Напоминание

Конфликт


Автор: Юдина Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания Социальный приют для детей и подростков"Росток в д. Рокотушка"
Населённый пункт: д. Рокотушка, Новоспасский район, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конфликт
Раздел: начальное образование





Назад




КОНФЛИКТЫ В

ДОУ И ПУТИ ИХ

РАЗРЕШЕНИЯ.

Выполнила: педагог-психолог ОГКУСО

СП «Росток» Юдина Светлана Сергеевна

ЕСЛИ В ВАШЕЙ

ЖИЗНИ НЕТ

-

КОНФЛИКТОВ

,

ПРОВЕРЬТЕ

ЕСТЬ

ЛИ У ВАС ПУЛЬС

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение)

–это столкновение противоположных интересов,

взглядов, стремлений; серьезное разногласие,

острый спор, приводящий к борьбе.

Самое неприятное в конфликте – это страх,

злоба, обида, которые испытывают люди по

отношению друг к другу. Мало того, они еще и

не скупятся на взаимные упреки и оскорбления

.

Каждый человек имеет свой жизненный опыт.

Поскольку мы воспринимаем мир

неодинаково, возможны: неверное

восприятие, недоразумения, различия в

ценностях и потребностях. Эти различия

влияют на то, как мы реагируем, чувствуем,

думаем, действуем. Чтобы быть успешными,

необходимо расширить своё видение и

восприятие мира.

Причины конфликта

1. Неумение владеть своими эмоциями.

2.Люди не подходят друг к другу по

поведению, характеру.

3.Вмешивается в конфликт кто-то третий.

4.«Ошибка настроения».

«Заглаживание» конфликта, уход от его решения может

привести к проблемам куда более серьезным:

проблемы физического плана, связанные со

здоровьем;

проблемы психологического плана (уход в себя, в

свою душевную боль, потере друзей, дружбы,

авторитета, уважение к себе и другим людям,

изменение характера человека, психическое

расстройство, суицид и т.п.);

проблемы социального плана (потеря семьи, развод,

потеря работы, потеря себя).

Неадекватное поведение в конфликте приводит к

поспешным, необдуманным действиям, ухудшает

отношения между людьми, приводит к нарушению

границ толерантности.

СХЕМА НАРАСТАНИЯ КОНФЛИКТА:

1

НЕСОГЛАСИЕ

2

НЕДОВОЛЬСТВО

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

УНИЖЕНИЕ

АГРЕССИЯ

РАЗРЫВ

РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ

КОНФЛИКТА

Нежность

Нежность

Юмор

Юмор

Компромис

с

Компромис

с

Умение

слушать

Умение

слушать

Анализ

своих

действий

Анализ

своих

действий

Третейски

й судья

Третейски

й судья

Понимание

Понимание

Согласие

Согласие

Временный

разрыв

Временный

разрыв

Главная способность в конфликте – способность к

конфронтации-объяснению.

Это умение:

1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к

лицу».

2. Стремление оценивать саму конфликтную

ситуацию, её содержание, а не человеческие качества

своего партнёра.

3. Стремление к сохранению личностных отношений

всех участников конфликта.

ПРАВИЛА ИЗБЕГАНИЯ КОНФЛИКТА

,

Необходимо успокоить человека снять напряжение в

разговоре

Дать человеку выговориться пусть даже в резкой форме;

Помочь партнёру позитивно принять себя

Попытаться понять чувства партнёра и то, что заставляет его вести

подобным образом;

Попытаться встать в позицию другого человека и посмотреть на

ситуацию, на себя, своё поведение его глазами;

Понять причину конфликта

Ненавязчиво предложить обсуждение причин конфликта и путей выходя

из него;

Ненавязчиво предложить обсуждение причин конфликта и путей выходя

из него;

КАКИЕ НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫ ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИ

РЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ?

1.

.

Умение слушать

2.

,

Умение справляться со стрессом владеть

.

своими эмоциями

3.

,

Умение сохранять уверенность в себе

.

постоять за себя

4.

Умение критиковать и правильно

.

реагировать на критику

5.

.

Умение принимать решение

6.

,

Умение уважать друг друга и начинать эту

.

науку нужно с себя

МЕТОДЫ ВЫХОДА ИХ КОНФЛИКТА

Дать выход своим чувствам,

предупреждая об этом других.

Найти авторитетного

третьего, кто поможет

разобраться в конфликте.

Поставить себя на место

другого человека.

Осознать право на

существование другой точки

зрения.

Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с

людьми.

Очень важно понять, что каждый из окружающих нас

людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё…

Е.Евтушенко

И если человек, который находится рядом с

тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже

тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными

особенностями, со своими сильными и слабыми

сторонами личности.

Реакции

людей в

ситуации

конфликт

а

Реакция

амбиции

Реакция

амбиции

Реакция

зависти

Реакция

злорадства

Реакция

захвата

Реакция

агрессии.

Реакция

присвоения.

Реакция

безразличи

я

Но ведь конфликты могут возникать не только между

взрослыми. В детском саду, к сожалению, часто

возникают споры между педагогом и ребёнком.

В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы

сталкиваемся постоянно, и порой бывает очень трудно

в них разобраться.

Причины возникновения конфликтов различные. И

длительность конфликтной ситуации также бывает

разная. Иногда конфликт может тянуться несколько

дней, а иногда завершиться за несколько минут.

В общении детей друг с другом возникают ситуации,

которые требуют согласованности действий и

проявления доброжелательного отношения к

сверстникам, умения отказаться от личных желаний

ради достижения общих целей.

ловкие

умелые

смышленые

опрятные

популярные

неопрятные

тихие

плаксивые

вредные

агрессивные

слабые

плохо владеющие игровыми

действиями и речью.

непопулярные

.

Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам

жизни среди других людей, в которые входит умение выразить

своё желание, выслушать желание другого, договориться.

При возникновении конфликтной ситуации воспитатель

должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся.

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а

затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в

раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации вы часто

видите ,что дети по- разному разрешают возникшие

проблемы.

Одни дети пытаются разрешить спор силовыми методами

для достижения своих целей.

Дети, хорошо владеющие коммуникативными методами,

улаживают свои споры и разногласия более мирными

ненасильственными способами.

Разрешение конфликта во многом зависит от умения

педагога вовремя заметить момент перерастания

разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.

В разрешении детских конфликтов каждый педагог должен

обеспечить нахождение «общего языка», который является

результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов,

воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

Присутствие других детей при конфликте превращает их из

свидетелей в участников, а конфликт приобретает

воспитательный смысл.

И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дети учились

объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им

обдумать выход из положения.

ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА

РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ

СИТУАЦИИ

Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть,

общаться», «Сам буду играть», либо привлечение

внешних средств для разрешения конфликта «Позову

воспитателя и она всё равно решить проблему», либо

агрессивное её разрешение «Всех побью и сделаю

так, как я этого хочу»)

Конструктивный выход из конфликта предполагает

продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу

другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше

поиграть»)

КАКИХ ЖЕ ПРИНЦИПОВ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ

1.Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.

2.Очень важен личный пример воспитателя ,когда его оценки касаются только

поступков детей.

3. Развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами,

правилами, регуляторами, которые помогают в конфликтной ситуации.

4.Развитие навыков общения детей со сверстниками

5.Воспитатель предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и

активно в них участвует.

6.Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и

зоны как:

«Уголок доверия» «Уголок для друзей»

«Островок доверия» «Секретная комната»

« Стол переговоров» «Коврик мира»

«Мирные стулья»;

Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в вашей

практике встречалось как можно меньше. Чтобы

каждый из вас умел вовремя заметить тот момент, когда

можно предотвратить конфликт между детьми.

Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

.

.

Аралова М А Формирование коллектива

.

.

ДОУ Психологическое сопровождение ООО

”, 2005

ТЦ Сфера

2.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание! Конфликт"

- Новосибирск, 1989 г.

3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г.

"Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993

г



В раздел образования