Автор: Бабурян Наталия Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ города Билибино ЧАО"
Населённый пункт: город Билибино ЧАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся "Работа с текстами разного стиля"
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа города Билибино
Чукотского автономного округа»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла _ Протокол
№1 от « » августа 2020 г.
Руководитель МО учителей
гуманитарного цикла
Е.И.Габова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
Жайворонок Л.А.
«» 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ г.
Билибино ЧАО»
Крылова И.Г.
«» августа 2020
Рабочая программа
внеурочной деятельности обучающихся
«Работа с текстами разного стиля»
11 класса
на 2019- 2020 уч. год
Составитель:
Бабурян НВ.,
учитель русского языка и литературы.
г. Билибино
2020
Пояснительная программа
Актуальность программы: Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и
компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую
историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание
социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной
среды развития ребенка. Внеурочная
художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как
синтезирует различные виды творчества.
Особенностью данной программы является ее ориентированность на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся,
поэтому содержание программы направлено на формирование языковой и духовной культуры учащихся, умение думать, грамотно и хорошо
говорить/писать
в
разных
условиях
общения.
Также
содержание
программы
соответствует
познавательным
возможностям
девятиклассников, позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию. Предлагаемая в программе
система заданий позволяет вести учеников от знакомства с определенными речевыми понятиями к овладению на основе этих понятий
необходимыми речевыми действиями и далее к свободному использованию приобретённых умений в речевой практике.
Образовательная программа «Работа с текстами разного стиля» предназначена для дополнительного образования учащихся 11 класса.
Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ЕГЭ:
формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения пользоваться ими в работе с языковым материалом;
формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях
языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями
воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской
языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Программа дополнительного образования имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для
формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития практических навыков, речевых умений.
Педагогическая целесообразность: повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем
современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение текста с точки зрения строения предложений,
функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения орфографической и
пунктуационной грамотности.
Разнообразные формы изучения языка посредством мультимедийных средств обучения
способствуют активному участию
обучающихся в конкурсах, викторинах, интеллектуальных турнирах.
Цели реализации основной образовательной программы направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных
программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и
способностей к социальному самоопределению. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.
Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности
ученика.
Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах
деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого
общества.
В системе дополнительного образования кружок «Работа с текстами разного стиля» реализует цель и задачи:
ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
сформировать
интерес
к
языкознанию,
литературе,
используя
комплексный
анализ
текстов
художественных,
научных,
публицистических произведений;
научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Возрастная ориентация программы
Программа дополнительного образования «Работа с текстами разного стиля» ориентирована на возрастные особенности детей 16-18лет,
различные подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с
возрастом.
Сроки реализации
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия длительностью 40 минут проводятся два раза в неделю. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный
процесс:
1.
Практикумы;
2.
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
3.
Работа в группах;
4.
Проектная деятельность.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
1)
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;
2)
способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной
литературы;
3)
знание закономерностей построения текста, владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
4)
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка, выразительных возможностей русского языка; использование в собственной речевой практике синонимических
ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
5)
осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач;
владение разными способами редактирования текстов.
Формы годовой промежуточной аттестации: тестирование, сочинения-рассуждения
Планируемые результаты: Метапредметные
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-
творческую задачу;
планировать свои действия;
анализировать
условия
и
пути
достижения цели;
работать по плану, сверяя свои
действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать
критерии
оценки
и
определять
степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с
этими критериями;
выполнять
учебные
действия
в
материале, речи, в уме.
учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве;
уметь
формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать её
и
координировать
её
с
позициями
партнёров
в
сотрудничестве
при
выработке
общего
решения
в
совместной деятельности;
уметь задавать вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнёром;
осознавать важность коммуникативных
умений в жизни человека;
создавать
тексты
различного
типа,
стиля, жанра;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных
задач;
владеть
монологической
и
диалогической
формами
речи,
различными
видами
монолога и диалога;
высказывать
и
обосновывать
свою
точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться
принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности.
адекватно понимать информацию
устного и письменного сообщения (цель, тему
текста, основную и дополнительную
информацию);
пользоваться разными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным;
владеть различными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным);
умение строить устное и письменное
высказывание с учётом сферы и ситуации
общения, участвовать в беседах;
умение самостоятельно добывать
знания, работать с различными источниками
информации, включая СМИ, ресурсы Интернета,
пользоваться справочной литературой;
умение работать в парах, коллективно, в
группах; распределять роли в группе,
договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности;
умение отстаивать свою точку зрения,
аргументируя её;
уметь задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
слушать и слышать других, пытаться
принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ПРЕДМЕТНЫЕ
–
составлять
план
решения
учебной
проблемы;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
незнакомом материале;
-
самостоятельно
находить
варианты
решения творческой задачи.
– выступать перед аудиторией сверстников с
сообщениями;
- учитывать разные мнения и обосновывать
свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно
полно
и
точно
передавать
партнеру
необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
- владеть монологической и диалогической
формой речи.
-
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
партнерам
в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной форме с учётом речевой ситуации;
К концу курса учащиеся должны овладеть
следующими умениями:
1) определять тему и основную мысль
текста, его стиль;
2) собирать материал к высказыванию;
3) систематизировать собранный материал;
4) строить тексты различных типов речи;
5) создавать текст, членить его на части;
6) составлять план текста – простой и
сложный;
7) подробно и сжато излагать
повествовательные тексты;
8) писать сочинения повествовательного
характера на заданную тему,
9) совершенствовать содержание и языковое
оформление своего текста;
10) правильно в смысловом и
стилистическом отношении
использовать языковые средства в текстах
разного содержания;
11) грамотно пользоваться известными
лексическими и грамматическими средствами
в устной и письменной речи;
12) выражать свою личностную позицию;
13) строить речь в зависимости от речевой
ситуации;
14) точно и корректно по отношению к
собеседнику выражать свою мысль.
15) опыт презентации индивидуального
продукта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
приобретение
школьником
социальных
знаний, понимания социальной реальности
и повседневной жизни
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
формирование
позитивных
отношений
школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в
целом
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
приобретение
школьником
опыта
самостоятельного социального действия
приобретение общих знаний о культуре
поведения,
преодоление
дисгармонии
с
окружающим
миром
и
в
самом
себе,
усвоение
представлений
об
организации
собственной
творческой,
культурной
и
духовной жизни в различных сферах и
ситуациях;
осознание
общепринятых
ценностей и оценка своих способностей и
потребностей.
перенятие опыта переживания, преодоление
негативных приобретенных черт личности:
застенчивости,
неуверенности,
грубости,
боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои
силы;
получение
возможности
стать
полноправным участником общекультурной
жизни
взрослых,
попытка
осознать
параметры
требований
и
содержания
культуры
школьного
и
человеческого
сообщества.
получение
опыта
самостоятельного
действия;
овладение
потенциалом
межличностного взаимодействия в разных
сферах культурной и общественной жизни;
приобретение
умений
представить
собственные
проекты
сверстникам,
родителям, учителям.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тематика и содержание программы
Кол-во часов
по теории
Кол-во часов
по практике
всего
1
Введение. Понятие о тексте.
1
2
3
2
Типы текстов
1
1
2
3
Стили текста.
3
4
7
4
Средства выразительности в тексте
0
7
7
5
Тема текста и проблема, поднятая в тексте
1
2
3
6
Опорные (ключевые) слова.
2
3
5
7
Комментарий проблемы
2
3
5
8
Авторская позиция
1
5
6
9
Композиция текста
2
8
10
10
Синтаксис текста.
1
1
2
11
Способы связи предложений в тексте.
1
6
7
12
Лексические средства связи
1
2
3
13
Уроки развития речи.
2
6
8
Всего
68
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Содержание занятия
Виды
деятельности
Форма
организации
Дата
Теор
ия
Прак
тика
1
Текст и его строение
3
1.Что такое текст?
Смысловые отношения между предложениями текста.
2. Средства связи между предложениями текста:
лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические, интонационные, графические.
3. Виды связи между предложениями в тексте:
параллельная, цепная.
1
2
Коллективная
2
Типы текста.
2
1.Смысловые (функциональные) типы текстов:
описание, повествование, рассуждение.
Сравнительная характеристика типов текстов.
2. Практическое занятие. Создание собственного
текста
1
1
Групповая
3
Функциональные стили
речи.
7
1. Система функциональных стилей современного
русского языка.
2. Особенности научного стиля.
3. Публицистический стиль.
4. Особенности официально-делового стиля.
3
4
Беседа,
работа в
парах
5 Художественный стиль.
6 Особенности разговорного стиля.
7. Практическое занятие.
4
Выразительные средства
текста
7
1.Лексические средства, или тропы: сравнение,
эпитет, метафора, метонимия, ирония, гипербола,
литота, оксюморон, перифраз.
2. Способы выражения сравнений.
3.Эпитет или метафора?
Эпитет или олицетворение?
4.Синтаксические средства, или стилистические
фигуры: инверсия, синтаксический параллелизм,
градация, риторический вопрос, риторическое
восклицание, эллипсис, умолчание, различные виды
повторов, бессоюзие, многосоюзие, вопросно-
ответная форма изложения и др.
5.Вопросно-ответная форма изложения или
риторический вопрос?
6.Что такое парцелляция?
7.Тест.
7
Работа в
парах,
индивидуальн
ая
5
Тема текста и проблема,
поднятая в тексте.
3
1Тема и идея текста. Основная мысль текста.
2,3Понятие о проблеме. Типы проблем. Основная
мысль текста.
1
2
Коллективная
,
Работа в
парах
6
Опорные (ключевые)
слова.
5
Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль
ключевых слов при формулировании проблемы.,
поднятой в тексте.
Использование ключевых слов для формулирования
проблемы, поднятой в тексте.
Практическое занятие
2
3
Практическое
занятие
(сочетание
индивидуальн
ой и
групповой
форм работы)
7
Комментарий проблемы
5
Понятие комментария. Комментарий к проблеме.
Типы информации в тексте. Способы оформления
2
3
Коллективная
индивидуальн
комментария к проблеме.
Цитирование при комментировании проблемы,
поднятой в тексте
Практическая работа
ая
8
Авторская позиция.
6
Понятие об авторской позиции в текстах разных
типов (художественных, публицистических текстах).
Автор и рассказчик.
Способы выражения авторской позиции.
Способы формулирования авторской позиции по
поднятой в тексте проблеме.
Практическая работа.
1
5
Коллективная
9
Композиция текста
10
Понятие о композиции текста. Аргументация
собственного мнения в сочинении-рассуждении.
Виды аргументов. Структура аргументов.
Особенности построение рассуждения. Композиция
сочинения.
Виды и формы вступления.
Виды заключений
Практическая работа
2
8
Практическое
занятие
(сочетание
индивидуальн
ой и
групповой
форм работы)
10
Синтаксис текста
2
Предложения в составе текста. Количество
предложений в тексте. Абзацное членение текста
1
1
Сочетание
индивидуальн
ой и
коллективной
форм работы
11
Способы связи
предложений в тексте.
7
Основные средства связи между предложениями в
тексте.
Цепная и параллельная связь предложений в тексте
Смысловые средства связи частей в текстах
различных стилей.
Практическая работа
1
6
Практическое
занятие,
индивидуальн
ая
12
Лексические средства связи
предложений в тексте.
3
Однокоренные слова и их роль в связи предложений в
тексте.
Понятие о синонимах, антонимах, паронимах,
1
2
Коллективная
,
Работа в
однозначных и многозначных словах и их роль в
связи предложений в тексте.
парах
13
Уроки развития речи
. Составление текстов разных типов и стилей.
Итоговая работа
8
Работа в
парах
Материально-техническое: компьютер, медиапроектор, принтер.
1.
Литература для учителя и учащихся
2.
Власенков А. И. Русский язык 10-11 класс.
3.
Русский язык в старших классах. Под ред. Розенталя.
4.
Пособие по русскому языку в старших классах. Под ред. Крючкова.
5.
Вигилянская Е. Русский язык. Упражнения с ключами. Пишем сочинения грамотно.
6.
Михайлова Е. В. Тесты и тексты для комплексного анализа: 10-11 классы.- М.: 2007.
7.
Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/ Пахнова Т. М. – М.: 2006.
8.
Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования
языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
9.
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
10. “Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.
11. Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.
12. Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.
13. Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.