Автор: Травкина Анна Владимировна
Должность: педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: п.г.т. Могойтуй
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование педагогической компетентности у родителей в вопросах социального развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Формирование педагогической компетентности у родителей в
вопросах социального развития детей дошкольного возраста»
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных
качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья.
Сегодня изменилось отношение государства к семье. Впервые в
Законе «Об образовании» в ст. 18 сказано о том, что именно родители
являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь
семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы
педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть
не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи,
которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Однако отсутствие у родителей воспитательных навыков, опыта, а так же
чрезмерная занятость родителей, перепоручение воспитания бабушкам,
дедушкам, изменяет содержание воспитательного процесса, процесс
воспитания становится непостоянным и может проявляться в отсутствии у
ребенка необходимых мотивов, знаний, умений и навыков. В виду
занятости родители нередко ищут информацию по воспитанию ребенка в
Интернет ресурсах, к сожалению, эта информация не всегда бывает
конструктивной
Ситуация осложняется тем, что в настоящее время отсутствует четкое
представление о педагогической компетентности родителей и средствах
ее формирования в современных условиях.
Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах
социального развития детей дошкольного возраста очень важно найти
новые формы сотрудничества педагога с родителями, создать атмосферу
общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогатить
воспитательный опыт родителей, опираясь на педагогику игры, помочь
осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.
Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов
здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи тестов,
анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, были разработаны
направления в работе, которые менялись с возрастом детей и
потребностями родителей.
Направление работы определило и форму работы с семьёй: круглый
стол; деловая игра; диспут; семинар-практикум; консультация;
беседа; родительское собрание; вечера-развлечения; брейн-ринг; решение
проблемных педагогических задач; тестирование; досуговые формы
общения детей и взрослых; вечер вопросов и ответов.
Родительские консультации реализуются как форма ознакомительной
работы с родителями. В рамках консультаций родители получают
информацию о различных аспектах воспитания детей от специалистов –
педагогов и психологов. Тематика консультаций:
«Развитие познавательных процессов
у дошкольников»; «Особенности возраста»; Роль игры в развитии
ребенка», «Воспитание дружеских отношений в семье», «Наши вредные
друзья – полезные привычки», «Вежливость воспитывается
вежливостью» и т. д.
В рамках круглого стола родители могут высказать свою точку зрения
по вопросу воспитания и развития детей, узнать мнение
других родителей, выслушать комментарии специалистов. Круглые столы
помогают родителям осмыслить индивидуальную концепцию воспитания,
получить эмоциональную поддержку и найти решение некоторых
воспитательных задач. Тематика круглых столов «Реклама и
ребенок»; «Поход с ребенком в магазин»; «Когда и каких специалистов
посещать», «Как провести выходной с ребенком», «Дружная семья – залог
правильного воспитания ребенка», «В каждой семье свои традиции».
Обучающие практические занятия направлены на
обучение родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком через игру.
Занятия проходят в интерактивном режиме. Темы
практических занятий: «Играем вместе»; «Занимательные опыты и
эксперименты для детей в домашних условиях»; «Играем на улице»; «Чем
занять ребенка в поездке», «Поощрения и наказания» и т. д.
Заинтересованность родителей вопросами воспитания, желание
получить новые знания о всестороннем развитии ребенка способствовало
реализации следующей формы работы - «Вечера вопросов и ответов».
Эта форма предполагает обогащению знаний о предметном, рукотворном,
природном и социальном мире. Заранее для родителей планируется и
оглашается тема встречи, например: «Речевое развитие детей в процессе
социального воспитания», «Детский сад и социальные проблемы», «Как
отвечать на детские вопросы», «10 рецептов против жадности», «Если
ребенок не внимателен» и т. д. Взрослые имеют возможность подумать о
том, что их интересует, задать свой вопрос и узнать что-то новое для себя.
Данные встречи способствуют становлению эмоционально-комфортного
общения между педагогом и родителями.
Также были разработаны тематические рекомендации: «Игры с
буквами»; «Игры на развитие памяти», «Играйте вместе с
детьми», «Агрессивный ребенок», «Влияние родительских установок в
развитии детей», «Создание эффективной предметно-развивающей среды
в домашних условиях», «Русская мудрость о воспитании» и т. д.
Используемые деловые игры: «Учимся играя», «Учимся общаться с
ребенком», «Под защитой закона» помогли добиться самостоятельности,
творческой активности каждого родителя. Они максимально активизировали
имеющиеся у участников игры знания, создавали удачный эмоциональный
климат для наиболее полного их выявления, для обмена опытом. В
наибольшей степени в этих играх отрабатывалось умение принимать
решения в реальной производственной ситуации, защищать это решении,
быть инициативным и проявлять творческое отношение к своим
обязанностям.
Все перечисленные формы работы с родителями дошкольников
позволяют:
- усилить позицию родителя через осознание своей роли воспитателя и
собственных педагогических установок,
- выработать у родителей навыки использования полученных знаний
о возрастныхособенностях и возможностях, перспективах развития
ребенка,
- сформировать и повысить у родителей компетентность в вопросах
развития и воспитания детей.
Таким образом, решаются множественные важные задачи “взросления”
каждого родителя, как воспитателя: повышение родительской
компетенции и уверенности; помощь и поддержка родителей в своей
родительской позиции; осознание
стереотипов родительского взаимодействия с ребенком; расширение
возможностей выбора конструктивных отношений внутри семьи.
У родителей – не просто как у самых близких людей, а как у
профессиональных воспитателей – появляются реальные возможности
актуальной, целенаправленной поддержки развитиягармоничного
внутреннего мира ребенка, формирования его нравственных основ, морали,
образования личностных, ценностных ориентаций, становления его
личности.
Взаимодействие коллектива педагогов с семьей позволяет создать
атмосферу сотворчества и сопереживания, что положительно сказывается
на развитии каждого ребенка, оптимизирует и активизирует весь
воспитательный процесс.