Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления
Автор: Шумилкина Анна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Жигули СПДС "Колосок" Населённый пункт: с. Жигули Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления Раздел: дошкольное образование
Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Шумилкина Анна Васильевна
Воспитатель.
Уткина Людмила Витальевна.
Воспитатель.
ГБОУ ООШ с. Жигули СПДС «Колосок».
Эколого – развивающее пространство в дошкольном образовании одно из условий
экологического воспитания детей. Именно создание развивающей среды в группе, на
прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми.
С.Н.Новоселова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его
духовного, физического облика»; обогащенная среда предполагает единство социальных и
природных средств в обеспечении разнообразной деятельности ребенка. Специфика
программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает
«биоцентрический» взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой
обитания. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в
достаточном количестве объектов природы, находящихся в групповой комнате и участке
ДОУ. В основу создания развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому один из
ведущих аспектов педагогической деятельности - связь экологического образования с
другими направлениями: познавательным, оздоровительным, речевым, практическим.
Создание, таким образом, эколого - развивающей среды обеспечивает инновационные
подходы к экологическому образованию дошкольников. В нашем ДОУ она выстроена с
учетом ряда особенностей:
-приоритетного осуществления экологического развития воспитанников и сохранения
здоровья детей;
-сочетаемости задач реализуемой основной общеобразовательной программы;
-регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);
-ресурсного обеспечения педагогического процесса (условия в ДОУ).
Целью является формирование качественного уровня экологической культуры
дошкольников через создание инновационных пространств.
Задачи:
-создание условий в группе, на прогулочных площадках для экологического образования
дошкольников;
-осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы;
-воспитание осознанно-бережного отношения к природе, чувства взаимопомощи,
сотворчества.
Для осуществления этих целей привлекались педагоги и родители для создания
развивающих экологических пространств:
-Дизайн группового уголка природы;
-Дизайн участка;
-Дизайн-оформление цветника:
-Лучшая прогулочная площадка;
-Создание экологического музея;
-Оборудование экологической тропы;
-Создание птичьего столба (специально устроенный столб с кормушкой, водопоем и
домиком для птиц).
Особенность детей дошкольного возраста в том, что овладение экологическими знаниями
и умениями, нормами и правилами поведения в природе должно происходить в игровой
форме, при выполнении разных видов практической деятельности природоохранной
направленности на примере взрослого-педагога и родителя (изготовление кормушек для
птиц, искусственных гнездовий, подкормка птиц, уборка мусора после пикника и т.д.).
Такая работа научит детей не только восхищаться красотами природы, ее большими и
малыми созданиями даже не просто охранять природу, а изучать ее, самостоятельно
раскрывать ее тайны.
В своей работе мы используем такие формы работы:
-Познавательные экологические занятия.
-Экскурсии.
-Чтение рассказов о разнообразии природы родного края.
-Разучивание песен и стихов о родном крае.
-Экологические викторины.
-Сбор информации беседы об истории села, края.
-Посещении библиотеки.
-Дидактические игры «Играя, познаем мир родной природы», «Что за животное или
птица?», «Подбери пару» и другие.
-Конкурсы поделок из природного материала.
-Конкурсы поделок из бросового материала «Нет мусора в национальном парке
«Самарская Лука».
-Конкурсы рисунков «Красная книга Самарской области», «Животные Самарской Луки».
-Участие воспитанников ДОУ в региональном конкурсе «Дни защиты от экологической
опасности».
-Беседы и презентации с игровыми моментами с участием специалистов национального
парка.
-Игровая программа «Тропинками Самарской Луки» в летнее время.
-День птиц.
-День земли.
-Акция «Покормите птиц зимой».
-Изготовление кормушек.
Каждое созданное в ДОУ экологическое пространство может иметь широкое значение в
целом для экологического образования населения, (а не только для воспитанников
детского сада). Комната природы, экологическая тропинка, площадка природы, мини
огород могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских
собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов,
практических занятий для учащихся из ближайшей школы. Детский сад-это открытая
социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с
социумом тем интенсивнее и интереснее осуществляется его собственное развитие.
Поэтому в своей работе мы стараемся довести до сознания детей и родителей знания о
том, что природное и культурное наследие, которым мы гордимся и обладаем – имеет
огромную национальную ценность и нуждается в охране.
Литература:
1.ФГОС ДО.
2.Николаева С.Н. « Система экологического воспитания дошкольников». М.Мозаика –
Синтез,2011.
3.«Юный эколог».М.Мозаика –Синтез»,2010.
4.«Методика экологического воспитания дошкольников». М.;ИЦ «Академия», 2009.