Автор: Агеева Ирина Вениаминовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новокижингинская СОШ"
Населённый пункт: с. Новокижингинск, Кижингинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогическая мастерская как эффективная форма организации учебно-воспитательного процесса и мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокижингинская средняя общеобразовательная школа»
Кижингинского района Республики Бурятия
Методическая разработка:
«Педагогическая мастерская как
эффективная форма организации учебно-
воспитательного процесса и мотивации
учащихся к изучению русского языка и
литературы»
Агеева Ирина Вениаминовна, учитель
русского языка и литературы высшей
категории
МБОУ «Новокижингинская СОШ»
2021 год
2
Содержание
1.Введение.
Актуальность
темы.
Цель.
Новизна.
Теоретическая
и
практическая
значимость ________________________________________________стр. 3-4
Глава
1.
Педагогическая
технология
мастерской
как
объект
исследования.
1.1.
Теоретические
основы
возникновения,
исследования
и
развития
практики мастерских в процессе обучения _____________________стр. 5
1.2. Принципы и правила ведения мастерских__________________ стр. 5-6
1.3. Классификация мастерских ______________________________ стр. 6-7
1.4. Сущность, алгоритм проведения мастерских _______________ стр. 7-9
Глава 2. Исследование результативности педагогической мастерской
2.1. Результаты мастерской__________________________________стр. 9
2.2. Диагностика результативности. Итоги мониторинга_________стр. 9-10
Заключение _____________________________________________стр. 10-11
Список литературы ______________________________________стр. 12
Ссылки на интернет-источники______________________________ стр. 12
3
Введение
Актуальность темы обусловлена требованиями ФГОС. Особенность
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования (ФГОС) – это их деятельностный характер, который ставит
главной
задачей
развитие
личности
ученика.
Современное
общество
требует
от
нас
подготовить
человека
обучаемого,
способного
самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно
меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию
решений – т.е. человека нового поколения.
Следовательно, предъявляются новые требования не только к уроку, но
и к другим учебным занятиям. Замечательной формой таких занятий может
оказаться
педагогическая
мастерская.
По
словам
И.
А.
Мухиной,
заслуженного
учителя
РФ,
доцента
кафедры
педагогики
социального
творчества
СПбГУПМ, «педагогическая мастерская
-
это
такая
форма
обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения
каждого
участника
к
новому
знанию
и
новому
опыту
путем
самостоятельного или коллективного открытия».
ФГОС в качестве цели и основного результата образования выдвигают
«развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных
действий».
А
работа
в
мастерской,
безусловно,
создаёт
условия
для
формирования УУД.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми –
ещё одно требование ФГОС. Как нельзя лучше именно педагогическая
мастерская оказывает эмоциональное влияние на её участников.
Кроме того, современный урок должен вызывать интерес, воспитывать
познавательную потребность. Именно в педагогической мастерской задания
планируются так, чтобы в них был обязательно значительный элемент
загадочности. Поэтому задания выполняются на основе познавательной
потребности ученика.
Темп и ритм образовательного процесса должны быть оптимальными,
действия
должны
быть
завершенными.
Это
требование
ФГОС
тоже
выполняется в педагогической мастерской.
ФГОС
требует,
чтобы
было
доминирование
атмосферы
доброжелательности и активного творческого труда. Каждый создатель
мастерской должен помнить, что мастерская – это всегда создание условий
для
какого-либо
открытия,
важного
решения,
творческого
процесса
«Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес
любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и
творческой
раскованности,
реализуя
принципы
“педагогики
успеха».
Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Творческий процесс в
мастерской является главным технологическим средством достижения цели
обучения:
открытия
закона,
формулирования
правил,
создания
текста,
накопления
фактических
знаний,
приобретения
опыта
исследования,
осознания ценностных ориентации и др.
4
Невозможен
современный
урок
без
смены
видов
деятельности
учащихся, сочетания различных методов и приемов обучения.
Обеспечение активного учения каждого школьника – тоже требование
ФГОС. В мастерской происходит обмен мнениями, знаниями, творческими
находками
между
участниками,
чему
содействует
чередование
индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
В новом свете ФГОС видится и педагогическое поведение учителя на
уроке. В мастерской учитель перестаёт быть просто учителем от слова
«учить», он создаёт условия для постижения смысла изучаемого материала.
Таким образом, педагогическая мастерская позволяет мотивировать
учащихся к обучению русского языка и литературы, подготовить к жизни в
обществе
творчески
активную
личность,
умеющую
учиться,
самостоятельно
совершенствоваться.
Образовательная
технология
«Педагогическая мастерская» по своей сути является такой инновационной
технологией, осуществляющей деятельностный подход, которая отвечает
требованиям
ФГОС,
пробуждает
у
учащихся
интерес
к
творчеству,
а
учителю помогает избежать профессионального выгорания.
Целью данной методической разработки является оказание помощи
учителю
в
организации
обучения,
повышение
качества
преподавания,
формирование
мотивации
школьников
к
изучению
русского
языка
и
литературы в урочной и внеурочной деятельности
Новизна - показана роль педагогических мастерских как эффективной
формы
организации
учебно-воспитательного
процесса
и
мотивации
учащихся
к
изучению
русского
языка
и
литературы,
развитие
инновационного
интеллекта
личности,
продуктивность
инновационной
деятельности обучающихся.
Теоретическая
значимость
методической
разработки:
проанализированы теоретические
основы
и
реализация
педагогической
технологии
мастерских,
концепции
и
подходы
к
построению
педагогических
технологий,
ориентированных на
развитие
творческих,
познавательных, рефлексивных способностей обучающихся; определены
критерии
и
показатели
эффективности
реализации
педагогической
технологии
мастерских;
разработана
модель
реализации
технологии
мастерских; определены возможности развития УУД в ходе мастерских;
сформирован алгоритм проведения творческих мастерских.
Практическая
значимость:
разработаны
и
апробированы
рекомендации
по
реализации
педагогической
технологии
мастерских;
предложены
методики
проведения
занятий
на
основе
технологии
мастерских; разработки
педагогических мастерских
автора
могут быть
использованы
в
образовательном
процессе
как
элемент
развивающего
обучения, личностно и проблемно ориентированной технологии обучения;
результаты
исследования
целесообразны
к
применению
в
обучении
учащихся других школ.
5
Глава
1.
Педагогическая
технология мастерских
как
эффективная
форма организации
учебно-воспитательного
процесса
и
мотивации
учащихся к изучению русского языка и литературы
1.1.
Теоретические
основы
возникновения,
исследования
и
развития
практики мастерских в процессе обучения.
Среди
множества
современных
образовательных
технологий,
позволяющих раскрыть и развить творческие способности обучающихся на
уроках русского языка и литературы, выделяется технология мастерских,
позволяющая обучающимся найти свой путь, обрести себя в письменном
слове, пытаясь выразить свое «Я», развивать творческое самостоятельное
мышление.
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения
возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого,
практическая
деятельность
С.
А.
Рачинского,
исследования
Л.
С.
Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы
философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых —
последователей
Гастона
Башляра
—
стали
основой
практического
моделирования
сначала
французских,
а
затем
петербургских
педагогических мастерских.
1.2. Принципы и правила ведения мастерской.
И. А. Мухина, заслуженный учитель РФ, доцента кафедры педагогики
социального творчества
СПбГУПМ,
выделяет
следующие
принципы и
правила ведения мастерской:
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера —
руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки —
путь к истине.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес
любого
участника
мастерской
создают
условия
эмоционального
комфорта
и
творческой
раскованности,
реализуя
принципы
«педагогики успеха».
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
-
во-первых,
в
праве
выбора
на
разных
этапах
мастерской
(обеспечивается руководителем);
- во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
-
третьих,
—
в
праве
действовать
по
своему
усмотрению,
без
дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный
элемент
неопределенности,
неясности,
даже
загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны,
6
интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из
него,
что
стимулирует
творческий
процесс.
Как
и
право
выбора
—
обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества,
сотворчества.
Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет
за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.
Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на
него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно
пассивна.
В
мастерской
педагог – наставник,
по
праву
старшего и
более
сведущего
дающий
в
руки
младшего – ученика – карту
и
компас,
с
помощью
которых
прийти
к
открытию
тот
должен
самостоятельно. Ученик сам добывает
знания,
для
достижения
цели
объединяя
свои
усилия
с усилиями
одноклассников.
Поэтому
здесь
маловероятна
конкуренция,
а
одним
из
важнейших
условий
работы
является доверительная, дружелюбная атмосфера.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны,
поверить
в
собственные
творческие
возможности, с
другой – ощутить
потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает
диалог между ее участниками.
Педагогическая мастерская – одна из интенсивных форм обучения,
мотивирующая каждого из его участников на «самостроительство» своих
знаний
через
критическое
отношение
к
имеющимся
сведениям,
к
поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. В
системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен
сам процесс творчества.
Это технология направлена на «погружение» участников мастерской в
процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это
мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь
создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А
принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе
мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к
самостоятельной
исследовательской
деятельности.
Это
дает
ощущение
собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно
поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской
как кусочек живой жизни.
1.3. Классификация мастерских.
В настоящее время существует несколько разновидностей творческих
мастерских:
Мастерская построения знаний;
7
Мастерская творческого письма (или просто – письма);
Мастерская построения отношений;
Мастерская самопознания;
Проектная мастерская и др.
1.4.
Сущность, алгоритм проведения мастерских.
Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по
определенному алгоритму.
Первый этап.
«Индуктор» - первое задание мастерской, направленное на создание
эмоционального
настроя,
мотивирующее
дальнейшую
деятельность
участников. Индуктором может служить слово, образ, фраза, предмет, звук,
мелодия, текст, рисунок и т.д. То есть все, что может разбудить чувство,
вызвать
поток
ассоциаций,
воспоминаний,
ощущений,
вопросов.
По
мнению А. А. Окунева, индуктор – будильник. «Мы спим, и вдруг в нашу
жизнь
врывается
нечто.
Индуктор
–
момент
разбуживания,
который
раскачивает маятник чувств. Главное, чтобы эти чувства были вызваны.
Даже, если индуктор вызывает раздражение – это тоже хорошо».
Второй этап.
Этот
этап
связан
с
созданием,
индивидуально
или
в
группе,
творческого продукта. Его можно разделить на две стадии. В разных
источниках эти стадии называются по-разному. Например, «деконструкция
и реконструкция». То есть нечто (текст?) разбирается на детали, а потом
используется как исходный строительный материал – можно со своими
добавками, например, с эвристической образовательной ситуацией (ЭОС).
Можно
найти
и
такое
разделение: «самоинструкция
и социоконструкция».
«Самоинструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения,
текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» – объединение этих элементов в коллективный
продукт.
Третий этап.
«Социализация» -
это
предъявление
созданного
продукта
всем
участникам (презентация своей работы, афиширование и чтение текстов,
выставка рисунков и т.д.) На этом этапе каждый про себя сравнивает,
соотносит
свои
результаты
с
чужими
и
–
осваивает
все
возможные
открытия.
Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия. Это важно,
если, например, нам необходимо заканчивать урок, а мастерская еще не
завершена. Здесь же у участников работы часто появляется потребность в
новом ли дополнительном знании – информационный запрос.
Четвертый этап.
8
Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если
после
этапа
социализации
участники
мастерской
исправляют
или
дополняют созданный продукт.
Здесь происходит обращение к
новой
информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы
критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей. Участник
мастерской может продолжить или улучшить написанное. А может создать
новый продукт.
Пятый этап.
«Афиширование» - представление работ
участников мастерской (и
Мастера). Это могут быть тексты, рисунки, схемы, проекты и т. д. Основное
условие
этого
этапа: все написанные
сочинения
читаются, все рисунки
демонстрируются, все придуманные сценки,
пантомимы разыгрываются.
Важно, чтобы все участники мастерской были выслушаны.
Шестой этап.
«Разрыв» - лучше всего отражают смысл этого понятия слова озарение,
инсайт, понимание. И. А. Мухина пишет: «Разрыв» – психологическое
состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается
новое
видение
предмета,
закона,
явления,
образа,
отношения».
Путем
«озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на
обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно,
многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод,
обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как
прозрение. Происходит разрыв между старым и новым.
«Разрыв» – необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро.
Главный
«разрыв»
заранее
планируется
руководителем
мастерской.
Технология
создания
условий
для
разрыва
состоит
в
подборе
парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для
осмысления.
Переживание
парадокса
приводит
мысль
и
эмоции
исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика
и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и
той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени
подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и
т.п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом
этапе мастерской. Если участник мастерской не переживает ни одного
«разрыва», для него мастерская не состоялась».
Седьмой этап.
«Рефлексия» - что я открыл сегодня – в себе, в тексте, в окружающих?
С каким вопросом вышел? Чего не понял? То есть, это этап отражения
чувств,
ощущений,
возникших
у
учащихся
в
ходе
мастерской.
Это
богатейший
материал
для
рефлексии
самого
Мастера,
для
усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Этапов
может быть больше,
возможны
иные варианты алгоритма
работы но при этом соблюдаются общие принципы и правила ведения
мастерской.
9
Глава 2. Исследование результативности педагогической мастерской
2.1. Результаты мастерской.
Основной результат образования по ФГОСу выдвигается как «развитие
обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий».
Работа в мастерской, безусловно, создаёт условия для формирования УУД.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту
истинно научного или художественного постижения мира, потому что
каждый
ее
участник
движется
от
осознания
личного
опыта
к
опыту
национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности.
Так формируются личностные УУД.
Регулятивные (умение организовывать свою учебную деятельность)
УУД
отрабатывают
у
участников
мастерской
умение
самостоятельно
вырабатывать
и
применять
критерии
и
способы
дифференцированной
оценки собственной учебной деятельности. Познавательные (общеучебные,
логические, действия постановки и решения проблем) вырабатываются
выдвижением
гипотез,
их
обоснование
через
поиск
решения
путем
проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов
работы.
Коммуникативные
(умение
общаться,
взаимодействовать
с
людьми)
помогают
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий.
Результаты мастерской не программируются детально. Это может быть
или
развитие мотивации
к
дальнейшему
познанию,
или
создание
завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что
результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или
умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого
продукта.
При
этом
важнейшим
качеством
процесса
оказывается
сотрудничество и сотворчество.
Долгосрочные же результаты подтверждаются внешней экспертизой
достижений учащихся ГБУ «РЦОИ и ОКО», региональным мониторингом,
протоколами
проверки
основного
государственного
экзамена
(ОГЭ),
единого государственного экзамена (ЕГЭ).
2.2. Диагностика результативности.
Для
выявления
уровня
развития
школьников
я
использовала
следующие методы исследования: наблюдение, а также проведение и анализ
диагностики
развития
школьников
по
методикам
Наталии
Львовны
Белопольской:
«Исключение
понятий»,
«Выделение
существенных
признаков»,
«Простые
аналогии».
Данные
методики
позволили
проанализировать
уровень
развития
мышления
обучающихся
по
следующим критериям:
- классификация и анализ;
10
- дифференциация существенных признаков;
- логические связи.
По каждой методике выявлены уровни: высокий, средний, низкий.
Для выявления эффективности работы, проводилось исследование по
этим методикам дважды: в 2020 и 2021 годах:
- по классификации и анализу – у 40% (рост на 15%);
-по дифференциации существенных признаков – у 25%;
-по логическим связям – у 30% (динамика – 10%).
Ряды этого уровня пополнились за счёт ребят, которые в начале года
имели средний уровень.
Особенно
радует
сокращение
количества
обучающихся
низкого
уровня. По параметру классификация и анализ на низком уровне остался
только 1 человек, а второй ученик 7 класса перешёл на средний, по умению
выделять
существенные
признаки
количество
детей
низкого
уровня
сократилось в два раза, а по умению устанавливать логические связи – на
10%.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя диагностику,
я пришла к выводу, что педагогические мастерские - эффективная форма
организации учебно-воспитательного процесса и мотивации учащихся к
изучению русского языка и литературы.
1. Позволяет проводить занятия динамичнее, а проверку уровня знаний
и умений эффективнее для самих обучающихся.
2. Педагогическая мастерская запускает ассоциативное мышление. Это
путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для
понимания художественного творчества, прежде всего.
3.
Педагогическая мастерская
тренирует, развивает
способность к
аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения,
к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения,
интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки
необходимы
для
воспитания
человека
обучаемого,
способного
самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно
меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию
решений – т.е. человека нового поколения.
4.
Педагогическая
мастерская
выступает
и
как
метод
мотивации
школьников к изучению предметов, отвечает требованиям ФГОС ООО и,
осуществляя
деятельностный
подход,
обеспечивает
«формирование
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную
учебно-познавательную
деятельность
обучающихся;
построение
образовательного
процесса
с
учётом
индивидуальных
возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся».
5. Она дает только положительные результаты, так как дети учатся
выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, при этом
11
развивается критическое мышление, память и внимание, а процесс обучения
становится интереснее, занимательнее и плодотворнее.
6. Эвристический подход, используемый на уроках и в педагогических
мастерских,
мотивирует
школьников
к
изучению
русского
языка
и
литературы,
является
одним
из
продуктивных
и
оптимальных.
Такие
занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают
доверительные
отношения
в
коллективе,
уважительное
и
радостное
отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
7.
Нестандартная
форма
организации
занятий,
инновационная
технология обучения помогает создать на занятиях творческую атмосферу,
психологический
комфорт,
развивает
у
учащихся
познавательные,
творческие
и
коммуникативные
способности,
интерес,
учебно-
познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет
осуществить
и
эмоционально
прочувствовать
процесс
совместного
творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или
коллективного открытия.
12
Список литературы:
1.
Белова
Н.И.,
Мухина
И.А.
Педагогические
мастерские:
Теория
и
практика. - СПб,1998.
2. Белова Н.И. "Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы.
Фестиваль педагогических идей". Волгоград, "Учитель", 2009.
3. Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика: сб.науч.
тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.
4. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего
начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012
5.
Мухина
И.А.
Что
такое
педагогическая
мастерская?
Мухина
И.А.,
Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и
традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ.
6. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного
опыта. Выпуск 1 Сост. И.А.Мухина. – СПб.: СПбГУПМ, 1995.
7. Современные педагогические технологии основной школы в условиях
ФГОС
/
О.Б.Даутова,
Е.В.Иваньшина,
Т.
Б.Казачкова,
О.Н.Крылова,
И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.
8. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. –
СПб.: «Корифей», 2000.
9. Хуторской А.В. Педагогические средства реализации эвристического
потенциала образования // Педагогика. – 2009 – №3. – С.17-24.
10.
Хуторской
А.В.
Развитие
одарённости
школьников:
Методика
продуктивного обучения: Пособие для учителя. -М.: Гуманит.изд. центр
ВЛАДОС, 2000.-320с.-с.99