Напоминание

"Дидактическая игра как средство обогащения словаря дошкольников"


Автор: Гаврилова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Д/сад 99 Домовенок"
Населённый пункт: Оренбургская обл,г.Орск
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство обогащения словаря дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дидактическая игра

как средство обогащения словаря дошкольников»

В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является

обучение родному языку. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития

ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление

и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным

средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством

регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное

окружение.

Совершенствование

речевого

общения

невозможно

без

расширения

словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с

ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько

полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет

благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение

частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные - это

обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными,

наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и

прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее,

затем

наречия,

числительные

и

служебные

слова.

Причастия

и

деепричастия

усваиваются только в школьном возрасте.

Лингвисты подразделяют детей на возрастные группы, выделяя этапы формирования

лексики у детей.

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря.

Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он

имеет, как правило, 800 – 1000 слов.

Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов.

Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В

активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий

круг предметов домашнего обихода.

Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой

словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто

употребляются при общении с окружающими.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем,

который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в

школе,

понимать литературу,

телевизионные

и радиопередачи и

т.д.

Поэтому

дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных

задач развития речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра.

«Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых,

мир

открытия

вытесненных

желаний,

мир

реализации

нереализуемого»

(А.С.Спиваковская).

Игровые

методы

достаточно

разнообразны.

Наиболее

распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют

развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра – сильный стимулятор

умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и

навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в

работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Для

дидактических

игр

характерно

наличие

задачи

учебного

характера.

Ею

руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее

в занимательную для детей форму.

Я использую дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они

закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в

составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх

ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые

знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так

как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают

возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с

предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и

словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для

активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям

младшего дошкольного возраста,

так

как

они основаны на

непосредственном

восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом

знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к

ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте

многие

игры

с

игрушками

сопровождаются

движениями,

что

соответствует

особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе

наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.

Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки

знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами,

овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о

сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что

кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том

случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием

предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое

значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать

самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения

других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи

наоборот», «Назови ласково».

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для

подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение

внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и

четко формулировать свои мысли, применять знания.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в

дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль

воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к

речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство

накопленного словаря.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные

виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить,

что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и

возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию

речевой активности детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников -

попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.



В раздел образования