Автор: Спутай Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко"
Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР":
Раздел: дошкольное образование
Тема публикации: «Использование метода сказкотерапии в коррекционной
работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «ДС №3 «Солнышко» города Норильска
группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Спутай Елена Юрьевна
В настоящее время особо актуальной становится проблема поиска новых,
эффективных
направлений
оказания
коррекционной
психолого-
педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития.
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с ЗПР требует
дифференцированного подхода к коррекции,
грамотного
подбора и
сочетания педагогических методов, приемов и технологий.
Сказкотерапию
по праву можно считать одним из эффективных
методов коррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного
возраста
с
ЗПР.
Именно
сказки
позволяют
недирективно,
«мягко»
воздействовать на ребёнка, «совершенствовать, обогащать и гуманизировать
детскую психику». Сказка - первый ориентир, по которому ребенок учится
строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Данный педагогический метод обладает
диагностической,
коррекционной,
реабилитационной,
психотерапевтической,
социальной
функциями
и
позволяет
решать
множество
различных задач.
По
мнению
сказкотерапевта
Татьяны
Дмитриевны
Зинкевич
–
Евстигнеевой, сказкотерапия - это прежде всего: «Развитие творческих
способностей детей и их адаптивных навыков, совершенствование способов
взаимодействия с миром, а также обучение, диагностика и коррекция».
Сказкотерапия предполагает использование ряда специфических техник.
В работе с детьми с ЗПР я применяю некоторые из них, на мой взгляд,
наиболее эффективные и результативные.
Сказочная куклотерапия.
Научиться управлять куклой, концентрировать на ней свое внимание - не
простая задача для ребенка с особенностями развития. Однако по мере того,
как воспитанники совершенствуют язык взаимодействия с куклой, меняется
и их поведение.
Наблюдения
показывают,
даже
самые
неусидчивые, гиперактивные дети становятся
более внимательными и уравновешенными, а
малообщительные, замкнутые - более открытыми
и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок
фактически
отрабатывает
механизм
саморегуляции.
1
Метод
сказкотерапии
предполагает
использование
телесно
-
ориентированных техник.
Для
работы
с
моими
особенными
воспитанниками
я
избрала
релаксационный
практикум.
В
его
основе
лежит
применение
медитативных сказок, предназначение и ценность которых - накопление
детьми положительного образного опыта, снятия психоэмоционального
напряжения, агрессивных реакций, развитие личностного ресурса ребенка.
Для восприятия детьми медитативных сказок требуются особые условия.
Поэтому я с нашими ребятами провожу такие тренинги в специально
оборудованном помещении - сенсорной комнате.
Приглушенное
освещение,
мягкие
и
приятные цвета разнообразной иллюминации:
-светодиодные фонтаны,
-световые дорожки и гирлянды,
-водопады из фиброволокна с различным
свечением,
-фиброоптические
нити
со
световыми
комбинациями,
-светящиеся
воздушно
-
пузырьковые
колонны,
-световое панно «Звездное небо», а также
ароматическое оборудование, различные пуфы, подушки, мягкие модули,
сухой бассейн и обширная аудиотека с подборкой расслабляющей и
успокаивающей музыки - все это способствует созданию благоприятной
атмосферы
для
максимальной
релаксации
и
восприятию
детьми
медитативных сказок.
Метод
сказкотерапии
предполагает
использование
и
арт
-
терапевтических техник.
Наиболее востребованная моими воспитанниками арт - техника - это
рисование кинетическим песком, так называемая песочная арт - терапия.
«Песочные сказки» создаются ребятами на
специальном столе с кинетическим песком и
яркой
подсветкой.
Занятия
проводятся
как
индивидуально,
так
и
с
подгруппой
детей.
Действую от простого к сложному.
На первых этапах дети рисуют знакомые им
сказки
с
использованием
дополнительных
плоскостных
фигур.
Позже
задания
для
дошкольников
усложняются.
Теперь
ребята
создают коллективную картину, договариваясь и
координируя действия друг друга, и затем по нарисованному сюжету вместе
с педагогом сочиняют новую историю.
Подобные упражнения способствуют
умению работать в команде,
2
формированию коммуникативных навыков детей,
освобождению детей от негативных реакций, страхов, снижению
уровня тревожности, стабилизации эмоционального состояния,
творческому самовыражению детей,
развитию их воображения, фантазии,
развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и т. д.
Придумывание
и
рисование
«песочных
сказок»
происходит
в
пространстве все той же сенсорной комнаты. Благодаря ее необычному
световому
оформлению
и
интерактивному
оборудованию
создается
атмосфера волшебства, таинственности и созидания.
Помимо описанных техник включаю в работу с детьми и другие не менее
продуктивные формы работы:
чтение, прослушивание, обсуждение сказок;
совместная инсценировка сказочных отрывков;
свободная самостоятельная деятельность детей в центре театра,
музыки, творчества;
раскрашивание и рисование детьми картинок к знакомым
сказкам;
совместное со взрослым (педагогом, родителем) сочинение
сказочных историй;
рассказывание сказок по мнемотаблицам;
психогимнастика и многое другое.
Использование
метода
сказкотерапии
невозможно
без
грамотно
организованной предметно - пространственной развивающей среды. Она
создана в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
и
потребностей
моих воспитанников с ЗПР.
РППС группы включает в себя
разнообразные
атрибуты,
различные
виды
театра,
настольные
и
дидактические
игры, музыкальные инструменты,
изобразительные
средства
в
центре творчества.
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с ЗПР привело к
следующим результатам:
у детей значительно снизился уровень тревожности и агрессии;
дети научились взаимодействовать друг с другом, преодолевать барьеры
в общении, стали более раскрепощенными;
воспитанники научились находить адекватное телесное выражение
различным эмоциям, чувствам, состояниям;
улучшилось качество речи, расширился словарный запас;
у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений.
3