Автор: Клюшина Анна Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Лицей № 1571 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Поурочное планирование в хоровом классе. Раздел: начальное образование
нятия
1.
Инструктаж по
технике безопас-
ности. Знаком-
ство. Беседа о
хоре. Правила пе-
ния.
«Ножки-раз,
Ручки- два,
Спинка –три
В певческой позе – замри!»
Упражнения по ФМРГ В.
Емельянова.
Игра «Эхо», «Повтори», Пе-
ние на одном звуке.
Певческая уста-
новка.
2.
Прослушивание
детей. Рассадка.
Работа с «гудош-
никами».
«Если хочешь чисто петь»,
упражнения по ФМРГ В.
Емельянова. Ритмические
упражнения.
Песни-попевки
В. Тиличеевой:
«В бору», «Ку-
кушка», Песня о
школе, учителе
3.
Хор. Дирижер. Ди-
рижерский жест.
Пластическое дирижирова-
ние.
Упражнения В. Емельянова.
В. Тиличеева
«Труба» «Бара-
бан»
Песня о школе
«Шишкина
школа» (Хор).
Хор.
4.
Унисон.
Работа с «гудош-
никами».
Игры «Эхо» (мелодические
и ритмические), распева-
ние на одном звуке, движе-
ние I-III,III-I.
В. Тиличеева
«Вальс», «Конь»
Песня о школе
Унисон.
5.
Звук. Высота зву-
ка. Метр.
Игра «Кто дольше слышит
звук?», «Звуки высокие и
низкие». Игра «Попади в
такт»
В. Тиличеева
«Конь», «Само-
лет»
Русская народ-
ная песня (хоро-
водная или про-
тяжная).
6.
Звук. Высота зву-
ка.
Игры «Какой звук выше»,
«Направление мелодии»
(пластическое дирижиро-
вание).
Упражнения на поступен-
ное движение I-V. «Киска»
В. Тиличеева (по-
втор песен по
выбору).
Песня об осени.
Интонация.
7.
Дыхание. Работа
над певческим
дыханием.
Упражнения А. Стрельнико-
вой. Игры: «свеча», «цве-
ток», «проколотый шарик»,
«комарик».
«Два кота».
В. Тиличеева (по-
втор песен по
выбору)
Русская народ-
ная песня.
8.
Дыхание. Работа
над певческим
дыханием.
Упражнения А. Стрельнико-
вой. Игры: «считаем на од-
ном дыхании», скороговор-
ки на одном дыхании.
Песня об осени.
Русская народ-
ная песня.
9.
Обобщающий
урок.
Игры, упражнения (мело-
дические и римические)
Прослушивание детей.
Повтор песен (по
выбору)
уро-
ка
1.
Ноты. Певче-
ский зевок. Уни-
сон.
Упражнения гамооб-
разного движения.
«Вот иду я вверх»,
«Лесенка»,
Песня по выбору
из мультфильма.
«Сказка о 7 но-
тах»
Название нот. Фраза.
2.
Ноты. Работа с
«гудошникамии»
Упражнения с названи-
ем нот.
Песня из мульт-
фильма.
Загадки про
ноты
3.
Нотный стан.
Скрипичный
ключ. Кантиле-
на.
Упражнения с названи-
ем нот «Фасоль»,
«Ежики».
Песня про зиму,
хоровод, ново-
годняя песня.
Сказка про
скрипичный
ключ.
Нотный стан. Скри-
пичный ключ.
4.
Нотный стан.
Расположение
нот на нотном
стане. Артикуля-
ция.
Пение упражнений но-
тами.
Песня про зиму,
хоровод, ново-
годняя песня.
5.
Нотный стан.
Звукоряд.
Песенка про звукоряд.
Игра «Угадай ноты»,
ритмические упражне-
ния.
Песня про зиму,
хоровод, ново-
годняя песня –
элементы теат-
рализации.
6.
Ритм. Ритмосло-
ги.
Ритмизация стихов.
Игра «Ритмическое
эхо»,
Песня про зиму,
хоровод. ново-
годняя песня –
элементы теат-
рализации.
Ритм
7.
Подготовка к Но-
вогоднему
празднику
Отработка орга-
низационных и
исполнительских
задач.
2 четверть (7 часов)
№
уро-
ка
Тема урока
Содержание урока:
распевание (игры, во-
кальные упражне-
ния), творческие зада-
ния.
Песенный мате-
риал
Мультимедийный
и вспомогатель-
ный материал
Термины и поня-
тия
1.
Кантилена. Регистр.
Октавы.
Игра «Угадай регистр»
Упражнения гамооб-
разного движения.
Песенка про регистр.
Украинская, бе-
лорусская, поль-
ская песня (на
выбор)
Сказка о звукоря-
де и октавах.
Октава. Регистр.
2.
Нотный стан (повтор)
Украинская, бе-
лорусская, поль-
ская песня (на
Музыкальные ре-
бусы, загадки на
знание нот.
выбор)
3.
Темп.
Пластическое дирижи-
рование. Определение
смены темпа. Игра
«Поезд» И.Арсеева.
Украинская, бе-
лорусская, поль-
ская песня (на
выбор)
Темп: медленный,
умеренный, бы-
стрый.
4.
Темп. Ритм. Ритмо-
слоги.
Ритмизация стихов.
Схематичная запись
ритма).
Песня про азбу-
ку, букварь.
Запись стихотво-
рений ритмофор-
мулами. Ритмиче-
ские партитуры
(хлопки, топот,
щелкание пальца-
ми и т.д.)
5.
Нотный стан.
Пение упражнений с
названием нот. Устный
диктант (в пределах
ч5)
Песня про азбу-
ку, букварь.
Сольфеджио для
малышей «Кош-
кин дом»
6.
Динамика.
Пение упражнений в
разной динамике.
Песня про маму,
весну.
Сказка про дина-
мику.
Forte, piano
7.
Динамика. Темп.
Игра «В гости», «Пеш-
ком», «На велосипе-
де», « На машине»
Песня про маму,
весну.
Творческое зада-
ние на определе-
ние динамики.
8.
Нотный стан.
Ритмические игры,
ритмослоги.
Классическое
произведение.
Сольфеджио для
малышей «Ехал
Ваня»
9.
Нотный стан
Устный диктант. Соль-
феджирование.
Классическое
произведение.
Сольфеджио для
малышей «Ехал
Ваня»
3 четверть (9 часов)
№
уро-
ка
Тема урока
Содержание урока:
распевание (игры, во-
кальные упражне-
ния), творческие зада-
ния.
Песенный мате-
риал
Мультимедийный
и вспомогатель-
ный материал
Термины и поня-
тия
1.
Развитие певческих
навыков.
Повторение выучен-
ных ранее упражне-
ний.
Классическое
произведение.
Зевок.
2.
Развитие певческих
навыков.
Сольфеджирование.
Классическое
произведение.
Сольфеджио для
малышей «Киса»
Интонация (по-
втор)
3.
Развитие певческих
навыков
Сольфеджирование
Песня про Пасху,
Вербное воскре-
сенье.
Сольфеджио для
малышей «Киса»
Артикуляция.
4.
Темп. Ритм. Закреп-
ление понятий.
Ритмослоги. Запись
ритмоформул. Игра
«Отгадай песню по
ритму»
Песня про Пасху,
Вербное воскре-
сенье.
5.
Динамика. Метр.
Повторение выучен-
ных ранее упражне-
ний.
Песня о школе
(окончание 1
класса)
Сольфеджио для
малышей «Слон»
6.
Развитие певческих
навыков.
Повторение выучен-
ных ранее упражне-
ний.
Песня о школе.
7.
Развитие певческих
навыков.
Повторение выучен-
ных ранее упражне-
ний.
Повтор песен,
выученных за
год.
8.
Обобщающий урок.
Повтор терминоло-
гии и понятий.
Повторение выучен-
ных ранее упражне-
ний.
Повтор песен,
выученных за
год.
Мультфильм «Я
играю на рояле»
2 Класс 1 четверть
№
уро-
ка
Тема урока
Содержание урока:
распевание (игры, во-
кальные упражнения),
творческие задания.
Песенный мате-
риал
Мультимедийный
и вспомогатель-
ный материал
Термины и
понятия
1.
Инструктаж по ТБ.
Звукоряд от всех сту-
пеней.
Вокальные упражне-
ния. Стих про звуко-
ряд. Песенка про
звукоряд.
Песня о школе.
2.
Звукоряд от всех сту-
пеней. Унисон. Дыха-
ние.
Упражнение на про-
должительный выдох.
Стих про звукоряд.
Песня о школе.
3.
Метр. Поступенное и
скачкообразное дви-
жение мелодии.
Определять на слух
движение и узор мело-
дии. Пластическое ди-
рижирование. Сольфе-
джирование простых
Песня в танце-
вальном жанре
(полька, марш)
Рассказ о ритме и
метре
Метр (пульса-
ция)
мелодий. Упражнения
на ч4,ч5. «Пороходик»
4.
Метр. Длительности.
Ритмослоги. Правила
орфоэпии в пении.
Песенки про длитель-
ности. Запись длитель-
ностей.
Песня в танце-
вальном жанре.
Стихи про дли-
тельности.
«Шишкина шко-
ла» (длительно-
сти)
Название
длительно-
стей (целая,
половинная,
четверть).
5.
Ритм. Длительности.
Высотное тактирова-
ние.
Определение длитель-
ностей на слух. Песни
про ритм, ритмослоги,
ритмические карточки.
Песня а трех-
дольном метре.
6.
Формирование глас-
ных в пении.
Упражнения на вырав-
нивание гласных.
Песня в трех-
дольном метре.
Округление
гласных.
7.
Формирование глас-
ных в пении.
Упражнения на инто-
нац ч5 и Т53 «Порохо-
дик», «Зарядка», «Све-
тофор». Сольфеджиро-
вание.
Народная песня
(по выбору)
8.
Такт. Тактовая черта.
Перенос согласных в
пении.
Упражнения на расши-
рение диапазона, фор-
мирования гласных.
Народная песня
по выбору.
Сольфеджио для
малышей «Жук»
9.
Развитие вокально-
хоровых навыков
Упражнения на вырав-
нивание гласных.
Округление.
Ранее изученные
песни.
Сольфеджио для
малышей «Жук»
1 четверть 9 часов
2 четверть (7 часов)
№
уро-
ка
Тема урока
Содержание урока:
распевание (игры, во-
кальные упражнения),
творческие задания.
Песенный мате-
риал
Мультимедийный
и вспомогатель-
ный материал
Термины и
понятия
1.
Динамика (повтор).
Длительности (по-
втор).
Упражнения в 3-х
дольном метре. Скач-
ки (ч5) в мелоии.
Молдавская,
литовская,
эстонская, ла-
тышская народ-
ная песня по вы-
бору.
2.
Штрихи в пении.
Упражнения на legato
и staccato.
Молдавская,
литовская,
эстонская, ла-
тышская народ-
ная песня по вы-
Штрих.
Legato. Stac-
cato.
бору.
3.
Тоника.
Упражнения на ощу-
щение тоники. Опева-
ния. Пение попевок
про тонику.
Песня из детско-
го фильма (на
выбор)
Сказка про тонику.
Тоника.
4.
Тоника.
Упражнения на ощу-
щение тоники. Опева-
ния. Пение попевок
про тонику
Песня из детско-
го фильма (на
выбор)
5.
Тоническое трезву-
чие. Устойчивые сту-
пени.
Пение попевок. Опева-
ние тоники.
Песня про зиму,
новый год.
Устойчивые
ступени.
6.
Подготовка к ново-
годнему празднику
Сценическое движе-
ние. Организационные
и исполнительские за-
дачи.
Песня про зиму,
новый год.
7.
Новогодний празд-
ник
Исполнение песни
Песня про зиму,
новый год.
3 четверть (10 часов)
№
уро-
ка
Тема урока
Содержание урока:
распевание (игры, во-
кальные упражнения),
творческие задания.
Песенный мате-
риал
Мультимедийный
и вспомогатель-
ный материал
Термины и
понятия
1.
Тоника. Устойчивые и
неустойчивые ступе-
ни.
Попевки про тонику.
Опевания. Устный
диктант (определение
устойчивых ступеней)
Классическое
произведение.
2.
Мажор и минор.
Игра: «Солнышко-
туча» Определение на
слух ладовой окраски.
Патриотическая
песня.
Сказка про Мажор
и минор.
Мажор. Ми-
нор.
3.
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Упражнения на расши-
рение диапазона. Че-
редование штрихов.
Сольфеджирование.
Патриотическая
песня.
Сольфеджио для
малышей «Гуси»
4.
Элементы 2-х голо-
сия. Ритмослоги.
Игра «Гости», Упражне-
ния с 2-х голосным
окончанием. Сольфе-
джирование.
Американская,
английская, не-
мецкая, фран-
цузская народ-
ная песня (на вы-
бор) с элемента-
ми 2-х голосия.
Сольфеджио для
малышей «Гуси»
5.
Элементы 2-х голо-
сия.
Упражнения с элемен-
тами 2-х голосия.
Упражнения на вну-
тренний слух игра «ис-
порченный магнито-
фон». сольфеджирова-
ние
Американская,
английская, не-
мецкая, фран-
цузская народ-
ная песня (на вы-
бор) с элемента-
ми 2-х голосия.
6.
Элементы 2-х голо-
сия.
Песни-упражнения:
«Гости», «Калина-
малина»
Песня про весну,
маму.
7.
Длительности (по-
втор). Развитие во-
кально-хоровых на-
выков. Цепное дыха-
ние.
Упражнения на выра-
ботку навыка цепного
дыхания. Ритмослоги в
2-х и 3-х дольном мет-
ре.
Песня про весну,
маму.
Сольфеджио для
малыш ей «Серый
волк»
Цепное дыха-
ние.
8
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Смена штрихов.
Упражнения в 3-х
дольном метре. Песня-
упражнение «Ой, на
дворе дождь»
Классическое
произведение с
элементами 2-х
голосия.
Сольфеджио для
малышей «Серый
волк»
9.
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Динамика. Филиров-
ка звука.
Упражнение «Гудок
поезда».
Классическое
произведение с
элементами 2-х
голосия.
Crescendo.
Diminuendo.
10.
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Филировка звука.
Упражнения на распев
нескольких звуков: ми-
и-и-и-я, пение звукоря-
да с дроблением сту-
пеней на 2 доли в
разных штрихах и ню-
ансах.
Песни, выучен-
ные ранее.
4 четверть (8 часов)
№
уро-
ка
Тема урока
Содержание урока:
распевание (игры, во-
кальные упражнения),
творческие задания.
Песенный мате-
риал
Мультимедийный
и вспомогатель-
ный материал
Термины и
понятия
1.
Элементы 2-х голо-
сия.
Песни-упражнения
«Пойду ль, выйду ль
я»
Песня современ-
ного композито-
ра.
Сольфеджио для
малышей «Дудоч-
ка»
2.
Затакт.
Попевка про затакт.
Определение мелодии
с затактом. Сольфе-
джирование.
Песня современ-
ного коспозито-
ра.
Затакт.
3.
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Развитие ладового
чувства (минор)
Песни-упражнения
«Пойду ль, выйду ль
я». 2-х голосие с орган-
ным пунктом в мело-
дии.
Народная песня
(минор, одного-
лосие, a cappella)
4.
Цепное дыхание.
Развитие ладового
чувства (минор)Эле-
менты 2-х голосия.
Песни-упражнения с
разностороннем дви-
жением голосов:
«Зайка», «Как у наших
у ворот»
Народная песня
(минор, одного-
лосие, a cappella)
Сольфеджио для
малышей «Дудоч-
ка»
5.
Изучение нотной схе-
мы. Пение по схеме.
Сольфеджирование
известных мелодий.
Упражнения на цепное
дыхание, филировку
звука.
Классическое
произведение.
Сольфеджио для
малышей «Бим-
бом»
6.
Длительности. Ритм.
Ритмическое 2-х го-
лосие.
Ритмические партиту-
ры. Ритмический ак-
компанемент к знако-
мой песне (2-х го-
лосный)
Классическое
произведение.
7.
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Штрихи. Динамика.
Упражнения с разной
окраской. Упражнения
в миноре.
Песня современ-
ного композито-
ра.
Сольфеджио для
малышей «Бим-
бом»
8.
Развитие вокально-
хоровых навыков.
Выравнивание глас-
ных.
Упражнения на расши-
рение диапазона.
Кроссворд или за-
гадки по изучен-
ным за год терми-
нам.