Автор: Бакулина Светлана Николаевна
Должность: учитель-педагог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 333" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедические диски в коррекционной работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Логопедические диски
в коррекционной работе учителя-логопеда
Бакулина С.Н.,
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 333» г. о. Самара
Эффективным средством сенсомоторного и речевого развития детей
дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры.
Данные игры, с использованием прищепок, развивают движения
пальцев рук, помогают совершенствовать:
восприятие и представление о величине, форме, цвете,
лексико - грамматического строя речи,
формирование звукового и слогового анализа слов,
фонематического восприятия и звукопроизношения,
связной и диалогической речи.
Используются деревянные или пластмассовые прищепки, имеющие
разный цвет, размер и форму.
В играх с прищепками дети задействует
большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя
основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается
мышечное
действие,
схожее
с
движением
по
удержанию
ручки,
и
прилагается аналогичное усилие.
С
помощью
звуковых
кругов
и
прищепок
можно
придумать
разнообразные
игры и задания. Вот несколько игр:
1.
«Назови на какую букву начинается слово»
Цель: закрепить гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые.
Оборудование: красные, синие и зелёные прищепки с буквами, круг с
картинками, схемы.
Ход игры: ребёнку предлагается рассмотреть прищепки, обсуждаем с ним,
какие буквы напечатаны на них. Затем ребёнок называет картинку,
нарисованную на круге. Определяет какой первый звук, спрятался в слове.
Например, нарисовано «яблоко». Ребёнок голосом выделяет первый звук,
называет его [Я] и прикрепляет красную прищепку с буквой «Я» и т.д.
Как усложнение можно использовать карточки - звуковой анализ слова. А так
же подсчитать сколько слогов в слове, обозначив прищепкой с определённой
цифрой.
Даются
задания
«Скажи
ласково»,
«Один-много»,
«1-3-5»
(согласование существительных с числительным), «Придумай рассказ» и др.
2.
Игра «Мягкий-твёрдый»
Цель: Учить различать звуки [Р-РЬ] по мягкости и твёрдости.
Оборудование: синие и зелёные прищепки, звуковой круг.
Ход игры: Обсудим, какие звуки обозначаем синим цветом (твердые), а какие
зеленым (мягкие). Затем ребёнок называет картинку, нарисованную на круге.
Проговаривает слово и определяет, какой из звуков[Р-РЬ] прячется в слове.
Например, на картинке нарисован «тигр», необходимо голосом выделить
соответствующий звук и прикрепить синюю прищепку, объяснить свой
выбор. «Якорь» - зеленая прищепка и т.д.
3.
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков
Цель: учить дифференцировать и правильно произносить звуки [С] - [Ш].
Оборудование: прищепки
синего,
зелёного,
красного
цвета,
круг
с
картинками и прищепки с цифрами, схемы.
Ход игры: Педагог предлагает ребёнку прикрепить синие прищепки с
буквами к изображениям предметов, в названии которых слышится звук [С],
или [Ш]. Ребенок четко называет изображённые на картинках предметы и
ставит соответствующую прищепку.
Усложнение: сделать звуковой анализ слова и посчитать сколько слогов в
слове.
4.
Игра «Домашние и дикие животные»
Цель:Учить
детей
классифицировать
домашних
и
диких
животных.
Закреплять знания об их внешнем виде, месте обитания, находить сходство и
различие.
Оборудование:
желтые и зелёные прищепки, лого диск с картинками
животных.
Ход игры: Рассмотреть животных, если животное домашние, то жёлтая
прищепка, а если дикое-зелёная прищепка.
Усложнение: «Придумать рассказ о животном»
Благодаря таким играм ребёнок сам или совместно со взрослым с
удовольствием и с пользой проводит время. Получает много эмоций и
умений. А педагог, в свою очередь, решает свои коррекционные задачи.
Литература:
1.
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим
и говорим. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда)
2.
Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного
возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. –
144 с.