Напоминание

Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П. Сартра


Автор: Едигарева Екатерина Кариновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Эссе по философии
Тема: Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П. Сартра
Раздел: высшее образование





Назад




Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П. Сартра

Введение

Темой

работы

своего

эссе,

я

выбрала

проблему

свободы

и

ответственности человека у Ж.-П. Сартра, потому что мне кажется, труды

именно этого философа, являются актуальными в современном обществе и

наиболее интересными из всех предложенных.

Актуальность темы моей работы выражается в том, что сами понятия

свободы и ответственности занимают одни из лидирующих позиций не

только в философии, но в психологии и других научных областях. Людей еще

со времен начала 16-го века стали интересовать такие вопросы, которые

тесно

связаны

с

психологией

личности,

и

всеми

проявлениями

психологических особенностей человека, касаемо его свободы, возможности

выбора и ответственности.

Если рассматривать понимание свободы, то именно оно и является для

человека важным и необходимым для него правом, так как, по мнению

большинства философов, человек не сможет почувствовать себя счастливым,

если у него не будет права на свободный выбор того, что он хочет.

Свобода

может

выражаться

для

человека

выбором

от

самых

элементарных вещей, до выбора важных жизненных составляющих, которые

для каждого человека естественно отличаются в зависимости от его

ценностей. Но главной проблемой для человека всегда было и остается факт

того, что свобода, например при выборе своих действий или желаний,

нередко вызывает

у

человека

внутренний конфликт,

из-за того

что

последствия его выбора, могут нести отрицательные последствия для него

или других людей. Таким образом, в последующем времени у человека

появляется ответственность за какие-либо совершенные или наоборот не

совершенные действия.

1.1 Что собой представляет свобода и ответственность человека

в работах Ж.-П. Сартра

Во всех своих работах Ж.-П. Сартр поднимает такие интересующие

всех темы, как само понимание свободы и границы ответственности

человека, при этом не оставляя без внимания и представление нам своего

этнического идеала.

Так именно данные темы в трудах Сартра закладываются для нашего

понимания, при том, что его работы оформлены таким простым языком, что

совершенно не нужно быть философом, чтобы понять ту самую суть,

которую он и хотел донести до нашего понимания. Особенно остро и

масштабно, сущность свободы и ответственности были исследованы в его

работе «Экзистенциализм – это гуманизм».

Для начала я бы хотела несколько строк написать о самом Ж.-П.

Сартре, о том кем же он являлся, что смог представить нам такие емкие по

своему содержанию и незаменимые труды.

Его полное имя Жан-Поль Шарль Эмар Сартр, он родился в 1905 году.

Сартр

был

знаменитым

на

весь

мир

французским

философом,

представителем атеистического экзистенциализма. Кроме того Сартр, являлся

не только философом, но и драматургом, педагогом, писателем, критиком и

эссеистом.

В моем понимании Сартр был необыкновенным человеком, у него была

докторская степень, агреже по философии, а также он смог отказаться от

«Ордена Почетного легиона» и даже от «Нобелевской премии» по

литературе.

Также я нашла один занимательный факт, что любимое выражение у

Сартра, было: «Человек обречен, быть свободным», поэтому я смею

предположить, что его давно начало интересовать, что же такое свобода и что

она значит для человека, именно данное понятие, как одно из основных и

2

рассматривается Сартром в его работе «Экзистенциализм – это гуманизм».

Свою книгу «Экзистенциализм – это гуманизм» Сартр опубликовал во

Франции в 1946 году, и именно из нее я бы и хотела представить вниманию

основные проблемы и сущность определений свободы и ответственности,

которые являются неотъемлемой частью нашей личности.

По своей сущности работа Сартра, представляет из-себя некий

манифест экзистенциальной философии, которая передает нам в своем

содержании ее главные составляющие. В данной работе философ можно

сказать, что дал ответ некоторым критикам, которые считали, что Сартр

видит в мире и обществе лишь негативные моменты, не обращая внимания на

что-то

хорошее.

Так,

тот

факт,

что

Сартр

приравнивал

учение

экзистенциализма к гуманизму, можно заметить даже по названию данной

работы. Мне кажется, он хотел донести до критиков и всех нас, что не стоит

видеть в экзистенциализме только что-либо плохое, ведь гораздо важнее

увидеть саму суть, которая в нем кроется, не смотря на весь негатив.

Такому понятию как свобода, отводиться в работе Сартра особое место.

Экзистенциализм как бы подводит человека до понимания, что такое свобода

для человека на самом деле.

Ж.-П.

Сартр

отмечал,

что:

«Свобода

это

фундаментально-

нравственная, стихийная, непредсказуемая и суверенная сила, созидающая, с

одной стороны, весь предметный и ценностный мир, а с другой стороны,

наделяющая человека необузданной и имморальной природой».

В моем понимании, исходя из исследования трудов философа, Сартр

объясняет то, что человек вначале начинает существовать, жить, познавая

этот мир во всех его проявлениях, а лишь затем человек уже определяет для

себя, что он волен выбирать – «кто он» и «что он хочет».

Получается, что экзистенциализм и преподносит нам понимание

свободы, как то, что человек может сам для себя решить, что ему необходимо

в этой жизни, чтобы почувствовать себя счастливым. Именно благодаря

3

такому пониманию свободы, человек волен самостоятельно делать выбор, не

опираясь на общественные рамки чего-либо.

Человек

собственными

свободными

действиями

творит

сферу

«должного».

«Выбрать

себя,

так

или

иначе,

означает

одновременно

утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не

можем выбирать зло. То, что мы выбираем – всегда благо».

На такие же мысли, как и Сартра по его убеждению, опирались и

другие известные философы, такие как Вольтер, Кант и Эпштейн.

Так, например известный американский психолог Роберт Эпштейн,

писал в своих публикациях, что полностью разделяет мнение Ж.-П. Сартра о

понятии того, что же такое «свобода» человека, и дал этому следующую

трактовку: «Свобода – это право человека выбрать, что он желает и

возможность отказаться от того, что он по каким-то личным причинам не

хочет выполнять».

Таким образом, понимание «свободы» у Ж.-П. Сартра и ряда других

известных философов и психологов, трактуется практически одинаково, за

счет того, что все они содержат одинаковую структуру основной мысли.

Единственное

различие,

заключается

в

понимании

«вытекающих»

последствий, после какого-либо сделанного человеком выбора.

Так, например, с точки зрения психологии, последствия выбора это и

есть основа принципа, за счет которого должен быть сделан выбор. А вот с

точки зрения философии, хоть и основная часть исследователей в данном

направлении, разделяют мнение психологов, но есть и такие которые

отрицают основную суть, связанную с последствиями агитируя лишь то, что

человек сам творец своей жизни и ее выбора, тем самым разделяя свободу и

ответственность за нее.

По моему мнению, данное определение с одной стороны точно

передает, что каждый человек свободен в своем выборе, а с другой стороны

нельзя «слепо» принимать решения, при свободном выборе необходимо

4

думать и о последствиях, которые будут происходить из-за этого.

Именно

поэтому свобода и ответственность так тесно связаны друг с другом

представляя собой, по сути, логическую цепочку действий и последствий.

Ж.-П. Сартр писал, что: «Ответственность – это ответственность за

выбор, в любом совершаемом действии человека, что бы он ни делал, он

несет за все полную ответственность».

Любой свободный выбранный нами поступок, как бы помогает достичь

чего-то желаемого, но именно наше желаемое и будет относиться к нашей

личной субъективной ответственности. Именно из ответственности человека

по определению Сартра и «вытекает» тревога. Действительно, мне тоже

кажется, что если человек берет на себя ответственность за свои действия, то

у него часто наблюдается тревожное поведение.

Таким

образом,

я

считаю,

что

свобода

это

возможность

осуществления своих желаний, но она не является гарантией того, что все

непременно

получится,

так

как

она

должна

обязательно

быть

проанализирована человеком на возможные последствия и ответственность

за них.

Вывод:

Мне

кажется,

именно

потому,

что

возможность

свободы

и

ответственности, так тесно связаны друг с другом, человек и может делать

свой индивидуальный выбор каких-либо действий. Ведь, например, если

человек делает осознанный выбор, но знает, что последствия данного выбора

на ком-то негативно отразятся, то в процесс вмешивается целый ряд чувств,

противоречий и личных качеств человека. Но итогом выбора, будет в первую

очередь выбор человека, основанный из собственных желаний, амбиции,

индивидуальных ценностей, а также силы воли человека, благодаря которой

он в конечном итоге и будет выполнять данные действия или наоборот,

5

сможет от них отказаться.

Подводя итог эссе, хочется отдельно отметить, что в своих работах,

Сартр хотел донести до нашего понимания, что ничто и никогда не может

быть заранее объективно заложено и любое понимание чего-либо, точно

также как и любое действие человека, должно быть выбрано только им

самим. Только в таком случае человек сможет обрести свободу и создать себе

такую жизнь, которую он сам для себя желает.

Так мне кажется, что именно отсюда вытекают все положительные и

отрицательные моменты свободы. Современный человек порой так занят и

привык воспринимать все как «должное», что просто перестает размышлять

о том, как по-своему важно думать о свободе выбора, о том верно ли он

поступает в какой-то ситуации, т.к. за любое свое действие человек обязан

нести ответственность перед собой и обществом.

Таким образом, из-за свободного выбора своих действий, человек часто

приводит себя в состояние

внутреннего конфликта, из-за того что

последствия его выбора, могут нести отрицательные последствия для него

или других людей. Человек в таком состоянии, склонен терзать себя за то, что

отказался от чего-то желаемого, или наоборот, что сделал кому-то плохо, в

угоду себе.

6



В раздел образования