Автор: Баирма Лудуповна Бабуева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Могойтуйский детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: пгт. Могойтуй, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Раздел: дошкольное образование
Бабуева Баирма Лудуповна
воспитатель
МАДОУ «Могойтуйский детский сад «Дюймовочка»
Забайкальский край, Могойтуйский район
пгт. Могойтуй
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
в процессе ознакомления с окружающим миром.
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики
развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении
определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее
решения мною представляется ознакомление с природой, формирование у
детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.
Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь:
названия
животных,
растений,
явлений
неживой
природы.
Ребенок
приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних
лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с
той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается
к нему [2,56].
Великий Ушинский утверждал, что «неоценимо значение родной природы как
средства развития речи и воспитания любви к Родине». Он писал, что «природа
- один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека.
И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет
отзываться
сухостью,
односторонностью,
неприятной
искусственностью.
Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно
научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно
то, что связывается с понятием Родина» [3,65].
Обогащение содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим
миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных
методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение. Наблюдение
широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом
(трудом взрослых, уходом за животными и т.п.).
В процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а также
осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению
чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит
взрослому. Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться,
прежде
всего,
сформировать
у
них
свое
эмоциональное,
эстетическое
отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать
связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко
всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей
природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.
К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей
мышления и речи, относятся и речевые логические задачи. Речевая логическая
задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую
может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и
закономерности
природы.
Давая
детям
речевую
логическую
задачу,
воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные
приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных
сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности
решения,
гибкости
ума.
Словесное
выражение
связей
и
зависимостей
предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-
грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые
логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности
монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать,
четко и образно формулировать свои мысли. Решению речевых логических
задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться
частью беседы, рассказывания по картине. Включение речевой логической
задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того
обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?»,
«зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и,
следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины,
цели. Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у
детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их
речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере
достоверной, доказательной. Действенными методами являются задания на все
проявления отношения к природе: работа детей с иллюстративным материалом,
решение проблемных ситуаций,
постановка
детей
в
ситуацию
выбора
отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Вместе с
тем, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется интерес к
объектам природы, особенностям их жизни, поведения. Все названные приёмы
способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего
дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать
природное окружение.
Воспитатель в ходе работы по обогащению и активизации словаря детей на
основе ознакомления с природой должен обратить внимание на следующее:
- отбор необходимого словарного материала;
- правильность собственной речи;
- создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное
слово или предложение.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в
словарной работе несколько направлений:
1) Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего
мира, на основе их целостного восприятия;
2) Углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и
качествами предметов и явлений, освоение содержания слова на уровне его
значения;
3) Формирование родовых и видовых обобщений, а также усвоение слова как
единицы языка на уровне смысла.
По мнению В.В.Гербовой, слово должно опираться на представление о
предмете [1, 29]. Она подчеркивает, что появление слова в активном словаре и
использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено и
работа
над
ним
завершена.
При
этом
немаловажное
значение
имеет
эстетическое отношение к предметам и явлениям природного окружения. Дети
дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и
переживают в связи с этим эстетические чувства. Природа, со всем
многообразием
форм,
красок,
звуков
является
богатейшим
источником
эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством
языка в своей речевой деятельности.
Природа - лучший воспитатель ребенка, но при этом важно научить его
видеть, понимать и ценить окружающую природу.Умение видеть, понимать и
создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького
человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать
самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе
отводится взрослым, и в первую очередь, родителям и педагогам.
Список использованной литературы
1. Белинова Н.В. Методические аспекты литературного образования детей
дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 99-103.
2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2013.
512 с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение,
2014. 207 с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические
рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.
5. Красильникова Л.В., Бушуева И.Н. Система работы детского сада с
родителями по вопросам речевого развития воспитанников. В сборнике:
Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего
образования:
сборник
статей
по
материалам
Всероссийской
научно-
практической конференции. Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 139-143.
6. Программа 2100. Развитие речи дошкольников. М., 2012.
7. Ушинский, К.Д. Родное слово. // К.Д. Ушинский. Соч. т.2.М., Л.,2008.