Напоминание

Способы эффективного общения педагога с родителями воспитанников


Автор: Шкута Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Семинар - практикум для педагогов
Тема: Способы эффективного общения педагога с родителями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шкута Елена Анатольевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Золотая рыбка»,

Россия г. Ноябрьск

Семинар-практикум для педагогов

Способы эффективного общения педагога с родителями воспитанников

Психологический словарь трактует термин «общение» как взаимодействие

двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.

Успешность работы педагога, связанной с постоянными контактами с

родителями и детьми, безусловно, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль

в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он

является

профессионалом

и

официальным

представителем

образовательного

учреждения.

Поэтому

учителю,

воспитателю

необходимо

иметь

не

только

теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.

Известно, что навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем

научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и

советам знающих людей.

Безусловно, важнейшим условием эффективного общения является умение

слушать и слышать. «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и

меньше говорили» - поучал древнегреческий философ Зенон. Сейчас мы предлагаем

выполнить известное вам упражнение «Испорченный телефон».

Упражнение «Испорченный телефон»

Ведущий предлагает в качестве основных участников поучаствовать 5-6

человек, остальным предстоит быть группой экспертов. Задача экспертов – наблюдать

за происходящим, фиксировать правильность передачи информации, возникающие

искажения.

Инструкция: одного из группы прошу остаться, он получит от меня небольшой

текст, написанный на карточке. На изучение этого текста можно потратить столько

времени, сколько требуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся

в нем информацию. Остальных участников попрошу выйти из кабинета, мы будем

приглашать вас по – одному. Тот, кто войдет в кабинет, получит от первого игрока

сведения, которые он почерпнул из карточки. У воспринимающего информацию будет

возможность задать первому игроку три уточняющих вопроса.

Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию.

Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока.

Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили

телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику

группы. Текст телефонограммы Вам сейчас зачитают, его можно не передавать

дословно, главное – как можно точнее выразить содержание».

Затем ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику группы,

он должен передать его следующему вошедшему, тот следующему и т.д. Если текст

при передаче от одного участника другому сократился до такой степени, что

выполнение упражнения становится бессмысленным, т.к. передача его становится

слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст

заново.

Текст:

Вчера из газеты я узнала, что 19 декабря 2008г. в детском саду «Ивушка»

произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей

группы вылез крокодил.

Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры.

Федя Иванов стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши

Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от

6-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный

бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8-я жена оказалась без

мужа, без прописки, а 7-я жена – без алиментов.

На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по

телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и

пили ароматный чай.

Последний игрок озвучивает сведения, только что им полученные, для всей

группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст из карточки.

А теперь мы предлагаем участникам упражнения поделиться своими

впечатлениями. Насколько хорошо, по вашему мнению, вам удалось запомнить и

передать содержание текста? Что помогло и что помешало выполнить задание

качественно?

Теперь мы попросим наших уважаемых экспертов высказать свое мнение.

Как научиться не только эффективно слушать, но и слышать, воспринимать

максимальный объем информации – вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит

разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению.

В психологии выделяют три основных техники слушания: пассивное, активное,

эмпатическое.

Пассивное слушание – вид слушания, который необходим в ситуациях

общения с человеком, находящимся в состоянии возбуждения, аффекта.

Целью пассивного слушания является вывод партнера по общению из состояния

аффекта, его эмоциональная разрядка, приведение его в состояние относительного

спокойствия, в котором с ним можно было бы общаться на равных. Обратная связь с

говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да…», «Угу…», «Понимаю…»,

«Приятно слышать» и т.д. Этот вид слушания можно использовать в тех случаях, когда

родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более

длинными репликами нецелесообразно.

Активное слушание – вид слушания, который подразумевает постоянное

отражение содержания той или иной информации, которую передает Вам собеседник.

Активное слушание особенно эффективно, когда беседа носит деловой характер, в

ситуациях, когда партнер по общению равен Вам или сильнее Вас, а также в

конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно по отношению к Вам,

давит на Вас. Целью активного слушания является адекватная обратная связь,

уверенность в том, что передаваемая собеседником информация Вами правильно

понята. Данная техника включает в себя следующие приемы: дословное повторение,

перефразирование, резюмирование.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного

в неизмененном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают

собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Перефразирование

подразумевает

повторение

основного

содержания,

сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет

проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей

говорящего.

Эмпатическое слушание вид слушания, который подразумевает постоянное

отражение чувств собеседник. Особенно эффективно в ситуациях, когда партнер хочет

поделиться с вами личными переживаниями, проблемами, когда он не слишком уверен

в себе, растерян, когда инициатива разговора исходит от него.

Целью эмпатического слушания является создание у партнера по общению

ощущения того, что его чувства и переживания захватили Вас, приняты вами,

интересны вам.

Как вы думаете, какого слушателя можно считать эффективным?

Задание командам: придумать

ситуацию, в которой можно было бы

использовать ту или иную технику слушания. Соперники должны отгадать, какая

техника была применена. Время на выполнение задания 5 минут.

Приемы слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию,

содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника.

Сейчас мы предлагаем вам упражнение, которое позволит потренироваться в

умении сконцентрироваться на партнере, потренироваться в умении слышать и

слушать.

Упражнение «Цепочка речи»

Инструкция: первый участник произносит любое предложение на заданную

ведущим тему. Второй буквально, дословно повторяет услышанное предложение,

добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум

предложениям и добавляет свое.

Предположим, тема, заданная команде, - погода.

1-й: Как по твоему, сегодня не холодно?

2-й: Ты спрашиваешь, не холодно ли сегодня. Я думаю, что сегодня теплее, чем вчера.

3-й: Игорь спросил, не холодно ли сегодня. Оказалось, что сегодня теплее, чем вчера.

Значит, мы можем не надевать куртку.

4-й: Наша беседа началась с вопроса о том, не холодно ли сегодня. Мой товарищ

ответил, что, по его мнению, сегодня теплее, чем вчера. Это обрадовало еще одного из

собеседников, потому что он считает, что мы можем не надевать куртку. Я считаю,

кроме того, что зонтик нам не понадобится, потому что не будет дождя…

В этом примере видно, что лишь второй игрок должен дословно повторить

фразу первого участника, чтобы закрепить тему в сознании команды. Дальнейшее же

накопление идет максимально близко к тексту, с обширным цитированием, но тем не

менее

каждый

следующий

участник

свободен

вводить

новые

фигуры

речи,

использовать вводные слова. Он подыскивает синонимы, чтобы придать разговору

уровень красивой и эстетичной, а не только информативной беседы. Когда цепочка

обрывается (из-за исчерпанности темы, излишней развернутости, из-за недостаточной

концентрации кого-то из участников и т.д.), начинается новая цепочка теста со

следующего по очереди игрока.

Вопросы для обсуждения:

1.

Какие трудности вы испытывали во время упражнения?

2.

Что было причиной трудностей, по вашему мнению?

3.

Что вам помогало справиться с заданием?

В заключении хочется сказать, что общительным может стать каждый, и для

этого совершенно необязательно иметь какие-то особые «гены общительности»,

талант. Надо работать над собой, постигать сложное искусство человеческого

общения.

Литература:

1.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический

аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

2.

Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи,

родители).- СПб.: Издательство «Речь», 2006.

3.

Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагентство, 1995.



В раздел образования