Автор: Матвеева Олеся Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ"Бийский лицей-интернат"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Авторская сказка Н.Абрамцевой "Лужица"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока
Авторская сказка Н.Абрамцевой «Лужица»
Тип урока
Урок открытия нового знания
Цели урока
формировать у обучающихся умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Задачи урока
Образовательные: формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
Развивающие: развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой;
Воспитательные: воспитать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащийся научится:
самостоятельно давать характеристику героям
произведения; сравнивать героев одного
произведения.
Учащийся научится:
слушать учителя и своих товарищей, понимать речь
окружающих людей и оформлять свои мысли в
устной форме, умение высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
Познавательные УУД
Учащийся получит возможность научиться:
определять
тему
и
главную
мысль
сказки
и
обосновывать своё мнение;
определять виды
сказок
и обосновывать
своё
мнение;
определять структуру сказки и обосновывать своё
мнение;
формулировать
вопрос
и
адекватно
на
него
отвечать.
Регулятивные УУД
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание в соответствие с целью;
осуществлять взаимовыручку и самооценку при
выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД
Учащийся получит возможность научиться:
излагать понятно основное содержание сказки,
Учащийся получит возможность
формирования:
умения выражать своё отношение к
героям, их поступкам, формирование
мотивации
к
обучению, умение
проверять
себя
и
самостоятельно
оценивать свои достижения.
используя план;
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Ход урока
Этап урока,
длительность этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методическое обоснование и
самоанализ
Организационный
этап
(1 мин)
Здравствуйте, ребята!
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- На сегодняшнем уроке я надеюсь мы
тоже будем творить добро своими делами
и поступками.
- Улыбнитесь соседу по парте, подарите
свои улыбки нашим гостя и мне конечно.
Спасибо! Улыбка – это уже начало
добрых поступков.
Начинаем урок литературного чтения.
Дети приветствуют учителя,
улыбаются друг другу.
Создать условия для
формирования регулятивных
УУД, создать положительный
эмоциональный настрой.
Актуализация
опорных знаний
(3 мин)
- Над каким жанром произведений мы
работали?
- Какие сказки называют авторскими и
почему?
- Какие авторские сказки вы уже знаете?
- Авторскими называют сказки у
которых известен автор. Мы знаем,
кто именно написал эту сказку;
авторские сказки часто напоминают
нам народные, но у авторских сказок
в отличие от народных, которые
сочинял народ, есть конкретный
автор.
- Сказки В.И.Даля: «Ворона»,
«Девочка-Снегурочка»,
Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»
Создать условия для
формирования коммуникативных
УУД
Определение темы
и задач урока
(2 мин)
- В некотором царстве, в некотором
государстве жила-была сказочница по
имени Наташа. Рядом с нами и одна из
нас. Под одним небом, под одним
солнцем. На те же звезды смотрела, что и
другие, только видела их по своему. Та
же реальность окружала её, только жизнь
рисовала ей свои картины.
- Нам знакома эта писательница.
- Что вы знаете о ее биографии.
- Первую половину своей жизни – до
двадцати лет - она могла только
сидеть, вторую – только лежать. И
ещё писать. Писать сказки, рассказы,
пьесы.
Звали её Наталья Абрамцева.
Родилась Наташа в семье
учительницы русского языка и
военного. В годик с небольшим
девочке поставили страшный
диагноз – болезнь позвоночника.
Родители Наташи сумели сделать
так, чтобы её жизнь не заключилась
в четырёх стенах, не зациклилась на
несчастье. Для девочки были
сделаны специальная коляска и
санки. Тогда Абрамцевы жили ещё в
Подмосковье, не в самой Москве.
Зимой и летом вторым домом для
неё стал лес.
- В школу она проходила совсем
немного. Сидеть долго было для неё
очень тяжело, и писать она не
успевала за ребятами… Писать ей
было физически нелегко, и когда,
уже будучи взрослой, она начала
писать сказки, то писала
фломастерами. И всё-таки учиться
ей пришлось дома. У неё была очень
хорошая учительница, и
одноклассники всё время приходили.
Иногда по нескольку человек,
иногда целым классом… Так что в
одиночестве она не была никогда…»
-Самые любимые свои сказки
собрала Наташа в книге "СКАЗКИ
ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над
которой работала до последнего дня.
Всего Наталья Абрамцева написала
Создать условия для
формирования регулятивных
УУД
- С каким произведением Натальи мы
знакомы? В чем особенность этой сказки.
Сказки Наталья Корнельевна Абрамцева.
– это взгляд на жизнь человека, который
за обыденным видит глубину. Её герои –
те, кто постоянно нас окружают. В
сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и
даже Закон Природы. Её цветы в вазе
могут вздрогнуть от холодной воды, а
разговаривают у Наташи в сказках все,
даже старые тапочки. Эти сказки не
просто чисты и нравственны. Они полны
образами, рождёнными чистым, любящим
и страдающим сердцем.
- Давайте откроем учебник и посмотрим,
с каким произведением Натальи
Корнельевны Абрамцевой мы сегодня
познакомимся.
- Тема нашего урока: «Н.К.Абрамцева.
Сказка «Лужица»
около 120 сказок и рассказов для
детей и взрослых;12 театральных
пьес; по сценариям Натальи
Абрацевой созданы диафильмы,
мультфильмы и анимационные
работы.
-Сказка о струмышке, которая
делает для людей чудеса, которые
так необходимы людям.
Открывают учебники, читают
заголовок сказки «Лужица»
Подготовка к
первичному
восприятию
(3 мин)
- Еще раз взгляните на заголовок этой
сказки и предположите, о ком или о чем
будет эта сказка.
- Давайте воспользуемся подсказкой,
которую нам предлагает автор учебника.
- Рассмотрите иллюстрацию после сказки
и подумайте, кто же изображен на ней и в
Дети высказывают свои
предположения: о животных, о
сказочных героях, о чуде.
Рассматривают иллюстрацию.
Высказывают свои предположения.
Смогут определить идею
произведения
чем связь заголовка сказки и то, что
изображено.
- Соотнесите иллюстрацию с заголовком
сказки и постарайтесь предположить, что
будет происходить в сказке.
Первичное
восприятие
(7 мин)
- Сейчас я предлагаю вам послушать
волшебную историю.
- «Стояла отвратительная погода. Небо
было низким, тяжелым, снежным. На
асфальте кое-где темнели последние
осенние лужи. Возле одной лужицы стоял
задумчивый воробей. Взъерошенный и
растрепанный. Не от холода. Просто он
размышлял так напряженно, что его
легкие серые перышки зашевелились.
Воробей никак не мог понять, почему те
снежинки, что падают на асфальт,
ложатся тонким, ровным слоем, а те, что
падают в лужу, исчезают.»
- Какое настроение у начала сказки?
-Подумайте, что же может происходить
дальше?
Прочитайте сказку и постарайтесь
определить идею произведения.
Высказывают свои предположения
по развитию сюжета сказки.
Выразительное чтение
обучающимися.
Создать условия для
формирования коммуникативных
УУД
Развивать умение выразительно
читать текст
Проверка
первичного
восприятия
(3 мин)
-- Понравилась ли вам эта сказка?
- Какие эмоции вызвала у вас эта сказка?
-О ком эта сказка?
- Чем похожи герои на людей?
– Какими качествами обладают.
- Это произведение является сказкой,
докажите это.
- Да, понравилась
-Спокойствие, любопытство, страх
-
О
любопытном воробьишке и коте
- Любопытство, страх.
Анализируют прочитанный текст
Выражают свое эмоциональное
отношение к литературному
произведению
- Теперь подумайте и скажите, эта сказка
волшебная? Докажите свой ответ.
- Какая это сказка?
- В чем задача жанра сказок о
животных?
- Высмеивает ли автор какие- либо
недостатки людей?
- Через образ воробьишки и кота, что
автор нам показывает? Какие достоинства
героев?
- Какой вывод мы можем сделать о
задаче жанра сказок о животных?
Давайте предположим, о чем или о ком
может быть эта сказка?
- Это произведение является сказко
й.
-
Это сказка о животных
- Показать и высмеять недостатки
людей.
-Нет
-Любознательность, интерес к
окружающему миру, любопытность.
- Сказка о животных показывает не
только отрицательные качества
людей, но и положительные.
Смогут устанавливать причинно-
следственные связи
Анализ
(10 мин)
- Автор всегда передает настроение в том
тексте
который
написал.
Какое
настроение чаще всего присутствует в
сказке
«Лужица»?
Докажите
свое
мнение текстом.
- В чем основная мысль произведения?
(Что
самое
главное
высказал
автор,
знакомя читателя с событиями?)
- Какими качествами должен обладить
человек,
который
видит
чудеса
и
удивляется,
казалось
бы,
обычным
вещам?
- Способны ли такие люди на зло и
несправедливость?
-
Я
желаю
вам
развивать
в
себе
любознательность
и
чувствительность.
Чем больше будет таких людей, тем
больше спокойствия и добра будет в
- Высказывают свое мнение
- Вокруг столько удивительного!
Нужно быть внимательным к миру,
узнавать и познавать окружающий
мир.
Какие
бы
события
не
происходили в жизни: грустные или
веселые, всегда есть место чему-то
удивляться.
- Чувствительный, внимательный, с
тонкой душой.
- Это прежде всего добрые и мудрые
люди.
Развивают культуру речи
Выражают свое эмоциональное
отношение к литературному
произведению
Обогащают словарный запас
Создать условия для
формирования регулятивных
УУД
мире.
Что изменится в сказке, если она будет
начинаться
так:
«Стояла
прекрасная
погода»?
- Интересное ли содержание сказки?
- Удалось ли передать настроение сказки
В
группах
сочиняют
сказку.
(4человека)
Развивают умение работать в
группе
Обобщение
(4 мин)
- С каким произведением мы
познакомились на уроке?
– Чем оно вам понравилось.
- Как вы думаете, эту сказку можно
назвать мудрой и почему?
Высказывают свои предположения.
Эту сказку можно назвать мудрой,
так как автор сказки призывает
читателей быть более
внимательными друг к другу,
совершать добрые дела для других
как маленькие чудеса.
Учащиеся определяют идею
произведения
Рефлексия
(2 мин)
Пришло время подвести итоги нашему
уроку.
Продолжите фразу:
Я учился…
Я повторил..
Мне понравилось…
Спасибо всем за работу. Успехов в учебе!
Я учился анализировать
произведение и придумывать сказки.
Я повторил названия авторских
сказок и сказок о животных.
Мне понравилось работать в группе.
Создать условия для
формирования коммуникативных
УУД