Автор: Бородина Евгения Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 г.Павлово
Населённый пункт: Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сторителлинг - инновационный метод для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
«Сторителлинг - инновационный метод для развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста».
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании.
Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и
технологии
для развития
связной
речи,
формирования
правильных
грамматических
форм,
обогащения
активного
словаря, развития
воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми
трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку,
придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение и
словарный запас слов, поэтому дети затрудняются при составлении
различного рода рассказов.
Данной проблеме уделяли внимание многие педагоги, которые считали, что в
связи с реформами в сфере образования, использование инновационных
технологий в развитии связной речи старших дошкольников является совре-
менной необходимостью. Такой инновационной технологией является стори-
теллинг.
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами
рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультиплика-
ционных), так и о реальных героях (детях группы, самом педагоге). Эти исто-
рии похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Цели сторителлинга – захватить внимание дошкольников с самого начала по-
вествования истории и удерживать его в течение всего рассказа, вызвать сим-
патию к герою, интерес к событиям, которые с ним происходят, донести
основную мысль истории.
Истории нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна
самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность и креативность
самого педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, пере-
носит его в созданный рассказчиком удивительный мир. Но главное не то, что
рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как
личность.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид
Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче
воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читае-
мая книга.
Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много
обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было ин-
тересно в основу этой техники берется игра «Кубики историй».
12 кубиков и 72 картинки погружают нас в мир фантазий, иллюзий и при-
ключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот
повествования.
Конечно, для того, чтобы истории сочинялись и получались интересными и
захватывающими необходима огромная предварительная работа. Именно
поэтому игры с «Кубиками историй» целесообразно применять в старшем до-
1
школьном возрасте, когда у дошкольников в достаточной степени развит ак-
тивный словарный запас.
Развитию активного словаря дошкольников способствуют такие формы ра-
боты как чтение художественных произведений разных жанров, беседы о
сказках и рассказах, беседы-размышления по типу «Как бы ты поступил в
этой ситуации?», рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам, про-
смотр видеороликов и мультфильмов, интерактивные игры на экране «За-
кончи», «Придумай рассказ, сказку», «Разные слова», дидактические игры
по развитию речи «Закончи предложение», «Придумай рассказ», «Подскажи
словечко».
Игры-драматизации по сказкам также помогают обогатить речь
детей.
В начале работы детей познакомили с «Кубиками историй». В совместной
игровой деятельности дошкольники рассмотрели кубики. Педагоги с детьми
играли в ознакомительные дидактические игры с «Кубиками историй»: «Что
я вижу?», «Кто что делает?», «Подбери по теме», работали с альбомом «При-
думай рассказ по кубикам историй». Игры с «Кубиками историй»: «Я на-
чну…», «Давным-давно», «Друг за другом» помогли детям составлять свои
рассказы и сказки.
Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко
запоминаются детьми, суть их – «бросай», «придумывай», «рассказывай».
Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договари-
ваемся о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем
жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Американские специалисты Чип и Ден Хиз выделили несколько принципов
хороших историй:
- простота,
- неожиданность,
- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны до-
школьникам,
- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если
дети в неё не поверят).
Придерживаясь этих принципов, истории получатся захватывающими и ин-
тересными.
В истории должен быть интересный и понятный детям герой. Это может
быть и одушевленный и в то же время неодушевленный предмет, хоть обыч-
ный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы
у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, мог ока-
зать ему помощь, а также чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он
не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают
более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так на-
зываемого «страха говорения».
Например, при игре с одним ребенком надо бросить 9 кубиков на стол, разде-
лить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на куби-
2
ки, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, куби-
ки кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель
может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая ку-
бики. Таким образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и
сочиняют необычные истории.
Иногда кубики могут «оживать» и начинается игра «Подвижные кубики».
Детям нравится так бросать кубики, чтобы они разлетались в разные сторо-
ны. Этот момент дает детям возможность подвигаться! Игроки добираются
до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом, допрыгивают
на одной ножке, ползут) - от одного кубика к другому и сочиняют историю!
Используя данный интерактивный способ организации детской деятельно-
сти, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить гра-
мотную связную речь.
Дети уже могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут
сами выбрать главного героя, договариваться, о чем будет история. Каждый
ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наде-
ляя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Техно-
логия «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и раз-
витию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей. Каждый ре-
бенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта.
Застенчивые дети стали раскрепощаться, робкие - смелыми, молчаливые –
разговорчивыми.
Таким образом, “Кубики историй” нельзя в полной мере назвать настольной
игрой. Игра в них не предполагает победителей и проигравших, их главная
задача – поднять детям настроение, развеселить и пробудить воображение.
3