Напоминание

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления


Автор: Шумилкина Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Жигули СПДС "Колосок"
Населённый пункт: с. Жигули Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Шумилкина Анна Васильевна Воспитатель. Уткина Людмила Витальевна. Воспитатель. ГБОУ ООШ с. Жигули СПДС «Колосок». Эколого – развивающее пространство в дошкольном образовании одно из условий экологического воспитания детей. Именно создание развивающей среды в группе, на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С.Н.Новоселова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика»; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств в обеспечении разнообразной деятельности ребенка. Специфика программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает «биоцентрический» взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве объектов природы, находящихся в групповой комнате и участке ДОУ. В основу создания развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому один из ведущих аспектов педагогической деятельности - связь экологического образования с другими направлениями: познавательным, оздоровительным, речевым, практическим. Создание, таким образом, эколого - развивающей среды обеспечивает инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников. В нашем ДОУ она выстроена с учетом ряда особенностей: -приоритетного осуществления экологического развития воспитанников и сохранения здоровья детей; -сочетаемости задач реализуемой основной общеобразовательной программы; -регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы); -ресурсного обеспечения педагогического процесса (условия в ДОУ). Целью является формирование качественного уровня экологической культуры дошкольников через создание инновационных пространств. Задачи: -создание условий в группе, на прогулочных площадках для экологического образования дошкольников; -осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы; -воспитание осознанно-бережного отношения к природе, чувства взаимопомощи, сотворчества. Для осуществления этих целей привлекались педагоги и родители для создания развивающих экологических пространств: -Дизайн группового уголка природы; -Дизайн участка; -Дизайн-оформление цветника: -Лучшая прогулочная площадка; -Создание экологического музея; -Оборудование экологической тропы; -Создание птичьего столба (специально устроенный столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц). Особенность детей дошкольного возраста в том, что овладение экологическими знаниями и умениями, нормами и правилами поведения в природе должно происходить в игровой форме, при выполнении разных видов практической деятельности природоохранной направленности на примере взрослого-педагога и родителя (изготовление кормушек для птиц, искусственных гнездовий, подкормка птиц, уборка мусора после пикника и т.д.).
Такая работа научит детей не только восхищаться красотами природы, ее большими и малыми созданиями даже не просто охранять природу, а изучать ее, самостоятельно раскрывать ее тайны. В своей работе мы используем такие формы работы: -Познавательные экологические занятия. -Экскурсии. -Чтение рассказов о разнообразии природы родного края. -Разучивание песен и стихов о родном крае. -Экологические викторины. -Сбор информации беседы об истории села, края. -Посещении библиотеки. -Дидактические игры «Играя, познаем мир родной природы», «Что за животное или птица?», «Подбери пару» и другие. -Конкурсы поделок из природного материала. -Конкурсы поделок из бросового материала «Нет мусора в национальном парке «Самарская Лука». -Конкурсы рисунков «Красная книга Самарской области», «Животные Самарской Луки». -Участие воспитанников ДОУ в региональном конкурсе «Дни защиты от экологической опасности». -Беседы и презентации с игровыми моментами с участием специалистов национального парка. -Игровая программа «Тропинками Самарской Луки» в летнее время. -День птиц. -День земли. -Акция «Покормите птиц зимой». -Изготовление кормушек. Каждое созданное в ДОУ экологическое пространство может иметь широкое значение в целом для экологического образования населения, (а не только для воспитанников детского сада). Комната природы, экологическая тропинка, площадка природы, мини огород могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов, практических занятий для учащихся из ближайшей школы. Детский сад-это открытая социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с социумом тем интенсивнее и интереснее осуществляется его собственное развитие. Поэтому в своей работе мы стараемся довести до сознания детей и родителей знания о том, что природное и культурное наследие, которым мы гордимся и обладаем – имеет огромную национальную ценность и нуждается в охране. Литература: 1.ФГОС ДО. 2.Николаева С.Н. « Система экологического воспитания дошкольников». М.Мозаика – Синтез,2011. 3.«Юный эколог».М.Мозаика –Синтез»,2010. 4.«Методика экологического воспитания дошкольников». М.;ИЦ «Академия», 2009.


В раздел образования