Напоминание

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник" ФГОС ООО, УМК Виленкин, Жохов, Чесноков


Автор: Смычкова Любовь Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 17
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник" ФГОС ООО, УМК Виленкин, Жохов, Чесноков
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме: «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник».

Ф.И.О. учителя: Смычкова Любовь Анатольевна учитель математики МАОУ СОШ № 17 г. Краснодара

Предмет: математика

Класс: 5

Дидактическая цель: дать понятие угла; учить читать и записывать углы; познакомить с прямым и развёрнутым углом.

Научить строить прямые углы при помощи чертежного треугольника.

Цели по содержанию:

образовательные: подвести учащихся к определению понятия «угол», «прямой угол» и «развёрнутый угол»,

рассмотреть задачи, в которых требуется определить вид угла; повторить проценты;

познакомить с чертежным

треугольником и выработать умение строить с его помощью прямой угол;

развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать

устную и письменную речь; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы;

воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к уро-

кам математики.

Планируемые результаты:

Личностные: ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли – верно, использо-

вать в речи термины: угол, стороны угла, прямой и развёрнутый углы; получит возможность для формирования комму-

никативной компетентности в общении.

1

Метапредметные: ученик научится: распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов; при-

водить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире; использовать геометрический язык для опи-

сания предметов окружающего мира. Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество

со сверстниками.

Предметные: ученик научится: формулировать определения угла, прямого и развёрнутого углов, читать и обозначать

угол; изображать углы от руки и с использованием чертёжных инструментов; моделировать различные виды углов. Уче-

ник получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Тип урока: изучение нового материала.

Опорные понятия, термины: отрезок, луч, прямая, дополнительные друг другу лучи, треугольник, вершина треуголь-

ника, стороны треугольника.

Новые понятия: угол, прямой и развернутый угол, вершина, стороны угла, чертежный треугольник.

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Я. Вилен-

кин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2019; мультимедиа проектор, компьютер, рабочие

тетради учащихся, чертежные треугольники, чистый лист бумаги.

2

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организаци-

онный мо-

мент

Создать благопри-

ятный психологи-

ческий настрой на

работу

Он и острый, да не нос

И прямой, да не вопрос,

И тупой он, да не ножик.

Что еще таким быть мо-

жет?

Приветствие, проверка

готовности к учебному

занятию, организация

внимания учащихся.

На доске вы видите за-

гадку, которую мы раз-

гадаем на нашем уроке.

Приветствуют учи-

теля, читают загад-

ку, включаются в

деловой ритм уро-

ка.

Регулятивные: умение

организовывать себя,

настраиваться на

работу

Мотивиро-

вание к

учебной дея-

тельности

повторение

раннее изу-

ченного

Выявить пробелы

в знаниях и

способах деятель-

ности учащихся и

определить при-

чины их возник-

новения.

На доске - тексты заданий

для устного счета. Повто-

рение темы «Проценты»

1.

Замените проценты деся-

тичной дробью

56% 123% 77% 3,1%

6% 400% 2%

2.

Сколько процентов одно

число составляет от дру-

гого?

6 от 12; 8 от 40; 5 от 50; 1

от 50; 16 от4.

3.

Сколько процентов фигу-

ры закрашено?

4.

Сколько процентов фигу-

ры не закрашено?

Поработаем устно.

Учитель предлагает

ученикам выполнить

устные задания.

Решают задания

устно, объясняют

свои действия. От-

вечают на вопросы.

Коммуникативные:

умение вступать в диа-

лог, участвовать в кол-

лективном обсуждении

учебной проблемы, из-

лагать свои мысли в

устной форме.

3

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Целеполагание

и мотивация

Обеспечить моти-

вацию, принятие

целей урока

На экране кроссворд

1

2

3

4

По горизонтали:

1)

Единица времени.

2)

Единица массы.

3)

Сотая часть числа.

4)

Инструмент для измере-

ния длины отрезков.

Разгадав кроссворд, по

вертикали вы прочитае-

те тему нашего урока.

Назовите тему, кото-

рую следует написать

после слов "Классная

работа"?

Кто разгадал нашу за-

гадку?

Сегодня мы узнаем, что

такое угол, какими бы-

вают углы, научимся

обозначать и сравни-

вать углы, правильно

называть углы, научим-

ся пользоваться чер-

тежным треугольником

для изображения углов.

Углы всегда присут-

ствовали в жизни чело-

Разгадывают кросс-

ворд.

Записывают в тет-

ради дату и тему

урока.

Регулятивные: умение

принять познаватель-

ную цель, сохранять ее

при выполнении учеб-

ных действий, регули-

ровать весь процесс их

выполнения.

Познавательные: на-

блюдение, умение мо-

делировать.

4

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

века.

Очень многие тела и

предметы, которые нас

окружают, имеют углы

(посмотрите на предме-

ты, которые вас окру-

жают).

Приводят примеры

(шкаф, стол и т.д.)

Усвоение

новых зна-

ний и спосо-

бов усвое-

ния

Обеспечить вос-

приятие, осмыс-

ление и первич-

ное запоминание

учащимися изу-

чаемой темы.

Демонстрация презента-

ции

Посмотрите, пожалуй-

ста, на доску, изобра-

жен угол. О – вершина

угла. ОА и ОВ – сторо-

ны

угла.

Посмотрите

как правильно обозна-

чается

угол.

Давайте

прочитаем

получив-

шийся угол.

Посмотрите и ответьте

на вопросы. Какие точ-

ки лежат внутри угла

АОВ, какие вне угла, а

кикие на сторонах это-

го угла?

Как вы думаете, как

можно

сравнить

два

угла?

Слушают объясне-

ние.

Вместе с учителем

читают угол.

Отвечают на по-

ставленные вопро-

сы.

Ученики высказы-

вают свои мнения и

все вместе прихо-

дим к выводу, что

Познавательные:

понимание информа-

ции, представленной в

виде текста, рисунка,

схемы, развитие навы-

ков нахождения законо-

мерностей.

Коммуникативные:уме-

ние участвовать в кол-

лективном обсуждении

учебной проблемы, из-

лагать свои мысли в

устной и письменной

форме.

5

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Какие углы изображе-

ны на экране?

Сравните эти углы.

Давайте вспомним, что

такое луч.

Сейчас возьмите в руки

линейку

и

карандаш.

Построим лучи ОА и

ОВ

дополнительные

друг к другу. Как вы

думаете, как называется

получившийся

угол

АОВ?

Сейчас возьмите в руки

чистый

лист

бумаги,

сложите его пополам,

еще раз пополам и раз-

верните лист.

У вас получилось 4 рав-

ных угла и все они пря-

сравнить углы

можно наложени-

ем, что демонстри-

руется на экране

Отвечают на по-

ставленные вопро-

сы.

Отвечают на по-

ставленные вопро-

сы.

Строят разверну-

тый угол.

Ученики при помо-

щи листа бумаги

получают прямой

угол.

6

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

мые. Прямым углом на-

зывают половину раз-

вернутого угла.

Для построения прямо-

го угла пользуются чер-

тежным

треугольни-

ком.

Возьмите его в руки и

давайте построим пря-

мой угол.

(Учитель наблюдает за

работой учащихся, по-

могает

при работе с

чертежным треугольни-

ком).

Выполняют чертеж

прямого угла.

7

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Физкультми-

нутка

Сменить вид дея-

тельности

Предлагает выполнить

физические упражне-

ния: повороты головы,

махи руками, приседа-

ния.

Учащиеся выпол-

няют упражнения.

Личностные: здоровье-

сбережение

8

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организация

первичного

закрепления

Выявить пробелы

первичного

осмысления изу-

ченного материа-

ла, корректиро-

вать выявленные

пробелы, обеспе-

чить закрепление

в памяти учащих-

ся знаний и

способов дей-

ствий.

Откройте учебники на

стр. 141, выполните №

766, № 768 и № 772.

Учитель наблюдает за

работой учеников.

Ребята выполняют

работу в своих тет-

радях, сверяются и

советуются с сосе-

дом по парте.

Затем выполняют

устную проверку.

Коммуникативные:

умение оформлять свои

мысли в устной форме,

умение взаимодейство-

вать с соседом при вы-

полнении учебной зада-

чи.

Регулятивные: умение

контролировать и кор-

ректировать учебную

деятельность.

Организация

первичного

контроля

Обеспечить вос-

приятие, осмыс-

ление и первич-

ное запоминание

учащимися изуча-

емой темы.

На доске текст самостоя-

тельной работы.

1.

Начертите угол NOK,

отметьте точку А вну-

три угла, точку В вне

угла и точку С на сто-

роне угла. Назовите

стороны и вершину

данного угла.

2.

Изобразите с помо-

щью чертежного тре-

угольника 4 прямых

угла в разных поло-

жениях.

А теперь выполните

самостоятельную рабо-

ту (обучающую).

Выполняют

само-

стоятельную рабо-

ту в тетрадях.

Один учащийся у

доски.

Проверяют друг у

друга

результаты

решения, сравнивая

с образцом на дос-

ке. Аргументируют

свое

решение

на

основании

знания

новых терминов.

Познавательные: уме-

ние выделять в условии

задачи данные, необхо-

димые для решения за-

дачи, строить логиче-

скую цепочку рассу-

ждений, сопоставлять

полученный результат с

условием задачи.

Регулятивные:

умение сличить свой

способ действия с эта-

лоном.

Коммуникативные:

умение взаимодейство-

вать с соседом при вы-

полнении учебной зада-

9

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

чи.

Подведение

итогов урока

Закрепить новые

понятия, изучен-

ные на уроке и

выяснить степень

их усвоения. Дать

качественную

оценку работы

класса и отдель-

ных учащихся.

- Что изучали сегодня

на уроке?

- Что такое угол?

- Что называют сторо-

нами угла?

- Что называют верши-

нами угла?

- Как сравнить два

угла?

- Какие углы называют

равными?

- Какой угол называют

развернутым?

- Какой угол называют

прямым?

- Как построить прямой

угол с помощью чер-

тежного треугольника?

- Сегодня на уроке все

работали хорошо, но

особенно хочется отме-

тить…

Отвечают на вопро-

сы.

Познавательные: уме-

ние структурировать

знания, делать выводы.

Коммуникативные:

умение вступать в диа-

лог.

Домашнее за-

дание

Обеспечить пони-

мание учащимися

цели, содержания

и способов вы-

полнения домаш-

него задания

На доске запись:

Домашнее задание:

по учебнику п. 41,

№ 791, № 792 и № 793.

Комментирует домаш-

нее задание.

Записывают до-

машнее задание в

дневники, задают

вопросы.

Личностные: самоо-

пределение по выпол-

нению домашнего зада-

ния

10

Этапы

урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учите-

ля

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Рефлексия

Инициировать ре-

флексию учащих-

ся по поводу пси-

хоэмоционально-

го состояния,

мотивации, их

собственной дея-

тельности и взаи-

модействия с учи-

телем и другими

учащимися в

классе

Давайте подведём итог.

Справились ли с по-

ставленной в начале

урока задачей?

Возьмите из разда-

точного материала

смайлик, который, как

вы считаете, подходит

к вашему настроению и

приклейте в тетрадь.

Спасибо за урок!

Изображают

смайлик, который

соответствует соб-

ственному уровню

понимания матери-

ала.

Регулятивные: умение

осознавать качество и

уровень усвоения учеб-

ного материала.

11



В раздел образования