Напоминание

"Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста"


Автор: Травкина Анна Владимировна
Должность: педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: п.г.т. Могойтуй
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в

вопросах социального развития детей дошкольного возраста»

В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных

качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья.

Сегодня изменилось отношение государства к семье. Впервые в

Законе «Об образовании» в ст. 18 сказано о том, что именно родители

являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь

семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы

педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть

не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи,

которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Однако отсутствие у родителей воспитательных навыков, опыта, а так же

чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания бабушкам,

дедушкам, изменяет содержание воспитательного процесса, процесс

воспитания становится непостоянным и может проявляться в отсутствии у

ребенка необходимых мотивов, знаний, умений и навыков. В виду

занятости родители нередко ищут информацию по воспитанию ребенка в

Интернет ресурсах, к сожалению, эта информация не всегда бывает

конструктивной

Ситуация осложняется тем, что в настоящее время отсутствует четкое

представление о педагогической компетентности родителей и средствах

ее формирования в современных условиях.

Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах

социального развития детей дошкольного возраста очень важно найти

новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу

общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить

воспитательный опыт родителей, опираясь на педагогику игры, помочь

осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов

здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи тестов,

анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, были разработаны

направления в работе, которые менялись с возрастом детей и

потребностями родителей.

Направление работы определило и форму работы с семьёй: круглый

стол; деловая игра; диспут; семинар-практикум; консультация;

беседа; родительское собрание; вечера-развлечения; брейн-ринг; решение

проблемных педагогических задач; тестирование; досуговые формы

общения детей и взрослых; вечер вопросов и ответов.

Родительские консультации реализуются как форма ознакомительной

работы с родителями. В рамках консультаций родители получают

информацию о различных аспектах воспитания детей от специалистов –

педагогов и психологов. Тематика консультаций:

«Развитие познавательных процессов

у дошкольников»; «Особенности возраста»; Роль игры в развитии

ребенка», «Воспитание дружеских отношений в семье», «Наши вредные

друзья – полезные привычки», «Вежливость воспитывается

вежливостью» и т. д.

В рамках круглого стола родители могут высказать свою точку зрения

по вопросу воспитания и развития детей, узнать мнение

других родителей, выслушать комментарии специалистов. Круглые столы

помогают родителям осмыслить индивидуальную концепцию воспитания,

получить эмоциональную поддержку и найти решение некоторых

воспитательных задач. Тематика круглых столов «Реклама и

ребенок»; «Поход с ребенком в магазин»; «Когда и каких специалистов

посещать», «Как провести выходной с ребенком», «Дружная семья – залог

правильного воспитания ребенка», «В каждой семье свои традиции».

Обучающие практические занятия направлены на

обучение родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком через игру.

Занятия проходят в интерактивном режиме. Темы

практических занятий: «Играем вместе»; «Занимательные опыты и

эксперименты для детей в домашних условиях»; «Играем на улице»; «Чем

занять ребенка в поездке», «Поощрения и наказания» и т. д.

Заинтересованность родителей вопросами воспитания, желание

получить новые знания о всестороннем развитии ребенка способствовало

реализации следующей формы работы - «Вечера вопросов и ответов».

Эта форма предполагает обогащению знаний о предметном, рукотворном,

природном и социальном мире. Заранее для родителей планируется и

оглашается тема встречи, например: «Речевое развитие детей в процессе

социального воспитания», «Детский сад и социальные проблемы», «Как

отвечать на детские вопросы», «10 рецептов против жадности», «Если

ребенок не внимателен» и т. д. Взрослые имеют возможность подумать о

том, что их интересует, задать свой вопрос и узнать что-то новое для себя.

Данные встречи способствуют становлению эмоционально-комфортного

общения между педагогом и родителями.

Также были разработаны тематические рекомендации: «Игры с

буквами»; «Игры на развитие памяти», «Играйте вместе с

детьми», «Агрессивный ребенок», «Влияние родительских установок в

развитии детей», «Создание эффективной предметно-развивающей среды

в домашних условиях», «Русская мудрость о воспитании» и т. д.

Используемые деловые игры: «Учимся играя», «Учимся общаться с

ребенком», «Под защитой закона» помогли добиться самостоятельности,

творческой активности каждого родителя. Они максимально активизировали

имеющиеся у участников игры знания, создавали удачный эмоциональный

климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом. В

наибольшей степени в этих играх отрабатывалось умение принимать

решения в реальной производственной ситуации, защищать это решении,

быть инициативным и проявлять творческое отношение к своим

обязанностям.

Все перечисленные формы работы с родителями дошкольников

позволяют:

- усилить позицию родителя через осознание своей роли воспитателя и

собственных педагогических установок,

- выработать у родителей навыки использования полученных знаний

о возрастныхособенностях и возможностях, перспективах развития

ребенка,

- сформировать и повысить у родителей компетентность в вопросах

развития и воспитания детей.

Таким образом, решаются множественные важные задачи “взросления”

каждого родителя, как воспитателя: повышение родительской

компетенции и уверенности; помощь и поддержка родителей в своей

родительской позиции; осознание

стереотипов родительского взаимодействия с ребенком; расширение

возможностей выбора конструктивных отношений внутри семьи.

У родителей – не просто как у самых близких людей, а как у

профессиональных воспитателей – появляются реальные возможности

актуальной, целенаправленной поддержки развитиягармоничного

внутреннего мира ребенка, формирования его нравственных основ, морали,

образования личностных, ценностных ориентаций, становления его

личности.

Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать

атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается

на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь

воспитательный процесс.



В раздел образования