Напоминание

Сравнительный анализ понятия "Компетенция и "Компетентность" в формате формирования и развития профессиональных коммуникативных компетенций студентов технологического колледжа


Автор: Назарова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ ПОО МТК имени В.П Омельченко
Населённый пункт: Город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ понятия "Компетенция и "Компетентность" в формате формирования и развития профессиональных коммуникативных компетенций студентов технологического колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МЕТОДОМ

ПРОЕКТОВ

Назарова Виктория Владимировна

преподаватель иностранного языка, магистр

ГБОУ ПОО Магнитогорский технологический колледж

имени В.П. Омельченко

г.Магнитогорск

Аннотация: в данной статье рассматривается экспериментальный

опыт

формирования

коммуникативных

компетенций

у

студентов

технологического колледжа с применением информационных технологий

при реализации педагогических условий.

Ключевые

слова:

коммуникативные

компетенции,

информационные технологии, студент, технологический колледж.

В связи с происходящими в российском обществе радикальными

социально-экономическими

преобразованиями,

расширением

и

открытостью границ международных контактов, стремлением к созданию

единого

информационного,

экономического

и

образовательного

пространства,

усилением

значимости

коммуникации

в

диалоге

цивилизаций и культур современного мира, образование призвано быть все

более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Возросла

значимость

формирования

у

представителей

будущего

поколения

коммуникативных компетенций как общественной нормы и личностной

ценности,

предопределяющей

эффективность

межкультурной

коммуникации.

Формирование

коммуникативных

компетенций

должно

обеспечиваться применением в образовательном процессе современных

информационных технологий, побуждающих обучающихся оптимально

использовать все виды информации и овладевать новыми способами и

методами работы с различными источниками информации и общения,

включая электронные информационные ресурсы.

Возникает потребность в организации целенаправленной работы по

формированию

коммуникативных

компетенций

у

студентов

технологического

колледжа

как

инструмента

межкультурного

профессионального общения в современном мире.

Формирование

коммуникативных

компетенций

у

студентов

технологического

колледжа

базируется

на

концептуальных

идеях

компетентностного,

системно-деятельностного,

коммуникативного,

аксиологического, культурологического подходов и ведущих принципах

(диалогичности,

коммуникативного

сотрудничества,

субъектной

активности,

рефлексивности,

обратной

связи);

предусматривает

реализацию функций (социальной, информационной, коммуникативной,

регулятивной, интерпретативной) и осуществляется продуктивно, при

реализации следующих педагогических условий:

-

развитие

медиаинформационной

грамотности

студентов

технологического колледжа посредством компьютерных и интернет

технологий;

-

организация профессионального общения студентов в культурно-

информационной среде технологического колледжа;

-

использование

опыта

общения

и

взаимодействия

в

межкультурном пространстве средствами Интернет-технологий.

Для реализации выделенных нами педагогических условий - мы

выделили в процессе формирования коммуникативных компетенций у

студентов

технологического

колледжа

три

этапа:

мотивационно-

побудительный,

деятельностно-практический,

рефлексивно-оценочный.

Мы считаем целесообразным и уместным акцентировать внимание на том,

что строгой линейности в этапах формирования коммуникативных

компетенций нет. Все этапы находятся в тесной взаимосвязи.

На

первом,

мотивационно-побудительном

этапе,

происходит

определение оптимального соотношения цели, содержания и средств,

выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на

достижение цели, проводится диагностика уровня сформированности

коммуникативных компетенций у студентов технологического колледжа.

В

содержательном

плане

формируется

мотивационно-ценностное

отношение к изучению профессиональной (в т.ч. иноязычной) лексики;

потребность в профессиональном (в т.ч. иноязычном) общении.

На

втором,

деятельностно-практическом

этапе

осуществляется

следующий алгоритм действий: планирование, пошаговое выполнение

запланированных действий, анализ и текущая диагностика изучаемого

процесса с постоянной обратной связью. Студенты приобретают знания о

коммуникативных компетенциях, лингвистических, профессиональных и

культурологических знаниях, представлениях об Интернет-технологиях и

нормах

Интернет-общения,

что

составляет

содержательную

часть

обучения. Студенты также накапливают опыт профессионального, в т.ч.

иноязычного,

общения

(индивидуально-личностного

и

группового,

реального

и

виртуального,

диалогического,

контактного

и

дистанционного).

На третьем, рефлексивно-оценочном этапе происходит личностная

рефлексия (анализ собственной деятельности и поведения, отношений),

находит выражение оценочное отношение к процессу и результату

формирования

коммуникативных

компетенций,

анализируется

соответствие результата первоначальной цели. Происходит интерпретация

и приумножение полученного опыта с постоянной обратной связью,

внесение

необходимых

корректив

в

процесс

формирования

коммуникативных компетенций у студентов технологического колледжа и

в

диагностические

процедуры,

совершенствование

способов

формирования

и

самовоспитания

коммуникативных

компетенций

у

студентов технологического колледжа.

По результатам мониторинга сформированности личностных качеств

студентов

технологического

колледжа

до

и

после

проведения

эксперимента была дана экспертная оценка (в качестве экспертов

выступали преподаватели) и самооценка сформированности у студентов

следующих

личностных

качеств:

общительность,

эмоциональная

привлекательность,

психологическая

гибкость,

способность

к

сотрудничеству, инициативность в общении, культура речи. Уровень

выраженности личностных качеств студентов технологического колледжа

после проведения эксперимента значительно вырос.

Положительные изменения в компонентах изучаемого феномена

доказывают

целесообразность

внедрения

указанных

педагогических

условий в образовательный процесс технологического колледжа.

При реализации первого педагогического условия -

развитие

медиаинформационной

грамотности

студентов

технологического

колледжа

посредством

компьютерных

и

интернет

технологий

-

проводилась

поэтапная

подготовка

студентов

ориентации

в

информационных потоках, пониманию законов и языка аудиовизуальных

средств массовой информации и коммуникации, к умению выстраивать

информационную защиту от агрессивного влияния недостоверной и

низкопробной информации, размещаемой в сети Интернет. Развитие

медиаинформационной грамотности студентов может осуществляться

только на базе развитой информационно-образовательной среды, в

которой субъекты образовательного процесса осуществляют творческую

деятельность по овладению способами и методами работы с различными

источниками

информации

(устными,

письменными,

аналоговыми

и

электронными/цифровыми).

Отбор

медиатекстов

и

других

ресурсов

способствовал

критическому

осмыслению

получаемой

информации,

пониманию студентами необходимости активизации внутренних ресурсов

для адаптации в медийном пространстве.

Реализация

второго

педагогического

условия

-

организация

профессионального общения студентов в культурно-информационной

среде технологического колледжа - потребовала введения в практику

аудиторных занятий применения аудиовизуального метода обучения и

соответствующего

изменения

программы

курсов

по

русскому,

английскому языкам, а так же профессиональных модулей. Программа

предусматривала использование разнообразия видов Интернет-источников

(хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпл, вебквест),

широкого спектра информационно-коммуникационных средств обучения

(скайп, подкасты, электронная почта, чаты, блоги и др.).

Реализация третьего педагогического условия - использование опыта

общения и взаимодействия в межкультурном пространстве средствами

Интернет-технологий - предполагала организацию в коммуникационном

пространстве

реального

иноязычного

общения

студентов

с

представителями иноязычных профессиональных сообществ посредством

реализации скайп-уроков на английском языке; видеоконференции, в ходе

которой обсуждались проблемы профессионального общения в России и

США; применения асинхронной коммуникации через электронную почту,

в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter), с помощью

форумов, чатов, блогов.

Таким

образом,

сравнительный

анализ

результатов

позволил

констатировать

позитивные

изменения

уровней

сформированности

коммуникативных компетенций у студентов технологического колледжа

по

мотивационно-ценностному,

когнитивному,

операционально-

деятельностному,

рефлексивно-оценочному

критериям

и

соответствующим

им

показателям.

Использование

критерия

χ

2

подтверждает достоверность полученных результатов.

Список литературы

1.Войтенко, Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта

профессионального становления будущего психолога, дис. … д-ра пед.

наук / Л. М. Войтенко - М, 2011. - 405 с.

2.Галимзянова,

А.И.

Педагогическая

система

формирования

иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров, дис. …

д-ра пед. наук / Галимзянова А.И. - Казань, 2009. - 438 с.

3.Емельянов,

Ю.Н.

Теория

формирования

и

практика

совершенствования коммуникативной компетентности: дис. докт. псих.

наук / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1990.-403 с

4.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая

основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.:

Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.

5.Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.:

Петрополис, 1996. — 416 с.

6.Казанская, И. А. Социальные функции интернет-технологий: дис. …

канд. филос. наук / И. А. Казанская. – М., 2011. — 190 с.



В раздел образования