Автор: Гаврилова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Д/сад 99 Домовенок"
Населённый пункт: Оренбургская обл,г.Орск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство обогащения словаря дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Дидактическая игра
как средство обогащения словаря дошкольников»
В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является
обучение родному языку. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития
ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление
и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным
средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством
регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное
окружение.
Совершенствование
речевого
общения
невозможно
без
расширения
словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с
ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько
полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет
благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение
частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные - это
обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными,
наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и
прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее,
затем
наречия,
числительные
и
служебные
слова.
Причастия
и
деепричастия
усваиваются только в школьном возрасте.
Лингвисты подразделяют детей на возрастные группы, выделяя этапы формирования
лексики у детей.
Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря.
Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он
имеет, как правило, 800 – 1000 слов.
Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов.
Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В
активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий
круг предметов домашнего обихода.
Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой
словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто
употребляются при общении с окружающими.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в
школе,
понимать литературу,
телевизионные
и радиопередачи и
т.д.
Поэтому
дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных
задач развития речи.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.
«Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых,
мир
открытия
вытесненных
желаний,
мир
реализации
нереализуемого»
(А.С.Спиваковская).
Игровые
методы
достаточно
разнообразны.
Наиболее
распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют
развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра – сильный стимулятор
умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и
навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в
работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.
Для
дидактических
игр
характерно
наличие
задачи
учебного
характера.
Ею
руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее
в занимательную для детей форму.
Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они
закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в
составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх
ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые
знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так
как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают
возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с
предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и
словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для
активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям
младшего дошкольного возраста,
так
как
они основаны на
непосредственном
восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом
знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.
Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к
ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте
многие
игры
с
игрушками
сопровождаются
движениями,
что
соответствует
особенностям восприятия и мышления ребенка.
Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе
наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.
Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки
знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами,
овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о
сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что
кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том
случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием
предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое
значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать
самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения
других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи
наоборот», «Назови ласково».
Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для
подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение
внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и
четко формулировать свои мысли, применять знания.
Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в
дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль
воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к
речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство
накопленного словаря.
В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные
виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить,
что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.
Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию
речевой активности детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников -
попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.