Автор: Илтубаева Данута Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЛУКОМОРЬЕ"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Логоневроз у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Логоневроз у детей.
Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и
зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем
можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания,
на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.
Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет
некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их
полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение
термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно
распространен.
Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти
нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого
процесса схожа с икотой.
В каком возрасте появляется проблема?
Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой
аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до
подросткового. Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно
связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на
возраст 3-6 лет. Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как
мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.
Органические причины.
Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:
генетическая предрасположенность;
травмы во время родов;
нарушения внутриутробного развития;
инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.
В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими
отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к
судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью
лекарственных препаратов, которые подбирает врач.
Приобретенные причины.
В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться.
Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к
внешним факторам. К таковым врачи относят:
сильные и частые ссоры;
изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
неблагоприятную атмосферу в семье;
резкий испуг;
чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
эмоциональные потрясения;
неупорядоченный быт, режим дня ребенка.
Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают
усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно
если
к
родному
языку
подключают
еще
и
изучение
иностранного.
Поэтому
при
любых
интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать
на эмоциональных детей.
По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет
никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.
Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не
«зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша.
Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:
при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
становится замкнутым.
Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без
последствий решится проблема.
Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут
спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит
обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы,
мышц.
Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием
успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.
Роли специалистов:
Логопед
Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к
логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться
правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания
— оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запинки на согласных). А
затем выберет оптимальную методику.
Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей
фразы.
Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.
Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата.
Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.
Психолог
Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно
связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому
рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более
эффективными, чем визиты к логопеду.
Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально
расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:
Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
Расслабляться и отдыхать.
Контролировать свои эмоции.
Преодолевать свои страхи.
Контактировать со сверстниками.
Выражать себя в творчестве, общении.
Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это
может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи
с последующей ее коррекцией.
Что делать родителям дома?
Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна
исходить именно от них. Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него
придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и
образ жизни дома. Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют
ухудшение.
Режим:
Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения
чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.
Сон:
Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство
жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.
Интонации:
Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к
нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям,
что именно так нужно делать.
Похвала:
Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в
которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с
баловством.
Обстановка:
В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и
предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения
шумных компаний или мест.
Досуг:
Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное
перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.
Общение:
Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных
мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его
адаптации в окружающем мире.
Активность:
Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии
мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать
нормой.
Ограничения:
Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские
эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил).
Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.
Какой должна быть речь взрослых:
Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как
родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается
ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно
подражают ему:
Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
Различные «страшные» темы разговоров — табу.
Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.
Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь.
Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность
некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем
говорил.
Заключение.
Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс
Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это
сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого
необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.
Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:
Эмоциональное спокойствие.
Правильное построение речи.
Организация быта ребенка.
Продуманный режим дня.
Регулярные занятия с логопедом и психологом.
Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.