Автор: Назарова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ ПОО МТК имени В.П Омельченко
Населённый пункт: Город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ понятия "Компетенция и "Компетентность" в формате формирования и развития профессиональных коммуникативных компетенций студентов технологического колледжа
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА МЕТОДОМ
ПРОЕКТОВ
Назарова Виктория Владимировна
преподаватель иностранного языка, магистр
ГБОУ ПОО Магнитогорский технологический колледж
имени В.П. Омельченко
г.Магнитогорск
Аннотация: в данной статье рассматривается экспериментальный
опыт
формирования
коммуникативных
компетенций
у
студентов
технологического колледжа с применением информационных технологий
при реализации педагогических условий.
Ключевые
слова:
коммуникативные
компетенции,
информационные технологии, студент, технологический колледж.
В связи с происходящими в российском обществе радикальными
социально-экономическими
преобразованиями,
расширением
и
открытостью границ международных контактов, стремлением к созданию
единого
информационного,
экономического
и
образовательного
пространства,
усилением
значимости
коммуникации
в
диалоге
цивилизаций и культур современного мира, образование призвано быть все
более интернациональным, многоязычным и поликультурным. Возросла
значимость
формирования
у
представителей
будущего
поколения
коммуникативных компетенций как общественной нормы и личностной
ценности,
предопределяющей
эффективность
межкультурной
коммуникации.
Формирование
коммуникативных
компетенций
должно
обеспечиваться применением в образовательном процессе современных
информационных технологий, побуждающих обучающихся оптимально
использовать все виды информации и овладевать новыми способами и
методами работы с различными источниками информации и общения,
включая электронные информационные ресурсы.
Возникает потребность в организации целенаправленной работы по
формированию
коммуникативных
компетенций
у
студентов
технологического
колледжа
как
инструмента
межкультурного
профессионального общения в современном мире.
Формирование
коммуникативных
компетенций
у
студентов
технологического
колледжа
базируется
на
концептуальных
идеях
компетентностного,
системно-деятельностного,
коммуникативного,
аксиологического, культурологического подходов и ведущих принципах
(диалогичности,
коммуникативного
сотрудничества,
субъектной
активности,
рефлексивности,
обратной
связи);
предусматривает
реализацию функций (социальной, информационной, коммуникативной,
регулятивной, интерпретативной) и осуществляется продуктивно, при
реализации следующих педагогических условий:
-
развитие
медиаинформационной
грамотности
студентов
технологического колледжа посредством компьютерных и интернет
технологий;
-
организация профессионального общения студентов в культурно-
информационной среде технологического колледжа;
-
использование
опыта
общения
и
взаимодействия
в
межкультурном пространстве средствами Интернет-технологий.
Для реализации выделенных нами педагогических условий - мы
выделили в процессе формирования коммуникативных компетенций у
студентов
технологического
колледжа
три
этапа:
мотивационно-
побудительный,
деятельностно-практический,
рефлексивно-оценочный.
Мы считаем целесообразным и уместным акцентировать внимание на том,
что строгой линейности в этапах формирования коммуникативных
компетенций нет. Все этапы находятся в тесной взаимосвязи.
На
первом,
мотивационно-побудительном
этапе,
происходит
определение оптимального соотношения цели, содержания и средств,
выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на
достижение цели, проводится диагностика уровня сформированности
коммуникативных компетенций у студентов технологического колледжа.
В
содержательном
плане
формируется
мотивационно-ценностное
отношение к изучению профессиональной (в т.ч. иноязычной) лексики;
потребность в профессиональном (в т.ч. иноязычном) общении.
На
втором,
деятельностно-практическом
этапе
осуществляется
следующий алгоритм действий: планирование, пошаговое выполнение
запланированных действий, анализ и текущая диагностика изучаемого
процесса с постоянной обратной связью. Студенты приобретают знания о
коммуникативных компетенциях, лингвистических, профессиональных и
культурологических знаниях, представлениях об Интернет-технологиях и
нормах
Интернет-общения,
что
составляет
содержательную
часть
обучения. Студенты также накапливают опыт профессионального, в т.ч.
иноязычного,
общения
(индивидуально-личностного
и
группового,
реального
и
виртуального,
диалогического,
контактного
и
дистанционного).
На третьем, рефлексивно-оценочном этапе происходит личностная
рефлексия (анализ собственной деятельности и поведения, отношений),
находит выражение оценочное отношение к процессу и результату
формирования
коммуникативных
компетенций,
анализируется
соответствие результата первоначальной цели. Происходит интерпретация
и приумножение полученного опыта с постоянной обратной связью,
внесение
необходимых
корректив
в
процесс
формирования
коммуникативных компетенций у студентов технологического колледжа и
в
диагностические
процедуры,
совершенствование
способов
формирования
и
самовоспитания
коммуникативных
компетенций
у
студентов технологического колледжа.
По результатам мониторинга сформированности личностных качеств
студентов
технологического
колледжа
до
и
после
проведения
эксперимента была дана экспертная оценка (в качестве экспертов
выступали преподаватели) и самооценка сформированности у студентов
следующих
личностных
качеств:
общительность,
эмоциональная
привлекательность,
психологическая
гибкость,
способность
к
сотрудничеству, инициативность в общении, культура речи. Уровень
выраженности личностных качеств студентов технологического колледжа
после проведения эксперимента значительно вырос.
Положительные изменения в компонентах изучаемого феномена
доказывают
целесообразность
внедрения
указанных
педагогических
условий в образовательный процесс технологического колледжа.
При реализации первого педагогического условия -
развитие
медиаинформационной
грамотности
студентов
технологического
колледжа
посредством
компьютерных
и
интернет
технологий
-
проводилась
поэтапная
подготовка
студентов
ориентации
в
информационных потоках, пониманию законов и языка аудиовизуальных
средств массовой информации и коммуникации, к умению выстраивать
информационную защиту от агрессивного влияния недостоверной и
низкопробной информации, размещаемой в сети Интернет. Развитие
медиаинформационной грамотности студентов может осуществляться
только на базе развитой информационно-образовательной среды, в
которой субъекты образовательного процесса осуществляют творческую
деятельность по овладению способами и методами работы с различными
источниками
информации
(устными,
письменными,
аналоговыми
и
электронными/цифровыми).
Отбор
медиатекстов
и
других
ресурсов
способствовал
критическому
осмыслению
получаемой
информации,
пониманию студентами необходимости активизации внутренних ресурсов
для адаптации в медийном пространстве.
Реализация
второго
педагогического
условия
-
организация
профессионального общения студентов в культурно-информационной
среде технологического колледжа - потребовала введения в практику
аудиторных занятий применения аудиовизуального метода обучения и
соответствующего
изменения
программы
курсов
по
русскому,
английскому языкам, а так же профессиональных модулей. Программа
предусматривала использование разнообразия видов Интернет-источников
(хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпл, вебквест),
широкого спектра информационно-коммуникационных средств обучения
(скайп, подкасты, электронная почта, чаты, блоги и др.).
Реализация третьего педагогического условия - использование опыта
общения и взаимодействия в межкультурном пространстве средствами
Интернет-технологий - предполагала организацию в коммуникационном
пространстве
реального
иноязычного
общения
студентов
с
представителями иноязычных профессиональных сообществ посредством
реализации скайп-уроков на английском языке; видеоконференции, в ходе
которой обсуждались проблемы профессионального общения в России и
США; применения асинхронной коммуникации через электронную почту,
в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter), с помощью
форумов, чатов, блогов.
Таким
образом,
сравнительный
анализ
результатов
позволил
констатировать
позитивные
изменения
уровней
сформированности
коммуникативных компетенций у студентов технологического колледжа
по
мотивационно-ценностному,
когнитивному,
операционально-
деятельностному,
рефлексивно-оценочному
критериям
и
соответствующим
им
показателям.
Использование
критерия
χ
2
подтверждает достоверность полученных результатов.
Список литературы
1.Войтенко, Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта
профессионального становления будущего психолога, дис. … д-ра пед.
наук / Л. М. Войтенко - М, 2011. - 405 с.
2.Галимзянова,
А.И.
Педагогическая
система
формирования
иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров, дис. …
д-ра пед. наук / Галимзянова А.И. - Казань, 2009. - 438 с.
3.Емельянов,
Ю.Н.
Теория
формирования
и
практика
совершенствования коммуникативной компетентности: дис. докт. псих.
наук / Ю.Н. Емельянов. - Л., 1990.-403 с
4.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.:
Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.
5.Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.:
Петрополис, 1996. — 416 с.
6.Казанская, И. А. Социальные функции интернет-технологий: дис. …
канд. филос. наук / И. А. Казанская. – М., 2011. — 190 с.