Автор: Таранич Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 30 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Дизартрия. Причины, симптомы и методы лечения.
Раздел: дошкольное образование
ДИЗАРТРИЯ
.
ПРИЧИНЫ
,
СИМПТОМЫ
И
МЕТОДЫ
ЛЕЧЕНИЯ
.
Учитель-логопед МАДОУ № 30 «Улыбка» – Таранич Ю.В.
В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно
пугающий родителей.
Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в
тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении
артикуляции, изменении интонации и темпа речи. Оно возникает в результате
нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной
системы.
Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая,
часто с носовым оттенком. Отличие от других нарушений речи заключается в том, что
страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом. Для её
характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту».
Наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также
сложности с жевательными и глотательными движениями.
Учитывая распространенность этого дефекта, проблема дизартрии, организация
логопедической помощи этим детям остаются весьма актуальными.
Наиболее
частыми
причинами
возникновения
дизартрии
являются
перинатальные (во время беременности) патологии, такие как:
•гипоксия плода (кислородное голодание плода);
•токсикозы беременности;
•резус-конфликт;
•соматические болезни матери;
•травмы при родах;
•патологическое течение родов;
•асфиксия новорожденного;
•гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);
•недоношенность.
•хронические заболевания матери: сердечно - сосудистые заболевания, тяжелые
желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы,
алкоголизм.
•психические и физические травмы во время беременности.
Основные симптомы дизартрии у детей:
1. Нарушение артикуляционной моторики:
•спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением
мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
•гипотония
артикуляционных
мышц
–
характеризуется
вялостью,
неподвижностью
языка,
полуоткрытым
ртом,
гиперсаливацией
(повышенное
слюноотделение), несмыканием губ, назализацией голоса;
2. Звуковая сторона речи сопровождается искажениями, пропусками, заменой
звуков. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков,
межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Дефекты
звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения.
Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность
снижена. Словарь детей отстает от возрастной нормы.
Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и
повторений слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе
показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.). Таким
образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной
дифференциации звуков.
Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в
согласовании имени существительного с числительным и др.
3. Нарушение речевого дыхания. Голос при дизартрии тихий, слабый,
монотонный. Часто дети говорят в нос.
4. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется
неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Детям - дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру,
малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы. Это
связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.
Кроме
того,
многие
дети
испытывают
трудности
с
пространственной
ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).
Также дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, не могут
контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков
впоследствии плохой почерк.
Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен
музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения,
они неуклюжи.
Методы коррекции и лечения дизартрии.
Как вылечить дизартрию у ребенка? Для хорошего результата необходимо
комплексное воздействие, сочетающего комплексную медикаментозную терапию и
логопедическую коррекцию.
Поскольку дизартрия неврологический диагноз медикаментозное лечение
назначается психоневрологом, а логопед занимается коррекцией нарушенных речевых
функций,
Комплексная
медикаментозная
терапия
включает
в
себя
два
вида
терапевтического воздействия:
1. Медикаментозное лечение.
Предполагает назначение ноотропов и препаратов, снимающих спазм сосудов.
Они оказывают влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную
деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и
интеллектуальную деятельность ребёнка.
2. Физиотерапевтическое лечение.
Предполагает
назначение
физиотерапевтических
процедур,
улучшающих
регуляцию жизненно важных функций, нормализующих работу нервно-мышечного
аппарата и нервной системы, такие как:
электрофорез;
дарсонвализация,
точечный и общий массаж,
натриевые, йодобромные, родоновые ванны.
При лечении нарушений речи также используются:
•точечный массаж;
•ЛФК;
•лечебные ванны;
•гирудотерапия (лечение пиявками);
•иглоукалывание;
•пескотерапия.
Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно
связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую
гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и
пазлов.
Логопедическая коррекция.
Целью логопедической коррекции дизартрии является достижение речи,
понятной окружающим.
Логопедическая коррекция при дизартрии очень трудоемка, многопланова. Дети,
имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной
логопедической помощи.
Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так
как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга.
Дети
-
дизартрики
должны
направляться
на
ПМПК,
и
далее
в
специализированные группы детского сада.
Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга,
трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно
и комплексно, можно добиться отличных результатов.