Автор: Савельева Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ "АШИ № 4"
Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Из опыта работы по коррекционно-развивающему сопровождению обучающихся с нарушением слуха во внеурочное время"
Раздел: среднее профессиональное
Из опыта работы по коррекционно-развивающему сопровождению обучающихся
с нарушением слуха во внеурочное время
Автор: Савельева Виктория Викторовна-
воспитатель
Государственного областноего бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Адаптированная школа-интернат № 4
»,
город Великий Новгород
Коррекционно – развивающее сопровождение воспитательного процесса - это
организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение
взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо
отклонений,
недостатков
личности
ребенка
на
основе
развития
его
потенциальных возможностей.
Сегодня мне предоставлена возможность поделиться с вами о коррекционно –
развивающем сопровождении наших воспитанников
во внеурочное время.
Эффективность этого сопровождения в интернате определяется прежде всего:
- четкой организацией жизни детей,
- правильным распределении нагрузки на детей в течение дня,
- преемственностью в работе всех педагогов и родителей.
Почти 19 лет
я работаю в школе-интернате воспитателем и педагогом
дополнительного образования. Преемственность учителя и воспитателя или, по
другому, их совместная деятельность в нашей школе всегда рассматривалась не
только как профессиональное общение специалистов и педагогов, но и как
организация совместных действий, ориентированных на единый результат.
Поэтому во внеурочное время я работаю в тесной взаимосвязи с педагогами. Мы
обсуждаем успехи и неудачи своих воспитанников, какую тему они изучают и
какой материал необходимо закрепить во второй половине дня, кому необходимо
оказать
индивидуальную
помощь,
а
кому
представить
больше
самостоятельности.
Нельзя не согласиться с
ведущим профессором Речицкой Екатериной
Григорьевной,
что
интернат
практически
обеспечивает
круглосуточное
коррекционно - развивающее сопровождение детей. А наш режим дня самым
естественным
образом
создаёт
условия
и
для
всестороннего
развития
обучающихся и для развития речи детей, так как в процессе выполнения
режимных моментов все действия мы сопровождаем речевым оформлением.
Поэтому я, как и все воспитатели, целенаправленно отрабатываю речевые фразы
с детьми в процессе организации режимных моментов. Совместно с учителями-
дефектологами нами разработан речевой материал для работы над речью в
различных условиях интерната, оформлены переносные папки с речевым
вариативным материалом для организации диалогов в процессе различной
деятельности детей в интернате. (Демонстрация папок). Также в учебном классе
оформлены два стенда со словарём, который постоянно обновляется по темам
воспитательных занятий, по временам года, например, словарь по теме «Весна
наступила», словарь для занятий по теме «Правильное питание» или «Одежда» и
др.
Как известно, рабочий день в интернате начинается с подъёма, выполнения
зарядки, утренних гигиенических процедур, переодевания в школьную форму,
выход в столовую на завтрак. При выходе из интерната в школу у воспитанников
мы ещё раз проверяем наличие слуховых аппаратов и их рабочее состояние. Со
старшими детьми, у которых достаточно сформирована речь, используем прием
«работа с маленьким учителем», который проводит диалог:
- …, у тебя есть аппарат?
- Как ты меня слышишь?
С младшими детьми все фразы отрабатываем сами.
На зарядке мы проговариваем ответы на вопросы воспитателя :
- Что мы будем делать сейчас?,
- Что мы будем делать потом?
- Что мы будем делать затем?
- Что мы делали?
При уборке спален после сна, подготовке к школе, в умывальной комнате
проговариваем материал разговорно-обиходного характера, повторяем названия
постельного белья, школьных принадлежностей, а при переодевании в школьную
форму — названия одежды.
Формируя навыки правильного поведения детей в столовом зале, мы
используем весь спектр речевого материала от фраз «Я иду в столовую», «Я иду
на завтрак, обед и т.п.» до фраз по составу меню: «Я ел суп ...... . Я пил чай с ….»
и т.д. В режимные моменты вечернего времени мы проводим такую же работу.
При этом мы учитываем речевые возможности и состояние слуха ребёнка.
Наверное, каждый
из нас
понимает, что
коррекционно-развивающее
совровождение будет эффективно только при постоянном закреплении учебного
материала и навыков использования речи вне учебных, слуховых занятий, вне
школы, в разных видах деятельности.
Я работаю в одной команде с учителями, с воспитателями выходного дня и с
воспитателями интерната. Планирование материала, который мы регулярно
оформляем на Яндекс-диске, позволяет нам четко спланировать работу как по
достижению воспитательного эффекта, так и по закреплению учебного и речевого
материала.
Например, в классе с учителем прошли тему:
1) «Домашние и дикие животные». В интернате вечером эту тему закрепляем
через различные виды деятельности: дидактические игры: «Кто это?», «Кто, где
живёт?», «Назови одним словом». В выходной день эту же тему воспитатели
закрепляют в других видах деятельности: чтении стихов, рассказов, викторинах,
отгадывании загадок, кроссвордов, рисовании и в декоративно-прикладном
творчестве.
Таким же образом происходит коррекционно - развивающее
сопровождение по закреплению тем: «Одежда и обувь», «Зимующие птицы»,
«Весна» и другие времена года и т.д. Часто эти виды работы дополняем
драматизацией сказок, для которой в интернате имеется весь речевой, наглядный
материал и 9 кукольных театров на столе.
Одним из режимных моментов является прогулка. В неё могут включаться
наблюдения в природе, художественное слово, трудовые действия, подвижные
игры и индивидуальные, групповые физические упражнения. Во время прогулок
мы формируем у детей необходимые нравственные понятия, навыки культуры
поведения. Собираясь на прогулку, мы нацеливаем детей, что будем делать, что
должны узнать, увидеть и что можем услышать. А возвращаясь с прогулки, мы
беседуем, обсуждаем что узнали, что увидели, делаем выводы. Таким образом,
опираясь на остаточный слух детей, пополняем их словарный запас, расширяем
их жизненный опыт.
Например, во время прогулки может подняться ветер или прозвучат отдалённые
раскаты грома – воспитатель обязательно обращает на это внимание детей. А
прогулки на природу и по городу обязательно будут сопровождаться звуками
окружающего мира – шелестом листвы - осенью, а зимой – скрипом снега, весной
– пением птиц, шумом машин и другими звуками.
На одной из последних
прогулок мы наблюдали за изменениями в природе с наступлением весны. После
прогулки я провела беседу, дети сделали выводы: Солнце стало теплее. Почки
набухают. Снег тает. Воробьи громко чирикают. Наступила весна. После таких
прогулок, как правило, мы делаем зарисовки.
Подобное коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется на
экскурсиях. Мы проводим экскурсии с целью закрепления, расширения и
углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения
конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения, социальных
контактов, профессиональной ориентации наших воспитанников. Организация
любой экскурсии требует от нас специальной подготовки. Расскажу на примере
организации
экскурсии,
которую
я
проводила
совместно
с
классным
руководителем 4вII, 5вII класса Лебедевой В.К. по теме: «На почте».
Во первых, была проведена предварительная работа: познакомились с историей
письма, написали и оформили письма для отправки по адресу.
Далее мы определили задачи не только для себя, но и для детей: узнать, что есть
на почте, зачем людям почта, записать незнакомые слова, или зарисовать
незнакомые предметы. С заведующей почты, мы определи план знакомства с
объектами почты и порядком её работы. Подготовили речевой материал: почта,
почтальон, письмо, бандероль, извещение, почтовый ящик, посылка.
Детям дано конкретное задание: в конце экскурсии опустить в почтовый ящик
заранее написанные письма. В ходе экскурсии дети были вовлечены в общение с
работниками почты и её заведующей. После экскурсии полученные знания были
закреплены в беседе и разгадывании кроссворда.
Неограниченные возможности речевого общения, социализации детей
с
нарушением
слуха
предоставляются
при
посещении
нашими
детьми
различных городских мероприятий: «Марафон Добра» и флешмоб «Помочь
может
каждый»,
торжественное
открытие
XII
Всероссийского
фестиваля
исторических фильмов «ВЕЧЕ», посещение различных концертов, гражданско-
патриотические, социальные акции и многое другое.
Подготовить детей с нарушением слуха к самостоятельной жизни,
к
совместному труду со слышащими детьми помогает организованная трудовая
деятельность в интернате (от самообслуживания до трудовых десантов на
пришкольном участке).
Вся внеурочная творческая деятельность в интернате опирается на психологию
творчества и имеет благотворное воздействие на детей с нарушением слуха. Хочу
более
подробно
остановиться
на
коррекционном
сопровождении
детей
средствами ручной вышивки.
Я являюсь педагогом дополнительного образования объединения «Ручная
вышивка». Считаю, что вышивка очень важна для глухих и слабослышащих
детей, которая направлена на развитие мелкой моторики у детей с недостатками
слуха.
И
убедилась,
что
вышивка
даёт
столько
же
возможностей
для
самовыражения, сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые
приёмы и средства, так и мои маленькие вышивальщицы ищут ту технику,
цветовую гамму, рисунок, которые больше соответствуют их характеру и вкусу,
помня, что красота и ценность вышитого изделия состоит в его практической и
эстетической значимости. Многолетние занятия вышиванием с детьми позволили
мне сформировать у них не только трудовые навыки ручного труда, работы с
иглой, ножницами, тканью, но и развить глазомер, творческую активность,
воспитать аккуратность, усидчивость, целеустремлённость. Вышивка оказывает
важный психологический эффект: так как через реализацию и практическое
воплощение творческого потенциала воспитанники имеют возможность найти
опору для самоопределения.
По окончании учебного года мои воспитанники представляют свои работы на
выставки разного уровня. Предварительно с ними идёт обсуждение и отбор
лучших работ для смотров и конкурсов как внутри школы, так и за её пределами.
Например: во время различных семинаров, конференций, праздников, таких как
«Юбилей школы», «День инвалидов», «Новый год», «Пасха», «Шаг навстречу»,
которые проходили в Санкт-Петербурге, в Москве, в Мурманске и Калининграде.
И везде, где бы не участвовали наши воспитанники, они были всегда лучшие из
лучших: были призёрами и привозили дипломы и грамоты за призовые места.
Около 40 работ участников объединения «Ручная вышивка» украшают
интерьеры
нашей
школы,
многие
работы
были
подарены
в
различные
организации. Это говорит о высоком
признании нашего творчества.Такие
выставки способствуют знакомству ребят с искусством вышивки, развитию вкуса
учащихся, являются наглядной популяризацией ручного труда. Опираясь на ранее
приобретённые умения, мои воспитанники начинают выполнять свои творческие
проекты ( под руководством педагога). Один из таких проектов нами выполнялся
в этом учебном году к празднику 8 Марта. В ходе подготовки проекта я
познакомила девочек с историей праздника, мы обсудили какие подарки можно
сделать своими руками и подарить мамам и учителям (это были открытки и панно
– небольшие картины). Обсудили и посмотрели в интернете какие цветы чаще
всего дарят (это – мимозы и тюльпаны). Обговорив все «за» и «против» решили
вышить тюльпаны. Но вновь возникла проблема: какие выбрать цвета - розовые
или жёлтые, красные или фиолетовые. Решили выполнить все тюльпаны в
красных оттенках. Девочки самостоятельно подобрали нитки и по схеме
выполнили работы, которые стали конечным результатом творческого проекта и
были подарены на школьном празднике педагогам.
Высокое
профессиональное
мастерство
показали и мои старшие
воспитанники.
Новгородская
область
в
2017
году
присоединилась
к
движению
«АБИЛИМПИКС» и провела
I Региональный конкурс профессионального
мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«АБИЛИМПИКС».
И на этом конкурсе – олимпиаде честь нашей школы
представляла Михайлова Люда, которая показала высокий результат, завоевав
золотую медаль за I место. Она же защищала честь нашей области на III
Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья «АБИЛИМПИКС» в Москве , где
заняла III место (бронзовая медаль).
В 2018 году у нас в Новгороде прошёл II Региональный конкурс
профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья «АБИЛИМПИКС». На этом конкурсе – олимпиаде
честь нашей школы уже представляли две участницы: Нгуен Света и Смолина
Маша. И вновь наши воспитанницы показали высокий результат: Маша Смолина
завоевала золотую медаль - I место, а Нгуен Света - серебряную медаль-II место.
На
IV
Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «АБИЛИМПИКС» в
Москве
нашу
Новгородскую
область
представляла
победительница
Регионального конкурса Смолина Маша. Она завоевала III место и была
награждена бронзовой медалью.
На III и IV
Региональных конкурсах профессионального мастерства среди
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «АБИЛИМПИКС» в
2019 и 2020 годах честь нашей школы уже представляли по три участника:
Рыбакова Анна, Ткаченко Анжела, Нгуен Света,
Нечаева Даша, Лямина
Валентина. В каждом конкурсе все три места завоевали наши участницы.
В 2021 году
у нас в Новгороде прошёл
V
Региональный конкурс
профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья «АБИЛИМПИКС». И на этом конкурсе – олимпиаде
честь нашей школы уже представляли два участника - это Нгуен Света, Лямина
Валентина и они вновь показывают высокий результат: Нгуен Света завоевала
золотую медаль - I место, а Лямина Валентина серебряную медаль – II место. В
Москве, но уже в заочном конкурсе нашу Новгородскую область представляла
победительница Нгуен Света.
Участвуя в таких
чемпионатах, наши воспитанники знакомятся с другими
людьми, их достижениями, заводят новых друзей, расширяют свой кругозор и
совершенствуют свои речевые навыки. У них повысилась самооценка, вера в
свои
силы.
Такие
конкурсы
способствуют
социализации,
эффективной
профессиональной ориентации и мотивации людей с ОВЗ к профессиональному
образованию, содействуют их дальнейшему трудоустройству.