Напоминание

Формирование УУД при организации проектной деятельности на уроке.


Автор: Михайлова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ№8 с УИМ и АЯ"
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД при организации проектной деятельности на уроке.
Раздел: начальное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……………..3

1. Формирование информационной культуры младших школьников

в контексте требований ФГОС начального общего образования….….4

2. Понятие, виды, этапы реализации метода проекта.………… ……...7

3. Реализация метода проекта при формировании информационной

культуры младших школьников……… ……………………….…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………… …………………….…19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…… …..…………21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является

формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих

компетенцию «научить учиться»

Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное

время, способствует достижению личностных, предметных и

метапредметных результатов.

Цель исследования: показать возможности использования проектной

деятельности в качестве средства формирования универсальных учебных

действий младших школьников.

Объект исследования: формирование универсальных учебных

действий

Предмет исследования: использование проектной деятельности в

качестве средства формирования универсальных учебных действий младших

школьников.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие, виды, этапы реализации проектной деятельности;

- охарактеризовать универсальные учебные действия младших школьников

при проектной деятельности;

- описать опыт использования метода проекта при формировании

универсальных учебных действий младших школьников.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы;

анализ, обобщение, опытно-практическая работа.

1. Формирование информационной культуры младших школьников

в контексте требований ФГОС начального общего образования

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования (ФГОС НОО) показал, что среди

требований, предъявляемых к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования, представлены

и требования непосредственно связанные с содержанием информационной

культуры личности.

Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения

основной образовательной программы начального общего образования

должны отражать: «… использование знаково-символических средств

представления информации для создания моделей изучаемых объектов и

процессов …; активное использование речевых средств и средств

информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для

решения коммуникативных и познавательных задач; использование

различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном

информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного

предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,

фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения,

звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с

аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы

информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в

материальной и информационной среде начального общего образования (в

том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета» [10; 8-10].

В нашем исследовании информационная культура понимается как

разносторонние умения и навыки поиска и использования человеком нужной

информации для решения теоретических и практических задач. Для этого

необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциация

информации; выделение значимой информации; выработка критериев оценки

информации; а так же умение производить информацию и использовать ее.

В современном понимании школа должна акцентировать внимание не

только на передаче школьникам знаний, умений и навыков, но и

формировать универсальные учебные действия для умелого использования и

применения в любой жизненной ситуации.

Выделяют 4 вида универсальных учебных действий:

коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные.[9]

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с

формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка

цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп.

Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и

индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение

возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой

информации; применение методов информационного поиска, в том числе с

помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,

способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная

работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и

коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и

оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и

диалогической формами речи.

В начале овладения опытом творческой проектной деятельности

школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания. Развивающий

характер проектной деятельности, интенсивное овладение которого

начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере

школьников, прежде всего развивая такие характеристики, как

произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления,

творческое воображение.

Таким образом, задача формирования информационной культуры

младших школьников находит отражение в требованиях Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования и примерной основной общеобразовательной программы НОО.

2. Понятие, виды, этапы реализации метода проекта

Метод проектов – это способ организации самостоятельной

деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта,

интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы,

рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие

методики [1].

Проект – это совокупность определенных действий, документов,

предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,

предмета, создания разного рода теоретического продукта [3].

Основой проектной деятельности, организуемой в образовательном

процессе школьников, выступает метод проектов.

Организуя проектную деятельность, учитель может осуществлять

индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обучение

школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках

различных общеобразовательных дисциплин. Методы обучения,

способствующие организации и реализации проектной деятельности,

являются методами, активизирующими творческое мышление,

помогающими выработать умения решать новые проблемы и

способствующие более продуктивной умственной деятельности,

целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию

идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это

относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь

традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или

группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то

требования к учебному проекту особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –

исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по

разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в

частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее

важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в

которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков

и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы

учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности –

поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и

представлена участникам проектной группы, вместе с учителем.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта,

является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)

представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как

наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект

требует на завершающем этапе презентации своего продукта.[9]

Проект, как комплексный и многоцелевой метод обучения, имеет

большое количество видов и разновидностей. По содержанию И. С. Сергеев

выделяет следующие виды проектов: практико-ориентированный,

исследовательский, информационный проект, творческий и ролевой проект

[9].

По комплексности (или по предметно-содержательной области) можно

выделить два типа проектов: монопрект, межпредметный проект.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной

области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей

знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются

исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких

специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между

участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными;

региональными; межрегиональными; международными.

По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные

проекты, недельные и годичные проекты. Опыт работы свидетельствует, что

в использовании проектного метода в начальных классах эффективна

следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2

урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от

личных проектов к групповым и общеклассным.

Учебные проекты носят интегрированный характер (могут

выполняться как в ходе изучения школьных предметов, так и во внеклассной

работе и в кружках дополнительного образования). В процессе выполнения

проектов в комплексе решаются задачи обучения, воспитания и развития

учащихся.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования − это роль

независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если

педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе

консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и

обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного

количества школьников.

Меняется и роль обучающихся в учении посредством метода проектов:

они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих

группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит

формирование такого конструктивного критического мышления, которому

трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся

вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не

действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно», что в свою очередь

способствует формированию информационной культуры личности.

Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для

достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо

делать.

Критерии оценивания выполненных проектов (по П.С. Лернеру)

включает в себя аргументированность выбора темы, обоснование

потребности, практическую направленность проекта и значимость

выполненной работы, объем и полноту разработок, выполнение принятых

этапов проектирования, самостоятельность, законченность,

подготовленность к восприятию, материальное воплощение проекта,

аргументированность предлагаемых решений, оригинальность темы и

представления проекта, оформление, качество изделия, оригинальность.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах

осознания проблемы.[5]

Любой выполненный проект имеет большое положительное

педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и

учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную

проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д.

понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует

личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная

информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет

сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в

этом мире.

3. Реализация метода проекта при формировании информационной

культуры младших школьников

В 2021-2022 учебном году я работаю учителем начальных классов в

……………………….школе во 4 классе. Мои ученики выполнили проектные

работы «История родного края, семьи», «Мир моих увлечений», «Гнезда

птиц», «Скворечник» и т д.

Мы предлагаем вашему вниманию работу над формированием УУД

посредством проекта «История моей семьи»

Цель проекта: познакомиться с историей семьи; расширить кругозор

обучающихся.

По продолжительности это – мини-проект,

по содержанию – информационный,

по предметно-содержательной области – монопроект.

Результат – доклад и презентация.

На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав

проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей.

Путем наводящих вопросов: «Вы знаете историю своей семьи? Как вы

думаете, с чего начинается история вашей семьи?», дети вышли на проблему,

которую необходимо было решить. В ходе коллективной работы с

обучающимися мы рассмотрели варианты поиска информации, поиск

информации в книгах, материалах музея села, поисковых системах сети

интернет. Дети обсуждали и предлагали свои идеи, таким образом, был

определен общий замысел проекта.

На данном этапе формируются регулятивные действия –

целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

На втором этапе мы определяли тему и цели проекта, обговаривали

план его выполнения и критерии оценки результата.

На этом этапе формируются регулятивные действия – планирование и

прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой

информации; применение методов информационного поиска, в том числе с

помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,

способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное

сотрудничество в поиске и сборе информации.

На третьем этапе ребята собирали материал, работали с разной

литературой и другими источниками (материалы местного музея, книги и

интернет). Обучающиеся, выполняли проект: нужно было найти в различных

источниках материал о жизни дедушек и бабушек, подобрать информацию о

работе и заслугах предков. Дети делились тем, что им удалось найти

самостоятельно.

Сформированы коммуникативные УУД: Находить , систематизировать,

отбирать информацию, делать выводы, создавать конечные программные

продукты по теме проекта. Отстаивать свою точку зрения, понимать точку

зрения другого, уметь договариваться, организовывать взаимодействие в

группе. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На четвертом этапе, полученная информация обрабатывалась и

оформлялась в виде доклада и презентации. Далее мы вместе обсуждали

результат и оценивали. В ходе итоговой беседы с детьми, смогли увидеть

реакцию на готовый проект и выяснили, что детям было интересно самим

получать новые знания. На следующем уроке дети проявили высокий

уровень знаний по теме, в рамках которой был реализован проект.

Сформированы личностные УУД: выразить свою точку зрения,

оценить, обозначить дальнейшее развитие проекта.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и

диалогической формами речи.

Данный проект способствовал формированию УУД, так как дети

самостоятельно искали, выбирали и обрабатывали информацию,

пользовались компьютером и интернетом.

Как происходит формирование универсальных учебных действий,

рассмотрим на примере работы над проектом «Мир моих увлечений»

(внеклассное занятие, 4 класс)

Цель: раскрыть свое увлечение.

По содержанию – практико-ориентированный.

По продолжительности – мини-проект.

По комплексности – монопроект.

Результат: презентация, доклад.

Перед выполнением проекта мы поговорили с детьми о своих

интересах, любимых занятиях, увлечениях. В обсуждении участвовал весь

класс, дети рассказывали о своих увлечениях. Совместно с детьми было

решено, что каждый из нас выберет одно задание (какое именно ребенок

решает сам), собирает материал. После того как дети определялись с

выбором задания, проверили, чтобы все вопросы, которые нами были

включены в план действий, были распределены.

Была проведена работа по формировании регулятивных УУД:

определение целей деятельности, составление плана действий по

достижению результата творческого характера. В сфере личностных УУД -у

учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной

деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

На втором этапе мы определяли тему и цели проекта, обговаривали

план его выполнения и критерии оценки результата. Согласовывали способы

совместной и самостоятельной деятельности. На данном этапе дети

вспомнили основные составляющие проекта, что способствовало

формированию элементов информационной культуры.

На третьем этапе ребята собирали материал, работали с разной

литературой и другими источниками. Им было важно поделиться своими

находками. Мы увидели, что дети достаточно хорошо владеют навыками

поиска информации.

Сформированы познавательные УУД: отбирать необходимые словари,

энциклопедии, справочники, электронные материалы, сопоставлять и

отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей,

энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами

учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Обучающиеся выполняли проект на компьютере с родителями в

программе Paint. Нам удалось повторить и закрепить умения работы с

компьютером и в частности с графическим редактором Paint. Когда проект в

электронном виде был готов, ребята приступили к докладу.

Был собран материал из книг, интернета о увлечениях: шашках,

футболе, коллекционировании, якутских настольных играх и др. Дети не

только добывали информацию, но и осмысливали ее, преобразовывали,

извлекали из нее необходимые знания. В конце занятия каждый собрал все

материалы в одну презентацию. Дети с большим интересом рассказывали о

своей информации.

В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить

отличия.

В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить

общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и

уступать, понимать позицию других людей.

Дети с интересом участвовали в проекте, все были заинтересованы в

результате. Каждый относился к своему проекту внимательно и

ответственно.

В ходе данного этапа сформированы коммуникативные УУД:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться

друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих

учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств

ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее,

учиться подтверждать аргументы фактами.

Проект «Гнезда птиц», окружающий мир, 4 класс

Цель проекта: познакомиться с видами гнезд птиц, узнать, кто какие

гнезда строит; расширить кругозор обучающихся.

По продолжительности это – мини-проект,

по содержанию – информационный,

по предметно-содержательной области – монопроект.

Результат – презентация.

План выполнения проекта:

На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав

проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей.

Путем наводящих вопросов: «Вы когда-нибудь видели гнезда птиц? Как вы

думаете, почему птицы строят гнезда?», дети вышли на проблему «Как

птицы строят свои гнезда», которую необходимо было решить. В ходе

коллективной работы с обучающимися мы рассмотрели варианты поиска

информации, выбрали несколько далее нами использованных: поиск

информации в книгах, материалах музея Природы, поисковых системах сети

интернет. Дети обсуждали и предлагали свои идеи, таким образом, был

определен общий замысел проекта: подготовить презентацию на тему

«Гнезда птиц».

На втором этапе мы определяли тему и цели проекта, обговаривали

план его выполнения и критерии оценки результата. Так, обучающиеся

определили следующие критерии: участие в обсуждении ключевых вопросов,

умение распределить последовательность действий каждого члена команды,

сотрудничать с другими во время работы над достижением общих целей,

умение выслушивать товарищей, тщательно обдумывает информацию,

умение сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи, умение

принимать помощь, поддерживать товарищей. Кроме того были согласованы

способы совместной и самостоятельной деятельности.

На третьем этапе ребята собирали материал, работали с разной

литературой и другими источниками (материалы местного музея, книги и

интернет). Обучающиеся, выполняли проект: нужно было найти в различных

источниках материал о разновидностях гнезд, подобрать информацию о том,

какие материалы используют птицы для строительства гнезд, где строят

птицы свои жилища. Дети делились тем, что им удалось найти

самостоятельно.

На четвертом этапе, полученная информация обрабатывалась и

оформлялась в виде презентации. Далее мы вместе обсуждали результат и

оценивали. В ходе итоговой беседы с детьми, смогли увидеть реакцию на

готовый проект и выяснили, что детям было интересно самим получать

новые знания. На следующем уроке дети проявили высокий уровень знаний

по теме, в рамках которой был реализован проект.

Данный проект способствовал формированию информационной

культуры, так как дети самостоятельно искали, выбирали и обрабатывали

информацию, пользовались компьютером и интернетом.

Проект «Скворечник», внеклассное занятие, 4 класс.

Цель проекта: создать модель скворечника.

По содержанию – практико-ориентированный

По продолжительности – краткосрочный.

По комплексности – монопроект.

Результат – скворечник.

План выполнения проекта:

На первом этапе, был заявлен общий замысел проекта, идеи проекта

были выбраны после проведения мозгового штурма и беседы о бережном

отношении к птицам. Дети были активны в обсуждении и предлагали свои

идеи. В обсуждении участвовал весь класс, дети рассказывали о птичках, и

какие скворечники они хотят построить. Мы увидели, что при обсуждении

дети проявляли большой интерес к проекту, каждому важно было рассказать,

что хочет сделать красивый домик для птичек, поделиться своими идеями,

взять интересную идею у других. То есть, благодаря использованию

жизненной ситуации, у детей появилась мотивация к выполнению проекта

скворечника.

На втором этапе мы определяли тему и цели проекта, обговаривали

план его выполнения и критерии оценки результата. Согласовывали способы

совместной и самостоятельной деятельности. На данном этапе дети

вспомнили основные составляющие проекта, что способствовало

формированию элементов информационной культуры. Нужно отметить, что

дети чётко видели цель проекта и представляли весь объём работы, который

им необходимо было проделать.

На третьем этапе ребята собирали материал, работали с разной литературой и

другими источниками. Им было важно поделиться своими находками. Мы

увидели, что дети достаточно хорошо владеют навыками поиска

информации.

Обучающиеся выполняли проект на компьютере по группам, они

рисовали модель скворечника в программе Paint. Нам удалось повторить и

закрепить умения работы с компьютером и в частности с графическим

редактором Paint. После того, как у каждой группы был готов свой план

домика, мы коллективно обсуждали каждый и выбирали все необходимое для

нашего общего проекта. Большинство детей умело доказывали свою точку

зрения при выборе элементов скворечника. Когда проект в электронном виде

был готов, ребята приступили к выполнению его макета. Скворечники

конструировали все ребята с помощью родителей.

На четвертом этапе, обучающиеся представили конечный результат и

оценили его коллективно. Важно то, что дети адекватно оценили свою

работу, перечислили все трудности, встретившиеся им при выполнении

работы, и нашли пути их преодоления в будущем. Так же дети высказались

за воплощение данного проекта в жизнь в будущем.

В ходе данного проекта ребята работали с текстовым, графическим

редактором, осуществляли поиск необходимой информации в интернете, что

способствует формированию ИКТ-компетентности и информационной

культуры в целом.

Таким образом, мы считаем, что проектная деятельность является

эффективным средством формирования универсальных учебных действий у

младших школьников. Заметно повысилась мотивация детей.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,

предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных

методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей

науки, техники, технологии, творческих областей. Программа в методе

проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех

или иных задач. Обучающиеся должны научиться строить свою деятельность

совместно с другими, найти, добыть знания, необходимые для выполнения

того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи,

строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают

необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно

с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась

разбираться путем проб в реалиях жизни. Вышесказанное подтверждает

потенциалы использования проектной деятельности в формировании

информационной культуры обучающихся.

Организация проектной деятельности младших школьников в ходе

практики подтвердила ее возможности в формировании информационной

культуры, представленные в теоретических положениях исследования.

Заключение

Анализ определений, приведенных в различных источниках, позволил

выделить две сущностные составляющие понятия «информационная

культура личности» – это знания, умения и навыки эффективного поиска

информации, и ее использование (анализ, дифференциация,

структурирование, отбор, синтез и др.) для решения теоретических и

практических задач.

Одной из задач, стоящей перед нами было изучить на практике

возможности проектной деятельности в формирования информационной

культуры младших школьников.

Основой организации проектной деятельности выступает метод

проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических

знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу

проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но

и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование

действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое

распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий

для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты

выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»,

предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее

решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к

применению.

Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный,

деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой

деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления,

самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в

мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает

целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое

отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с

информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод

проекта создаёт условия для формирования информационной культуры

школьников.

В ходе проектной деятельности учащиеся увидели реальное

применение своих знаний. Дети с интересом участвовали в проектах, были

заинтересованы в результате. Участие в проекте позволило им понять

границы своих знаний, появилась потребность их расширить; у них

проявлялось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то

из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый

общий результат не будет достигнут.

Реализация проектов предполагала поиск информации в книгах,

справочниках и поисковых системах, ее анализ, обработку, презентацию;

работу на компьютере в различных программах, что способствовало

формированию информационной культуры младших школьников.

Изучение проблемы использования проектной деятельности в качестве

средства формирования информационной культуры младших школьников в

дальнейшем может быть реализовано в следующих направлениях: приемы и

методы обучения проектной деятельности младших школьников; разработка

проблемного поля для проектов по каждому из учебных предметов в

начальной школе; изучение способов мотивации участников проекта;

разработка критериев и показателей сформированности информационной

культуры младших школьников



В раздел образования