования