Автор: Назарова Виктория Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУ ПОО МТК имени В.П Омельченко
Населённый пункт: Город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у студентов положительной мотивации к ведению здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную деятельность и уроки иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное
Формирование у студентов положительной мотивации к ведению
здорового образа жизни через
физкультурно – оздоровительную
деятельность и уроки иностранного языка.
Уважаемые участники ОМО
Физическое воспитание, развитие и формирование здорового образа жизни
студентов – один из важнейших приоритетов государственной политики. С
этим связана не только профилактика большого количества заболеваний, но
также и решение многих социальных, производственных и личностных
проблем: трудоспособности, производительности труда, комфортности
жизни и её продолжительности.
В нашем колледже большое внимание уделяется физкультурно –
оздоровительной работе. Обладая широким спектром форм и вариантов, она
позволяет учесть интересы и возможности самых разных социальных и
возрастных групп.
Как известно, выбор будущей профессии напрямую зависит от состояния
здоровья подростков. Беспокоит тот факт, что за последние годы количество
лиц молодого возраста, имеющих ограничения по состоянию здоровья
увеличилось на треть.
Поэтому важно формировать у студентов желание вести здоровый образ
жизни. А физкультурно – оздоровительная деятельность в этом случае
является мощным средством включения личности в двигательную
активность.
Здоровье нации это не всегда состояние медицины в стране,
наследственность или влияние окружающей среды. Здоровый образ жизни
(ЗОЖ) определяется как совокупность физического, нравственного и
социального здоровья человека. Вот таблица соотношения факторов
влияющих на здоровье человека.
Из этого мы можем сделать вывод, что отношение к здоровому образу жизни
есть важнейшее условие укрепления здоровья.
Всемирная организация здравоохранения выделяет 10 принципов ЗОЖ, а
именно:
1.
Здоровое питание.
2.
Занятия физкультурой.
3.
Режим дня.
4.
Отказ от вредных привычек
5.
Устойчивость к стрессу.
6.
Личная гигиена.
7.
Интеллектуальное развитие
8.
Духовное самочувствие
9.
Возможность самореализации
Образ жизни современного студента далёк от идеала. Кроме того, в понятие
здорового образа жизни большинство граждан – а не только студенты –
вкладывают только соблюдение диеты, отказ от вредных привычек и
повышение физической активности. Однако человек – это не просто
высокоорганизованный биологический организм. Человек социальное
существо, и социальные связи, значимость человека в обществе, его
нравственные ориентиры оказывают огромное влияние на физическое и
психическое самочувствие.
Поэтому особенно важно мотивировать студентов не только по физическим,
но и по социальным и нравственным показателям. Изучение иностранного
языка позитивно сказывается на когнитивных показателях студентов, это
своего рода «гимнастика для мозга». Изучение иностранного языка
затрагивает такую сферу ЗОЖ как адаптация, духовное самочувствие,
социальная реализация и интеллектуальное развитие.
Человек устроен так, что даже для того, чтобы сохранять достигнутое, он
должен двигаться вперед – иначе течение жизни снесет его назад. И этот
принцип работает во всех сферах, включая интеллектуальную и физическую.
Согласно последним исследованиям, изучение иностранного языка и
математики (в любом возрасте) может профилактировать развитие болезни
Альцгеймера, повышает социальную значимость личности.
В нашем колледже мы провели экспериментальный бинарный урок
«Физкультура и Английский язык». На первый взгляд сочетание
несочетаемого, но это не совсем так.
Урок был построен в формате тренировки хатха-йога. На такой тренировке
каждая поза (асана) выдерживается несколько секунд, а инструктор
объясняет, как отстроить тело для достижения наилучшего результата. На
этом уроке объяснение отстроек (команды) мы производили по-английски.
Таким образом, достигалось наиболее эффективное запоминание лексики по
теме «Тело» и грамматического материала по теме «Повелительное
наклонение.
Кроме того, согласно последним исследованиям, тренировки хатха-йога
способны активно снижать уровень стресса, показаны индивидам с ОВЗ.
С недавних пор в стране возобновляются нормативы ГТО, это не только
стимулирует население страны вести здоровый образ жизни, но и имеет
практическое значение для молодёжи. Каждый «значкист» ГТО получает
дополнительно до 10 баллов при поступлении в высшие учебные заведения.
И кто как не мы можем и должны им в этом помочь.
При составлении планов учебных занятий я учитываю профиль
получаемого профессионального образования. Для каждой группы мной
разработан комплекс упражнений, направленный на профилактику
профессиональных заболеваний.
Все представленные в нашем колледже специальности предусматривают
достаточно большую нагрузку на опорно – двигательный аппарат,
поясничный отдел, мышцы спины. Для этого разработан специальный
комплекс упражнений для укрепления данных групп мышц.
Но это всё предусмотрено для основной группы ,а как быть с теми кто
входит в подготовительную группу, или вообще освобождён от физкультуры
по состоянию здоровья. Пустить на самотёк? Нет.
К этой группе студентов должен быть особый подход. Конечно, для них
предусмотрен облегчённый режим занятий, но как показывает практика у
этих студентов более высокая мотивация к выполнению заданий.
Практически в каждой группе есть один, два студента из этой категории, и
они не всегда хотят с этим мириться.
Несколько примеров.
В группе 244 ( повар кондитер) на соревнованиях по прыжкам в высоту один
из студентов данной категории намеренно не дистанцировался от своих
сокурсников. Да, он преодолевал планку доступным ему способом, но
высоты брал те, которые были не под силу более здоровым юношам, тем
самым вызывая восторг и одобрение сокурсников.
В группе ТФ 14 ( Техника и искусство фотографии) есть ещё более слабый,
по состоянию здоровья студент, но он ревностно относится к тому, что его
относят к слабым студентам и намеренно старается выполнять все задания
преподавателя.
Это ли не лучшая мотивация для остальных подростков. Задача педагога
поддерживать и развивать у студентов такое стремление. Таких примеров я
могу привести множество.
Конечно, не стоит забывать о роли преподавателя, как примера для
подражания. Я до сих пор не даю ни одного упражнения, которое не смогу
показать сам. Практически все комплексы которые предлагаются студентам я
сначала испытываю на себе, учитывая возраст, пол и уровень физической
подготовленности учащихся. Поэтому пример педагога – есть лучший способ
мотивировать студента к саморазвитию.
Одним из важнейших элементов мотивации является соревновательность.
Поэтому мы, на базе колледжа практикуем различные состязания в силе,
ловкости и выносливости, как внутри групп, так и среди отделений. А для
юношей это ещё и неплохая подготовка к службе в армии.
Кроме того не секрет, что среди студенток, не только нашего колледжа
есть немало беременных девушек.
Беременность – это не болезнь, а временное изменение в состоянии здоровья
и в этот период крайне необходимо уделять особое внимание своему
здоровью и здоровью будущего ребёнка. Для таких студентов предусмотрен
комплекс, позволяющий дать будущим мамам необходимый мышечный
тонус, и облегчить предстоящие роды.
Защита собственного здоровья – это обязательство каждого из нас, и не
надо перекладывать эту задачу на других. Ведь бывает так, что человек сам
себя уже к 30 годам доводит, неправильным образом жизни до безнадёжного
состояния. И поэтому необходимо заботиться о своём здоровье в любом
возрасте, ведь «быстрого и ловкого болезнь не догонит».