Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ


Автор: Бронникова Алевтина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 407"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад № 407»

Воспитатель Бронникова А.М.

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ

Аннотация: Перед педагогами, идущими в ногу со временем, стоит задача: уже в

дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности

в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные

знания,

умения

и

навыки

в

играх

и

практической

деятельности.

Педагогическое

проектирование дает такую возможность, позволяющее педагогам существенно расширить

образовательное пространство познавательного мышления ребенка.

Ключевые слова: Педагогическое проектирование, проект, метод.

В условиях современного реформирования образования Российской Федерации

педагогическое проектирование выходит на новый уровень в деятельности дошкольных

образовательных

учреждений.

Экспериментальная

и

инновационная

деятельность

способствует созданию необходимых условий для развития современного образования.

«В целях модернизации и развития системы образования образовательные и иные

действующие в системе образования, организации вправе осуществлять инновационную

деятельность, которая ориентирована на совершенствование научно-педагогического,

учебно-методического организационного, правового, финансово-экономического, кадрового,

материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме

реализации проектов и программ». (Статья 20.2 закона «Об Образовании в Российской

Федерации»)

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования в пункте 3.2.5. предусматривается разработка и реализация проектов

образовательных программ и образовательных проектов в рамках работы педагога с целью

поддержки социализации и всестороннего развития детей,

а также вовлечения в

образовательный процесс родителей.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с

ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в

организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к

самостоятельной осмысленной деятельности. Педагогическое проектирование является

одним из эффективных средств решения данных задач и выступает как одна из форм

планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую, в свою

очередь на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских

умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким

образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Идеи проектного обучения возникли в России под руководством русского педагога

С.Т. Шацкого в 1905 году, когда была организована небольшая группа сотрудников,

пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В

образовательной практике проектный метод обучения начал применяться с 80-х годов

прошлого века и уже накоплен достаточно большой опыт его реализации [4].

В

настоящее

время

не

существует

однозначного

толкования

сущностных

характеристик проекта, по мнению В.В. Краевского понимается как

индивидуальное

представление педагога о своей будущей деятельности, а план — формой фиксации проекта,

проект как проблема, как специально организованный педагогом и самостоятельно

выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого

продукта[1].

По мнению Макаренко,

проект – это буквально «брошенный вперед», то есть

прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование

превращается в процесс создания определенного проекта.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива

классно-урочной системы, то в дошкольном образовании – как некая альтернатива учебно-

воспитательной системы. Метод проектов, в свою очередь, - педагогическая технология,

ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение

новых [2].

Единицей проектной деятельности являются проектная задача.

А. Б. Воронцов

рассматривает проектную задачу как систему или набор заданий, целенаправленно

стимулируемая система детских действий, направленных на получение еще никогда не

существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой

происходит качественное само изменение группы детей. Проектная задача принципиально

носит групповой характер.

Решение проектных задач дает возможность младшим

школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Проектные

задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками

обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель

проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у

них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных

детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где

итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.) [3].

И.В. Штанько считает метод проектной деятельности одним из перспективных

направлений,

способствующих

повышению

качества

дошкольного

образования.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, данный

вид деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний,

формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов традиционно применяют в рамках занятий по

ознакомлению с

социальной действительностью (например, по программе С.А. Козловой «Я-человек»), при

этом используется информационно-практико-ориентированные и творческие проекты;

экологическому воспитанию и образованию детей (например, по программе Н.А. Рыжовой):

чаще всего проекты, которые осуществляются на данных занятиях, носят исследовательский

характер. В изобразительной деятельности проекты, в основном, имеют исследовательский и

творческий характер; в музейной педагогике (например, в ходе осуществления проектов

«История

вещей,

и

др.»).

Большинство

используемых

проектов

комплексные,

способствующие развитие театрализованной деятельности детей, в процессе подготовки к

праздникам и др.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием,

стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной

активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок–взрослый

или соучастии на партнерских правах.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить,

что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

учет интересов ребенка;

деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

тематика

(проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту; предоставление самостоятельности

и поддержка детской инициативы; совместное с взрослым поэтапное достижение цели.

Обязательным условием проектной деятельности является проблема. В практике

дошкольной педагогики можно условно выделить четыре группы проблем: семья, природа,

рукотворный мир, общество и его культурные ценности. До пяти лет ребенок развивается на

подражательно-исполнительском уровне, отсутствие необходимого жизненного опыта не

позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов

его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к

потребностям

детей,

изучение

их

интересов

позволяют

определить

проблему,

«заказываемую» детьми. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения

разнообразных интересов ребенка,

реализации потребностей в активной деятельности,

степени

самовыражения,

увлеченности

совместной

деятельности

со

взрослыми

и

сверстниками.

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт,

позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте

продолжает развиваться самостоятельность, появляется

способность к регулятивному

поведению. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо

выслушивать взрослого и других детей. Перестраиваются отношения со взрослыми, дети

реже обращаются с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность,

развивается

самоконтроль.

Теперь

они

способны

достаточно

адекватно

оценивать

собственные

поступки;

принимают

проблему,

уточняют

цель,

способны

выбрать

необходимые средства для достижения намеченного результата. [5].

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и

поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты

вовремя пришел ко мне на помощь!». Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять,

что он делает правильно, а где допускает ошибки. В этом возрасте активность взрослого

постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к

реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им

расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень

интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Таким образом, решение актуальной проблемы является целью педагогического

проектирования. Как правило, педагогическая проблема находит концентрированное

выражение в противоречии между потребностями общества, выраженными в социальном

заказе, и невозможностью педагогической науки своевременно их удовлетворить. Поэтому

основополагающая

цель

педагогического

проектирования

видится

в

выявлении,

интерпретации и выполнении социального заказа, который в свою очередь выступает лишь

основой, предпосылкой педагогического проектирования и требует конкретизации, целей

проектировочной деятельности педагога.

Список цитируемой литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2018. — 112 с.

2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб.

заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А.

Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288с.

3. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д.

Морозова// – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Солодянкина,

О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.//

методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2017. - 80с.

5. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //

И.В. Штанько// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, - №4.



В раздел образования