Автор: Паденок Ирина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "Михайловский экономический колледж-интернат" Минтруда России
Населённый пункт: г. Михайлов Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование самостоятельной и творческой личности студента в усло-виях игрового имитационного моделирования, системного мышления и эмоциональности обучаемых
Раздел: среднее профессиональное
«Формирование самостоятельной и творческой личности студента в
условиях игрового имитационного моделирования, системного мышления и
эмоциональности обучаемых»
В связи с реформирование сферы образования, в том числе среднего про-
фессионального образования, современное общество ставит перед задачу подго-
товки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях
экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие
срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему
специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий
спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи особое
значение приобретает проблема подготовки специалистов нового поколения, от
компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в
нашей стране.
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специа-
листов экономического профиля на основе компетентностного подхода и широко-
го внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в
этой связи является определение результатов образования через профессиональ-
ную компетентность, проблеме формирования которой большое внимание уделя-
ется отечественные и зарубежные исследователи. Согласно компетентностного
подхода уровень профессиональной подготовки выпускников определяется степе-
нью овладения ими современными знаниями и умениями.
На качество обучения в учебных заведениях влияет много факторов, осо-
бенно важными из которых являются те, что связаны с формами и методами обу-
чения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и твор-
ческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и
компетентности.
Педагогический коллектив Михайловского экономического колледжа ин-
терната весь год работал по единой методической теме: “
Формирование готов-
ности студентов к профессиональной деятельности на основе реализации
компетентностного подхода в условиях современного рынка труда ”. И мы
можем с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей педагогиче-
ской практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.
Что же такое метод? И что же такое форма?
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает
путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод – это
способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и ко-
нечным результатом. Метод обучения – это способ взаимосвязной деятельности
педагога и обучающегося по достижению целей обучения, развития и воспитания.
Признаком метода является деятельность.
Форма организации деятельности – это система средств, с помощью кото-
рых педагог добивается включения обучающихся в активную деятельность на
основе сочетания разных видов работы.
В педагогической литературе методы обучения классифицируются на: пассивные,
активные и интерактивные методы.
Пассивный метод обучения (схема 1) – это форма взаимодействия обучаю-
щихся и преподавателя, в которой преподаватель является основным действую-
щим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассив-
ных слушателей, подчиненных директивам педагога.
Активный метод обучения (схема 2) – это форма взаимодействия обучаю-
щихся и преподавателя, при которой педагог и студент взаимодействуют друг с
другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные
участники урока.
Интерактивный метод обучения (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаим-
ный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме бе-
седы, диалога с кем-либо. Место педагога в интерактивных уроках сводится к
направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока.
Очень точно подмечена суть активного обучения в китайской пословице:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания
необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим
развитию мотивационной сферы обучающихся, их творческой активности.
Наиболее распространенной в современной педагогической теории являет-
ся классификация активных методов обучения, которая представлена на следую-
щем слайде.
Она включает имитационные методы активного обучения, т.е. формы прове-
дения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на ими-
тации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитацион-
ным - это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях –
это лекция, самостоятельная работа с литературой, «мозговой штурм», практиче-
ские занятия, самостоятельная работа с обучающей программой, учебная дискус-
сия и другие.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относят-
ся проведение деловых, ролевых и дидактических игр, организационно-деятель-
ностные игры, игровое проектирование и др., а к неигровым – анализ конкретных
ситуаций, решение ситуационных задач, имитационные тренинги и другие.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах
учебного процесса, представленные на следующем слайде (читать не надо):
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция,
эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие ме-
тоды как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний
и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного
обучения, игровые и неигровые методы.
Согласно данным российских исследователей эффект от применения актив-
ных методов обучения следующий:
при лекционной подаче материала его освоение составляет- не более 20%-
30% информации;
при самостоятельной работе с литературой – до 50%;
при проговаривании – до 70%;
при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой
игре) - до 90%.
Об обучающихся возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся
педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в
процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой
неожиданно способности человека.
Игра всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как вы-
играть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность иг-
рающих.
Игра направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные
практические ситуации, развивает творческое мышление и профессиональные
умения специалиста.
С целью активизации студентов в учебном процессе, преподаватели отделе-
ния 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет достаточно широко применяют ак-
тивные методы обучения, а именно проведение нетрадиционных уроков в форме
деловых, интерактивных, интеллектуальных игр.
Такие уроки:
- помогают избавиться от ярлыков: каждый студент оказывается в нестан-
дартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны;
-способствуют повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине;
- развивают мышление, логику, учат рассуждать, принимать решения и от-
вечать за собственные поступки;
- помогают найти контакт друг с другом, учат работать в команде и коллек-
тиве, являются хорошей профилактикой конфликтов между студентами, учат об-
щаться;
- способствуют организации самостоятельной работы в урочной деятельно-
сти.
Таким образом, используя игровую технологию с разнообразными педаго-
гическими приемами на специальных дисциплинах и профессиональных моду-
лях, преподаватели нашего колледжа создают условия для активной познава-
тельной деятельности студентов, тем самым, повышая мотивацию к обуче-
нию, через самостоятельное получение знаний.