Напоминание

социально-педагогические технологии


Авторы: Ахматшина Гузель Ильясовна, Севостьянова Людмила Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Полярная звезда"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Внедрение социально-педагогических технологий в процессе реабилитации несовершеннолетних.
Тема: социально-педагогические технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Внедрение социально-педагогических технологий в процессе

реабилитации несовершеннолетних.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов,

приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать

поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на

процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или

научной концепции);

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных

качеств, развитие индивидуальности);

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают

лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии

(диагностические

функции,

функции

управления

конфликтными

ситуациями);

- по подходу к ребёнку.

Современные воспитательные технологии.

личностно-ориентированная технология;

технология здоровьесберегающая;

технология КТД;

технология проведения учебных дискуссий;

технология педагогической поддержки;

технология создания ситуации успеха;

ситуативные технологии.

Остановимся подробно на некоторых технологиях.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на

позитивной

деятельности,

активности,

коллективном

авторстве

и

положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного

осуществления

творческих

дел

независимо

от

их

ориентации?

Это

позитивная

активность

школьников,

причем

не

зрительская,

а

деятельностная,

сопровождающаяся

в

той

или

иной

мере

чувством

коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Это эффективный метод педагогической работы , когда дети работают

вместе сообща, мы видим результат сразу!

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным)

поведением детей в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие

организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и

применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например,

в

детском коллективе возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор

изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель

специально

выстраивает

технологию

“ситуацию

анализа

очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать

суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (педагог) понимает его

ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Примеров тому очень много! Ссоры могут быть на пустом месте!

Проанализировав ситуацию дети мирятся быстро ! Иногда ссоры могут быть

серьёзными приходится садить за стол переговоров и давая возможность

высказаться выяснить проблему приходить к компромиссу !

Здоровьесберегающие технологии

- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на

сохранение и укрепление здоровья детей;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Целью

здоровьесберегающей

технологии

является способствование

формированию и развитию у детей основ здорового образа жизни.

- ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни,

формирование

неравнодушного

отношения

к

своему

здоровью

посредством бесед, игр, чтения стихов, пословиц и сказок, просмотра

обучающее - развивающих материалов (презентаций) о здоровье,

составления распорядка дня;

- профилактика заболеваемости детей (нарушений зрения, опорно-

двигательного аппарата):

- пропаганда ЗОЖ.

С помощью бесед, воспитательских часов, спортивных мероприятий,

подвижных игр на свежем воздухе, тестов,

убеждений, примеров

стараемся донести до детей значения ЗДОРОВЬЯ !

Создание благоприятного психологического климата

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический

комфорт каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому

высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребёнка выразить

свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение

к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор далеко не

весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к хорошей

атмосфере.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых

гигиенических и психологических условий, но и профилактику различных

заболеваний . Как показывают исследования, наиболее опасным фактором

для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если

научить человека с малых лет ответственно относиться к своему здоровью,

то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Личностно – ориентированные технологии

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в

переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального

контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная

установка

педагога

не

на

познание

«предмета»,

а

на

общение,

взаимопонимание

с

детьми,

на

их

«освобождение»

для

творчества.

Творчество,

исследовательский

поиск

являются

основным

способом

существования

ребенка

в

пространстве

личностно-ориентированного

образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности

детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими

задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и

принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые

слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей,

попадающих

в

реабилитационные

центры,

невозможно

говорить

о

формировании у них мотивов нравственного поведения, нравственных

ценностей. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них

отсутствует

доверие к людям.

И

прежде чем укрепить мотивацию

несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться

того, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился

понимать себя и других. Надо помочь ребенку, подростку разобраться в

своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего

болезненного опыта. Во время общения с детьми, необходимо расположить

их к себе , индивидуально найти подход к каждому!

Таким образом, педагогический процесс должен гарантировать достижение

поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение

самостоятельно

разрабатывать

конкретные

воспитательные

и

образовательные

технологии

позволяет

педагогу

наилучшим

образом

осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером

своего дела.



В раздел образования