Автор: Смычкова Любовь Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 17
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник" ФГОС ООО, УМК Виленкин, Жохов, Чесноков
Раздел: среднее образование
Урок по теме: «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник».
Ф.И.О. учителя: Смычкова Любовь Анатольевна учитель математики МАОУ СОШ № 17 г. Краснодара
Предмет: математика
Класс: 5
Дидактическая цель: дать понятие угла; учить читать и записывать углы; познакомить с прямым и развёрнутым углом.
Научить строить прямые углы при помощи чертежного треугольника.
Цели по содержанию:
образовательные: подвести учащихся к определению понятия «угол», «прямой угол» и «развёрнутый угол»,
рассмотреть задачи, в которых требуется определить вид угла; повторить проценты;
познакомить с чертежным
треугольником и выработать умение строить с его помощью прямой угол;
развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать
устную и письменную речь; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы;
воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к уро-
кам математики.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли – верно, использо-
вать в речи термины: угол, стороны угла, прямой и развёрнутый углы; получит возможность для формирования комму-
никативной компетентности в общении.
1
Метапредметные: ученик научится: распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов; при-
водить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире; использовать геометрический язык для опи-
сания предметов окружающего мира. Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество
со сверстниками.
Предметные: ученик научится: формулировать определения угла, прямого и развёрнутого углов, читать и обозначать
угол; изображать углы от руки и с использованием чертёжных инструментов; моделировать различные виды углов. Уче-
ник получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные понятия, термины: отрезок, луч, прямая, дополнительные друг другу лучи, треугольник, вершина треуголь-
ника, стороны треугольника.
Новые понятия: угол, прямой и развернутый угол, вершина, стороны угла, чертежный треугольник.
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Я. Вилен-
кин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2019; мультимедиа проектор, компьютер, рабочие
тетради учащихся, чертежные треугольники, чистый лист бумаги.
2
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организаци-
онный мо-
мент
Создать благопри-
ятный психологи-
ческий настрой на
работу
Он и острый, да не нос
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик.
Что еще таким быть мо-
жет?
Приветствие, проверка
готовности к учебному
занятию, организация
внимания учащихся.
На доске вы видите за-
гадку, которую мы раз-
гадаем на нашем уроке.
Приветствуют учи-
теля, читают загад-
ку, включаются в
деловой ритм уро-
ка.
Регулятивные: умение
организовывать себя,
настраиваться на
работу
Мотивиро-
вание к
учебной дея-
тельности
повторение
раннее изу-
ченного
Выявить пробелы
в знаниях и
способах деятель-
ности учащихся и
определить при-
чины их возник-
новения.
На доске - тексты заданий
для устного счета. Повто-
рение темы «Проценты»
1.
Замените проценты деся-
тичной дробью
56% 123% 77% 3,1%
6% 400% 2%
2.
Сколько процентов одно
число составляет от дру-
гого?
6 от 12; 8 от 40; 5 от 50; 1
от 50; 16 от4.
3.
Сколько процентов фигу-
ры закрашено?
4.
Сколько процентов фигу-
ры не закрашено?
Поработаем устно.
Учитель предлагает
ученикам выполнить
устные задания.
Решают задания
устно, объясняют
свои действия. От-
вечают на вопросы.
Коммуникативные:
умение вступать в диа-
лог, участвовать в кол-
лективном обсуждении
учебной проблемы, из-
лагать свои мысли в
устной форме.
3
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Целеполагание
и мотивация
Обеспечить моти-
вацию, принятие
целей урока
На экране кроссворд
1
2
3
4
По горизонтали:
1)
Единица времени.
2)
Единица массы.
3)
Сотая часть числа.
4)
Инструмент для измере-
ния длины отрезков.
Разгадав кроссворд, по
вертикали вы прочитае-
те тему нашего урока.
Назовите тему, кото-
рую следует написать
после слов "Классная
работа"?
Кто разгадал нашу за-
гадку?
Сегодня мы узнаем, что
такое угол, какими бы-
вают углы, научимся
обозначать и сравни-
вать углы, правильно
называть углы, научим-
ся пользоваться чер-
тежным треугольником
для изображения углов.
Углы всегда присут-
ствовали в жизни чело-
Разгадывают кросс-
ворд.
Записывают в тет-
ради дату и тему
урока.
Регулятивные: умение
принять познаватель-
ную цель, сохранять ее
при выполнении учеб-
ных действий, регули-
ровать весь процесс их
выполнения.
Познавательные: на-
блюдение, умение мо-
делировать.
4
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
века.
Очень многие тела и
предметы, которые нас
окружают, имеют углы
(посмотрите на предме-
ты, которые вас окру-
жают).
Приводят примеры
(шкаф, стол и т.д.)
Усвоение
новых зна-
ний и спосо-
бов усвое-
ния
Обеспечить вос-
приятие, осмыс-
ление и первич-
ное запоминание
учащимися изу-
чаемой темы.
Демонстрация презента-
ции
Посмотрите, пожалуй-
ста, на доску, изобра-
жен угол. О – вершина
угла. ОА и ОВ – сторо-
ны
угла.
Посмотрите
как правильно обозна-
чается
угол.
Давайте
прочитаем
получив-
шийся угол.
Посмотрите и ответьте
на вопросы. Какие точ-
ки лежат внутри угла
АОВ, какие вне угла, а
кикие на сторонах это-
го угла?
Как вы думаете, как
можно
сравнить
два
угла?
Слушают объясне-
ние.
Вместе с учителем
читают угол.
Отвечают на по-
ставленные вопро-
сы.
Ученики высказы-
вают свои мнения и
все вместе прихо-
дим к выводу, что
Познавательные:
понимание информа-
ции, представленной в
виде текста, рисунка,
схемы, развитие навы-
ков нахождения законо-
мерностей.
Коммуникативные:уме-
ние участвовать в кол-
лективном обсуждении
учебной проблемы, из-
лагать свои мысли в
устной и письменной
форме.
5
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Какие углы изображе-
ны на экране?
Сравните эти углы.
Давайте вспомним, что
такое луч.
Сейчас возьмите в руки
линейку
и
карандаш.
Построим лучи ОА и
ОВ
дополнительные
друг к другу. Как вы
думаете, как называется
получившийся
угол
АОВ?
Сейчас возьмите в руки
чистый
лист
бумаги,
сложите его пополам,
еще раз пополам и раз-
верните лист.
У вас получилось 4 рав-
ных угла и все они пря-
сравнить углы
можно наложени-
ем, что демонстри-
руется на экране
Отвечают на по-
ставленные вопро-
сы.
Отвечают на по-
ставленные вопро-
сы.
Строят разверну-
тый угол.
Ученики при помо-
щи листа бумаги
получают прямой
угол.
6
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
мые. Прямым углом на-
зывают половину раз-
вернутого угла.
Для построения прямо-
го угла пользуются чер-
тежным
треугольни-
ком.
Возьмите его в руки и
давайте построим пря-
мой угол.
(Учитель наблюдает за
работой учащихся, по-
могает
при работе с
чертежным треугольни-
ком).
Выполняют чертеж
прямого угла.
7
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Физкультми-
нутка
Сменить вид дея-
тельности
Предлагает выполнить
физические упражне-
ния: повороты головы,
махи руками, приседа-
ния.
Учащиеся выпол-
няют упражнения.
Личностные: здоровье-
сбережение
8
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организация
первичного
закрепления
Выявить пробелы
первичного
осмысления изу-
ченного материа-
ла, корректиро-
вать выявленные
пробелы, обеспе-
чить закрепление
в памяти учащих-
ся знаний и
способов дей-
ствий.
Откройте учебники на
стр. 141, выполните №
766, № 768 и № 772.
Учитель наблюдает за
работой учеников.
Ребята выполняют
работу в своих тет-
радях, сверяются и
советуются с сосе-
дом по парте.
Затем выполняют
устную проверку.
Коммуникативные:
умение оформлять свои
мысли в устной форме,
умение взаимодейство-
вать с соседом при вы-
полнении учебной зада-
чи.
Регулятивные: умение
контролировать и кор-
ректировать учебную
деятельность.
Организация
первичного
контроля
Обеспечить вос-
приятие, осмыс-
ление и первич-
ное запоминание
учащимися изуча-
емой темы.
На доске текст самостоя-
тельной работы.
1.
Начертите угол NOK,
отметьте точку А вну-
три угла, точку В вне
угла и точку С на сто-
роне угла. Назовите
стороны и вершину
данного угла.
2.
Изобразите с помо-
щью чертежного тре-
угольника 4 прямых
угла в разных поло-
жениях.
А теперь выполните
самостоятельную рабо-
ту (обучающую).
Выполняют
само-
стоятельную рабо-
ту в тетрадях.
Один учащийся у
доски.
Проверяют друг у
друга
результаты
решения, сравнивая
с образцом на дос-
ке. Аргументируют
свое
решение
на
основании
знания
новых терминов.
Познавательные: уме-
ние выделять в условии
задачи данные, необхо-
димые для решения за-
дачи, строить логиче-
скую цепочку рассу-
ждений, сопоставлять
полученный результат с
условием задачи.
Регулятивные:
умение сличить свой
способ действия с эта-
лоном.
Коммуникативные:
умение взаимодейство-
вать с соседом при вы-
полнении учебной зада-
9
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
чи.
Подведение
итогов урока
Закрепить новые
понятия, изучен-
ные на уроке и
выяснить степень
их усвоения. Дать
качественную
оценку работы
класса и отдель-
ных учащихся.
- Что изучали сегодня
на уроке?
- Что такое угол?
- Что называют сторо-
нами угла?
- Что называют верши-
нами угла?
- Как сравнить два
угла?
- Какие углы называют
равными?
- Какой угол называют
развернутым?
- Какой угол называют
прямым?
- Как построить прямой
угол с помощью чер-
тежного треугольника?
- Сегодня на уроке все
работали хорошо, но
особенно хочется отме-
тить…
Отвечают на вопро-
сы.
Познавательные: уме-
ние структурировать
знания, делать выводы.
Коммуникативные:
умение вступать в диа-
лог.
Домашнее за-
дание
Обеспечить пони-
мание учащимися
цели, содержания
и способов вы-
полнения домаш-
него задания
На доске запись:
Домашнее задание:
по учебнику п. 41,
№ 791, № 792 и № 793.
Комментирует домаш-
нее задание.
Записывают до-
машнее задание в
дневники, задают
вопросы.
Личностные: самоо-
пределение по выпол-
нению домашнего зада-
ния
10
Этапы
урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учите-
ля
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Рефлексия
Инициировать ре-
флексию учащих-
ся по поводу пси-
хоэмоционально-
го состояния,
мотивации, их
собственной дея-
тельности и взаи-
модействия с учи-
телем и другими
учащимися в
классе
Давайте подведём итог.
Справились ли с по-
ставленной в начале
урока задачей?
Возьмите из разда-
точного материала
смайлик, который, как
вы считаете, подходит
к вашему настроению и
приклейте в тетрадь.
Спасибо за урок!
Изображают
смайлик, который
соответствует соб-
ственному уровню
понимания матери-
ала.
Регулятивные: умение
осознавать качество и
уровень усвоения учеб-
ного материала.
11