Автор: Юдина Светлана Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания Социальный приют для детей и подростков"Росток в д. Рокотушка"
Населённый пункт: д. Рокотушка, Новоспасский район, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конфликт
Раздел: начальное образование
КОНФЛИКТЫ В
ДОУ И ПУТИ ИХ
РАЗРЕШЕНИЯ.
Выполнила: педагог-психолог ОГКУСО
СП «Росток» Юдина Светлана Сергеевна
ЕСЛИ В ВАШЕЙ
ЖИЗНИ НЕТ
-
КОНФЛИКТОВ
,
ПРОВЕРЬТЕ
ЕСТЬ
ЛИ У ВАС ПУЛЬС
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение)
–это столкновение противоположных интересов,
взглядов, стремлений; серьезное разногласие,
острый спор, приводящий к борьбе.
Самое неприятное в конфликте – это страх,
злоба, обида, которые испытывают люди по
отношению друг к другу. Мало того, они еще и
не скупятся на взаимные упреки и оскорбления
.
•
Каждый человек имеет свой жизненный опыт.
Поскольку мы воспринимаем мир
неодинаково, возможны: неверное
восприятие, недоразумения, различия в
ценностях и потребностях. Эти различия
влияют на то, как мы реагируем, чувствуем,
думаем, действуем. Чтобы быть успешными,
необходимо расширить своё видение и
восприятие мира.
Причины конфликта
1. Неумение владеть своими эмоциями.
2.Люди не подходят друг к другу по
поведению, характеру.
3.Вмешивается в конфликт кто-то третий.
4.«Ошибка настроения».
«Заглаживание» конфликта, уход от его решения может
привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со
здоровьем;
проблемы психологического плана (уход в себя, в
свою душевную боль, потере друзей, дружбы,
авторитета, уважение к себе и другим людям,
изменение характера человека, психическое
расстройство, суицид и т.п.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод,
потеря работы, потеря себя).
Неадекватное поведение в конфликте приводит к
поспешным, необдуманным действиям, ухудшает
отношения между людьми, приводит к нарушению
границ толерантности.
СХЕМА НАРАСТАНИЯ КОНФЛИКТА:
1
•
НЕСОГЛАСИЕ
2
•
НЕДОВОЛЬСТВО
•
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
•
УНИЖЕНИЕ
•
АГРЕССИЯ
•
РАЗРЫВ
РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ
КОНФЛИКТА
Нежность
Нежность
Юмор
Юмор
Компромис
с
Компромис
с
Умение
слушать
Умение
слушать
Анализ
своих
действий
Анализ
своих
действий
Третейски
й судья
Третейски
й судья
Понимание
Понимание
Согласие
Согласие
Временный
разрыв
Временный
разрыв
Главная способность в конфликте – способность к
конфронтации-объяснению.
Это умение:
1. Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к
лицу».
2. Стремление оценивать саму конфликтную
ситуацию, её содержание, а не человеческие качества
своего партнёра.
3. Стремление к сохранению личностных отношений
всех участников конфликта.
ПРАВИЛА ИЗБЕГАНИЯ КОНФЛИКТА
,
Необходимо успокоить человека снять напряжение в
разговоре
Дать человеку выговориться пусть даже в резкой форме;
Помочь партнёру позитивно принять себя
Попытаться понять чувства партнёра и то, что заставляет его вести
подобным образом;
Попытаться встать в позицию другого человека и посмотреть на
ситуацию, на себя, своё поведение его глазами;
Понять причину конфликта
Ненавязчиво предложить обсуждение причин конфликта и путей выходя
из него;
Ненавязчиво предложить обсуждение причин конфликта и путей выходя
из него;
КАКИЕ НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫ ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИ
РЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ?
1.
.
Умение слушать
2.
,
Умение справляться со стрессом владеть
.
своими эмоциями
3.
,
Умение сохранять уверенность в себе
.
постоять за себя
4.
Умение критиковать и правильно
.
реагировать на критику
5.
.
Умение принимать решение
6.
,
Умение уважать друг друга и начинать эту
.
науку нужно с себя
МЕТОДЫ ВЫХОДА ИХ КОНФЛИКТА
Дать выход своим чувствам,
предупреждая об этом других.
Найти авторитетного
третьего, кто поможет
разобраться в конфликте.
Поставить себя на место
другого человека.
Осознать право на
существование другой точки
зрения.
Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с
людьми.
Очень важно понять, что каждый из окружающих нас
людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё…
Е.Евтушенко
И если человек, который находится рядом с
тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже
тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными
особенностями, со своими сильными и слабыми
сторонами личности.
Реакции
людей в
ситуации
конфликт
а
Реакция
амбиции
Реакция
амбиции
Реакция
зависти
Реакция
злорадства
Реакция
захвата
Реакция
агрессии.
Реакция
присвоения.
Реакция
безразличи
я
Но ведь конфликты могут возникать не только между
взрослыми. В детском саду, к сожалению, часто
возникают споры между педагогом и ребёнком.
В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы
сталкиваемся постоянно, и порой бывает очень трудно
в них разобраться.
Причины возникновения конфликтов различные. И
длительность конфликтной ситуации также бывает
разная. Иногда конфликт может тянуться несколько
дней, а иногда завершиться за несколько минут.
В общении детей друг с другом возникают ситуации,
которые требуют согласованности действий и
проявления доброжелательного отношения к
сверстникам, умения отказаться от личных желаний
ради достижения общих целей.
•
ловкие
•
умелые
•
смышленые
•
опрятные
популярные
•
неопрятные
•
тихие
•
плаксивые
•
вредные
•
агрессивные
•
слабые
•
плохо владеющие игровыми
действиями и речью.
непопулярные
.
Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам
жизни среди других людей, в которые входит умение выразить
своё желание, выслушать желание другого, договориться.
При возникновении конфликтной ситуации воспитатель
должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а
затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в
раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации вы часто
видите ,что дети по- разному разрешают возникшие
проблемы.
Одни дети пытаются разрешить спор силовыми методами
для достижения своих целей.
Дети, хорошо владеющие коммуникативными методами,
улаживают свои споры и разногласия более мирными
ненасильственными способами.
Разрешение конфликта во многом зависит от умения
педагога вовремя заметить момент перерастания
разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.
В разрешении детских конфликтов каждый педагог должен
обеспечить нахождение «общего языка», который является
результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов,
воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
Присутствие других детей при конфликте превращает их из
свидетелей в участников, а конфликт приобретает
воспитательный смысл.
И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дети учились
объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им
обдумать выход из положения.
ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть,
общаться», «Сам буду играть», либо привлечение
внешних средств для разрешения конфликта «Позову
воспитателя и она всё равно решить проблему», либо
агрессивное её разрешение «Всех побью и сделаю
так, как я этого хочу»)
Конструктивный выход из конфликта предполагает
продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу
другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше
поиграть»)
КАКИХ ЖЕ ПРИНЦИПОВ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ
1.Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.
2.Очень важен личный пример воспитателя ,когда его оценки касаются только
поступков детей.
3. Развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами,
правилами, регуляторами, которые помогают в конфликтной ситуации.
4.Развитие навыков общения детей со сверстниками
5.Воспитатель предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и
активно в них участвует.
6.Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и
зоны как:
«Уголок доверия» «Уголок для друзей»
«Островок доверия» «Секретная комната»
« Стол переговоров» «Коврик мира»
«Мирные стулья»;
Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в вашей
практике встречалось как можно меньше. Чтобы
каждый из вас умел вовремя заметить тот момент, когда
можно предотвратить конфликт между детьми.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
.
.
Аралова М А Формирование коллектива
.
.
ДОУ Психологическое сопровождение ООО
“
”, 2005
ТЦ Сфера
2.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. "Внимание! Конфликт"
- Новосибирск, 1989 г.
3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г.
"Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993
г