Напоминание

Нетрадиционный подход. Об ансамблевом исполнении особых ритмических фигур


Автор: Погорелова Людмила Артуровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГПОУ "Саратовский областной колледж искусств"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нетрадиционный подход. Об ансамблевом исполнении особых ритмических фигур
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Нетрадиционный подход. Об ансамблевом исполнении

особых ритмических фигур.

Работу выполнила:



Погорелова Людмила Артуровна



Саратов 2015

Ритмические фигуры -дуоли, триоли, квартоли. Простые, понятные,

встречающиеся в повседневной учебной и исполнительской практике.

Понимание и исполнение их, повторяющихся или встречающихся

одиночно, не вызывает никаких затруднений.

Но нередко приходится иметь дело с исполнением этих фигур в

зависимости одна от другой, звучащих одновременно в разных голосах;

триоль - с дуолью, дуоль -с триолью, триоль о квартолью и т.п*... И вот

зависимость эта уже вызывает некоторую проблему. Часто фигуры

эти исполняются интуитивно, нечетко, порой приблизительно

неритмично, и, следовательно, наносят ущерб качеству исполнения, так

как разрушают один из компонентов исполнения - ритмическую

структуру, которая во взаимодействии с другими важнейшими

компонентами - интонацией, динамикой, формой, доведенными до

уровня художественной выразительности, является совершенством

/идеалом/ исполнения музыкального произведения.

Совершенство исполнения художественного произведения - это что?...

Единство формы и содержания?... А может - борьба содержания и

формы?... Если все явления есть борьба противоположностей, то может

совершенство исполнения художественного произведения есть гармония

борьбы противоположностей, и гармония и борьба - понятия единые и

неделимые, и решать "что есть что” - все равно что решать вопрос о

смысле жизни или пытаться объять необъятное?...

Итак, различие фигур дуоли, триоли и т.п. очевидно - решить же

вопрос об их соизмеримости и будет решением вопроса об абсолютно

точном управлении их исполнением в ансамблевой зависимости одна от

другой. Не вызывает затруднений одновременное зависимое исполнение

симметричных фигур.


Здесь мы имеем дело с обычным сопоставлением, где на единицу

времени следует играть дуоль, триоль или другую какую-либо

ритмическую фигуру.

Иначе обстоит дело при сочетании фигур несимметричных, в тактах с

дуольной структурой - триолей, в тактах триольных - дуолей.

звестно, что музыкальное исполнение немыслимо без счета, точнее

сказать, немыслимо без приведения исполняемой нотной записи в

ритмическое соответствие с "внутренним пульсом" исполнителя,

который настраивается в соответствии с темпом исполняемого

музыкального произведения.
Как способный оркестровый музыкант самым точнейшим образом настраивает свой инструмент, находя точнейшее "ля" из общего оркестрового "шумка", разыгрывающихся перед выступлением оркестра музыкантов, так способный ансамблист четко ощущает общий точный пульс в звучании ансамбля и живет синхронно вместе с ним, выполняя все многообразие изменений. Хочется еще раз коснуться вопроса о счете, вернее о вредной привычке считать, стуча ногой. Способ этот, может быть удобен и нагляден для осознания счета на первых шагах обучения, многие прошли, не минуя его. /Кто из оркестровых музыкантов не стучал ногой - пусть бросит камень!/. Но следует не допускать превращения этого способа во вредную привычку. Так как, во-первых, способ этот не дает возможности развивать и укреплять привычку слушать внутренний пульс при индивидуальном музицировании, во-вторых, при ансамблевом музицировании, исполнителю, играющему под свой стук, трудно слышать партнеров, так как он занят приведением в соответствие своего исполнения со своим стуком, зачастую несовпадающим с
общим пульсом ансамбля. Следует же играть под свой внутренний пульс, настроенный на прослушиваемый пульс звучащего ансамбля. Не говоря уже о том, что стук мешает, а порой и сбивает рядом сидящих и слушающих исполнителей. Да и в особо тонких и глубоко выразительных местах piano, слышимый стук ногами является проявлением плохого воспитания. Вот поэтому, как можно раньше следует культивировать привычку играть под внутренний пульс или, сказать по-иному, под внутреннее ощущение темпа.
Представляется целесообразным в процессе обучения музыке в

детских школах, музучилищах, да и в консерваториях применение

метронома. Не как музейного экспоната для любознательных, а как

повседневно необходимого инструмента стабилизации и воспитания

чувства темпа(пульса) у учащихся в каждом классе, приучающего играя

– слушать, беспристрастного судью точного темпа, не способного стучать

исполнителю помедленнее, потому что трудный пассаж.

Хотя и здесь, чрезмерное увлечение метрономом может дать обратный

эффект.

1.

Дуоль и триоль

В выше приведенном примере на дуоль (3-я и 4-я доли) следует уложить

триоль. Представим каждую ритмическую долю в виде триоли, т.е.

мысленно переходим путем дробления на учащенный триольный пульс.


По возможности этот переход лучше сделать несколько раньше

исполнения синкопы.

Перераспределим этот пульс по исполняемой триоли на три группы по

две восьмых, превращаем «дуоль в триоль», они точно уложатся в

исполняемую триоль.

2.

Триоль и дуоль .

В метре 6/4(6/8) на триоль (4-я, 5-я и 6-я доли) следует уложить дуоль.


Поступаем аналогично. Представляем каждую ритмическую долю в виде

дуоли, т.е. переходим на дуольный пульс.


Перераспределяем этот пульс на две группы, по три восьмых. Триоль

перегруппировывается в дуоль.

Итак, кратко, для удобства практического использования можно

сформулировать вывод следующим:

Каждую долю ритмической фигуры основного метра мысленно дробим на

число долей синкопированной фигуры и этот пульс укладываем по числу

долей фигуры основного метра.

3.

Триоль и квартоль


4.

Квартоль и триоль

Подобные ритмические фигуры других метров решаются аналогично.

Вывод – еще более сжато:

Дробим – на число синкопы,

Укрупняем – на число основной фигуры.


В раздел образования