Напоминание

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в профессиях"


Автор: Снежана Спартаковна Куулар
Должность: учитель физики
Учебное заведение: учитель физики
Населённый пункт: Республика Тыва, г.Чадаана
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по внеурочной деятельности "Физика в профессиях"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Чадана»

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Физика в профессиях»

для 9 класса

учителя Куулар Снежаны Спартаковны

на 2021-2022 учебный год.

1

Пояснительная записка

Программа курса по внеурочной деятельности «Физика в профессиях»

разработана в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования с

изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576

(ФГОС НОО) ,федерального образовательного стандарта основного общего

образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от

31.12.2015 № 1577(ФГОС ООО), федерального образовательного стандарта

среднего

общего

образования

с

изменениями

,

внесенными

приказом

Минобрнауки

РФ

от

29.06.2017

№613

(ФГОС

СОО),

федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

утвержденного

приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС НОО ОВЗ) санитарно-

эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в

общеобразовательных

учреждениях

(СанПиН2.4.2.2821-10),

утвержденные

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 9 декабря

2010г. № 189, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и

Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Чадана.

Цели курса:

Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии,

карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и

полученных знаний и с учетом социокультурной и экономической ситуации в

районе, регионе, в стране, в мире.

Задачи:

1. Создать систему профориентации обучающихся через внеурочную

деятельность.

2. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-

деловой

карьеры

с

учётом

конъюнктуры

рынка

труда

и

собственных

профессиональных возможностей.

3. Приобретение

практического

опыта,

соответствующего

интересам,

склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

4. Развитие

потребности

в

трудовой

деятельности,

самовоспитании,

саморазвитии и самореализации.

5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих

силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

2

6. Формирование

навыков

коммуникативной

и

управленческой

деятельности в процессе коллективной работы.

7. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии

решений.

Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, для 11

класса.

Направление: общеинтеллектуальное.

Формы организации образовательного процесса:

-интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);

-обучение на основе опыта и сотрудничества.

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой

-конференции

-применение физики в практической деятельности

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В итоге изучения курса внеурочной деятельности обучающимися будут

получены следующие результаты:

Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3.

Формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,

ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести

диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах

3

возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и

экономических особенностей;

5.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным поступкам;

6.

Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Основным

результатом

выполнения

данной

программы

является

функционирование педагогической помощи в профессиональной ориентации

учащихся, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может

сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни,

хорошо

ориентируется

на

рынке

профессий,

имеет

четко

определенные

профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.

Метапредметные результаты

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы;

6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты

4

Выпускник научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и

лабораторным оборудованием;

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,

физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических

методов;

анализировать

отдельные

этапы

проведения

исследований

и

интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

ставить опыты по исследованию физических явлений или физических

свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать

проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного

оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

понимать роль эксперимента в получении научной информации;

проводить

исследование

зависимостей

физических

величин

с

использованием

прямых

измерений:

при

этом

конструировать

установку,

фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде

таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении

измерений

собирать

экспериментальную

установку,

следуя

предложенной

инструкции,

вычислять

значение

величины

и

анализировать

полученные

результаты с учетом заданной точности измерений;

анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать

в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и

применять имеющиеся знания для их объяснения;

понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,

условия их безопасного использования в повседневной жизни;

использовать

при

выполнении

учебных

задач

научно-популярную

литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Содержание тем учебного курса

Введение

Содержание курса и формы работы, система аттестации, инструктаж по

технике безопасности.

Физика в профессии военного

Механическое

движение,

инерция,

взаимодействие

тел,

сила,

масса,

плотность, давление в военной технике. Закон сохранения энергии, закон

сохранения импульса в военной технике. Реактивное движение. Комплекс

5

противотанковых управляемых реактивных снарядов, водомётные двигатели

десантных

машин.

Характеристики

военной

техники

-

проходимость,

подвижность, поворотливость. Характеристики боевых вертолётов и самолётов,

скорость и дальность полёта, взлётная масса, максимальная боевая нагрузка.

Физика в профессии повара

Энергетическая

ценность

пищевых

продуктов

(внутренняя

энергия,

содержащаяся

в

продуктах).

Различная

теплопроводность

и

различная

температура кипения жидкостей (вода, масло). Конвекция, теплопроводность,

излучение

в

приготовлении

пищи.

Печь-гриль.

Испарение

и

кипение

в

процессе приготовления

пищи.

Электропроводность

различных

жидкостей

(чистая, солёная и сладкая вода). Источники тока из овощей и фруктов. Электро-

и пожаробезопасность при приготовлении пищи. Тепловое расширение на кухне.

Экскурсия в столовую.

Физика в профессии метеоролога

Наблюдения

за

изменениями

атмосферного

давления

для

предсказания погоды. История возникновения термометра и его различные виды.

Различные шкалы для измерения температур. Жидкостный барометр и барометр-

анероид. Необходимость сведений о погоде людям различных профессий.

Насекомые и растения-барометры. Облака и осадки. Атмосферное электричество.

Погода по народным приметам. Влажность, её значение в жизни человека.

Физика в профессии электрика

Начало изучения электрических явлений. Вредные проявления электризации.

Статическое электричество. Заземление, источники тока – первые и современные.

Электрическая

цепь.

Действие

электрического

тока

на

человека

и

электробезопасность.

Проводники

и

изоляторы.

Виды

соединений

потребителей электроэнергии. Провода и их изоляция. Основные элементы

электроснабжения. Выключатели и предохранители. Короткое замыкание и

перегрузка цепи. История происхождения электрической лампочки, различные

типы современных лампочек. Производство и потребление электроэнергии.

Физика в профессии врача

Использование знаний о строении вещества в медицине. Роль диффузных

процессов в обмене веществ между организмом и средой, а также между его

отдельными частями. Атмосферное давление в медицине. Принцип действия

приборов для забора крови, шприца, медицинской банки. Измерение кровяного

давления человека. Тонометр. Тепловые процессы в жизнедеятельности человека.

Калориметрические

измерения

в

диагностике

некоторых

заболеваний.

Тепловизор.

Дефекты

зрения.

Очки.

Оптические

приборы:

обычные

и

бинокулярные линзы,

лупы,

микроскопы,

офтальмоскоп

(глазное

зеркало).

Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ. Экскурсия в ФАП.

6

Создание и защита исследований и проектов.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количе

ство

часов

Дата проведения

Введение (3 часа)

план

факт

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на

занятиях. Планирование работы

1

07.09

2

Рассказы о физиках. Люди науки

Нобелевские лауреаты по физике.

1

08.09

3

Физика в разных профессиях

1

14.09

Физика в профессии врача ( 13 часов)

1

Физика в профессии врача. Роль физики в развитии

медицины.

1

15.09

2

Использование знаний о строении вещества в медицине.

Роль диффузных процессов в обмене веществ между

организмом и средой

1

21.09

3

Атмосферное давление в медицине.

1

22.09

4

Принцип действия приборов для забора крови. Принцип

действия шприца

1

28.09

5

Принцип действия медицинской банки

1

29.09

6

Практическая работа №8: «Изучение и объяснение

действия шприца».

1

05.10

7

Измерение кровяного давления человека. Тонометр.

1

06.10

8

Тепловые процессы в жизнедеятельности человека.

1

12.10

9

Калориметрические измерения в диагностике некоторых

заболеваний.

1

13.10

10

Дефекты зрения. Очки. Изучение свойств глаза.

1

19.10

11

Оптические приборы: обычные и бинокулярные линзы,

лупы, микроскопы, офтальмоскоп (глазное зеркало).

1

20.10

12

Практическая работа «Памятка советов по сохранению

зрения».

1

26.10

13

Волоконная оптика в диагностике заболеваний ЖКТ.

1

27.10

Физика в профессии повара (16 часов)

7

1

Электробезопасность при приготовлении пищи.

1

09.11

2

Пожаробезопасность при приготовлении пищи.

1

10.11

3

Энергетическая ценность пищевых продуктов

(внутренняя энергия, содержащаяся в продуктах).

1

16.11

4

Различная теплопроводность жидкостей (вода, масло).

1

17.11

5

Различная температура кипения жидкостей (вода,

масло).

1

23.11

6

Конвекция в приготовлении пищи.

1

24.11

7

Теплопроводность в приготовлении пищи.

1

30.11

8

Излучение в приготовлении пищи.

1

01.12

9

Сравнение теплоёмкостей воды и подсолнечного масла

1

07.12

10

Печь-гриль.

1

08.12

11

Испарение в процессе приготовления пищи

1

14.12

12

Кипение в процессе приготовления пищи

1

15.12

13

Электропроводность различных жидкостей (чистая,

солёная и сладкая вода)

1

21.12

14

Источники тока из овощей и фруктов.

1

22.12

15

Практическая работа №4: «Обнаружение электрического

тока, создаваемого овощами»

1

28.12

16

Создание меню низкокалорийного завтрака. Создание

меню высококалорийного завтрака.

1

29.12

Физика в профессии метеоролога (8 часов)

1

Наблюдения за изменением атмосферного давления для

предсказания погоды

1

18.01

2

История возникновения термометра

Различные виды термометров

Различные шкалы для измерения температур.

1

19.01

3

Практическая работа №5: «Градуировка термометра».

1

25.01

4

Приборы для измерения атмосферного давления

1

26.01

8

5

Практическая работа №6: «Измерение атмосферного

давления на этажах школы».

1

01.02

6

Необходимость сведений о погоде людям различных

профессий.

1

03.02

7

Насекомые барометры. Растения-барометры.

1

08.02

8

Облака и осадки.

1

09.02

Физика в профессии электрика (12 часов)

1

Электризация различных веществ.

1

15.02

2

Вредные проявления электризации. Статическое

электричество

1

16.02

3

Заземление

1

22.02

4

Первые источники тока.

Современные источники тока

1

23.02

5

Проводники и изоляторы.

1

01.03

6

Действие электрического тока на человека.

Электробезопасность.

1

02.03

7

Виды соединений потребителей электроэнергии.

Провода и их изоляция.

1

08.03

8

Основные элементы электроснабжения.

1

09.03

9

Выключатели и предохранители.

Короткое замыкание и перегрузка цепи.

1

15.03

10

История происхождения электрической лампочки.

Различные типы современных лампочек

1

16.03

11

Производство и потребление электроэнергии

1

22.03

12

Практическая работа №7: «Сборка и испытание

действия простейшего гальванического элемента».

1

23.03

Физика в профессии строителя (5 часов)

1

Условия среды: температура, влажность, состав воздуха,

влажность веществ

1

05.04

2

Инженерная геодезия

1

06.04

3

Деформация. Сопротивление материалов

1

12.04

4

Теплозащита

1

13.04

9

5

Звукоизоляция помещений

Акустика помещений

1

19.04

Физика в профессии военного (11 часов)

1

Механическое движение и инерция в военной технике.

1

20.04

2

Сила и масса в военной технике.

1

26.04

3

Взаимодействие тел в военной технике.

1

27.04

4

Плотность и давление в военной технике.

1

03.05

5

Закон сохранения энергии, закон сохранения импульса в

военной технике.

1

04.05

6

Практическая работа №1: «Расчёт давления на грунт

различных видов военной техники времён ВОВ (по

иллюстрированному раздаточному материалу)».

1

10.05

7

Комплекс противотанковых управляемых реактивных

снарядов, водомётные двигатели десантных машин.

1

11.05

8

Характеристики военной техники - проходимость,

подвижность, поворотливость.

1

17.05

9

Характеристики боевых вертолетов и самолетов:

скорость и дальность полета, взлетная масса,

максимальная боевая нагрузка

1

18.05

10

Практическая работа №2: «Наблюдение изменения

объёма и давления воздуха при его сжатии».

1

24.05

11

Практическая работа №3: «Наблюдение за реактивным

движением оболочки детского воздушного шарика и

определение скорости его движения».

1

25.05

Общее количество часов

68 ч.

10

11



В раздел образования