Напоминание

Гигиеническое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор приобщения детей к здоровому образу жизни


Автор: Пивкина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20 "Ладушки"
Населённый пункт: Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: Гигиеническое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор приобщения детей к здоровому образу жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гигиеническое воспитание в условиях дошкольного образовательного

учреждения и семьи как фактор приобщения детей к здоровому образу

жизни

МБДОУ №20 «Ладушки», г. Бугульма

О.И. Пивкина, воспитатель

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка

сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,

стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.

Проблема

здоровья человека, его сохранения и укрепления остается острой, требующей

серьезного педагогического осмысления и решения в XXI веке. Особую тревогу

вызывает сегодня культурный кризис общества и как его следствие – низкий

уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства

в целом. Вопрос гигиенического воспитания в широком смысле слова

относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-

экономического и культурного развития, диктует необходимость формирования

культуры поведения и приобщения к здоровому образу жизни с раннего

возраста. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и

дорого. Но не всегда они задумываются

над тем, что привлекательность

ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом – как

подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры

– мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные

люди

не

всегда

выглядят

воспитанными,

т.к.

не

выработали

в

себе

элементарных норм культурного поведения. Овладение знаниями и навыками

личной и общественной гигиены не только содействует профилактике

различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной

культуры. Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не

соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих. Гигиеническое

воспитание

следует

рассматривать

как

необходимую

часть

всего

педагогического процесса. Мерилом сформированных гигиенических навыков

выступают не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности – учение,

игра, труд – в дошкольном возрасте важен для освоения знаний о здоровом образе

жизни и гигиенических правилах, а формирование культурно-гигиенических

навыков обеспечивается лишь целенаправленным руководством со стороны

педагогов и родителей.

Работу воспитателя по гигиеническому обучению

можно считать результативной, если гигиенические знания послужат основой

формирования прочных гигиенических привычек, которые будут проявляться в

быту и в общении с другими людьми. Семья является частью общества. В ней,

словно в капле воды, отражаются все происходящие в нем процессы, как

положительные, так и отрицательные. В то же время семья сама влияет на

общество, поскольку в ней растет будущий гражданин. Поэтому в результатах

семейного

воспитания

заинтересованы

обе

стороны.

Первое,

что

характеризует семью как фактор воспитания, – это её воспитательная среда, в

которой естественно организуется жизнь и деятельность ребёнка. Сложность

оказания помощи семье, прежде всего, объясняется тем, что она, являясь

ячейкой общества, всё же сохраняет определённую обособленность. Для того

чтобы узнать каждую семью, уклад её жизни, систему воспитания ребёнка,

чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие в дошкольном

образовательном

учреждении

используются

разнообразные

формы

взаимодействия с семьями воспитанников. Безусловно, ведущая роль в

общении родителей и воспитателей принадлежит педагогам. Воспитание

культурно-гигиенических навыков продолжается на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми правила культурного поведения, взрослые

должны учить понимать смысл и значение тех или иных правил этического

поведения человека, в доступной форме раскрывать их. Очевидно, что

формирование культурно-гигиенических навыков обусловлено, также, широким

спектром педагогических средств и приемов, способствующих повышению

педагогической культуры родителей. В беседах с родителями о роли семейного

воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на

формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной

ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о

направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый

микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность

педагогических

воздействий:

ребенок

более

податлив

воспитательным

влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным

содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают

организацию совместного досуга как не только важное средство воспитания

ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Отличительные

особенности гигиенического воспитания определяются, прежде всего, тем, что

этот процесс направлен на формирование культурно-гигиенических навыков и

укрепление здоровья. Семья во многом определяет отношение детей к культуре

поведения. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и

взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная

деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному

поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей,

совместные

физкультурные

занятия,

здоровый

образ

жизни

главные

составляющие успеха гигиенического воспитания в семье. Совместные занятия

родителей

с

детьми

приносят

следующие

положительные

результаты:

пробуждают у родителей интерес к уровню развития культурно-гигиенических

навыков детей; позволяют с пользой проводить то свободное время, которое

мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует

всестороннему развитию ребенка. Режим дня как чередование бытовых

процессов – внешнее средство организации жизнедеятельности ребёнка.

Выполняя

бытовые

процессы,

ребёнок

осваивает

серию

культурно-

гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой и

вилкой, одеваться и раздеваться и пр. Взаимодействие ДОУ с семьей,

целенаправленная работа с использованием доступных форм приобщения

родителей к проблемам гигиенического воспитания ребенка приводит к

формированию у родителей внутренних потребностей в физиологическом,

психоэмоциональном и личностном здоровье их и их детей и, как следствие, к

повышению эффективности гигиенического воспитания дошкольников. В

основе

взаимодействия

дошкольного

учреждения

и

семьи

лежит

сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное

планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств,

предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого

участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и

прогнозирование новых целей, задач и результатов. Сотрудничество педагогов и

родителей

предполагает

равенство

позиций

партнеров,

уважительное

отношение

друг

к

другу

взаимодействующих

сторон

с

учетом

их

индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа

педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует

усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная

реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль

дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом

реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их

совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а

активные участники процесса.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –

М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка? – М.: Академия, 2008.



В раздел образования