Напоминание

"Тематические беседы по безопасности для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Кнаус Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тематические беседы по безопасности для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Тематические беседы по безопасности для детей старшего

дошкольного возраста»

Беседа № 1 «Моя дорога в детский сад»

Цель: формировать у детей представления о безопасном маршруте от дома

до детского сада. Развивать наблюдательность, внимание, связную речь,

память, формировать умение запоминать последовательность событий,

передавать словами информацию и впечатления.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей знания элементарны основ безопасного поведения на

дороге;

учить различать дорожные знаки, знать их назначения, применять знания,

полученные ранее в практической деятельности;

совершенствовать умение ориентироваться на местности.

Воспитательные:

воспитывать внимание навыки осознанного использования (ПДД) и

безопасного поведения на улице;

воспитывать умения играть по правилам.

Развивающие:

развивать творческие способности, умение передавать в рисунки

несложную композицию городской улице;

развивать умения ориентироваться в разнообразных ситуациях на дороге.

Оборудование и материалы:

карта-схема по ориентировки в пространстве (ближайшее окружение

детского сада);

дорожные знаки (подземный, надземный и наземный) переход, светофор;

карточки-схемы к игре «Азбука пешехода»;

настольная игра «Лото пешехода», «Внимание дорога», игры лабиринты.

Ход беседы:

Воспитатель – Наш детский сад окружает много дорог. Дорога состоит из

нескольких элементов (проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная

полоса), об этом нужно всегда помнить.

Воспитатель – иногда в разговорной речи мы дорогу называем улицей.

Обратить внимание детей на карту-схему расположения детского сада.

Воспитатель – найдем, назовём названия улиц, которые проходят около

детского сада. По краю улицы проложены специальные пешеходные

дорожки - тротуары, они отделяются от проезжей части высоким бордюром.

- Как будут называться люди, которые идут по тротуару? (пешеходы)

«В детский садик я иду

Маму за руку держу

Мама говорит: Малыш,

Правой стороны держишь,

Двигайся спокойно, чинно,

Путь у нас совсем не длинный!

Скажут: Кроха – пешеход

В садик правильно идет».

Воспитатель - по дороге мчатся автомобили. Как перейти на

противоположную сторону дороги? (по пешеходному переходу). Вы правы,

нужно воспользоваться правилами пешехода, а еще поможет регулировщик.

Игра «Регулировщик»

Выбирается ведущий – регулировщик, который будет указывать

направление движения все игроки (автомобили) выполняют команды. Если

будут совершены ошибки, регулировщик должен отметить и исправить.

Воспитатель – чтобы безопасно перейти дорогу людям помогают переходы.

Переходы бывают подземные

«Вот подземный переход,

По нему идет народ

Переход прекрасный,

Тем, что безопасный».

Показать сюжетную картинку (люди идут по подземному переходу)

Воспитатель – в городах есть надземный переход (застекленные туннели,

поднятые на опорах высоко над землей).

Показать сюжетную картинку (люди идут по надземному переходу)

Наземный переход его обозначают на мостовой белыми полосками.

- Как называют наземный переход? (Зебра)

- Что еще помогает перейти пешеходу через улицу по наземному

переходу? (Светофор)

«Светофор – друг пешехода,

Он стоит у перехода

Он сигналы подает

Ждать или идти вперед».

Игра «Карусель»

Под музыку дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель

останавливается, задаются детям вопросы, дети поочередно отвечают.

- Какой стороны нужно придерживаться, идя по тротуару?

- Что нельзя делать на тротуаре?

- Какие элементы есть у дороги?

- Какие бывают переходы?

- Сколько сигналов у светофора?

Воспитатель – Молодцы все вы прекрасно справились с заданием. А теперь

предлагаю вам нарисовать, что вам встречается по дороге в детский сад.

Рисование на тему «Вот это улица, вот это дом…»

Беседа № 2 «О полосатой «Зебре» и дорожном знаке «Пешеходный

переход»

Цель: формировать знания о дорожных знаках и их назначении; закреплять

знания о правилах поведения на дорогах и улицах; воспитывать культуру

поведения на улице.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с элементами дороги;

совершенствовать диалогическую речь;

Воспитательные: развивать чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие: продолжать закреплять правила поведения на проезжей

части.

Материалы и оборудование: дорожные знаки, разрезные

картинки(дорожные знаки), электронное пособие «Азбука юного пешехода»,

демонстрационные карточки «Пешеходик»

Ход беседы:

Демонстрация мультфильма «Уроки тетушки совы» из цикла «Азбука

безопасности»

Посмотрите, по улицам движется огромное количество машин, пешеходов. А

когда на улицу попадает человек, который живет в тихой деревне, то все это

ему покажется страшной неразберихой. Сколько шума, посторонних резких

звуков он слышит: стучат колеса трамвая, рычат моторы грузовых машин,

дребезжат моторы мотоциклов. Но на самом деле это только кажущийся

беспорядок. Оказывается , все в очень строгом порядке, и следит за этим

порядком человек в синей форме. Кто этот человек?(предположения

детей)Этот человек –регулировщик.

Ребята, давайте представим на минуту, что нет никаких правил дорожного

движения, что их отменили, и каждый делает на дороге все ,что ему

захочется….Как вы думаете, что произойдет?(Дети придумывают ситуацию,

которая могла бы произойти в том случае, если бы Правила были

отменены.) Подвести детей к выводу о том, что Правила дорожного

движения просто необходимы.

Игра «Собери дорожный знак»

А сейчас послушайте рассказ «Как ребята переходили улицу» Н.Калинина

«Пошли ребята гулять. Дошли до угла, на углу - светофор. Горит в светофоре

красный свет- значит, нельзя переходить улицу. Остановились ребята, ждут ,

когда зеленый огонек загорится. А машины едут по мостовой друг за другом,

и конца не видно машинам. Стоит посреди улицы милиционер. Посмотрел на

ребят. Поднял палочку. Остановились машины. Красный свет погас, зажегся

желтый, а потом зеленый. Можно улицу переходить.

Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре. Взял Саша палочку,

говорит:

-Я милиционер.

Загудели машины, поехали ребята-шоферы по улицам. А на перекрестке

стоит Саша –милиционер. Все шоферы его слушаются. В какую сторону он

повернется, палочку поднимает, в той стороне все машины остановятся.

Никто друг на друга не наезжает, никто друг друга не толкает: милиционер за

движением следит».

А теперь ответьте на мои вопросы:

Кто отправился гулять?

Почему нельзя переходить улицу?

Чего ждали ребята?

Кого увидели ребята посреди улицы?

Где играли дети?

Кем был Саша?

Кого изображал Саша?

Кого изображали дети?

Почему во время игры никто друг на друга не наезжал?

Игра по тематическим карточкам «Поможем пешеходику»

Динамическая пауза.

Едем –едем мы домой

На машине легковой

Въехали на горку: хлоп,

Колесо спустилось: стоп.

Стоп , машина, стоп машина,

Стоп , машина, стоп!

Давайте вспомним о чем , мы сегодня узнали.(загадки о дорожных

знаках)

Беседа № 3 «Безопасный дом»

Цель: Расширить представления детей о предметах, которые могут служить

источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о

последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Задачи:

Образовательные: рассказать детям, что существует много предметов,

которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в

специально отведенных местах; продолжать учить детей отгадывать загадки

Воспитательные: повторить основные правила поведения в случае

возникновения опасных для жизни ситуаций;

закрепить знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть дома, в

быту.

Развивающие: расширить представления детей о предметах, которые могут

служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы

о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

Ход беседы:

Дети стоят в кругу, а у воспитателя в руках мяч красного цвета.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно, вести

себя дома, когда вы остаетесь одни и что вы должны знать, чтобы не

случилось беды?

-Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос «Что нельзя делать (ни в коем

случае) когда вы остаетесь, дома одни?» называйте и передавайте красный

мяч. Красный цвет – цвет опасности. (нельзя брать таблетки, сиропы и

другие лекарственные средства, не включать электроприборы, не подходить

к газовой плите, не трогать острые предметы, не открывать окна и не ходить

на балкон, не брать спички и т. д.)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились.

Воспитатель: - Ребята, внимательно посмотрите на эти рисунки и

постарайтесь отгадать загадки:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит:

–Эй! Сними меня! – кричит. (Чайник)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым. (Утюг)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток)

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Грибникам он очень, нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь.

Что же это? (Нож)

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (Ножницы)

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются? (Иголки)

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка)

Хвалю детей.

-Молодцы! Вы все правильно назвали мне.

- Ребята, где у вас дома хранятся такие опасные предметы?

- Разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места?

- Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы?

- Где папа или дедушка хранят инструменты?

- Где находятся лекарства, градусник?

• А если вдруг случилась беда, и вы причинили себе вред опасным

предметом, что нужно немедленно сделать? (Немедленно позвать на помощь

взрослых)

Воспитатель: - А теперь, ребята, садитесь на стульчики. Давайте с вами

вспомним сказки, в которых с героями, случились неприятности из-за того,

что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения старших?

«Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Бармалей» и

т. д.

- А сейчас я вам предлагаю поговорить о том, что вы должны делать, если

звонят (стучат) в дверь (даже, если дома есть взрослые).

Готовы?

Если тебе звонят или стучат в дверь, ТЫ ДОЛЖЕН,НЕ ОТКРЫВАЯ:

1. Посмотреть в глазок и спросить «кто?»;

2. На ответ «я», попросить человека назваться;

3. Если он представляется знакомым твоих родных, попросить его зайти

позднее и сразу позвонить родителям.

Предлагаю инсценировку «Один дома. Дверь не открывай!»

Воспитатель изображает чужого человека (голосом и меняет внешность).

Задача детей повторить и проговорить алгоритм действий в такой

ситуации.

Воспитатель: - Молодцы! Все запомнили!

- Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность.

Это окна и балкон. Очень опасно забираться на подоконник или выходить

одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там, в подвижные

игры, не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то

интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.

Человек - не птица,

Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты

Прыгают только коты.

- Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не

случится никакой беды.

Воспитатель: - Ребята, а теперь, скажите мне, пожалуйста, понравилась

ли вам сегодняшняя наша беседа? Что запомнилось? О чем расскажете

сегодня родителям? Что нового для себя узнали?

Беседа № 4 Тема: «Катание на велосипеде, (самокате, роликах) в черте

города»

Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть

в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых

коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей среднего и старшего

дошкольного возраста о правилах дорожного движения; об элементарных

правилах езды на велосипеде, самокате, о мерах безопасности езды на

велосипеде и гироскутере;

Воспитательные: воспитывать уважение ко всем участникам дорожного

движения;

Развивающие: Развивать внимание, быстроту и наблюдательность при

выполнении задания; смелость, ловкость, силу, умение ориентироваться в

пространстве.

Материалы: Картинки опасных ситуаций при езде на велосипеде, самокате,

роликах.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, у кого из вас есть велосипед, самокат, роликовые

коньки или скейтборд, расскажите, где, по их мнению, можно кататься, а где

нельзя, и какие правила при этом нужно соблюдать.

Обсудить с детьми ситуации, привлекая личный опыт детей, случаи из

жизни.

- опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по

проезжей части улицы или двора);

- опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать

пешехода водой из лужи);

связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твердо усвоить правила:

на велосипеде (самокате, роликовых коньках) можно кататься только

по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к

прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры

предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей,

женщин с детьми, пожилых людей);

в случае ушиба или травмы при падении нужно сразу обратиться к

кому-либо из взрослых за оказанием помощи.

Рассмотреть с детьми картинки на эту тему и обсудить ситуации:

1.

Спросить, чем поведение ребенка опасно для идущей ему навстречу

женщины с коляской, какое правило нарушает мальчик и к каким

последствиям это может привести.

2.

Является ли опасным катание мальчика на велосипеде по проезжей

части улицы. Попросите детей рассказать, какая опасность ему

угрожает и как ее избежать.

3.

Предложите детям рассмотреть изображение девочки на велосипеде и

бабушки. Обсудите, что произошло, правильно ли ведет себя девочка,

какое правило она нарушает, и как нужно было поступить в данной

ситуации.

Беседа № 5 Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

Цель:

дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить

подчиняться требованиям безопасности.

Программные задачи:

Образовательные: формировать знания детей о способах охраны

окружающей среды;

Воспитательные: закреплять понятия: можно и нельзя.

Развивающие: развивать умение логически мыслить, делать выводы,

развивать коммуникативные умения.

Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).

Ход беседы:

Воспитатель: Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом подвое.

Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к

нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы

детей) (Знак - «Нельзя»)

Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию в библиотеку .

Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до

места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли

поступать так? (Знак - «Нельзя»)

Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки

(экскурсии). Предложить выбирать знаки.

3.Запомнить ПРАВИЛА:

* Идти спокойно, держась за руку товарища (по двое) за другими детьми и

воспитателем.

* Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

* Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей.

* Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят.



В раздел образования