Напоминание

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Авторы: Шайбекян Симен Карапетович, Мельник Оксана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования,
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Поиск"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Родители очень тщательно продумывают будущее своих детей и стараются

инвестировать в их образование. Это, конечно же касается и

дополнительного образования, потому то не всегда в школах дают

достаточно знаний для понимания отдельного предмета. Часто не каждому

родителю по карману обеспечить это дополнительное образование, именно

поэтому так важно внимание государства к данному вопросу. В современном

обществе наметился переход от доступности образования к его качеству, при

этом возникают задачи проектирования индивидуального маршрута, в

котором детям гарантируется свободный выбор, инновационность,

практическая ориентация, мобильность, вариативность; таким образом

обеспечивается получение так называемого «умного образования». К

сожалению, между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны

учащимся в жизни, зачастую возникает большой разрыв. Это мнение

разделяют и сами школьники, которые сегодня ставят в приоритет

индивидуально-психологические ценности: здоровье, уверенность в себе,

любовь, далее у них по убывающей - интересная работа, материальный

достаток, дружная семья, домашний уют. Молодёжь неравнодушна к

образованию, но хотела бы, чтобы оно было более прагматичным и

практико-ориентированным. Одно только общее образование не способно

решить эту проблему. Поэтому так важно дополнительное образование,

благодаря которому учащиеся получают возможность самостоятельно

выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный

путь.

Рассмотрим достоинства дополнительного образования детей:

- дополнительное образование способно обеспечить каждому учащемуся

ситуацию успеха, содействовать самореализации личности ребёнка.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

углубляют и расширяют знания учащихся, стимулируют исследовательскую

активность школьников, а нередко и повышают мотивацию к обучению

многих школьных дисциплин.

- другая важная составляющая дополнительного образования детей – его

воспитательная роль, так как в процессе совместной творческой

деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных

качеств личности. Умение незаметно помогать ребенку в реализации его

потенциальных потребностей и творческих способностей, эмоционально и

психологически поддерживать ребенка и определяет место дополнительного

образования детей в реализации ФГОС.

- есть еще одна замечательная особенность системы дополнительного

образования детей – компенсаторная (замещающая), именно в

дополнительном образовании дети получают возможность развития тех

индивидуальных способностей, которые не всегда поддерживаются в школе.

Будучи слабо успевающим по каким-то школьным дисциплинам, в

творческой студии или в секции, в детском объединении он может оказаться

в числе лидеров. В детских объединениях дополнительного образования

теряет смысл стереотип однозначного восприятия школьника как

«троечника» или «трудного ребенка».

- дополнительное образование детей имеет еще одну важную особенность –

расширяет культурный кругозор детей. Дополнительное образование детей

способствует установлению реального взаимодействия и обогащения

истории и культуры – русской и культуры других народов. Это свойство

дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в

региональном компоненте ФГОС.

- особо важное значение имеет дополнительное образование детей для

социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников –

помогает подросткам сделать правильный выбор. Поэтому дополнительные

образовательные программы предлагают различные предложения

практической направленности, например, ремонт компьютеров,

практический дизайн, 3D-моделирование, робототехника, основы

видеомонтажа, и др.). Большим спросом у старшеклассников пользуются

знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (программирование,

журналистика, телестудия, дебаты, основы предпринимательской

деятельности, и т.д.). Для социальной адаптации школьников важно и то, что,

включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, ребята

могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества,

умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Таковы основные особенности деятельности учреждения дополнительного

образования детей, однако есть все основания говорить и о проблемах,

стоящих перед системой дополнительного образования. На мой взгляд, в

первую очередь, это – кадровые ресурсы и практико-ориентированность

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Бесспорно, педагог является главной фигурой в образовательном процессе:

от его квалификации, профессионализма, личных качеств зависит

эффективность и результативность деятельности учреждения

дополнительного образования детей. Педагог дополнительного образования

должен учиться, и учиться постоянно, при этом учеба должна основываться

не на симпатии к самообразованию. Самосовершенствование для педагога

должна стать образом жизни, как наиболее верный путь к педагогической

успешности. Успешность обучения педагога дополнительного образования

отражается на качестве образовательных услуг, новые знания должны

внедряться осмысленно: объем знаний, их осмысление и сопоставление с

ранее полученными знаниями требуют непрерывности и регулярности.

Благодаря таким шагам профессиональная подготовка педагогов

дополнительного образования повышает их конкурентоспособность как в

самом учреждении дополнительного образования детей, так и на уровне

района, города, региона. Без творчества нет педагога - мастера. На

сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в

профессиональном плане. А творчество педагога немыслимо без

нововведений. Нововведения в учреждениях дополнительного образования

детей являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой

деятельности, который отличает одно УДОД от другого. Именно поэтому

одним из главных направлений деятельности УДОД должна быть

результативная инновационная деятельность, позволяющая добиваться

качественно новых результатов. Инновационная деятельность педагога

дополнительного образования зависит от многих факторов:

- личностных(работоспособность, готовность к творчеству, высокий

эмоциональный статус);

- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами

обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить

актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы

их решения);

- существующих в конкретном учреждении дополнительного образования

детей условий: финансовая заинтересованность (доплаты, премии);

благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая

атмосфера; помощь в получении информации об инновационных

технологиях. Инновации педагога дополнительного образования детей могут

быть представлены в виде абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере

аналогов и прототипов) или относительной новизны (внесение некоторых

изменений в имеющуюся практику). Что включает в себя инновационная

деятельность педагога дополнительного образования? Это - разработка

«авторских» программ, методик, технологий, проектов, методической

продукции; внедрение новых методов, методик, средств, технологий;

проведение учебных занятий в инновационных формах; участие учащихся в

проектной и исследовательской деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут работать

самостоятельно или объединяться в творческие группы по определенной

проблеме или направлению деятельности. Погружение детей в активную

практико-ориентированную деятельность позволяет развивать у них

мотивацию к обучению и помогать достичь успеха в любой деятельности.

Создание таких инновационных площадок в системе дополнительного

образования позволяет познакомить детей и подростков с российской

экономической системой, научить их принимать самостоятельные решения,

планировать свою будущую профессиональную деятельность так, чтобы она

приносила удовольствие, радость и материальное вознаграждение, а также

представляла общественную ценность.

Таким образом, в настоящее время главной задачей системы

дополнительного образования детей становится создание инновационных

площадок и парков, в которых каждый учащийся может проявить и развить

свои способности и потребности в атмосфере свободы и творчества. Именно

при таких педагогических условиях происходит активное становление

зрелых личностей, готовых и умеющих действовать, которые смогут

обеспечить успешное будущее своей стране. Бесспорным является и тот

факт, что создаваемые культурно-образовательные площадки станут

инвестиционно-привлекательными для общества.

Литература:

Абаев А.М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений

дополнительного образования детей. / А.М. Абаев // Проблемы и

перспективы развития образования: Материалы II междунар. науч. конф. (г.

Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 100–102.

Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного

образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. № 1. С.125-131.

Егорова Е. А., Чуракова Н. И. Роль учреждений дополнительного

образования и консультационно-образовательных центров в развитии

индивидуальных способностей детей // Личность, семья и общество: вопросы

педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф.

Часть III. Новосибирск: СибАК, 2011.

Малина Н.В. Особенности работы педагогов учреждений дополнительного

образования детей и учащейся молодежи художественно-эстетического

направления // ДУМский вестник: теория и практика дополнительного

образования. – 2014. – №1 (3). – С.46–50.

Трусова Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития

дополнительного образования детей // Актуальные проблемы гуманитарных

и естественных наук. – Выпуск №1–2. – 2015.



В раздел образования