Автор: Анжела Александровна Бутолина
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №78"
Населённый пункт: УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ИЖЕВСК
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Обработка информации"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
«Обработка информации»
Ф. И. О педагога: Бутолина Анжела Александровна
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №78»
Предмет: информатика Класс: 5 Учебник: Босова Л. Л, Босова А. Ю.
Тема урока: Обработка информации Тип урока: Урок получения новых знаний
Оборудование: Персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, инструкция по выполнению
практической работы
Цель
Формирование знаний о типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания через
самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников; создание анимации в среде MS PowerPoint.
Планируемые результаты
Предметные
:
сформировать представление о двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением
содержания;
умение создавать анимацию с использованием программ Paint, MS PowerPoint.
Метапредметные:
закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;
иметь представление о систематизации информации;
применение рисунков для создания анимации.
Личностные:
стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
понимание значения обработки информации для учебы и жизни;
определение каждым учащимся собственных границ знания и незнания; осуществление контроля и
самоконтроля;
развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
навык создания анимации с применением программы создания презентаций.
Основные понятия
Типы обработки информации, систематизация, поиск, анимация
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
Содержание урока и деятельности участников образовательной деятельности
Этап урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационн
ый этап
(1 минута)
Создать позитивный
эмоциональный настрой на
урок
«Задает» настроение,
отношение и мотивацию
учения.
Дети рассаживаются по
местам. Проверяют
наличие
принадлежностей.
Формирование навыков
самоорганизации (Л)
2. Актуализация
знаний
(3 минуты)
Выработка
на
личностно
значимом
уровне
внутренней
готовности
к
реализации
нормативных
требований
учебной
деятельности
Учитель:
На прошлых уроках мы с
вами изучали тему
«Компьютерная графика».
Напомните мне,
пожалуйста, в каком
графическом редакторе
мы работали?
Учитель:
Молодцы! Правильно! С
помощью каких
инструментов можно
создать рисунок в
графическом редакторе
Paint?
Ученики:
Paint
Ученики:
Кисть, геометрические
фигуры, карандаш,
заливка, ластик, линия,
кривая и т.д
Планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
(Р).
Поиск
и
выделение
необходимой
информации; умение работать с
опорными
схемами;
умение
структурировать
полученные
знания (Р). Овладение знаниями и
умениями
аналитического
характера, развитие устной речи
учащихся
(П).
Развитие
познавательного
интереса,
расширение
кругозора
учащихся
(П)
3.Формулировани
е темы урока
(4 минуты)
Применение
универсального приема
ТРИЗ «Нестандартный вход
в урок» для определения
темы урока
На
экране
появляется
ребус
Учитель:
Разгадайте ребус и
узнайте тему
сегодняшнего урока
(слайд 1)
Под руководством учителя
разгадывают ребус.
Ученики:
Обработка информации
Открывают
тетради,
Целеполагание (Р), планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
(К).
Постановка
учебной
задачи
на
основе соотнесения усвоенного и
нового
материала,
умение
планировать
и
оценивать
свои
действия
(Р).
Умение
формулировать
своё
мнение
и
записывают число, тему
урока в тетрадь
слушать
собеседника
(К).
Формирование
логического
мышления
(Л).
Умение
ставить
учебную
задачу,
называть
цель,
формулировать
тему
(Р).
Формирование умения планировать
(Р).
4. Целеполагание
(2 минуты)
Подготовка мышления
учащихся и осознание ими
потребности к выявлению
причин затруднений в
собственной деятельности.
Формулирование целей и
задач на урок
Учитель:
Исходя
из
сформулированной
темы
урока: какие бы цели мы
себе поставили? То есть
что нам нужно сегодня
узнать? (слайд 2,3)
Ученики:
Что такое обработка
информации, какие типы
обработки информации
существуют
Формирование
логического
мышления
(Л).
Умение
ставить
учебную
задачу,
называть
цель,
формулировать тему в соответствии
с
нормами
русского
языка
(Р).
Умение ставить цели и следовать
им в учебной деятельности (Р).
Умение ставить
учебную задачу,
называть цель, формулировать тему
(Р).
5. Изучение темы
(15 минут)
Организация работы с
презентацией.
Первичное восприятие и
усвоение нового
теоретического учебного
материала
- Объяснение понятия
«обработка
информации», примеры
обработки информации;
- Ввод понятий «входная
информация» и
«выходная информация»
- Различие двух типов
обработки информации
- Сформировать понятие
«систематизация
информации»
- приводят примеры
обработки информации в
быту, при решении задач
школьных предметов.
- приводят примеры
систематизации объектов.
- решают задачу и
проверяют решение
Познавательные:
Извлечение необходимой
информации из прослушанных
текстов
Регулятивные:
планирование своей деятельности
для решения поставленной задачи,
контроль полученного результата,
коррекция полученного результата
Личностные:
- Решение задачи на
систематизацию
информации
- Объяснение понятия
«поиск информации»
-Итак, сделаем общий
вывод: обработка
информации – это…
сопоставлением с
ответами, приведёнными
на слайде (6).
- приводят примера
поиска информации
- делают вывод по теме
урока
развитие внимания, зрительной и
слуховой памяти, возможность
самостоятельно осуществлять
деятельность обучения
Коммуникативные:
умение работать в группах,
развитие диалогической речи
6. Применение
учебного
материала в
знакомой и новой
учебных
ситуациях
(практическая
часть)
(15 минут)
Самостоятельная работа за
компьютером.
Использование
сформированных умений и
навыков.
Учитель:
Ребята,
давайте
попробуем
выполнить
практическую работу по
созданию
анимации
на
компьютере.
Ученики выполняют
практическую работу на
компьютерах
Закрепляют навыки
создания анимации.
Получают помощь в
выполнении заданий,
которые вызывают
затруднение.
Личностные:
закрепление навыков создания
графических изображений в Paint;
закрепление умений и навыков
создания анимации в программе MS
PowerPoint;
закрепление умений поиска и
систематизации информации.
Коммуникативные:
умение работать в группах,
развитие диалогической речи
7. Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по его
выполнению
(1 минута)
Учитель:
Я
подготовила
вам
домашнее
задание
на
сайте
SkySmart. Ссылку
отправлю в общий чат,
она
будет доступна до
следующего урока
Ученики записывают
домашнее задание в
дневники
Личностные: Формирование
навыков самоорганизации
8. Рефлексия
(4 минуты)
Подведение итогов
совместной и
Учитель ставит отметки
за урок. Благодарит ребят
Подводят итоги урока.
Осознание
уровня
собственных
достижений,
качества
знаний,
индивидуальной
деятельности учеников
(новое содержание,
изученное на уроке и
оценка личного вклада в
совместную учебную
деятельность), достижение
поставленной цели
за работу.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Моё настроение…
Отвечают на вопросы
учителя
ошибки и их причины, пути их
решения
(Р).
Умение
формулировать своё мнение (К).
Умение выражать свои мысли и
оценивать
действия
участников
образовательного процесса (К).
Способность к самооценке (Л)
Дата: 23.04.2021 Подпись педагога: ___________________