Автор: Людмила Владимировна Симукова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Убеевская сош имени П.В.Дементьева"
Населённый пункт: село Убеи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподования физики
Раздел: полное образование
Тема: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности
преподования физики».
Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и
учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов,
в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-
познавательной деятельности учащихся.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы;
3. Активные методы.
Пассивный метод
– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой
учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а
учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам
учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется
посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки
зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения
учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным,
но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая
подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно
большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с
кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные
ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем,
но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой
учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь
не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Самым Эффективным являются активные методы обучения – это методы,
которые
побуждают
учащихся
к
активной
мыслительной
и
практической
деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед
обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить
формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого
мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых
деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных
ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку,
внеконтекстные операции с понятиями и др.
Я хочу вас рассказать и дать характеристику активных методов обучения ,
которые часто применяю на этапах урока.
Характеристика активных методов обучения.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный
интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и
эмоциональное, факты и обобщение, различные виды деятельности.
Стараюсь, чтобы каждый урок содержал проблему, требующую решения, -
это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать
решение.
Учащиеся
наблюдают,
сравнивают,
группируют,
делают
выводы,
выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в
себе, способствует осознанию себя личностью.
Организация
дискуссии.
Дискуссия это – коллективное мышление. Одним из
условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых.
Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска
наиболее приемлемых решений.
На уроках применяю групповую работу
учащихся
: на этапе закрепления
изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и
высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся
его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у
обучающихся взаимопомощь.
Применение на уроках мультимедийные
технологии
, при которых восприятие
информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом
информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах;
аудиоинформации
(звуковой), видеоинформации,
анимации
(мультипликации,
оживления).
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией
значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем
учебного материала и повышается интерес к новой теме.
При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм
организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой
последовательности
получить
результат.
Они
формируют
у
обучающегося
четкий стиль
мышления,
воспитывают требовательность
к
объективности,
правильности и определенности знаний.
Метод эвристической беседы.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с
помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и
самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Применение метода эвристической беседы способствует усилению
интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления, глубокому
пониманию учащимися изучаемого материала, умению
применить имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических
задач.
Приемы
работы с учебником
.
Успешности учебного процесса способствует правильная организация работы
учащихся с учебником на уроке и дома.
Учебник на уроке является не столько источником информации, сколько
организатором учебной деятельности школьника.
Методический прием « Чтение с пометками на полях»
Этот прием является средством , позволяющим ученику отслеживать свое
понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо
познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения
ставить их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или
предложения в тексте.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения , а
активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст,
отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия
любой информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли.
Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с
имеющимися представлениями.
«!» -я это знаю
«+» - узнал новое
«- » - думаю иначе
«?» - хочу узнать подробно.
Методический прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками
является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал
новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)
Маркировочная таблица ЗУХ
З
У
Х
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения
информацию. Особое требование- записывать сведения, понятия или факты
следует только своими словами, не цитируя учебник .Прием «Маркировочная
таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с
текстом учебника и поставить отметку.
Применение исследовательского метода при решении задач по
физике.
Исследовательский
метод
можно
определить
как
самостоятельное
решение
учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного
исследования , как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение
гипотезы и ее проверка, формулирование выводов .Применение исследовательского
метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников,
разрешения поставленной учителем проблемы и др.
Процесс решения физических задач предполагает выполнение школьниками
таких важных мыслительных операций как: анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование и конкретизация, сравнение и противопоставление, систематизация
и обобщение. Качество выполнения этих операций значительно повышается, если
процессу решения задач придавать исследовательский характер. Исследование
будет заключаться в том, чтобы не ограничиваться разбором только одной
единственной заданной ситуации, а рассматривать все возможные случаи в данной
задаче, анализировать,
каким образом будет изменяться ответ задачи при
изменении
силы
трения,
показателя
преломления,
коэффициента
полезного
действия, удельной теплоемкости, плотности вещества и т.п. Организация такой
познавательной деятельности учащихся формирует у них гибкость мышления,
широту взглядов на физическое явление, глубину понимания физических законов,
значимость теоретических знаний для решения практических проблем.
Такой
исследовательский
подход
к
решению
задач
по
физике
активизирует
познавательную деятельность учащихся. При этом каждый ученик ставится в такие
условия, когда он сможет самостоятельно сделать свое «научное открытие».
Одним из распространенных методов активного обучения является метод
проектов. И необходимо реализовать данный метод во внеурочное время.
Метод
проектов
позволяет
отойти
от
авторитаризма
в
обучении,
всегда
ориентирован на самостоятельную работу обучающихся.
Метод проекта активизирует познавательные навыки, раскрывает творческие
возможности, учитывая интересы обучающего.
Таким образом, использование активных методов обучения
Повышаеют эффективность усвоения материала;
Повышает мотивацию учащихся;
Позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся;
Возможно применение с любой возрастной группой;
Позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи;
Развивают психологические компетенции учащихся.