Автор: Кочарян Людмила Борисовна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №1 им. М.Ю. Лермонтова
Населённый пункт: г. Пятигорска
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические основы развития креативного мышления у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Теоретические основы развития креативного мышления
у младших школьников
к.п.н. Л.Б. Кочарян,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 1 им М.Ю. Лермонтова,
г. Пятигорск
Аннотация
В статье описываются теоретические основы развития креативного
мышления у младших школьников в условиях развития современного
общества. Поднимается вопрос о том, как воспитать творчески мыслящего
человека, способного успешно адаптироваться в современном социуме.
Annotation
The article describes the theoretical foundations of the development of
creative thinking in younger schoolchildren in the conditions of the development
of modern society. The question is raised about how to educate a creatively
thinking person who is able to successfully adapt in modern society.
Ключевые
слова:
инновационное
поведение,
нестандартное
мышление, креативное мышление.
В настоящее время перед современной школой стоит одна из самых
главных проблем - создать необходимые и полноценные условия для
личностного развития каждого ребенка. Перед современным обществом в
постоянно изменяющихся условиях, возникает необходимость уметь решать
возникающие нестандартные проблемы. На смену послушанию, повторению,
подражанию
приходят
новые
требования:
умение
видеть
проблемы,
спокойно принимать их и самостоятельно решать. А значит, современная
школа должна готовить обучающихся к «инновационному поведению».
Термин инновационное поведение можно заменит на нестандартное
решение или креативное мышление.
Если заглянуть в прошлое, то у общества не возникало особой
потребности в овладении творческим мышлением. Жизнь в эпоху научно-
технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она
требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,
творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Конечно же для того чтобы воспитать личность мыслящую
креативно, необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного
возраста. Именно этот возраст является наиболее оптимальным. Для этого
необходимо
в
учебно-воспитательный
процесс
включать
психологов,
педагогов, родителей.
В младшем школьном возрасте наиболее действенными являются
психологические
механизмы
подражания
творческому
взрослому,
самооценки, принятия и освоение ролей, поскольку детям данного возраста
свойственна, с одной стороны, творческая самореализация в создаваемых
ими; продуктах деятельности, а с другой - из-за отсутствия опыта,
невозможность самостоятельного воплощения многих своих творческих идей
и замыслов. [1]
В начальной школе развивающее обучение становится основной
стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности
школьника,
раскрыть
его
индивидуальные
способности.
Одним
из
источников совершенствования процесса обучения является новый подход к
использованию существующих методов и средств, которые нуждаются в
совершенствовании. С этой точки зрения, большой интерес представляют
использование творческих заданий в процессе обучения, как наиболее
эффективное средство формирования креативного мышления.
Одной из главных педагогических задач по развитию творческого
мышления
в
младшем
школьном
возрасте
является
формирование
ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие
именно этих качеств делает мышление младшего школьника гибким,
оригинальным и продуктивным [2]. Большое значение при этом имеет
ассоциативность, под которой рассматривают способность видеть связь и
сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых
[6]. Благодаря ее развитию процесс мышления становится гибким и
нестандартным. Кроме этого, наличие ассоциативных связей позволяет
быстро извлекать нужную информацию из памяти. Развитие креативного
мышления учащихся – интересная и серьёзная задача, которая стоит перед
педагогами и родителями. Ведь младший школьный возраст имеет богатые
возможности для развития креативного мышления, которые реализуются при
создании определенных условий, благоприятствующих его формированию
[5]. Такими условиями, являются: создание творческой обстановки, которая
является опережающей развитие ребенка; предоставление учащимся свободы
в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним
делом;
предоставление
младшим
школьникам
возможности
для
самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения
сил; доброжелательная помощь (не подсказка) взрослых, как вариант, в
форме сотворчества.
Креативность - это способность человека генерировать идеи, создавать
что-то новое и не стандартное. Креативность - это способность к
неординарному мышлению и применению этого мышления на практике.
В быту на вопрос, что такое креативность, можно ответить простыми
примерами:
Креативность – это смекалка, то есть способность человека в
определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных
находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и
достигнуть
желаемого
результата
даже
при
помощи
обычных
подручных инструментов;
Креативность – это смелость при решении задач, то есть способность
решить вопрос не штампованным подходом, который может граничить
с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;
Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и
наоборот, сложного в простом [3].
Таким образом, определений, понятия креативности можно дать целую
массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это
способность мозга выдавать нестандартное решение.
Креативность человека, креативность личности или так называемая
личностная креативность, как утверждают многие психологи, это вовсе не
дар, это способность. Более того, креативностью мышления мы обладаем все
сразу после рождения.
Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал:
«Креативность
-
это
творческая
направленность,
врождённо
свойственная
всем,
но
теряемая
большинством
под
воздействием
сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные
процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные
новообразования школьного возраста, как внутренний план действий
(действия в "уме") и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои
собственные действия).
Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он
приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее
связанными
с
непосредственной
наглядной
опорой
или
с
прямой
практической
деятельностью.
Ребёнок
овладевает
умением
выполнять
операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник,
всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается
содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков
предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять
существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение
видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией.
Растут умственные способности ребёнка.
Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того,
насколько успешно он может действовать в уме, планировать свои действия,
строить их программу.
Организация деятельности взрослых - образец будущего поведения
ребёнка. В этом смысле формируются не только способности, но и
неспособности.
Неправильно
организованная
помощь
в
учёбе,
неблагоприятная обстановка при выполнении домашних заданий могут
привести к тому, что у ребёнка закрепятся неверные приёмы запоминания,
мышления,
а
отсюда
появится
и
неумение
запоминать,
рассуждать,
неспособность сосредоточиться на предмете. И мы будем считать его
неспособным, не подозревая того, что сами в своё время помогли развитию
этой неспособности, этого неумения.
Активное
использование
в
традиционном учебном процессе
разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на
развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических
функций, является одной из важнейших задач педагога.
Канадский писатель Джоном Кехо писал, что творческая деятельность -
это необходимость для успешной жизни. «Проснувшийся творческий дух -
это способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие
проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и
шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать
нестандартным мыслям. Открыв и используя внутренний дух творчества,
каждый человек превращает всю свою жизнь в радостное приключение» [4].
1.
Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования - М., 2000.
2.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.:
«Академия», 2002.
3.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.
: Питер, 2009.
4.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования /Под ред. Е.С Полат - М., 2000
5.
Симонова, А.Э. Развитие творческого мышления у детей [Текст] /
Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симонова. -
Ярославль: Академия развития, 1996..
6.
Х. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое
мышление [Текст] / Хрестоматия по общей психологии // Психология
мышления. – Москва. 1981.