Автор: Снежана Спартаковна Куулар
Должность: учитель физики
Учебное заведение: учитель физики
Населённый пункт: Республика Тыва, г.Чадаана
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в профессиях"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Чадана»
Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Физика в профессиях»
для 9 класса
учителя Куулар Снежаны Спартаковны
на 2021-2022 учебный год.
1
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «Физика в профессиях»
разработана в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования с
изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576
(ФГОС НОО) ,федерального образовательного стандарта основного общего
образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от
31.12.2015 № 1577(ФГОС ООО), федерального образовательного стандарта
среднего
общего
образования
с
изменениями
,
внесенными
приказом
Минобрнауки
РФ
от
29.06.2017
№613
(ФГОС
СОО),
федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
утвержденного
приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС НОО ОВЗ) санитарно-
эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях
(СанПиН2.4.2.2821-10),
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 9 декабря
2010г. № 189, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и
Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чадана.
Цели курса:
Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии,
карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и
полученных знаний и с учетом социокультурной и экономической ситуации в
районе, регионе, в стране, в мире.
Задачи:
1. Создать систему профориентации обучающихся через внеурочную
деятельность.
2. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-
деловой
карьеры
с
учётом
конъюнктуры
рынка
труда
и
собственных
профессиональных возможностей.
3. Приобретение
практического
опыта,
соответствующего
интересам,
склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
4. Развитие
потребности
в
трудовой
деятельности,
самовоспитании,
саморазвитии и самореализации.
5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих
силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
2
6. Формирование
навыков
коммуникативной
и
управленческой
деятельности в процессе коллективной работы.
7. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии
решений.
Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, для 11
класса.
Направление: общеинтеллектуальное.
Формы организации образовательного процесса:
-интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);
-обучение на основе опыта и сотрудничества.
Виды деятельности:
- работа с дополнительной литературой
-конференции
-применение физики в практической деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В итоге изучения курса внеурочной деятельности обучающимися будут
получены следующие результаты:
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3.
Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
3
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
5.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
6.
Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Основным
результатом
выполнения
данной
программы
является
функционирование педагогической помощи в профессиональной ориентации
учащихся, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может
сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни,
хорошо
ориентируется
на
рынке
профессий,
имеет
четко
определенные
профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.
Метапредметные результаты
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты
4
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов;
анализировать
отдельные
этапы
проведения
исследований
и
интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать
проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием
прямых
измерений:
при
этом
конструировать
установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений
собирать
экспериментальную
установку,
следуя
предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины
и
анализировать
полученные
результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать
в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и
применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать
при
выполнении
учебных
задач
научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Содержание тем учебного курса
Введение
Содержание курса и формы работы, система аттестации, инструктаж по
технике безопасности.
Физика в профессии военного
Механическое
движение,
инерция,
взаимодействие
тел,
сила,
масса,
плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс
5
противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели
десантных
машин.
Характеристики
военной
техники
-
проходимость,
подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов,
скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.
Физика в профессии повара
Энергетическая
ценность
пищевых
продуктов
(внутренняя
энергия,
содержащаяся
в
продуктах).
Различная
теплопроводность
и
различная
температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность,
излучение
в
приготовлении
пищи.
Печь-гриль.
Испарение
и
кипение
в
процессе приготовления
пищи.
Электропроводность
различных
жидкостей
(чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро-
и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне.
Экскурсия в столовую.
Физика в профессии метеоролога
Наблюдения
за
изменениями
атмосферного
давления
для
предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды.
Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-
анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.
Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество.
Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.
Физика в профессии электрика
Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации.
Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные.
Электрическая
цепь.
Действие
электрического
тока
на
человека
и
электробезопасность.
Проводники
и
изоляторы.
Виды
соединений
потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы
электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и
перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные
типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.
Физика в профессии врача
Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных
процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его
отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия
приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного
давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека.
Калориметрические
измерения
в
диагностике
некоторых
заболеваний.
Тепловизор.
Дефекты
зрения.
Очки.
Оптические
приборы:
обычные
и
бинокулярные линзы,
лупы,
микроскопы,
офтальмоскоп
(глазное
зеркало).
Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Экскурсия в ФАП.
6
Создание и защита исследований и проектов.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количе
ство
часов
Дата проведения
Введение (3 часа)
план
факт
1
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на
занятиях. Планирование работы
1
07.09
2
Рассказы о физиках. Люди науки
Нобелевские лауреаты по физике.
1
08.09
3
Физика в разных профессиях
1
14.09
Физика в профессии врача ( 13 часов)
1
Физика в профессии врача. Роль физики в развитии
медицины.
1
15.09
2
Использование знаний о строении вещества в медицине.
Роль диффузных процессов в обмене веществ между
организмом и средой
1
21.09
3
Атмосферное давление в медицине.
1
22.09
4
Принцип действия приборов для забора крови. Принцип
действия шприца
1
28.09
5
Принцип действия медицинской банки
1
29.09
6
Практическая работа №8: «Изучение и объяснение
действия шприца».
1
05.10
7
Измерение кровяного давления человека. Тонометр.
1
06.10
8
Тепловые процессы в жизнедеятельности человека.
1
12.10
9
Калориметрические измерения в диагностике некоторых
заболеваний.
1
13.10
10
Дефекты зрения. Очки. Изучение свойств глаза.
1
19.10
11
Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы,
лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).
1
20.10
12
Практическая работа «Памятка советов по сохранению
зрения».
1
26.10
13
Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ.
1
27.10
Физика в профессии повара (16 часов)
7
1
Электробезопасность при приготовлении пищи.
1
09.11
2
Пожаробезопасность при приготовлении пищи.
1
10.11
3
Энергетическая ценность пищевых продуктов
(внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах).
1
16.11
4
Различная теплопроводность жидкостей (вода, масло).
1
17.11
5
Различная температура кипения жидкостей (вода,
масло).
1
23.11
6
Конвекция в приготовлении пищи.
1
24.11
7
Теплопроводность в приготовлении пищи.
1
30.11
8
Излучение в приготовлении пищи.
1
01.12
9
Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла
1
07.12
10
Печь-гриль.
1
08.12
11
Испарение в процессе приготовления пищи
1
14.12
12
Кипение в процессе приготовления пищи
1
15.12
13
Электропроводность различных жидкостей (чистая,
солёная и сладкая вода)
1
21.12
14
Источники тока из овощей и фруктов.
1
22.12
15
Практическая работа №4: «Обнаружение электрического
тока, создаваемого овощами»
1
28.12
16
Создание меню низкокалорийного завтрака. Создание
меню высококалорийного завтрака.
1
29.12
Физика в профессии метеоролога (8 часов)
1
Наблюдения за изменением атмосферного давления для
предсказания погоды
1
18.01
2
История возникновения термометра
Различные виды термометров
Различные шкалы для измерения температур.
1
19.01
3
Практическая работа №5: «Градуировка термометра».
1
25.01
4
Приборы для измерения атмосферного давления
1
26.01
8
5
Практическая работа №6: «Измерение атмосферного
давления на этажах школы».
1
01.02
6
Необходимость сведений о погоде людям различных
профессий.
1
03.02
7
Насекомые барометры. Растения-барометры.
1
08.02
8
Облака и осадки.
1
09.02
Физика в профессии электрика (12 часов)
1
Электризация различных веществ.
1
15.02
2
Вредные проявления электризации. Статическое
электричество
1
16.02
3
Заземление
1
22.02
4
Первые источники тока.
Современные источники тока
1
23.02
5
Проводники и изоляторы.
1
01.03
6
Действие электрического тока на человека.
Электробезопасность.
1
02.03
7
Виды соединений потребителей электроэнергии.
Провода и их изоляция.
1
08.03
8
Основные элементы электроснабжения.
1
09.03
9
Выключатели и предохранители.
Короткое замыкание и перегрузка цепи.
1
15.03
10
История происхождения электрической лампочки.
Различные типы современных лампочек
1
16.03
11
Производство и потребление электроэнергии
1
22.03
12
Практическая работа №7: «Сборка и испытание
действия простейшего гальванического элемента».
1
23.03
Физика в профессии строителя (5 часов)
1
Условия среды: температура, влажность, состав воздуха,
влажность веществ
1
05.04
2
Инженерная геодезия
1
06.04
3
Деформация. Сопротивление материалов
1
12.04
4
Теплозащита
1
13.04
9
5
Звукоизоляция помещений
Акустика помещений
1
19.04
Физика в профессии военного (11 часов)
1
Механическое движение и инерция в военной технике.
1
20.04
2
Сила и масса в военной технике.
1
26.04
3
Взаимодействие тел в военной технике.
1
27.04
4
Плотность и давление в военной технике.
1
03.05
5
Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в
военной технике.
1
04.05
6
Практическая работа №1: «Расчёт давления на грунт
различных видов военной техники времён ВОВ (по
иллюстрированному раздаточному материалу)».
1
10.05
7
Комплекс противотанковых управляемых реактивных
снарядов, водомётные двигатели десантных машин.
1
11.05
8
Характеристики военной техники - проходимость,
подвижность, поворотливость.
1
17.05
9
Характеристики боевых вертолетов и самолетов:
скорость и дальность полета, взлетная масса,
максимальная боевая нагрузка
1
18.05
10
Практическая работа №2: «Наблюдение изменения
объёма и давления воздуха при его сжатии».
1
24.05
11
Практическая работа №3: «Наблюдение за реактивным
движением оболочки детского воздушного шарика и
определение скорости его движения».
1
25.05
Общее количество часов
68 ч.
10
11