Напоминание

Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподования физики


Автор: Людмила Владимировна Симукова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Убеевская сош имени П.В.Дементьева"
Населённый пункт: село Убеи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподования физики
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности

преподования физики».

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и

учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов,

в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-

познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы;

3. Активные методы.

Пассивный метод

– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой

учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а

учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам

учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется

посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки

зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения

учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным,

но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая

подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно

большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -

действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с

кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные

ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем,

но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой

учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь

не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Самым Эффективным являются активные методы обучения – это методы,

которые

побуждают

учащихся

к

активной

мыслительной

и

практической

деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед

обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить

формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого

мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых

деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных

ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку,

внеконтекстные операции с понятиями и др.

Я хочу вас рассказать и дать характеристику активных методов обучения ,

которые часто применяю на этапах урока.

Характеристика активных методов обучения.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный

интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и

эмоциональное, факты и обобщение, различные виды деятельности.

Стараюсь, чтобы каждый урок содержал проблему, требующую решения, -

это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать

решение.

Учащиеся

наблюдают,

сравнивают,

группируют,

делают

выводы,

выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в

себе, способствует осознанию себя личностью.

Организация

дискуссии.

Дискуссия это – коллективное мышление. Одним из

условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых.

Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска

наиболее приемлемых решений.

На уроках применяю групповую работу

учащихся

: на этапе закрепления

изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и

высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся

его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у

обучающихся взаимопомощь.

Применение на уроках мультимедийные

технологии

, при которых восприятие

информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом

информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах;

аудиоинформации

(звуковой), видеоинформации,

анимации

(мультипликации,

оживления).

Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией

значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем

учебного материала и повышается интерес к новой теме.

При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм

организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой

последовательности

получить

результат.

Они

формируют

у

обучающегося

четкий стиль

мышления,

воспитывают требовательность

к

объективности,

правильности и определенности знаний.

Метод эвристической беседы.

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с

помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и

самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению

интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому

пониманию учащимися изучаемого материала, умению

применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических

задач.

Приемы

работы с учебником

.

Успешности учебного процесса способствует правильная организация работы

учащихся с учебником на уроке и дома.

Учебник на уроке является не столько источником информации, сколько

организатором учебной деятельности школьника.

Методический прием « Чтение с пометками на полях»

Этот прием является средством , позволяющим ученику отслеживать свое

понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо

познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения

ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или

предложения в тексте.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения , а

активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст,

отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия

любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли.

Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с

имеющимися представлениями.

«!» -я это знаю

«+» - узнал новое

«- » - думаю иначе

«?» - хочу узнать подробно.

Методический прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал

новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Х

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения

информацию. Особое требование- записывать сведения, понятия или факты

следует только своими словами, не цитируя учебник .Прием «Маркировочная

таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с

текстом учебника и поставить отметку.

Применение исследовательского метода при решении задач по

физике.

Исследовательский

метод

можно

определить

как

самостоятельное

решение

учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного

исследования , как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение

гипотезы и ее проверка, формулирование выводов .Применение исследовательского

метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников,

разрешения поставленной учителем проблемы и др.

Процесс решения физических задач предполагает выполнение школьниками

таких важных мыслительных операций как: анализ и синтез, индукция и дедукция,

абстрагирование и конкретизация, сравнение и противопоставление, систематизация

и обобщение. Качество выполнения этих операций значительно повышается, если

процессу решения задач придавать исследовательский характер. Исследование

будет заключаться в том, чтобы не ограничиваться разбором только одной

единственной заданной ситуации, а рассматривать все возможные случаи в данной

задаче, анализировать,

каким образом будет изменяться ответ задачи при

изменении

силы

трения,

показателя

преломления,

коэффициента

полезного

действия, удельной теплоемкости, плотности вещества и т.п. Организация такой

познавательной деятельности учащихся формирует у них гибкость мышления,

широту взглядов на физическое явление, глубину понимания физических законов,

значимость теоретических знаний для решения практических проблем.

Такой

исследовательский

подход

к

решению

задач

по

физике

активизирует

познавательную деятельность учащихся. При этом каждый ученик ставится в такие

условия, когда он сможет самостоятельно сделать свое «научное открытие».

Одним из распространенных методов активного обучения является метод

проектов. И необходимо реализовать данный метод во внеурочное время.

Метод

проектов

позволяет

отойти

от

авторитаризма

в

обучении,

всегда

ориентирован на самостоятельную работу обучающихся.

Метод проекта активизирует познавательные навыки, раскрывает творческие

возможности, учитывая интересы обучающего.

Таким образом, использование активных методов обучения

Повышаеют эффективность усвоения материала;

Повышает мотивацию учащихся;

Позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся;

Возможно применение с любой возрастной группой;

Позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи;

Развивают психологические компетенции учащихся.



В раздел образования