Напоминание

Весна


Автор: Доценко Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №29 "Солнечный зайчик"
Населённый пункт: городской округ Щёлково
Наименование материала: конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: Весна
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект по окружающему миру в подготовительной группе

на тему «Весна»

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года

(признаки, приметы весны, жизнь птиц… ); формировать положительно-

эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания о

характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о

весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Совершенствовать

умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на

поставленные вопросы.

Развивающие задачи: развивать зрительное внимание. Развивать

художественно-образное видение, воображение и понимание не только

содержания картин, но и образного языка, использованного художником для

передачи смысла картины и выражения настроения и отношения к

увиденному.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин.

Воспитывать интерес к живописи.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Синичкин

календарь», Знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром

злится…», чтение стихотворения Г.Ладонщикова «Весна», разучивание

загадок, примет о весне, наблюдение сезонных изменений в природе.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, музыкальное

сопровождение .

Оборудование и материалы: флешка с песней «Весенняя капель», «Голоса

птиц», картинки о весне, картина Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия:

В.- Ребята, разговаривать мы сегодня с вами будем о весне.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно очень теплые

Ноги у весны.

О каких признаках весны вы услышали в этом стихотворении.

Д.- сугробы тают, проталины появляются.

В.- С наступлением весны вся природа просыпается и оживает после долгого

сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Мы долга с вами ждали

весну? Значит, какая весна? (долгожданная). В старину считали, что весна не

приходит сама. Её зазывали в гости.Давайте, ребята, мы все вместе дружно

пригласим весну .

Весна красна!

В гости просим!

Приди скорей!

Принеси с собой…

Д.- хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, поющих птиц,

цветы.

В. – Мне кажется, что после нашего приглашения, солнышко засветило ярче.

С наступлением весны все кругом радуется, ликует. Хотя нет, я слышу чей-то

плачь, как будто капают слезки. Прислушайтесь, ребята.

Д.- Это сосульки плачут.

В.- А от чего же они плачут?

Д.- Солнышко пригревает.

В.- А как называется в природе этот признак?

Д.- Капель.

В.- Вот мы с вами и назвали некоторые признаки весны ( тает снег,

появляются проталины, светит ярче солнце, начинается капель).

В.- А еще, какие признаки весны вы знаете, посмотрите кругом.

Д.- прилетают птицы из теплых стран

- ребята строят для скворцов скворечники

- появляются первые цветы

- бегут ручьи

- на деревьях набухают почки

- на реках начинается ледокол

- ночи становятся короче, а дни длиннее

В.- Так и хочется рассказать стихотворение, которое мы с вами учили:

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

В.- Кто написал это стихотворение? Как оно называется?

Д.- «Весна». Георгий Ладонщиков.

В. - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Становитесь на коврик в кружок.

«Весенняя поляна»

Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.

Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на

весенней поляне, где все весеннее.

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и

повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова

«весенний».

Например: «День»-весенний день, «Настроение» - весеннее настроение и т.д.

(солнце, сосулька, цветы, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)

В.- Изменения весной происходят не только в природе, но и в жизни лесных

животных.

Д.- Медведь и еж. Что изменилось в их жизни? (Проснулись после спячки).

Д.-Белка, заяц. Что у них в жизни изменилось? ( Они оба весной сменили

шубки - теплые на легкие).

А волка с кем можно в пару поставить? ( с лисой, они оба охотятся на

зайцев)

А еще у зверей весной кто появляется?

Д.- (детеныши). У медведя - медвежата, у ежа – ежата, белки – бельчата, у

зайца – зайчата. У волка – волчата, у лисы – лисята.

В. Ребята, а давайте вспомним народные приметы весны?

- Летит скворец – зиме конец.

- Воробьи купаются в луже – к теплу.

- Высоко плывут облака – к хорошей погоде.

- Длинные сосульки к долгой весне.

- Дружно летят птицы весной кк большому теплу .

В. - А сейчас, ребята, присаживайтесь на стульчики, мы с вами немножко

поиграем.

Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что другое, хлопните в

ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты,

кукушки и даже совы – сплюшки! Лебеди, и утки и спасибо шутке!

А какие еще птицы прилетают?

Д.- ласточки, скворцы, лебеди, утки, соловьи ….

Ребята, а как с наступлением весны поменялось поведение птиц?

Д.- С наступлением весны птицы стали более оживленными, звонко поют

песни, не прячутся, все больше находятся на улице).

А почему они оживленные, чем они занимаются? Для чего им гнезда?

В.- Ребята, давайте мы с вами закроем глаза и представим, что мы в лесу

сидим на полянке и слушаем пение птиц.

Звучат голоса птиц.

Вам понравилось слушать пение птиц?

Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.

Если вы гуляете в лесу с родителями и случайно найдете гнездо, что нужно

сделать? ( Сразу тихонько отойти от него. Ведь птица боится человека и

улетает от гнезда до тех по, пока человек не отойдет. Никогда не берите яйца

в руки, птицы могут вообще не вернуться в гнездо.) Можно ли шуметь в

лесу, ломать ветки, рвать охапки цветов? Нужно всегда помнить, что мы в

лесу кто? Гости.)

В.- Удивительный мир природы окружает нас. Увидеть ее красоту помогают

нам художники. (Показ картины «Грачи прилетели»)

-Как называются картины , изображающие природу? ( пейзажи)

Мы сегодня с вами рассмотрим картину, которая называется «Грачи

прилетели», а написал ее Саврасов.

- Как художник показывает нам приближение весны? ( в полях растаял снег,

видны проталины, чернеет пропитанная влагой земля).

-Всмотритесь в небо. Какое оно?( небо высокое, весеннее. Оно еще не стало

чистым, но голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака).

- Что же делают грачи? ( грачи суетятся, кричат, шумят, ремонтируют гнезда,

клюют, ловят; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в

клюве).

Дид.игра «Кто больше увидит на картине ». Вам нужно перечислить все, что

вы видите на картине.

На картине все очень обычно: старая церквушка с просторами бесконечных

русских полей, неказистые березки, на которых вьют гнезда грачи, темный

тающий снег.

Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого,

близко его сердцу.

Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, которая известна во

всем мире. И я думаю, что вы не пройдете равнодушно мимо заснеженного

леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе., а задержите свой

взгляд на прекрасном, и, наверное , станете лучше и добрее.

Физкультминутка:

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Ребята, а какой сейчас месяц весны? (апрель).Какой первый, какой третий?

В народе месяц март называют как? (протальник) – почему?

Месяц апрель называют как? (ледолом, снегосгон) – почему?

Месяц май – цветень. Как вы думаете, почему?

В. Ребята, за ваши знания, терпение и старание я вручаю вам медальки-

солнышки.

На этом занятие окончено.



В раздел образования