Автор: Корлякова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8, имени Бусыгина М.И."
Населённый пункт: город Усть-Илимск, иркутская область
Наименование материала: статья Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Тема: Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Раздел: полное образование
Корлякова Т.Г., учитель химии
МБОУ «СОШ № 8, имени Бусыгина М.И.»,
Иркутская обл., г. Усть-Илимск
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на
выпускника, который должен осознавать важность образования и
самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные
знания на практике. Задача учителя в условиях стандартизации образования
сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и
научить их способам познания и практической деятельности.
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего
образования:
•
представить цели образования в виде системы ключевых задач,
отражающих направления формирования качеств личности;
•
на основании таким образом построенных целей обосновать не только
способы действий, которые должны быть сформированы в учебном
процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
•
выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения
личностного, социального, коммуникативного и познавательного
развития учащихся.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
•
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения демократического гражданского общества, толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессиального состава российского общества;
•
ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и основной результат образования;
•
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и взаимодействия
участников образовательного процесса в достижении целей
личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
•
учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения;
•
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,
основного и среднего (полного) общего образования;
•
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих
рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности;
•
гарантированность достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования,
что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности.
•
Базовые технологии стандартов второго поколения
•
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация –
общение)
•
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение
задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
•
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
•
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения