Напоминание

Авторская сказка Н.Абрамцевой "Лужица"


Автор: Матвеева Олеся Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ"Бийский лицей-интернат"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Авторская сказка Н.Абрамцевой "Лужица"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока

Авторская сказка Н.Абрамцевой «Лужица»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

формировать у обучающихся умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Задачи урока

Образовательные: формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

Развивающие: развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой;

Воспитательные: воспитать потребность к чтению как средству познания мира, воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся научится:

самостоятельно давать характеристику героям

произведения; сравнивать героев одного

произведения.

Учащийся научится:

слушать учителя и своих товарищей, понимать речь

окружающих людей и оформлять свои мысли в

устной форме, умение высказывать и обосновывать

свою точку зрения;

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

определять

тему

и

главную

мысль

сказки

и

обосновывать своё мнение;

определять виды

сказок

и обосновывать

своё

мнение;

определять структуру сказки и обосновывать своё

мнение;

формулировать

вопрос

и

адекватно

на

него

отвечать.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

выполнять учебное действие по плану;

выполнять учебное задание в соответствие с целью;

осуществлять взаимовыручку и самооценку при

выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться:

излагать понятно основное содержание сказки,

Учащийся получит возможность

формирования:

умения выражать своё отношение к

героям, их поступкам, формирование

мотивации

к

обучению, умение

проверять

себя

и

самостоятельно

оценивать свои достижения.

используя план;

учитывать

разные

мнения

и

стремиться

к

сотрудничеству в рамках учебного диалога;

Ход урока

Этап урока,

длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование и

самоанализ

Организационный

этап

(1 мин)

Здравствуйте, ребята!

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

- На сегодняшнем уроке я надеюсь мы

тоже будем творить добро своими делами

и поступками.

- Улыбнитесь соседу по парте, подарите

свои улыбки нашим гостя и мне конечно.

Спасибо! Улыбка – это уже начало

добрых поступков.

Начинаем урок литературного чтения.

Дети приветствуют учителя,

улыбаются друг другу.

Создать условия для

формирования регулятивных

УУД, создать положительный

эмоциональный настрой.

Актуализация

опорных знаний

(3 мин)

- Над каким жанром произведений мы

работали?

- Какие сказки называют авторскими и

почему?

- Какие авторские сказки вы уже знаете?

- Авторскими называют сказки у

которых известен автор. Мы знаем,

кто именно написал эту сказку;

авторские сказки часто напоминают

нам народные, но у авторских сказок

в отличие от народных, которые

сочинял народ, есть конкретный

автор.

- Сказки В.И.Даля: «Ворона»,

«Девочка-Снегурочка»,

Н.Д.Телешов «Покровитель мышей»

Создать условия для

формирования коммуникативных

УУД

Определение темы

и задач урока

(2 мин)

- В некотором царстве, в некотором

государстве жила-была сказочница по

имени Наташа. Рядом с нами и одна из

нас. Под одним небом, под одним

солнцем. На те же звезды смотрела, что и

другие, только видела их по своему. Та

же реальность окружала её, только жизнь

рисовала ей свои картины.

- Нам знакома эта писательница.

- Что вы знаете о ее биографии.

- Первую половину своей жизни – до

двадцати лет - она могла только

сидеть, вторую – только лежать. И

ещё писать. Писать сказки, рассказы,

пьесы.

Звали её Наталья Абрамцева.

Родилась Наташа в семье

учительницы русского языка и

военного. В годик с небольшим

девочке поставили страшный

диагноз – болезнь позвоночника.

Родители Наташи сумели сделать

так, чтобы её жизнь не заключилась

в четырёх стенах, не зациклилась на

несчастье. Для девочки были

сделаны специальная коляска и

санки. Тогда Абрамцевы жили ещё в

Подмосковье, не в самой Москве.

Зимой и летом вторым домом для

неё стал лес.

- В школу она проходила совсем

немного. Сидеть долго было для неё

очень тяжело, и писать она не

успевала за ребятами… Писать ей

было физически нелегко, и когда,

уже будучи взрослой, она начала

писать сказки, то писала

фломастерами. И всё-таки учиться

ей пришлось дома. У неё была очень

хорошая учительница, и

одноклассники всё время приходили.

Иногда по нескольку человек,

иногда целым классом… Так что в

одиночестве она не была никогда…»

-Самые любимые свои сказки

собрала Наташа в книге "СКАЗКИ

ДЛЯ ДОБРЫХ СЕРДЕЦ", над

которой работала до последнего дня.

Всего Наталья Абрамцева написала

Создать условия для

формирования регулятивных

УУД

- С каким произведением Натальи мы

знакомы? В чем особенность этой сказки.

Сказки Наталья Корнельевна Абрамцева.

– это взгляд на жизнь человека, который

за обыденным видит глубину. Её герои –

те, кто постоянно нас окружают. В

сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и

даже Закон Природы. Её цветы в вазе

могут вздрогнуть от холодной воды, а

разговаривают у Наташи в сказках все,

даже старые тапочки. Эти сказки не

просто чисты и нравственны. Они полны

образами, рождёнными чистым, любящим

и страдающим сердцем.

- Давайте откроем учебник и посмотрим,

с каким произведением Натальи

Корнельевны Абрамцевой мы сегодня

познакомимся.

- Тема нашего урока: «Н.К.Абрамцева.

Сказка «Лужица»

около 120 сказок и рассказов для

детей и взрослых;12 театральных

пьес; по сценариям Натальи

Абрацевой созданы диафильмы,

мультфильмы и анимационные

работы.

-Сказка о струмышке, которая

делает для людей чудеса, которые

так необходимы людям.

Открывают учебники, читают

заголовок сказки «Лужица»

Подготовка к

первичному

восприятию

(3 мин)

- Еще раз взгляните на заголовок этой

сказки и предположите, о ком или о чем

будет эта сказка.

- Давайте воспользуемся подсказкой,

которую нам предлагает автор учебника.

- Рассмотрите иллюстрацию после сказки

и подумайте, кто же изображен на ней и в

Дети высказывают свои

предположения: о животных, о

сказочных героях, о чуде.

Рассматривают иллюстрацию.

Высказывают свои предположения.

Смогут определить идею

произведения

чем связь заголовка сказки и то, что

изображено.

- Соотнесите иллюстрацию с заголовком

сказки и постарайтесь предположить, что

будет происходить в сказке.

Первичное

восприятие

(7 мин)

- Сейчас я предлагаю вам послушать

волшебную историю.

- «Стояла отвратительная погода. Небо

было низким, тяжелым, снежным. На

асфальте кое-где темнели последние

осенние лужи. Возле одной лужицы стоял

задумчивый воробей. Взъерошенный и

растрепанный. Не от холода. Просто он

размышлял так напряженно, что его

легкие серые перышки зашевелились.

Воробей никак не мог понять, почему те

снежинки, что падают на асфальт,

ложатся тонким, ровным слоем, а те, что

падают в лужу, исчезают.»

- Какое настроение у начала сказки?

-Подумайте, что же может происходить

дальше?

Прочитайте сказку и постарайтесь

определить идею произведения.

Высказывают свои предположения

по развитию сюжета сказки.

Выразительное чтение

обучающимися.

Создать условия для

формирования коммуникативных

УУД

Развивать умение выразительно

читать текст

Проверка

первичного

восприятия

(3 мин)

-- Понравилась ли вам эта сказка?

- Какие эмоции вызвала у вас эта сказка?

-О ком эта сказка?

- Чем похожи герои на людей?

– Какими качествами обладают.

- Это произведение является сказкой,

докажите это.

- Да, понравилась

-Спокойствие, любопытство, страх

-

О

любопытном воробьишке и коте

- Любопытство, страх.

Анализируют прочитанный текст

Выражают свое эмоциональное

отношение к литературному

произведению

- Теперь подумайте и скажите, эта сказка

волшебная? Докажите свой ответ.

- Какая это сказка?

- В чем задача жанра сказок о

животных?

- Высмеивает ли автор какие- либо

недостатки людей?

- Через образ воробьишки и кота, что

автор нам показывает? Какие достоинства

героев?

- Какой вывод мы можем сделать о

задаче жанра сказок о животных?

Давайте предположим, о чем или о ком

может быть эта сказка?

- Это произведение является сказко

й.

-

Это сказка о животных

- Показать и высмеять недостатки

людей.

-Нет

-Любознательность, интерес к

окружающему миру, любопытность.

- Сказка о животных показывает не

только отрицательные качества

людей, но и положительные.

Смогут устанавливать причинно-

следственные связи

Анализ

(10 мин)

- Автор всегда передает настроение в том

тексте

который

написал.

Какое

настроение чаще всего присутствует в

сказке

«Лужица»?

Докажите

свое

мнение текстом.

- В чем основная мысль произведения?

(Что

самое

главное

высказал

автор,

знакомя читателя с событиями?)

- Какими качествами должен обладить

человек,

который

видит

чудеса

и

удивляется,

казалось

бы,

обычным

вещам?

- Способны ли такие люди на зло и

несправедливость?

-

Я

желаю

вам

развивать

в

себе

любознательность

и

чувствительность.

Чем больше будет таких людей, тем

больше спокойствия и добра будет в

- Высказывают свое мнение

- Вокруг столько удивительного!

Нужно быть внимательным к миру,

узнавать и познавать окружающий

мир.

Какие

бы

события

не

происходили в жизни: грустные или

веселые, всегда есть место чему-то

удивляться.

- Чувствительный, внимательный, с

тонкой душой.

- Это прежде всего добрые и мудрые

люди.

Развивают культуру речи

Выражают свое эмоциональное

отношение к литературному

произведению

Обогащают словарный запас

Создать условия для

формирования регулятивных

УУД

мире.

Что изменится в сказке, если она будет

начинаться

так:

«Стояла

прекрасная

погода»?

- Интересное ли содержание сказки?

- Удалось ли передать настроение сказки

В

группах

сочиняют

сказку.

(4человека)

Развивают умение работать в

группе

Обобщение

(4 мин)

- С каким произведением мы

познакомились на уроке?

– Чем оно вам понравилось.

- Как вы думаете, эту сказку можно

назвать мудрой и почему?

Высказывают свои предположения.

Эту сказку можно назвать мудрой,

так как автор сказки призывает

читателей быть более

внимательными друг к другу,

совершать добрые дела для других

как маленькие чудеса.

Учащиеся определяют идею

произведения

Рефлексия

(2 мин)

Пришло время подвести итоги нашему

уроку.

Продолжите фразу:

Я учился…

Я повторил..

Мне понравилось…

Спасибо всем за работу. Успехов в учебе!

Я учился анализировать

произведение и придумывать сказки.

Я повторил названия авторских

сказок и сказок о животных.

Мне понравилось работать в группе.

Создать условия для

формирования коммуникативных

УУД



В раздел образования