Авторы: Ахматшина Гузель Ильясовна, Севостьянова Людмила Михайловна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Полярная звезда"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Внедрение социально-педагогических технологий в процессе реабилитации несовершеннолетних.
Тема: социально-педагогические технологии
Раздел: дополнительное образование
Внедрение социально-педагогических технологий в процессе
реабилитации несовершеннолетних.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов,
приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать
поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на
процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или
научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных
качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают
лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии
(диагностические
функции,
функции
управления
конфликтными
ситуациями);
- по подходу к ребёнку.
Современные воспитательные технологии.
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология КТД;
технология проведения учебных дискуссий;
технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
ситуативные технологии.
Остановимся подробно на некоторых технологиях.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на
позитивной
деятельности,
активности,
коллективном
авторстве
и
положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного
осуществления
творческих
дел
независимо
от
их
ориентации?
Это
позитивная
активность
школьников,
причем
не
зрительская,
а
деятельностная,
сопровождающаяся
в
той
или
иной
мере
чувством
коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Это эффективный метод педагогической работы , когда дети работают
вместе сообща, мы видим результат сразу!
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным)
поведением детей в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие
организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и
применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например,
в
детском коллективе возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор
изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель
специально
выстраивает
технологию
“ситуацию
анализа
очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать
суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (педагог) понимает его
ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Примеров тому очень много! Ссоры могут быть на пустом месте!
Проанализировав ситуацию дети мирятся быстро ! Иногда ссоры могут быть
серьёзными приходится садить за стол переговоров и давая возможность
высказаться выяснить проблему приходить к компромиссу !
Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на
сохранение и укрепление здоровья детей;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Целью
здоровьесберегающей
технологии
является способствование
формированию и развитию у детей основ здорового образа жизни.
- ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни,
формирование
неравнодушного
отношения
к
своему
здоровью
посредством бесед, игр, чтения стихов, пословиц и сказок, просмотра
обучающее - развивающих материалов (презентаций) о здоровье,
составления распорядка дня;
- профилактика заболеваемости детей (нарушений зрения, опорно-
двигательного аппарата):
- пропаганда ЗОЖ.
С помощью бесед, воспитательских часов, спортивных мероприятий,
подвижных игр на свежем воздухе, тестов,
убеждений, примеров
стараемся донести до детей значения ЗДОРОВЬЯ !
Создание благоприятного психологического климата
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический
комфорт каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому
высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребёнка выразить
свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение
к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор далеко не
весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к хорошей
атмосфере.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых
гигиенических и психологических условий, но и профилактику различных
заболеваний . Как показывают исследования, наиболее опасным фактором
для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если
научить человека с малых лет ответственно относиться к своему здоровью,
то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Личностно – ориентированные технологии
Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в
переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального
контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная
установка
педагога
–
не
на
познание
«предмета»,
а
на
общение,
взаимопонимание
с
детьми,
на
их
«освобождение»
для
творчества.
Творчество,
исследовательский
поиск
являются
основным
способом
существования
ребенка
в
пространстве
личностно-ориентированного
образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности
детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими
задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и
принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые
слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей,
попадающих
в
реабилитационные
центры,
невозможно
говорить
о
формировании у них мотивов нравственного поведения, нравственных
ценностей. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них
отсутствует
доверие к людям.
И
прежде чем укрепить мотивацию
несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться
того, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился
понимать себя и других. Надо помочь ребенку, подростку разобраться в
своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего
болезненного опыта. Во время общения с детьми, необходимо расположить
их к себе , индивидуально найти подход к каждому!
Таким образом, педагогический процесс должен гарантировать достижение
поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение
самостоятельно
разрабатывать
конкретные
воспитательные
и
образовательные
технологии
позволяет
педагогу
наилучшим
образом
осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером
своего дела.