Напоминание

"Сторителлинг - инновационный метод для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста".


Автор: Бородина Евгения Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 г.Павлово
Населённый пункт: Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сторителлинг - инновационный метод для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сторителлинг - инновационный метод для развития связной речи у детей

старшего дошкольного возраста».

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании.

Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и

технологии

для развития

связной

речи,

формирования

правильных

грамматических

форм,

обогащения

активного

словаря, развития

воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми

трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку,

придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение и

словарный запас слов, поэтому дети затрудняются при составлении

различного рода рассказов.

Данной проблеме уделяли внимание многие педагоги, которые считали, что в

связи с реформами в сфере образования, использование инновационных

технологий в развитии связной речи старших дошкольников является совре-

менной необходимостью. Такой инновационной технологией является стори-

теллинг.

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами

рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультиплика-

ционных), так и о реальных героях (детях группы, самом педагоге). Эти исто-

рии похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Цели сторителлинга – захватить внимание дошкольников с самого начала по-

вествования истории и удерживать его в течение всего рассказа, вызвать сим-

патию к герою, интерес к событиям, которые с ним происходят, донести

основную мысль истории.

Истории нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна

самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность и креативность

самого педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, пере-

носит его в созданный рассказчиком удивительный мир. Но главное не то, что

рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как

личность.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид

Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче

воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читае-

мая книга.

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много

обучающих, развивающих и воспитательных задач. Чтобы детям было ин-

тересно в основу этой техники берется игра «Кубики историй».

12 кубиков и 72 картинки погружают нас в мир фантазий, иллюзий и при-

ключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот

повествования.

Конечно, для того, чтобы истории сочинялись и получались интересными и

захватывающими необходима огромная предварительная работа. Именно

поэтому игры с «Кубиками историй» целесообразно применять в старшем до-

1

школьном возрасте, когда у дошкольников в достаточной степени развит ак-

тивный словарный запас.

Развитию активного словаря дошкольников способствуют такие формы ра-

боты как чтение художественных произведений разных жанров, беседы о

сказках и рассказах, беседы-размышления по типу «Как бы ты поступил в

этой ситуации?», рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам, про-

смотр видеороликов и мультфильмов, интерактивные игры на экране «За-

кончи», «Придумай рассказ, сказку», «Разные слова», дидактические игры

по развитию речи «Закончи предложение», «Придумай рассказ», «Подскажи

словечко».

Игры-драматизации по сказкам также помогают обогатить речь

детей.

В начале работы детей познакомили с «Кубиками историй». В совместной

игровой деятельности дошкольники рассмотрели кубики. Педагоги с детьми

играли в ознакомительные дидактические игры с «Кубиками историй»: «Что

я вижу?», «Кто что делает?», «Подбери по теме», работали с альбомом «При-

думай рассказ по кубикам историй». Игры с «Кубиками историй»: «Я на-

чну…», «Давным-давно», «Друг за другом» помогли детям составлять свои

рассказы и сказки.

Как и у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко

запоминаются детьми, суть их – «бросай», «придумывай», «рассказывай».

Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, тематику, договари-

ваемся о ком будет история, т. е., выбираем главного героя, а также выбираем

жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Американские специалисты Чип и Ден Хиз выделили несколько принципов

хороших историй:

- простота,

- неожиданность,

- конкретность (персонажи, истории должны быть знакомы и понятны до-

школьникам,

- реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если

дети в неё не поверят).

Придерживаясь этих принципов, истории получатся захватывающими и ин-

тересными.

В истории должен быть интересный и понятный детям герой. Это может

быть и одушевленный и в то же время неодушевленный предмет, хоть обыч-

ный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы

у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, мог ока-

зать ему помощь, а также чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он

не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Рассказ или история, совмещенные с показом сюжетной картинки, помогают

более выразительно построить свой монолог, избавиться ребенку от так на-

зываемого «страха говорения».

Например, при игре с одним ребенком надо бросить 9 кубиков на стол, разде-

лить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на куби-

2

ки, ребёнок рассказывает историю. Когда играет больше трёх человек, куби-

ки кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. Воспитатель

может начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая ку-

бики. Таким образом, дети плавно переходят от одной картинки к другой и

сочиняют необычные истории.

Иногда кубики могут «оживать» и начинается игра «Подвижные кубики».

Детям нравится так бросать кубики, чтобы они разлетались в разные сторо-

ны. Этот момент дает детям возможность подвигаться! Игроки добираются

до разлетевшихся кубиков разными способами (пятятся задом, допрыгивают

на одной ножке, ползут) - от одного кубика к другому и сочиняют историю!

Используя данный интерактивный способ организации детской деятельно-

сти, можно услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить гра-

мотную связную речь.

Дети уже могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут

сами выбрать главного героя, договариваться, о чем будет история. Каждый

ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наде-

ляя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Техно-

логия «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и раз-

витию речи, внимания, мышления, воображения, памяти детей. Каждый ре-

бенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта.

Застенчивые дети стали раскрепощаться, робкие - смелыми, молчаливые –

разговорчивыми.

Таким образом, “Кубики историй” нельзя в полной мере назвать настольной

игрой. Игра в них не предполагает победителей и проигравших, их главная

задача – поднять детям настроение, развеселить и пробудить воображение.

3



В раздел образования