Напоминание

Дизартрия. Причины, симптомы и методы лечения.


Автор: Таранич Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 30 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Дизартрия. Причины, симптомы и методы лечения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДИЗАРТРИЯ

.

ПРИЧИНЫ

,

СИМПТОМЫ

И

МЕТОДЫ

ЛЕЧЕНИЯ

.

Учитель-логопед МАДОУ № 30 «Улыбка» – Таранич Ю.В.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно

пугающий родителей.

Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в

тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении

артикуляции, изменении интонации и темпа речи. Оно возникает в результате

нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной

системы.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая,

часто с носовым оттенком. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что

страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом. Для её

характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту».

Наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также

сложности с жевательными и глотательными движениями.

Учитывая распространенность этого дефекта, проблема дизартрии, организация

логопедической помощи этим детям остаются весьма актуальными.

Наиболее

частыми

причинами

возникновения

дизартрии

являются

перинатальные (во время беременности) патологии, такие как:

•гипоксия плода (кислородное голодание плода);

•токсикозы беременности;

•резус-конфликт;

•соматические болезни матери;

•травмы при родах;

•патологическое течение родов;

•асфиксия новорожденного;

•гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);

•недоношенность.

•хронические заболевания матери: сердечно - сосудистые заболевания, тяжелые

желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы,

алкоголизм.

•психические и физические травмы во время беременности.

Основные симптомы дизартрии у детей:

1. Нарушение артикуляционной моторики:

•спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением

мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;

•гипотония

артикуляционных

мышц

характеризуется

вялостью,

неподвижностью

языка,

полуоткрытым

ртом,

гиперсаливацией

(повышенное

слюноотделение), несмыканием губ, назализацией голоса;

2. Звуковая сторона речи сопровождается искажениями, пропусками, заменой

звуков. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков,

межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Дефекты

звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения.

Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность

снижена. Словарь детей отстает от возрастной нормы.

Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и

повторений слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе

показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.). Таким

образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной

дифференциации звуков.

Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в

согласовании имени существительного с числительным и др.

3. Нарушение речевого дыхания. Голос при дизартрии тихий, слабый,

монотонный. Часто дети говорят в нос.

4. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется

неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Детям - дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру,

малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы. Это

связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.

Кроме

того,

многие

дети

испытывают

трудности

с

пространственной

ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).

Также дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, не могут

контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков

впоследствии плохой почерк.

Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен

музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения,

они неуклюжи.

Методы коррекции и лечения дизартрии.

Как вылечить дизартрию у ребенка? Для хорошего результата необходимо

комплексное воздействие, сочетающего комплексную медикаментозную терапию и

логопедическую коррекцию.

Поскольку дизартрия неврологический диагноз медикаментозное лечение

назначается психоневрологом, а логопед занимается коррекцией нарушенных речевых

функций,

Комплексная

медикаментозная

терапия

включает

в

себя

два

вида

терапевтического воздействия:

1. Медикаментозное лечение.

Предполагает назначение ноотропов и препаратов, снимающих спазм сосудов.

Они оказывают влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную

деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и

интеллектуальную деятельность ребёнка.

2. Физиотерапевтическое лечение.

Предполагает

назначение

физиотерапевтических

процедур,

улучшающих

регуляцию жизненно важных функций, нормализующих работу нервно-мышечного

аппарата и нервной системы, такие как:

электрофорез;

дарсонвализация,

точечный и общий массаж,

натриевые, йодобромные, родоновые ванны.

При лечении нарушений речи также используются:

•точечный массаж;

•ЛФК;

•лечебные ванны;

•гирудотерапия (лечение пиявками);

•иглоукалывание;

•пескотерапия.

Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно

связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую

гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и

пазлов.

Логопедическая коррекция.

Целью логопедической коррекции дизартрии является достижение речи,

понятной окружающим.

Логопедическая коррекция при дизартрии очень трудоемка, многопланова. Дети,

имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной

логопедической помощи.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так

как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга.

Дети

-

дизартрики

должны

направляться

на

ПМПК,

и

далее

в

специализированные группы детского сада.

Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга,

трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно

и комплексно, можно добиться отличных результатов.



В раздел образования