Напоминание

"Растим будущих инженеров"


Автор: Соловьева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска детский сад №40 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск
Наименование материала: Учебно-методический материал: проект
Тема: "Растим будущих инженеров"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

Инновационный проект

«Растим будущих инженеров»

(младший дошкольный возраст)

Выполнила: Воспитатель

Соловьева Л.Н.

г.Нижневартовск

1

Содержание

1.

Пояснительная записка…………………………………. ……………..3

2.

Примерное перспективное тематическое планирование…………..10

3.

ПРИЛОЖЕНИЕ: «Игры

на развитие конструктивных навыков и

умений детей»………………………………………………………….17

2

Пояснительная записка

Актуальность:

Мы живем в «век высоких

технологий». На

современном рынке

производственных

отношений возникла

необходимость в

профессиях, требующих

навыков работы с

инновационными

программируемыми

устройствами, которые

поступают на производство,

такие

специалисты востребованы.

Однако в современной России

3

существует проблема

недостаточной

обеспеченности

инженерными кадрами и

низкий статус инженерного

образования.

Как показывает лучший

отечественный и

зарубежный опыт,

успешным направлением

подготовки умеющих

самостоятельно мыслить,

генерировать

конструктивные идеи,

принимать

решения и добиваться их

исполнения технических

4

специалистов является

практико

ориентированное обучение,

основанное на регулярном

выполнении обучающимися

технических

проектов нарастающей

сложности. Концепция

предполагает подготовку

таких специалистов со

школьной скамьи, но

основы исследовательского

поведения, творческого

потенциала,

конструктивные

способности, логическое

мышление начинают

5

формироваться еще в

период

дошкольного детства.

Поэтому на сегодняшний

день является актуальной

необходимость

подобрать из множества

практико-ориентированных

технологий такие, которые

бы

способствовали

формированию

перечисленных выше качеств

у детей.

Мы живем в «век высоких

технологий». На

6

современном рынке

производственных

отношений возникла

необходимость в

профессиях, требующих

навыков работы с

инновационными

программируемыми

устройствами, которые

поступают на производство,

такие

специалисты востребованы.

Однако в современной России

существует проблема

недостаточной

обеспеченности

инженерными кадрами и

7

низкий статус инженерного

образования.

Как показывает лучший

отечественный и

зарубежный опыт,

успешным направлением

подготовки умеющих

самостоятельно мыслить,

генерировать

конструктивные идеи,

принимать

решения и добиваться их

исполнения технических

специалистов является

практико

ориентированное обучение,

основанное на регулярном

8

выполнении обучающимися

технических

проектов нарастающей

сложности. Концепция

предполагает подготовку

таких специалистов со

школьной скамьи, но

основы исследовательского

поведения, творческого

потенциала,

конструктивные

способности, логическое

мышление начинают

формироваться еще в

период

дошкольного детства.

Поэтому на сегодняшний

9

день является актуальной

необходимость

подобрать из множества

практико-ориентированных

технологий такие, которые

бы

способствовали

формированию

перечисленных выше качеств

у детей.

Мы живем в «Мире высоких технологий». На современном рынке

производственных

отношений

возникла

необходимость

в

профессиях,

требующих

навыков

работы

с

инновационными

программируемыми

устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты

востребованы. Однако в нашей стране существует проблема недостаточной

обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного

образования.

В настоящее время регионы России сталкиваются с проблемой

кадрового дефицита во многих отраслях экономики. На рынке труда РФ

катастрофически не хватает представителей технических профессий.

Не

исключение и Ханты-Мансийский Автономный округ.

«Учитывая острую

потребность в квалифицированных рабочих специалистах, мы нацелены на

создание сильной, дееспособной системы среднего профессионального

образования», – подчеркнула губернатор Наталья Комарова. Один из путей

решения

данной

проблемы

создание

ресурсных

центров

профессионального

образования.

Успешные

учащиеся,

получившие

начальное профессиональное образование, могут продолжить обучение и

получить

более

высокую

рабочую

квалификацию.

Создание

таких

профильных ресурсных центров позволит более

эффективно решать

10

проблему качества подготовки кадров.

Сеть ресурсных центров, имеет

кластерную структуру. Сургут определен центром подготовки специалистов

в области машиностроения. В Советском будут осваивать теорию и практику

работы на лесозаготовительных и деревообрабатывающих производствах, в

Когалыме – особенности работы в нефтегазовом секторе, в Югорске – в

сфере информационной и вычислительной техники, а в Нижневартовске – в

области архитектуры и строительства.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-

ФЗ определяет дошкольное образование как начальный уровень общего

образования, поэтому дошкольное учреждение является первой и очень

важной ступенью в решении проблемы профориентации.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также

творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые

стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных

образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь,

требуют создания особых условий обучения.

Успешным

направлением

подготовки

умеющих

самостоятельно

мыслить,

генерировать

конструктивные

идеи,

принимать

решения

и

добиваться их исполнения является практико-ориентированное обучение,

основанное

на

регулярном

выполнении

обучающимися

технических

проектов нарастающей сложности. Концепция предполагает подготовку

таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского

поведения,

творческого

потенциала,

конструктивные

способности,

логические мышления начинают формироваться еще в период дошкольного

детства. Поэтому на сегодняшний день является необходимость подобрать из

множества

практико-ориентированных

технологий

такие,

которые

бы

способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.

Для детей в дошкольном детстве характерны живой интерес к

окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому,

что он узнает самостоятельно и от взрослых. У детей повышается

произвольность психических процессов – восприятия, мышления, речи,

внимания, памяти, воображения.

Развитие технического творчества у детей в ДОУ можно реализовать в

образовательной

среде

с

помощью

конструктивной

деятельности.

Конструирование

во

ФГОС

ДО

определено

как

вид

деятельности,

способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей,

умений наблюдать, экспериментировать. В процессе конструирования дети

приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции

из строительного материала, дети знакомятся с огромными геометрическими

фигурами,

изучают

их

свойства,

осваивают

правила

композиции

в

конструировании. В процессе конструирования формируется трудолюбие,

самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со сверстниками.

Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных

областей:

11

1.

Познавательное развитие – техническое конструирование;

2.

Речевое

развитие – использование

конструкторов

в

развитии

фонетического слуха, словообразования, связной речи;

3.

Художественно-эстетическое

развитие

творческое

конструирование;

4.

Физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой

моторики рук;

5.

Социально-коммуникативное развитие – развитие трудолюбия,

самостоятельности,

инициативы, умение взаимодействовать со

сверстниками.

Современные

конструкторы

представляют

множество

видов

конструирования

деревянные,

пластмассовые,

металлические

конструкторы, моделирование бросового и природного материала, оригами,

бумажно-картонное

моделирование.

Объединение

разных

видов

конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к

переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития

ребенка.

Вид проекта:

- информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);

- групповой проект (по составу);

- долгосрочный проект (по срокам).

Цели и задачи пректа:

Цель проекта: введение в образовательную деятельность различных

видов конструирования, как деятельность, способствующая формированию

первоначальным техническим навыкам у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.

Организовать

целенаправленную

работу

по

применению

конструкторов в образовательной деятельности с детьми средней

группы;

2.

Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими

пособиями

(картами,

схемами,

алгоритмами,

иллюстративным

материалом);

3.

Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через

организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Участники

проекта:

администрация,

воспитатели,

родители

и

воспитанники второй младшей группы.

12

Сроки реализации: 2020- 2021 гг.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный;

2 этап: содержательный;

3 этап: результативно-прогностический.

Направления реализации проекта:

- формирование

инженерного

мышления

у

воспитанников

в

рамках

познавательной и исследовательской деятельности;

- формирование

мотивации

к

техническому

творчеству

на

уровне

дошкольного, в процессе использования технологий конструирования, Лего-

конструирования и Тико-конструирования, конструирования из бросового

материала;

- формирования

инженерного

мышления

у

воспитанников

в

рамках

совместной экспериментально-исследовательской деятельности (совместные

эксперименты);

- формирование

инженерного

мышления

у

воспитанников

средствами

взаимодействия с другими образовательными учреждениями города.

Механизмы и условия реализации проекта: развитие материальной базы

образовательной организации, эффективное использование групповых и вне

групповых помещений детского сада.

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению:

1. Подготовительный этап:

- изучение методик конструирования;

- разработка перспективного тематического плана реализации проекта;

- подготовка

практического

материала

(дооборудование

центров

конструирования

различными

видами

конструкторов,

наглядно

иллюстративным материалом);

2. Содержательный этап:

- цикл непрерывно образовательной деятельности по обучению детей

конструированию;

-

серии развивающих игр с конструкторами в совместной деятельности

педагогов с детьми;

-

организация

творческих

выставок − представление

результатов

продуктивной деятельности;

-

проведение открытых мероприятий (итоговых игр) по реализации проекта

для педагогического сообщества и родителей.

3. Результативно-прогностический этап

13

- итоговая педагогическая и психологическая диагностика конструктивных

навыков, развития мышления, творческого воображения детей;

-

публичный отчет о результатах реализации проекта (на родительских

собраниях, в мессенджерах, на сайте детского сада).

Планируемые результаты:

- создание системы взаимодействия с коллегами 2 корпуса МАДОУ дс №40

по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста;

- разработка критериев определения уровня сформированности инженерного

мышления у детей дошкольного возраста;

- разработка

стартовой,

текущей,

итоговой

диагностики

на

уровнях

дошкольного

образования

по

определению

уровня

сформированности

инженерного мышления у детей дошкольного возраста;

-

положительные результаты мониторинга реализации Программы по

формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Материально-техническое обеспечение проекта:

Дидактическое обеспечение:

- в соответствие с имеющимися видами конструкторов, приобретенных

МБДОУ дс №40 для реализации проекта планируется использование

конструкторов: LEGO; Dolu; Тико; большие цветные блоки; пластмассовые

конструкторы разных размеров; мягкий конструктор; «Мир деревянных

игрушек»; «Малыш-2» (70 деталей); «Строитель»; «Юниор»; магнитный

конструктор; магнитная мозаика «Baby You»; польские колодки «Вафли»;

лабиринт

«Логический

слон»

«Lucy&Leo»;

«Логический

терминал»;

«Веселые горки»; куб «Умный малыш»; набор инструментов «Маленький

мастер»;

конструктор-присоска;

«Забавные

человечки»;

квадратики

соединяющиеся; «Логические блоки Дьенеша»; пазлы средних и крупных

размеров;

- дидактические

игры:

«Конструирование

по

схеме»;

«Сопоставь»;

«Вспомни, на что похоже»; «Посчитай и сконструируй»; «Найди ошибку»;

«Что изменилось».

- конспекты бесед, НОД, раздаточный материал.

- тематические альбомы,

- картотека загадок, стихов.

- алгоритмы и схемы построек;

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре.

Техническое обеспечение:

- ноутбук;

- проектор;

-

USB-флэш-накопитель.

Организация образовательной деятельности по конструированию.

14

Конструктивная деятельность является идеальной формой, которая

позволяет педагогу сочетать воспитание, развитие и образование детей в

режиме игры.

Включение детей в конструкторскую деятельность происходит в форме

непрерывно образовательной деятельности (НОД), а также совместной

деятельности

с

воспитателем

и

самостоятельной

деятельности

дошкольников (игровой,

продуктивной,

познавательной,

экспериментирования).

План непрерывно образовательной деятельности по конструированию:

Продолжительность НОД соответствует требованиям САНПиН: для

детей от 3до 4 лет − 15 минут, для детей от 4 до 5 лет − 20 минут, для детей

от 5 до 6 лет – 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.

При

организации

деятельности

учитываются

этапы

развития конструктивной деятельности:

- подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации

и конструктивного экспериментирования;

- творческого

конструирования,

состоящий

из

стадий

элементарного

моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и

конструктивного фантазирования.

В разных возрастных группах учитываются знания об окружающем мире,

полученные

детьми

на

предыдущих

этапах

конструирования.

Образовательная деятельность строится с учетом комплексно-тематического

принципа планирования. Планирование включает темы, каждая из которых

прорабатывается в течение месяца. Каждое тематическое конструирование

завершается мероприятием, на котором демонстрируются созданные детьми

модели (например, фото-выставкой, сюжетно-ролевой игрой, презентацией

макета и т.д.)

Методические

рекомендации

для

организаций

конструктивной

деятельности детей среднего дошкольного возраста (4 -5 лет)

Воспитательные задачи:

формировать

интерес

к

конструированию

и

конструктивному

творчеству;

развивать

умение

руководствоваться

словесными

инструкциями

педагога в процессе упражнений;

развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры,

дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам

других;

выработать аккуратность при работе с конструкторами;

сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в

процессе создания одной постройки.

Развивающие задачи:

15

продолжить формирование чувства формы при создании конструкций;

способствовать

овладению

композиционными

закономерностями:

масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика/статика;

продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

мышления, воображения, внимания, памяти;

закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных

направлениях

на

разных

плоскостях,

соединять

их,

соотносить

постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;

включить в словарь ребенка специальные понятия: «пропорция»,

«масштаб», «фактура», «пластика».

Образовательные задачи:

закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывать в

процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные

объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус,

пирамиду, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши,

арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в

состав строительных наборов или конструкторов;

учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;

видеть образ и соотносить его с деталями конструктора;

учить

использовать

различные

приемы

создания

конструкций,

соединять

и

комбинировать

детали

в

процессе

конструктивной

деятельности;

учить

создавать

разнообразные

конструкции

в

процессе

экспериментирования

с

различными

материалами,

а

также

преобразовывать предлагаемые заготовки.

Примерное перспективное тематическое планирование

Месяц

Тема

Цели

ОД в совместной деятельности

Сентябрь

«Мебель»

Задания:

1.Творческое

конструирование

(по замыслу).

2. «Шкаф

и

шкафчики».

3.

«Ящики

для

комода».

4.

«Рейки

для

кровати».

Вызвать

у

детей

интерес

к

деятельности

с

деревянным

строительным

материалом.

Продолжать

знакомить

детей

с

деталями

(кубик,

кирпичик,

брусок,

призма).

Закрепить

способы

построения

простейших

конструкций их двух-

трех

и

четырех

элементов.

Обобщить с детьми

понятие мебель.

Познавательное развитие:

- рассматривание

иллюстраций

на тему «Мебель»;

- беседа на тему «Что такое

интерьер».

Социально-коммуникативное

развитие:

- с/р

игра

«Устроим

кукле

комнату»;

- разбор

схемы

(алгоритма)

постройки «Мебели»

Речевое развитие:

- чтение

стихотворения

Коста

Лукаш «Мне конструктор папа

подарил»;

Пальчиковая

игра

«Много

мебели в квартире»;

- чтение

загадок

на

тему

«Мебель»

16

Художественно-эстетическое

развитие:

- аппликация

«Большой

и

маленький стул»;

- тренировать детей в лепке из

трех

частей

разной

формы

конуса,

шара

и

цилиндров

фигуру человека;

- закреплять

умение

резать

полоску

бумаги

по

прямой,

срезать

углы,

составлять

изображение

из

частей.

Создавать в аппликации образ

большого

дома.

Закреплять

приёмы

аккуратного

наклеивания. Учить детей при

рассматривании

работ

видеть

образ;

- декоративное

рисование

«Украшение узорами комод».

Физическое развитие:

Подвижная

игра

«Найди

предметы мебели»

Октябрь

«Мой город»

Задания:

1.Творческое

конструирование

(по замыслу).

2.Башенки.

3.Ворота

для

большой

и

маленькой

машины.

4.Гараж

для

большой

и

маленькой

машины.

Закреплять

навыки,

полученные

в

младшей группе.

Развивать творческое

воображение,

закреплять

название

деталей,

способы

соединения деталей.

Познавательное развитие:

- беседы «Сказочные башни»,

«Профессия-строитель».

- настольно-печатные

игры:

пазлы

«Нужные

машины»,

Мемо

«Запоминай-ка»,

Лото

«Умные машины».

Социально-коммуникативное

развитие:

сюжетно-ролевые

игры:

«Стройка»,

«Мы

идем

на

выставку», «Шоферы»,

«Ворота

для машины».

Речевое развитие:

чтение

художественной

литературы»: В. Берестов

«Про машину», Э.Огнецвет «Кто

начинает

день?»,

Д.

Родари

«Чем пахнут ремесла».

Художественно-эстетическое

развитие:

- игры

со

строительным

материалом:

«Башенки»,

«Ворота

для

большой

и

маленькой машины»; «Построй

что

захочешь

(творческое

конструирование);

- раскрашивание

дворцов

с

башенками.

17

-

р

исование

ворот

разной

архитектуры по трафаретам.

Физическое развитие

Подвижная

игра

«Любимый

город».

Цель:

перебежать

в

другой

город

не

заморозившись.

Ноябрь

«Наш

быт»

Задания:

1. Мебель

для

комнаты.

2. Мебель

для

кухни.

3. Мебель

для

спальни.

4. Конструирование

по замыслу.

Закрепить

умение

работать

с

различными

конструкторами,

учитывая

в

процессе

конструирования

их

свойства

и

выразительные

возможности.

Учить

заранее,

обдумывать

содержание будущей

постройки. Развивать

внимание,

память,

мелкую моторику.

Познавательное развитие:

- беседы:

«Расскажи

о

своей

комнате»,

«Жилище

современного

человека

и

старинный быт».

- настольно-печатные

игры:

Лото «Дом», Лото «Поиграем в

магазин», «Мой дом».

Социально-коммуникативное

развитие:

-

с

южетно-ролевые игры: «Дом»,

«День рождение у мишки».

Речевое развитие:

- чтение

художественной

литературы:

Сказка

«Три

медведя»;

- загадки о современной мебели,

о старинной мебели.

Художественно-эстетическое

развитие:

- игры

со

строительным

материалом:

«Мебель

для

комнаты», «Мебель для кухни»,

«Мебель для спальни»;

- рисование

мебели

по

трафаретам;

- раскраски предметов мебели

современной и старинной;

- театрализация «Три медведя».

Физическое развитие:

подвижная игра: «Займи стул»

Декабрь

«Новый

год»

Задания:

1.Сани Дед Мороза.

2. Снежинка.

3. Новогодние

игрушки.

4. Дом

Деда

Мороза.

Учить

создавать

разнообразные

конструкции

в

процессе

экспериментирования

с

различными

материалами, а также

преобразовывать

предлагаемые

заготовки.

Развивать

творческую

инициативу

и

самостоятельность.

Познавательное развитие:

- беседы:

«Как

моя

семья

встречает

Новый

год»,

«Где

живет Дед Мороз».

- экспериментальная

деятельность-

рассматривание

снежинок через лупу.

- настольно-печатные

игры:

пазлы на новогоднюю тематику,

«Что из чего сделано».

Социально-коммуникативное

развитие:

- сюжетно-ролевые

игры

«В

18

гостях у Марьи- искусницы»,

«Мы встречаем Новый год»

- игра-ситуация «Новогодний

концерт»

Речевое развитие

- составление

описательного

рассказа

«Моя

елочная

игрушка»

- чтение

художественной

литературы:

Е.

Тараховская

«Дед Мороз», З. Орлова

«Новый

год»,

Н.

Найденова

«Новый

год»,

О.

Высотская

«Елочка»

Художественно-эстетическое

развитие

- игры

со

строительным

материалом:

«Сани

Деда

Мороза»,

«Снежинка»,

«Новогодние игрушки»;

- вырезывание

снежинок

из

бумаги.

-

и

зготовление

украшений

для

группы и новогодних игрушек

из соленого теста.

Физическое

развитие:

подвижные

игры

«Догони

снежный ком», Заморожу, Дед

Мороз», «Емеля,

догони».

Январь

«Дома»

Задания:

1. Дом фермера.

2. Дом лесника.

3. Дом моей мечты

(творческое

конструирование).

Закрепить

приемы

построек сверху вниз.

Закрепить умение

выделять,

называть,

классифицировать

разные

объемные

геометрические

тела

(брусок,

шар,

куб,

цилиндр,

конус,

пирамиду,)

и

архитектурные

формы

(купола,

крыши,

арки,

колонны,

двери,

лестницы,

окна,

балконы,

эркеры),

входящие

в

состав

строительных

наборов

или

конструкторов.

Познавательное развитие

-

рассматривание

иллюстраций

«Дома

нашего

города»

(тематический

альбом),

«Старинные

дома»

(иллюстрации из сказок), «Дома

разных народов мира».

- настольно-печатные игры:

Лото «Дом», «Наш город».

Социально-коммуникативное

развитие:

беседы

«Профессия-фермер»,

«Профессия-лесник», «Расскажи

о своем доме».

Речевое развитие:

-

чтение

художественной

литературы;

пословицы

и

поговорки о жилище человека.

С. Георгиев «Бабушкин садик»;

Зимовье

зверей

обр.

А.

Толстого);

19

М. Горький «Про Иванушку-

дурачка».

Художественно-

эстетическое развитие:

- игры

со

строительным

материалом

«Дом

фермера»,

«Дом лесника»;

- раскрашивание домов разной

архитектуры;

- изготовление

аппликации

домиков для игрушек.

Физическое развитие:

- подвижная

игра

«Дом

для

животных», «Кто где живет»;

- постройка

архитектурных

форм

и

домов

из

мягких

модулей,

физ.

упражнения,

эстафеты с ними.

Февраль

«Безопасность

на

дорогах

нашего

города»

Задание:

1. Светофор.

2. Узкие,

широкие

дороги.

3. Автобус.

4. Легковой

автомобиль.

Закрепить

конструктивные

умения:

располагать

детали в различных

направлениях

на

разных

плоскостях,

соединять

их,

соотносить постройки

со

схемами.

Развивать

глазомер,

навыки

конструирования,

мелкую

моторику

руки.

Познавательное развитие:

настольно-печатные

игры:

«Азбука

безопасности»,

лото

«Кому что нужно» «Опасные

ситуации»

Социально-коммуникативное

развитие:

- беседы: «Правила поведения в

общественном транспорте»;

- игра-беседа

«Мы

идем

по

городу»,

«Стань заметней на

дороге».

Речевое развитие:

-

ч

тение

художественной

литературы;

- загадки, стихи, рассказы В.

Клименко «Кто важнее всех на

улице,

«История

про

грузовичок».

С.

Михалков

«Дядя Степа – Милиционер».

Художественно-эстетическое

развитие:

- игры

со

строительным

материалом;

- светофор;

- узкие и широкие дороги;

- автобус;

- легковой автомобиль;

- раскраски;

- аудиозапись звуков города;

- коллективная работа «Улицы

нашего города»;

Физическое развитие:

подвижные

игры

«Гараж»,

«Перекресток»,

«Разные

20

машины».

Март

«Домашние

животные»

Задания:

1. Петух.

2. Собака.

3. Кошка.

4. Будка

для

собаки.

Продолжать

развивать

наглядно-

действительное

и

наглядно-образное

мышление,

воображение,

внимание, память.

Познавательное развитие:

- настольно-печатные

игры:

«Кто как кричит», «Кто где

живет», «Четвертый лишний»,

«Кто что делает»;

- рассматривание

альбома

«Домашние и дикие животные».

Социально-коммуникативное

развитие:

- беседы

«Животные

мои

друзья»,

«Зачем

человеку

домашние животные»;

-

знакомство

с

профессией

«Фермер»;

- Сюжетно-ролевая

игра

«Ветлечебница»;

- фотовыставка «Мои пушистые

друзья».

Речевое развитие:

- чтение

художественной

литературы;

- загадки о животных;

- рассказы Е. Чарушина;

- С.

Я.

Маршак

«Усатый-

полосатый»;

- стихи о животных;

-мнемотаблицы «Животные и

их детеныши».

Художественно-эстетическое

развитие:

- игры

со

строительным

материалом: «Петух», «Собака»,

«Кошка», «Будка для собаки»;

- лепка из пластилина «Будка

для собаки»;

- рисование

«Клубочки

для

котят»

- П. И. Чайковский «Игра в

лошадки»

Физическое развитие:

Подвижные

игры

«Лохматый

пес», «Кот Васька», «Лошадки».

Апрель

«Космос»

Задание:

1. Самолет.

2. Ракета.

3. Летательный

аппарат.

4. Мы

в

космосе

(творческое

конструирование

Учить

детей

идентифицировать

детали

LEGO

по

образцу, соединять их

в

конструктивную

модель

игрушки.

Развивать

исследовательские

навыки

в

Познавательное развитие:

- рассматривание иллюстраций;

- альбом

«Путешествие

в

космос»;

- плакат «Космос»;

- настольно-печатные игры: лото

«Предметы

космоса»,

д/и

«сказочные

планеты»,

пазлы,

мозаика «Ракета»

21

по замыслу).

использовании

деталей

конструктора.

Воспитывать интерес

к

конструированию

3D-конструкций

и

участию

в

совместном

проекте

«Космос».

Социально-коммуникативное

развитие:

- беседы;

- уроки

мудрого

звездочета:

Профессия

«Космонавт»,

Что

такое космос?

- с/р игра «Кому что нужно».

Речевое развитие:

- чтение

художественной

литературы «Как солнце и луна

друг к другу в гости ходили»,

сказка «Бельчонок и звезда»;

- загадки про космос.

Художественно-эстетическое

развитие:

- игры

со

строительным

материалом «Самолет»,«Ракета»

«Летательный аппарат», «Мы в

космосе»;

- аппликация

«Ракета»,

«Самолет»;

- слушание

космической

музыки;

- выставка работ «Космический

простор»;

Физическое развитие:

- подвижные

игры

«Звездные

ловишки»,

игра

с

прыжками

«Марсианский роботразведчик»,

эстафета «Веселые космические

соревнования».

Май

«Мир природы»

Задания:

1. Животные

в

зоопарке.

2. Вольер

для

обезьян.

3. Аквариум

для

рыб.

4. Творческое

конструирование

по замыслу.

Цель: формирование

экологической

культуры

у

детей

дошкольного

возраста,

понимание

о

единстве

и

взаимосвязи человека

с

живой

природой

Земли.

Развивать

исследовательские

навыки

в

использовании

деталей

конструктора.

Познавательное развитие:

- рассматривание иллюстраций:

«Поход

в

зоопарк»;

плакат

«Рыбы»;

презентация

«Животные зоопарка»;

- настольно-печатные

игры:

«Чей след», «Чей хвост», «чья

шуба»,

«Хищники

и

травоядные», «Один – много».

Социально-коммуникативное

развитие:

- беседы: «Что такое зоопарк?»,

«О

правилах

поведения

в

зоопарке», «Профессии людей,

которые работают в зоопарке»,

просмотр

мультфильма

«Зоопарк».

Речевое развитие:

чтение

художественной

литературы «Зоопарк от А до

Я», С. Я. Маршак «Детки в

22

клетке».

Художественно-эстетическое

развитие:

- игры

со

строительным

материалом

««Животные

в

зоопарке»,

«Вольер

для

обезьян», «Аквариум для рыб»,

- коллективная

работа

«Аквариум»;

- муз.

игра

«Смешные

обезьяны»;

- рисование «Символ года»;

- изготовление

животных

способом оригами;

Физическое развитие

подвижная игра «Охотники и

обезьяны».

Формы работы с родителями:

1. Родительское собрание «Знакомство с проектом по конструированию

«Растим будущих инженеров».

Цель: познакомить родителей с разными видами конструкторов, показать

приемы соединения деталей между собой.

2. Фотовыставка совместных работ, размещение материалов в родительских

уголках, в мессенжерах по теме: «Будующие инженеры».

3. Анкетирование родителей «Конструирование в домашних условиях».

Технологическая карта НОД по конструированию

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Предварительный

Приветствие

Настрой на деятельность

Организационно-

проблемный

Введение в игровую или проблемную ситуацию

Актуализация знаний

Целевой

Подведение детей к формулировке основной цели

деятельности, решению проблемной ситуации

Планирование

деятельности

Совместное планирование деятельности

Содержательный

Основной этап, который включает совместную

деятельность по решению проблемной или игровой

ситуации

Рефлексивный

Беседа по вопросам, которая позволяет провести

анализ деятельности

Итоговый

Заключительный организационный момент

«Открытый конец»

Мотивация

детей

на

дальнейшую

совместную

или самостоятельную конструктивную деятельность

23

Дальнейшее продвижение проекта:

- продолжение ведения проекта на следующий год;

- предложение проекта в помощь педагогам;

- публикация проекта на сайте детского сада.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры на развитие конструктивных навыков и умений детей.

Игра – конструирование «Устроим кукле комнату»

Цель: учить воспроизводить несложную постройку по образцу и

объяснению воспитателя; развивать способность детей к наглядному

моделированию через деревянный конструктор.

Задачи:

Образовательные: обобщить представления о мебели; формировать

умение строить из деревянного конструктора по предложенной схеме.

Воспитательные:

воспитывать

стремление

оказать

помощь,

аккуратность в работе.

Развивающие: развивать конструктивные навыки и умения.

Материально – техническое обеспечение: мягкая игрушка кот, набор

конструктора «Лего»

Материально – техническое обеспечение: кукла, игрушечная мебель,

набор деревянного конструктора: детали строителя (кубик, кирпичик,

призма, брусок и их плоскостное изображение), проектор,

иллюстративный

материал по теме, схема построения на USB-флэш-накопителе.

Ход игры: рассматривание мебели; рассматривание иллюстрации;

рассматривание схемы, на котором подробно показано изготовление мебели.

Затем ребенок подбирает необходимые детали конструктора в соответствии

со схемой. Соединяются детали (можно использовать для соединения

деталей деревянные втулки). Готовая мебель выставляется в макет комнаты,

обыгрывается по желанию детей.

Игра – конструирование «Ворота для машины»

Цель: учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков,

на которые кладется еще один кирпичик.

Материально – техническое обеспечение: машина, кирпичики,

проектор, иллюстративный материал (картинки) по теме, схема построения

на USB-флэш-накопителе.

Ход игры: рассматривание машины; рассматривание иллюстрации

ворот; рассматривание схемы, на котором подробно показана постройка

ворот. Затем ребенок подбирает кирпичики в соответствии со схемой.

Соединяются кирпичики. В постройку – в ворота заезжает машина.

Аппликация «Сани Деда Мороза»

Цель: формировать умения детей создавать предметное изображение

мозаичным способом по схеме.

Задачи:

Образовательные:

формировать

умение

красиво

располагать

изображение на листе бумаги по предложенной схеме; формировать умение

замечать недостатки своей работы.

25

Воспитательные:

воспитывать

умение

работать

в

коллективе,

договариваться, работать сообща;

воспитывать умение работать аккуратно с

клеем и бумагой.

Развивающие: развивать память, логику, воображение, концентрацию

внимания;

развивать

чувство

цвета,

композиции;

развивать

мелкую

моторику; способствовать развитию речи детей.

Материально – техническое обеспечение: Дед Мороз, сани, цветная

бумага, клей-карандаш, доска для лепки, проектор,

иллюстративный

материал по теме, схема

изображения мозаичным способом на листе бумаги

и на USB-флэш-накопителе.

Ход игры: Дед Мороз собирается в детские сады на праздники. Серый

волк и Ворона совсем не рады приближающемуся Новому году. Они

спрятали сани Деда Мороза. Как теперь Деду Морозу добраться к нам на

праздник?

― Как соорудить сани, если из материалов есть только полоски

цветной бумаги, картон и клей? (Сделать аппликацию из кусочков бумаги).

— Дети, назовите одним словом: сани, велосипед, автомобиль, автобус,

(Транспорт).

― Какой вид транспорта ? (Наземный).

Рассмотрите картинки на которых изображены сани и телега. Чем они

отличаются друг от друга? Почему не можем сделать телегу? (У нее колеса

увязнут в сугробе).

— Давайте рассмотрим внимательно и подумаем как создать картину

из кусочков бумаги.

— На что похожи такие картины? (На мозаику).

Правильно, поэтому

техника так и называется «мозаичная».

(Рассматривают картины, постепенно

начинают с подсказки педагога заполнять контуры кусочками бумаги).

— Ребята, а где находятся сани? (в зависимости от ответов детей,

оформляем работу любыми средствами по выбору детей).

— Ребята, кому мы сегодня помогали? Что делали? Как? Удалось

помочь?

— Что было трудно?

Рассматривание готовых работ детей.

― Какие красивые «Сани Деда Мороза» у вас получились, ребята! Я

предлагаю, чтобы они немного побыли у нас в группе, а потом, завтра, мы с

вами построим волшебную коробку для отправки наших аппликаций, и

отправим мы их посылкой Деду Морозу в подарок.

― Да! Ур-ра!

26



В раздел образования