Напоминание

Формирование самостоятельной и творческой личности студента в усло-виях игрового имитационного моделирования, системного мышления и эмоциональности обучаемых


Автор: Паденок Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "Михайловский экономический колледж-интернат" Минтруда России
Населённый пункт: г. Михайлов Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование самостоятельной и творческой личности студента в усло-виях игрового имитационного моделирования, системного мышления и эмоциональности обучаемых
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Формирование самостоятельной и творческой личности студента в

условиях игрового имитационного моделирования, системного мышления и

эмоциональности обучаемых»

В связи с реформирование сферы образования, в том числе среднего про-

фессионального образования, современное общество ставит перед задачу подго-

товки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях

экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие

срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему

специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий

спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи особое

значение приобретает проблема подготовки специалистов нового поколения, от

компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в

нашей стране.

Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специа-

листов экономического профиля на основе компетентностного подхода и широко-

го внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в

этой связи является определение результатов образования через профессиональ-

ную компетентность, проблеме формирования которой большое внимание уделя-

ется отечественные и зарубежные исследователи. Согласно компетентностного

подхода уровень профессиональной подготовки выпускников определяется степе-

нью овладения ими современными знаниями и умениями.

На качество обучения в учебных заведениях влияет много факторов, осо-

бенно важными из которых являются те, что связаны с формами и методами обу-

чения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и твор-

ческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и

компетентности.

Педагогический коллектив Михайловского экономического колледжа ин-

терната весь год работал по единой методической теме: “

Формирование готов-

ности студентов к профессиональной деятельности на основе реализации

компетентностного подхода в условиях современного рынка труда ”. И мы

можем с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей педагогиче-

ской практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.

Что же такое метод? И что же такое форма?

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает

путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод – это

способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и ко-

нечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности

педагога и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания.

Признаком метода является деятельность.

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью кото-

рых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на

основе сочетания разных видов работы.

В педагогической литературе методы обучения классифицируются на: пассивные,

активные и интерактивные методы.

Пассивный метод обучения (схема 1) – это форма взаимодействия обучаю-

щихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действую-

щим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассив-

ных слушателей, подчиненных директивам педагога.

Активный метод обучения (схема 2) – это форма взаимодействия обучаю-

щихся и преподавателя, при которой педагог и студент взаимодействуют друг с

другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные

участники урока.

Интерактивный метод обучения (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаим-

ный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме бе-

седы, диалога с кем-либо. Место педагога в интерактивных уроках сводится к

направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.

Очень точно подмечена суть активного обучения в китайской пословице:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня - и я научусь.

Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания

необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим

развитию мотивационной сферы обучающихся, их творческой активности.

Наиболее распространенной в современной педагогической теории являет-

ся классификация активных методов обучения, которая представлена на следую-

щем слайде.

Она включает имитационные методы активного обучения, т.е. формы прове-

дения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на ими-

тации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитацион-

ным - это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях –

это лекция, самостоятельная работа с литературой, «мозговой штурм», практиче-

ские занятия, самостоятельная работа с обучающей программой, учебная дискус-

сия и другие.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относят-

ся проведение деловых, ролевых и дидактических игр, организационно-деятель-

ностные игры, игровое проектирование и др., а к неигровым – анализ конкретных

ситуаций, решение ситуационных задач, имитационные тренинги и другие.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах

учебного процесса, представленные на следующем слайде (читать не надо):

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция,

эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие ме-

тоды как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний

и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного

обучения, игровые и неигровые методы.

Согласно данным российских исследователей эффект от применения актив-

ных методов обучения следующий:

при лекционной подаче материала его освоение составляет- не более 20%-

30% информации;

при самостоятельной работе с литературой – до 50%;

при проговаривании – до 70%;

при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой

игре) - до 90%.

Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся

педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в

процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой

неожиданно способности человека.

Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как вы-

играть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность иг-

рающих.

Игра направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные

практические ситуации, развивает творческое мышление и профессиональные

умения специалиста.

С целью активизации студентов в учебном процессе, преподаватели отделе-

ния 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет достаточно широко применяют ак-

тивные методы обучения, а именно проведение нетрадиционных уроков в форме

деловых, интерактивных, интеллектуальных игр.

Такие уроки:

- помогают избавиться от ярлыков: каждый студент оказывается в нестан-

дартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны;

-способствуют повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине;

- развивают мышление, логику, учат рассуждать, принимать решения и от-

вечать за собственные поступки;

- помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде и коллек-

тиве, являются хорошей профилактикой конфликтов между студентами, учат об-

щаться;

- способствуют организации самостоятельной работы в урочной деятельно-

сти.

Таким образом, используя игровую технологию с разнообразными педаго-

гическими приемами на специальных дисциплинах и профессиональных моду-

лях, преподаватели нашего колледжа создают условия для активной познава-

тельной деятельности студентов, тем самым, повышая мотивацию к обуче-

нию, через самостоятельное получение знаний.



В раздел образования