Напоминание

"Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР":


Автор: Спутай Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР":
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема публикации: «Использование метода сказкотерапии в коррекционной

работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ «ДС №3 «Солнышко» города Норильска

группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Спутай Елена Юрьевна

В настоящее время особо актуальной становится проблема поиска новых,

эффективных

направлений

оказания

коррекционной

психолого-

педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с ЗПР требует

дифференцированного подхода к коррекции,

грамотного

подбора и

сочетания педагогических методов, приемов и технологий.

Сказкотерапию

по праву можно считать одним из эффективных

методов коррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного

возраста

с

ЗПР.

Именно

сказки

позволяют

недирективно,

«мягко»

воздействовать на ребёнка, «совершенствовать, обогащать и гуманизировать

детскую психику». Сказка - первый ориентир, по которому ребенок учится

строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Данный педагогический метод обладает

диагностической,

коррекционной,

реабилитационной,

психотерапевтической,

социальной

функциями

и

позволяет

решать

множество

различных задач.

По

мнению

сказкотерапевта

Татьяны

Дмитриевны

Зинкевич

Евстигнеевой, сказкотерапия - это прежде всего: «Развитие творческих

способностей детей и их адаптивных навыков, совершенствование способов

взаимодействия с миром, а также обучение, диагностика и коррекция».

Сказкотерапия предполагает использование ряда специфических техник.

В работе с детьми с ЗПР я применяю некоторые из них, на мой взгляд,

наиболее эффективные и результативные.

Сказочная куклотерапия.

Научиться управлять куклой, концентрировать на ней свое внимание - не

простая задача для ребенка с особенностями развития. Однако по мере того,

как воспитанники совершенствуют язык взаимодействия с куклой, меняется

и их поведение.

Наблюдения

показывают,

даже

самые

неусидчивые, гиперактивные дети становятся

более внимательными и уравновешенными, а

малообщительные, замкнутые - более открытыми

и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок

фактически

отрабатывает

механизм

саморегуляции.

1

Метод

сказкотерапии

предполагает

использование

телесно

-

ориентированных техник.

Для

работы

с

моими

особенными

воспитанниками

я

избрала

релаксационный

практикум.

В

его

основе

лежит

применение

медитативных сказок, предназначение и ценность которых - накопление

детьми положительного образного опыта, снятия психоэмоционального

напряжения, агрессивных реакций, развитие личностного ресурса ребенка.

Для восприятия детьми медитативных сказок требуются особые условия.

Поэтому я с нашими ребятами провожу такие тренинги в специально

оборудованном помещении - сенсорной комнате.

Приглушенное

освещение,

мягкие

и

приятные цвета разнообразной иллюминации:

-светодиодные фонтаны,

-световые дорожки и гирлянды,

-водопады из фиброволокна с различным

свечением,

-фиброоптические

нити

со

световыми

комбинациями,

-светящиеся

воздушно

-

пузырьковые

колонны,

-световое панно «Звездное небо», а также

ароматическое оборудование, различные пуфы, подушки, мягкие модули,

сухой бассейн и обширная аудиотека с подборкой расслабляющей и

успокаивающей музыки - все это способствует созданию благоприятной

атмосферы

для

максимальной

релаксации

и

восприятию

детьми

медитативных сказок.

Метод

сказкотерапии

предполагает

использование

и

арт

-

терапевтических техник.

Наиболее востребованная моими воспитанниками арт - техника - это

рисование кинетическим песком, так называемая песочная арт - терапия.

«Песочные сказки» создаются ребятами на

специальном столе с кинетическим песком и

яркой

подсветкой.

Занятия

проводятся

как

индивидуально,

так

и

с

подгруппой

детей.

Действую от простого к сложному.

На первых этапах дети рисуют знакомые им

сказки

с

использованием

дополнительных

плоскостных

фигур.

Позже

задания

для

дошкольников

усложняются.

Теперь

ребята

создают коллективную картину, договариваясь и

координируя действия друг друга, и затем по нарисованному сюжету вместе

с педагогом сочиняют новую историю.

Подобные упражнения способствуют

умению работать в команде,

2

формированию коммуникативных навыков детей,

освобождению детей от негативных реакций, страхов, снижению

уровня тревожности, стабилизации эмоционального состояния,

творческому самовыражению детей,

развитию их воображения, фантазии,

развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и т. д.

Придумывание

и

рисование

«песочных

сказок»

происходит

в

пространстве все той же сенсорной комнаты. Благодаря ее необычному

световому

оформлению

и

интерактивному

оборудованию

создается

атмосфера волшебства, таинственности и созидания.

Помимо описанных техник включаю в работу с детьми и другие не менее

продуктивные формы работы:

чтение, прослушивание, обсуждение сказок;

совместная инсценировка сказочных отрывков;

свободная самостоятельная деятельность детей в центре театра,

музыки, творчества;

раскрашивание и рисование детьми картинок к знакомым

сказкам;

совместное со взрослым (педагогом, родителем) сочинение

сказочных историй;

рассказывание сказок по мнемотаблицам;

психогимнастика и многое другое.

Использование

метода

сказкотерапии

невозможно

без

грамотно

организованной предметно - пространственной развивающей среды. Она

создана в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

и

потребностей

моих воспитанников с ЗПР.

РППС группы включает в себя

разнообразные

атрибуты,

различные

виды

театра,

настольные

и

дидактические

игры, музыкальные инструменты,

изобразительные

средства

в

центре творчества.

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с ЗПР привело к

следующим результатам:

у детей значительно снизился уровень тревожности и агрессии;

дети научились взаимодействовать друг с другом, преодолевать барьеры

в общении, стали более раскрепощенными;

воспитанники научились находить адекватное телесное выражение

различным эмоциям, чувствам, состояниям;

улучшилось качество речи, расширился словарный запас;

у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений.

3



В раздел образования