Напоминание

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.


Автор: Баирма Лудуповна Бабуева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Могойтуйский детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: пгт. Могойтуй, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бабуева Баирма Лудуповна

воспитатель

МАДОУ «Могойтуйский детский сад «Дюймовочка»

Забайкальский край, Могойтуйский район

пгт. Могойтуй

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики

развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении

определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее

решения мною представляется ознакомление с природой, формирование у

детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.

Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь:

названия

животных,

растений,

явлений

неживой

природы.

Ребенок

приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних

лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с

той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается

к нему [2,56].

Великий Ушинский утверждал, что «неоценимо значение родной природы как

средства развития речи и воспитания любви к Родине». Он писал, что «природа

- один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека.

И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет

отзываться

сухостью,

односторонностью,

неприятной

искусственностью.

Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно

научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно

то, что связывается с понятием Родина» [3,65].

Обогащение содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим

миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных

методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение. Наблюдение

широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом

(трудом взрослых, уходом за животными и т.п.).

В процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а также

осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению

чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит

взрослому. Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться,

прежде

всего,

сформировать

у

них

свое

эмоциональное,

эстетическое

отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать

связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко

всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей

природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.

К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей

мышления и речи, относятся и речевые логические задачи. Речевая логическая

задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую

может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и

закономерности

природы.

Давая

детям

речевую

логическую

задачу,

воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные

приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных

сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности

решения,

гибкости

ума.

Словесное

выражение

связей

и

зависимостей

предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-

грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые

логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности

монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать,

четко и образно формулировать свои мысли. Решению речевых логических

задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться

частью беседы, рассказывания по картине. Включение речевой логической

задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того

обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?»,

«зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и,

следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины,

цели. Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у

детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их

речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере

достоверной, доказательной. Действенными методами являются задания на все

проявления отношения к природе: работа детей с иллюстративным материалом,

решение проблемных ситуаций,

постановка

детей

в

ситуацию

выбора

отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Вместе с

тем, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется интерес к

объектам природы, особенностям их жизни, поведения. Все названные приёмы

способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего

дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать

природное окружение.

Воспитатель в ходе работы по обогащению и активизации словаря детей на

основе ознакомления с природой должен обратить внимание на следующее:

- отбор необходимого словарного материала;

- правильность собственной речи;

- создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное

слово или предложение.

Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в

словарной работе несколько направлений:

1) Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего

мира, на основе их целостного восприятия;

2) Углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и

качествами предметов и явлений, освоение содержания слова на уровне его

значения;

3) Формирование родовых и видовых обобщений, а также усвоение слова как

единицы языка на уровне смысла.

По мнению В.В.Гербовой, слово должно опираться на представление о

предмете [1, 29]. Она подчеркивает, что появление слова в активном словаре и

использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено и

работа

над

ним

завершена.

При

этом

немаловажное

значение

имеет

эстетическое отношение к предметам и явлениям природного окружения. Дети

дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и

переживают в связи с этим эстетические чувства. Природа, со всем

многообразием

форм,

красок,

звуков

является

богатейшим

источником

эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством

языка в своей речевой деятельности.

Природа - лучший воспитатель ребенка, но при этом важно научить его

видеть, понимать и ценить окружающую природу.Умение видеть, понимать и

создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького

человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать

самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе

отводится взрослым, и в первую очередь, родителям и педагогам.

Список использованной литературы

1. Белинова Н.В. Методические аспекты литературного образования детей

дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 99-103.

2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2013.

512 с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение,

2014. 207 с.

4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические

рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.

5. Красильникова Л.В., Бушуева И.Н. Система работы детского сада с

родителями по вопросам речевого развития воспитанников. В сборнике:

Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего

образования:

сборник

статей

по

материалам

Всероссийской

научно-

практической конференции. Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 139-143.

6. Программа 2100. Развитие речи дошкольников. М., 2012.

7. Ушинский, К.Д. Родное слово. // К.Д. Ушинский. Соч. т.2.М., Л.,2008.



В раздел образования