Автор: Бронникова Алевтина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 407"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад № 407»
Воспитатель Бронникова А.М.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ
Аннотация: Перед педагогами, идущими в ногу со временем, стоит задача: уже в
дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности
в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные
знания,
умения
и
навыки
в
играх
и
практической
деятельности.
Педагогическое
проектирование дает такую возможность, позволяющее педагогам существенно расширить
образовательное пространство познавательного мышления ребенка.
Ключевые слова: Педагогическое проектирование, проект, метод.
В условиях современного реформирования образования Российской Федерации
педагогическое проектирование выходит на новый уровень в деятельности дошкольных
образовательных
учреждений.
Экспериментальная
и
инновационная
деятельность
способствует созданию необходимых условий для развития современного образования.
«В целях модернизации и развития системы образования образовательные и иные
действующие в системе образования, организации вправе осуществлять инновационную
деятельность, которая ориентирована на совершенствование научно-педагогического,
учебно-методического организационного, правового, финансово-экономического, кадрового,
материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме
реализации проектов и программ». (Статья 20.2 закона «Об Образовании в Российской
Федерации»)
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования в пункте 3.2.5. предусматривается разработка и реализация проектов
образовательных программ и образовательных проектов в рамках работы педагога с целью
поддержки социализации и всестороннего развития детей,
а также вовлечения в
образовательный процесс родителей.
Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с
ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в
организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к
самостоятельной осмысленной деятельности. Педагогическое проектирование является
одним из эффективных средств решения данных задач и выступает как одна из форм
планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую, в свою
очередь на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских
умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким
образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Идеи проектного обучения возникли в России под руководством русского педагога
С.Т. Шацкого в 1905 году, когда была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В
образовательной практике проектный метод обучения начал применяться с 80-х годов
прошлого века и уже накоплен достаточно большой опыт его реализации [4].
В
настоящее
время
не
существует
однозначного
толкования
сущностных
характеристик проекта, по мнению В.В. Краевского понимается как
индивидуальное
представление педагога о своей будущей деятельности, а план — формой фиксации проекта,
проект как проблема, как специально организованный педагогом и самостоятельно
выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого
продукта[1].
По мнению Макаренко,
проект – это буквально «брошенный вперед», то есть
прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование
превращается в процесс создания определенного проекта.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива
классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-
воспитательной системы. Метод проектов, в свою очередь, - педагогическая технология,
ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых [2].
Единицей проектной деятельности являются проектная задача.
А. Б. Воронцов
рассматривает проектную задачу как систему или набор заданий, целенаправленно
стимулируемая система детских действий, направленных на получение еще никогда не
существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой
происходит качественное само изменение группы детей. Проектная задача принципиально
носит групповой характер.
Решение проектных задач дает возможность младшим
школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Проектные
задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками
обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель
проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у
них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных
детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где
итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.) [3].
И.В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных
направлений,
способствующих
повышению
качества
дошкольного
образования.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, данный
вид деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний,
формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов традиционно применяют в рамках занятий по
ознакомлению с
социальной действительностью (например, по программе С.А. Козловой «Я-человек»), при
этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты;
экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой):
чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский
характер. В изобразительной деятельности проекты, в основном, имеют исследовательский и
творческий характер; в музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов
«История
вещей,
и
др.»).
Большинство
используемых
проектов
–
комплексные,
способствующие развитие театрализованной деятельности детей, в процессе подготовки к
праздникам и др.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием,
стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной
активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок–взрослый
или соучастии на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить,
что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
учет интересов ребенка;
деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
тематика
(проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту; предоставление самостоятельности
и поддержка детской инициативы; совместное с взрослым поэтапное достижение цели.
Обязательным условием проектной деятельности является проблема. В практике
дошкольной педагогики можно условно выделить четыре группы проблем: семья, природа,
рукотворный мир, общество и его культурные ценности. До пяти лет ребенок развивается на
подражательно-исполнительском уровне, отсутствие необходимого жизненного опыта не
позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов
его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к
потребностям
детей,
изучение
их
интересов
позволяют
определить
проблему,
«заказываемую» детьми. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения
разнообразных интересов ребенка,
реализации потребностей в активной деятельности,
степени
самовыражения,
увлеченности
совместной
деятельности
со
взрослыми
и
сверстниками.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт,
позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте
продолжает развиваться самостоятельность, появляется
способность к регулятивному
поведению. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо
выслушивать взрослого и других детей. Перестраиваются отношения со взрослыми, дети
реже обращаются с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность,
развивается
самоконтроль.
Теперь
они
способны
достаточно
адекватно
оценивать
собственные
поступки;
принимают
проблему,
уточняют
цель,
способны
выбрать
необходимые средства для достижения намеченного результата. [5].
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и
поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты
вовремя пришел ко мне на помощь!». Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять,
что он делает правильно, а где допускает ошибки. В этом возрасте активность взрослого
постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к
реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им
расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень
интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Таким образом, решение актуальной проблемы является целью педагогического
проектирования. Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное
выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном
заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно их удовлетворить. Поэтому
основополагающая
цель
педагогического
проектирования
видится
в
выявлении,
интерпретации и выполнении социального заказа, который в свою очередь выступает лишь
основой, предпосылкой педагогического проектирования и требует конкретизации, целей
проектировочной деятельности педагога.
Список цитируемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2018. — 112 с.
2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб.
заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А.
Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288с.
3. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д.
Морозова// – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Солодянкина,
О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.//
методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2017. - 80с.
5. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //
И.В. Штанько// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, - №4.